Выбор и заготовка дров
В предыдущих разделах про дрова было сказано только одно: они должны быть сухими. Поговорим теперь о них более подробно. Лучшие дрова - из хвойных деревьев. У бывалых путешественников принято отдавать предпочтение сосне и кедру, так как они мало искрят. Однако это имеет существенное значение только в том случае, если предстоит ночёвка не в палатке, а рядом с огнём, так что юные туристы могут считать, что ель ничуть не хуже сосны и кедра. Хорошо горят также сухая лиственница и пихта. Последняя, правда, часто "стреляет" угольками. Из лиственных пород лучше других - берёза, но даже она считается хуже хвойных деревьев. Это нередко удивляет тех, кто имел раньше дело с печным отоплением: при покупке дров всегда отдают предпочтение берёзовым. Дело в том, что покупные дрова предварительно просушивают. Да к тому же их и после покупки обычно не сразу пускают в дело, а складывают в поленницу, где они еще просыхают. В этих условиях берёза, действительно, экономичнее сосны и ели. Иначе обстоит дело в лесу, где дрова идут в огонь немедленно. Сухостойная береза почти всегда гнилая, тем более упавшая, которая обычно вообще превращается в труху. Ни гнильё, ни труха на костёр, понятно, не годятся. А вот хвойные породы значительно меньше подвержены гниению - этому препятствует смола.
Если на дрова берут упавшее дерево, то его следует сначала попробовать топором и убедиться, не гнилое ли оно. Желательно проверить дерево, таким образом, в нескольких местах /хотя бы в двух/. Очень часто дерево гниёт неравномерно: на вполне пригодном для костра дереве вдруг оказывается участок с гнильцой или, наоборот, на гнилой лесине где-то сохранится сухая древесина. Если бивак устроен сравнительно недалеко от населенного пункта, где лес хорошо очищен и от сухостоя, и от валежника, и даже от сучьев, то можно с грехом пополам набрать топлива на костёр, наколов толстой щепы от сухих пней, оставшихся от ранее спиленных деревьев. Впрочем, с такой необходимостью туристы встречаются редко:
почти всегда можно пройти пару лишних километров и устроить бивак там, где несложно найти дрова.
Заготавливая дрова для своего костра, юным туристам практически не приходится сталкиваться с необходимостью валить сколько-нибудь крепкие сухостойные деревья. Обычно сухих сучьев, валежника и, наконец, несколько тонких сухих ёлочек бывает вполне достаточно, чтобы сварить пищу и посидеть у огня. Однако такая необходимость, может, и встретиться. Поэтому не мешает знать, как нужно валить большое дерево. Прежде всего, надо обойти вокруг дерева на расстоянии нескольких
метров и посмотреть, не имеет ли оно естественного наклона. Если дерево имеет сколько-нибудь заметный естественный наклон, то валить его надо в этом же направлении. Завалить дерево в направлении, отличающемся от естественного наклона, сумеют только люди, имеющие достаточный опыт. Юным же туристам не следует и пытаться этого делать. Далее, надо оценить, как упадёт дерево, не зависнет ли оно, зацепившись верхушкой за ветви соседних деревьев. Снимать зависшее дерево - дело хлопотное и не всегда безопасное. Часто бывает целесообразно не тратить силы и не рубить дерево, которое, скорее всего, зависнет при падении, а сразу подыскивать другое, более подходящее. Если дерево растёт на каком-то склоне, следует прикинуть, не скатится ли оно при падении далеко вниз, откуда его будет трудно достать, а если дерево стоит возле места бивака, то не упадёт ли оно на лагерь.
Часто бывает, что рубить дерево мешают соседние кусты или ветви близко растущих деревьев. Их надо убрать, чтобы не мешали работать, и чтобы при падении дерева можно было быстро отойти в сторону. Отойти в сторону могут помешать также валёины или сучья, лежащие под ногами. Их тоже надо заранее убрать.
Рубят дерево таким образом. Сначала с той стороны, куда должно дерево упасть, делают подруб, примерно на треть или на четверть
Рис. Последовательность ударов при рубке дерева
диаметра ствола. Затем начинают делать подруб с противоположной стороны /примерно на ладонь выше первого подруба/. Когда второй подруб станет достаточно глубоким, дерево падает под действием собственного веса. Если же встречный подруб не сделать, это приведёт к лишней работе: чтобы добраться топором до последних слоев древесины, удерживающих дерево в вертикальном положении, приходится сильно расширять сделанный подруб. Кроме того, работать без встречного подруба опасно: при падении дерево щепится, и эта щепа, подобно пружине, может сильно отбросить комель назад, именно в ту сторону, где стоит турист, подрубивший дерево. Валить дерево, подрубая его равномерно со всех сторон, по кругу, нерационально.
Когда подрубают дерево, то чередуют два рода ударов. Первый, наносимый под острым углом, должен поглубже проникнуть в толщу дерева. Второй удар приходится немного ниже и под менее острым углом. Им выбивают подрубленную древесину. Очередной удар идёт под тем же углом, что и первый, но на 1-2 см. выше по стволу, а следующий - в глубь подруба, чтобы выбрать древесину, подрубленную предыдущим ударом, и т.д. Конечно, на практике сплошь и рядом приходится производить не один, а два или три одинаковых удара подряд, но суть дела от этого не меняется.
С упавшего дерева надо, прежде всего, снять сучки, пройдя вдоль него с топором. Ветви тут же собирают в кучу. Они тоже пойдут в костер. После этого можно разделывать ствол на поленья нужной длины. Пытаться сделать это до того, как дерево осучковано, не следует. Упавшее дерево почти всегда лежит, опираясь на ветви. Если в таком положении начать рубить ствол, то ветви будут амортизировать удары топора. Сил будет уходить много, а эффект будет незначительным.
Существует правило - никогда не рубить дров на земле или на камнях. Даже в мягком грунте всегда есть мелкие камни. При неудачном ударе топор втыкается в землю, после чего на нем почти всегда появляются большие или малые зазубрины, он быстро тупится. Работать таким топором очень тяжело. Поэтому при разделке поваленного дерева нужно обязательно подложить под него какое-нибудь полено или плашку, толстую ветку, наконец. Если под рукой ничего подходящего не оказалось, можно подтащить срубленное дерево к пню или выступающему из земли корню. После того, как отрублено первое полено, дальше можно подкладывать уже его.
При разделке дерева на поленья, так же как и при валке, чередуют подрубающие и выбивающие древесину удары. Только при валке удар снизу нанести нельзя, поэтому замах всегда делается с одного плеча, а оба рода ударов отличаются только углом наклона, под которым лезвие топора входит в ствол. При рубке лежащего дерева можно чередовать удары с замахом с одного и другого плеча" Один удар подрубает древесину, а второй /встречный/ с замахом с другого плеча, выбивает ее. Делают подруб на лежащем бревне не сверху, а немного сбоку, на той стороне, которая обращена от рубящего. Когда подруб станет достаточно глубоким, тогда его можно оставить, перешагнуть через лежащее бревно и начать новый такой же подруб, но с другой стороны. Конечно, место для нового подруба нужно выбрать так, чтобы он через какое-то время сомкнулся с первым подрубом. Этого обычно бывает достаточно, чтобы разрубить не слишком толстое дерево"
Разделывая лежащее дерево, многие любят придавливать его сверху одной ногой. При этом утверждают, что получается удобная рабочая стойка и, кроме того, бревно удерживается от смещений. Что касается стойки, то тут всё зависит от привычки: можно работать и не ставя ногу на бревно, и это будет ничуть не хуже. Удерживать бревно ногой, действительно, удобно, но вся беда в том, что при этом нога оказывается в нежелательной близости от завершающего удар топора. А рубленая рана, которую оставляет топор, сопровождается большой кровопотерей и, как правило, требует накладывания швов в больнице. Бинтом и йодом тут не обойдётся. Недаром говорят, что хорошо направленный топор не менее опасен, чем заряженное ружьё. Если кто-нибудь из участников похода поранил ногу топором, то на этом поход обычно заканчивается не только для него самого, но и для его товарищей. Дальше начинается эвакуация пострадавшего.
И все-таки, несмотря на всё сказанное, такой приём, как придавливание бревна ногой, остаётся неискоренимым. Слишком сложно сооружать какие-нибудь устройства, чтобы удержать бревно, если оно начинает перемещаться при ударах. Слишком заманчиво, не тратя времени, придерживать его ногой.
Поэтому вряд ли следует категорически запрещать такой приём. Лучше разберём, как при этом свести вероятность травмы к минимуму.
Приемы разделки дерева.
а - правильно б - неправильно
Прежде всего, придавливая бревно ногой, нужно ставить её не прямо перед собой, а несколько в сторону, тогда можно сделать подруб ближе к опорной ноге, стоящей на грунте за бревном. А задеть ее, сорвавшись при ударе, топор практически не может. Далее, придавив бревно сверху, не следует делать подруб тоже сверху. Пусть подруб будет на противоположной от рубящего стороне бревна. Сорвавшись, топор рикошетирует обычно вдоль бревна. В первом случае он легко может задеть по ноге, во втором случае проскочит мимо.
После того как нарублены поленья, надо хотя бы часть из них расколоть вдоль на две, а если полено толстое - на четыре части. Расколотые вдоль поленья быстрее разгораются. Кроме того, из них легко изготовить дрова всех размеров, вплоть до самых тонких лучинок, необходимых для разведения костра. Колоть поленья, поставив их стоймя, удобно только в том случае, если они были напилены пилой и имеют ровный срез. Юные же туристы в своих походах, как правило, обходятся без пилы, а нарубленные топором поленья, вертикально поставить трудно. Лучше колоть такие поленья, положив одним концом на землю, а другим на какую-то опору /другое полено, валежину и т.д./. Очень распространенная ошибка, встречающаяся при этом, состоит в том, что полено кладут по направлению к себе, да еще придерживают нижний конец ногой. Удар топора в этом случае идёт точно в направлении ноги. Поэтому полено нужно положить на опору в направлении от себя, а удар, как и при разделке бревна на поленья, наносить по той части, которая лежит на опоре.
Прежде чем начать колоть полено, полезно осмотреть его: нет ли на нем сучков или трещин. Трещины довольно часто встречаются в сухих стволах. В этих случаях лучше попытаться расколоть полено, используя естественную трещину. Если полено имеет сучки с какого-то одного конца, следует начинать колоть его с другого конца, где сучков нет. Если сучки есть с обоих концов, то надо колоть его с того конца, где их меньше, и стараться уложить полено так, чтобы удар приходился между сучками.
Иногда с первого же удара полено даёт продольную трещину. Если этого не получилось, нужно постараться вторым ударом вогнать топор точно в то же место. И так может быть несколько раз. После того, как образовалась продольная трещина, очередной удар наносят, вгоняя топор в конец трещины, чтобы продолжить её. Если полено не очень толстое, а трещина прошла на всю или почти всю длину его, то не следует вытаскивать топор из древесины для следующего удара. Сделав замах топором вместе с поленом /топор при этом держат плашмя/, нужно ударить об опору концом полена, противоположным тому, куда вошёл топор. От этого удара полено легко расколется на две части. Здесь надо помнить, что при достаточно сильном ударе обе половины полена нередко с силой взлетают в воздух. Поэтому, чтобы не получить травму, надо наносить удар не прямо перед собой, а немного сбоку, как говорят туристы "под руку". Тогда отлетевшие части полена не заденут рубящего.
"Трудно представить себе талантливого, эффективно работающего ученого, лишенного чувства юмора. Такие встречаются редко. Напротив, среди людей бездарных процент наделенных звериной серьезностью, не улыбающихся и не понимающих шуток, весьма высок. Комплекс неполноценности, ущемленное самолюбие также ведут к утрате юмора или к злобной и желчной его разновидности".
ТРУДНЫЙ ВОЛЧОНОК
Что значит трудный? На этот вопрос можно дать себе ответ только после того, как объяснить, что значит слово "трудный".
Я бы хотел видеть мальчугана в возрасте волчонка, который бы никогда не врал, ничего не брал без спроса, не устраивал никаких проделок, или в них не участвовал!
Нельзя из-за какого-нибудь одного такого случая считать, что у волчонка "трудный характер". Лишь тогда, когда плохие привычки станут повторяться, а предупреждения и наказания перестанут на волчонка действовать, можно говорить о тяжелом характере.
Как это определить? Прежде всего, нужно очень внимательно следить за волчатами. Верь лишь тому, что ты увидел собственными глазами. Разговор с родителями, учителями и священником нужен, но надо не забывать, что, как родители, так и учителя склонны сгущать краски.
Что особенно нас должно интересовать и что, прежде всего, нужно для себя выяснить, это не то, "что" волчонок сделал, а "почему" он это сделал. К сожалению, мы меньше всего задумываемся над этим вопросом, хотя именно здесь лежит ключ к разрешению проблемы. Именно в этом вопросе - "Что заставляет его это делать?" - лежит основа будущего исправления ошибок и "трудного" характера ребенка.
Начальникам отрядов, стай или вожакам просто невозможно запомнить особенности, своеобразие и отклонения характера всех скаутов и волчат. Я берусь утверждать, что, даже при маленьком отряде в 30-40 человек, для них это не под силу. И даже если бы нашелся кто-нибудь с очень хорошей памятью, все равно я сомневаюсь, что он сможет с точностью вспомнить, каким был тот или другой волчонок год тому назад, с кем он дружил, какие у него были наклонности и как, и в каком направлении протекает его сегодняшнее развитие. Эти мысли привели меня к тому, что я решил завести картотеку характеров.
На отдельном для каждого разведчика или волчонка листе бумаги я заношу свои наблюдения. Время от времени мы; вместе с ответственными начальниками отрядов или стай, будем эти заметки просматривать, обсуждать, дополнять или исправлять. Таким образом, я смогу приобрести общее представление о характере вверенного мне мальчишки, и эти данные мне помогут увидеть, какие успехи делает тот или другой, и вовремя заметить - а может быть он остановился в своем развитии, или, что еще хуже, отстает.
Эту "личную карточку" мальчишки я себе представляю так:
Скаутские способности:
а) Сдача разрядов. Теория: Практика:
б) Общее впечатление.
в) Соотношение результатов испытаний с общим впечатлением.
г) Ловкость.
д) Специальности.
Физическое развитие:
а) Физические данные.
б) Храбрость, выносливость.
Поведение и окружение:
а) Отношение к другим.
б) Отношения с группой.
в) Отношения с вожаком (если плохое, то почему).
г) Кто его друзья вне школы, их тип.
д) Как относятся его родители к разведчеству.
е) Есть ли какое-нибудь отрицательное влияние на его участие в разведческой организации (школа, семья?).
ж) Участвует ли он в других организациях.
Нравится ли ему скаутская организация? Поддерживает ли он активно работу своей группы? Приходит ли он регулярно на сборы? Любит ли он работу на сборах? Приезжает ли он охотно в лагеря? Имеет ли он способности вести и руководить?
Разное
а) Можно ли ему доверять? Можно ли ему дать серьезное задание?
б) Его специальные функции внутри единицы.
в) Показывает ли он успехи, или его активность уменьшилась? Если да, то почему?
Примечания:
Дата заметок: Заполнено нач.отряда (стаи)...
1 дополнение........
2 дополнение .......
3 дополнение ....... Просмотрено: .....(подписи)
Этот метод заставит нас внимательнее отнестись к нашим собственным суждениям о ребенке и значительно ускорит исправление "трудностей" его характера.
По материалам немецкого журнала для руководителей "КИМ"
ПИТАНИЕ В ПОХОДЕ
Обеспечение нормального питания - одно из важных условий успешного проведения похода. При этом надо иметь в виду, что расчёты, покупка, упаковка продуктов - всё должно быть сделано до выхода на маршрут. В походе заниматься этим будет уже поздно.
Составление рациона
Продовольственный рацион определяется, прежде всего, продолжительностью и сложностью похода. Самый простой случай - это однодневный поход без ночёвки. Здесь вообще иногда можно обойтись без варки пищи и пройти день, как иногда выражаются туристы, "на бутербродах". Завтракают ребята дома, ужинают тоже дома, а на дневном привале достаточно вскипятить чай. Не надо только понимать упомянутые "бутерброды" слишком буквально. Если ребята явятся на вокзал, имея по два куска хлеба с тоненькими ломтиками копченой колбасы или сыра, этого, конечно, не хватит для молодых людей, проведших день в движении на свежем воздухе. Выражение "пройти день на бутербродах" означает только намерение отправляющихся в поход не варить полного обеда, а отнюдь не номенклатуру взятых с собой продуктов. Что же касается продуктов, то их список может быть достаточно широк. Единственное требование - не брать скоропортящихся продуктов. Обязательными следует, по-видимому, считать чай /кофе/, сахар, соль, хлеб.
На биваке все взятые из дому продукты складывают вместе и устраивают общий стол. Руководителю группы ни в коем случае не следует поворачивать дело так, чтобы каждый из ребят сидел за чаем со своим куском. Момент напряжённости и смущения при этом испытывают все ребята. Напротив, общий стол в походе воспринимается ребятами как нечто простое и естественное.
Из того, что рассказ о продовольственном рационе начинается со случая, когда поход проводят "на бутербродах", вовсе не следует, что приготовление обеда в однодневном походе - вообще дело нерациональное. Всё зависит от целей, которые поставлены перед походом, от состава группы, продолжительности маршрута, погоды.
Когда автор этой книжки работал с ребятами, то дело обычно складывалось следующим образом. Обучение новичков начиналось с ориентирования. В этот период жалко было тратить много времени на приготовление полного обеда, хотелось выкроить побольше времени, чтобы дать каждому возможность побывать в роли ведущего группу. Тогда ходили "на бутербродах". Все же приготовление чая и еда занимали у новичков не меньше часа. Полный обед из трех блюд занял бы часа два с половиной, а то и три. Когда же новички ходили в поход, где не было учебных целей /например, выходы классов на школьный слёт/, то старались устраивать днём полный обед с помощью двух-трёх опытных ребят, которых прикрепляли к классам, не имеющим своих туристов. После того как ребята переставали быть новичками, учебные цели уже не превалировали над остальными. К тому времени ребята привыкали быстро собирать рюкзаки, работать с огнём, варить пищу. Тогда в однодневных походах начинали готовить полный обед, на что вместе с едой уходило всего час-полтора.
Одним словом, в каждом отдельном случае руководителю однодневного похода следует подумать, что будет рациональнее - устраивать варку или пройти "на бутербродах". В качестве промежуточного варианта можно рекомендовать шашлык из колбасы. Ломтики колбасы надевают на прутья, предварительно очищенные от коры, и поджаривают на костре. Если есть с собой репчатый лук, то между ломтиками колбасы насаживают кружочки лука. Приготовление такого шашлыка требует совсем немного времени. Правда, а больших группах - человек по 15 и более - приготовление шашлыков может сильно затянуться.
Теперь рассмотрим варианты и порядок составления продовольственных рационов для более продолжительных путешествий. Обычно за основу для таких расчетов принимается человеко-день. Это действительно удобно: составленные таким образом рационы с небольшими поправками пригодны для походов любой длительности. Будем при этом исходить из того, что в походе устраивают три варки - утром, вечером и во время дневного привала. Воскресный поход с ночёвкой по расходу продуктов эквивалентен одному человеку-дню. В этом случае меняется только порядок расходования продуктов - с вечера будет ужин, а на следующий день завтрак и обед. На производимых расчетах это, понятно, не сказывается.
Первое, что принимается в расчет при составлении рациона, - это его калорийность. Установлено, что во время летнего путешествия человек затрачивает в день 3000 - 3500 больших калорий. Эти энергетические затраты организма должны быть возмещены за счет питания.
Сведения о калорийности основных продуктов питания можно заимствовать из следующей таблицы, где указано количество калорий на 1 кг продуктов /таблица I/.
Однако нельзя составить продовольственный рацион, руководствуясь только калорийностью продуктов. Не меньшее значение имеет правильное соотношение основных компонентов питания - жиров, белков и углеводов. Принято считать, что норму дневного рациона должны составлять примерно 120 г белков, 60 г жиров, 500 г углеводов. Белки содержатся в первую очередь в мясе и мясопродуктах, рыбе, сыре, горохе, бобах и фасоли, в меньшей мере - в мучных продуктах и крупах; углеводы - в сахаре /почти чистый углевод/, конфетах, овощах и фруктах, сгущенном молоке, мучных изделиях,
Таблица 1.
Калорийность основных продуктов питания (на 1 кг)
крупах; жиры - в масле, сале, в меньшей степени - в колбасе, сыре, ветчине. Кроме того, в пище должны еще содержаться витамины и минеральные соли. Только с учётом всего этого пища будет вполне полноценной.
Если внимательно рассмотреть калорийность продуктов, указанную в таблице, то нетрудно заметить, что хлеб, мучные изделия, крупы, овощи и фрукты, т.е. почти все продукты, богатые углеводами /за исключением сахара/, являются довольно низкокалорийными. Поэтому при составлении рациона у туристов часто появляется желание заменить их более калорийными продуктами и за счет этого добиться выигрыша в весе. Походная практика показывает, что наилучшее весовое соотношение белков, жиров и углеводов - 1 : 1 : 4. Дальнейшее снижение количества углеводов и увеличение доли жиров и белков с целью уменьшить вес продуктов питания при сохранении прежней калорийности приводит к неприятным, хотя и не таким уж страшным последствиям. Заключаются они в том, что участники похода после еды ощущают пустоту в желудке и начинают жаловаться на недоедание, хотя и получили достаточно калорийную пищу. В этом нет ничего ужасного. Опытные туристы это хорошо знают и, бывает, сознательно идут на использование подобных рационов, чтобы уменьшить вес рюкзаков. Однако составлять такой рацион для походов со школьниками вряд ли целесообразно. Юные туристы обычно не участвуют в таких сложных походах, где подобные рационы могут быть оправданы. Поэтому не будем сильно отклоняться от пропорции 1 : 1 : 4. При её соблюдении пища достаточно питательна и не слишком обременяет рюкзак.
Итак, питание в походе должно быть калорийным и сытным, но это еще не всё. Оно должно быть ещё и вкусным. Дело в том, что в походе, если он продолжается неделю или больше, нередко приходится наблюдать, как в первые дни у участников пропадает аппетит, они начинают отказываться от еды, в то время как объективно организм нуждается в питании.
Поэтому, кроме основных продуктов питания, в походы берут также лук, чеснок, перец, лавровый лист, томатную пасту в тюбиках, лимоны или лимонную кислоту, используют также сухие супы, бульонные кубики, заварной крем, сухие овощи и коренья. Всё это позволяет разнообразить стол даже при сравнительно небогатом ассортименте основных продуктов.
К перечисленным продуктам надо добавить чай и соль, как обязательные, кофе и какао, как создающие разнообразие, и тогда список продуктов, применяемый в туристских походах, можно считать достаточно полным.
Однако до окончательного составления рациона еще далеко. Пока мы рассмотрели продукты с точки зрения их калорийности, сытности и вкусовых качеств. Но есть еще один существенный момент, который совершенно необходимо учитывать при составлении рациона туриста, - это вес. Каким бы вкусным и питательным ни был составленный рацион, все его достоинства будут зачёркнуты, если его вес выйдет за пределы допустимых норм. Туристская практика показывает, что вес суточного рациона на одного человека должен быть в пределах от 900 До 1200 г. Чем продолжительнее поход, тем больше приближается рацион к нижнему пределу, чем короче, тем больше можно увеличивать вес продовольственного рациона.
Итак, будем считать наиболее подходящим килограммовый рацион, дающий от 3000 до 3500 калорий. В 3-4-дневных походах, а также в таких походах, когда можно периодически пополнять запас продуктов, вес его может быть увеличен до 1,2 кг /главным образом за счет замены сухарей хлебом/.
В этих пределах, используя перечисленные выше продукты, можно составить самые разнообразные рационы, с учётом специфики походов. Ниже мы рассмотрим для примера некоторые из таких рационов, а пока следует заметить, что в них нормы главных продуктов питания обычно имеют небольшие отклонения от следующих цифр: 400-500 г /или половинная норма сухарей/, сахару 100-150 г, масла 100 г, мяса 100 г, крупы с макаронами 200 г, обязательны также чай и соль. В отношении остальных продуктов составители рационов дают широкий простор своей фантазии Рассмотрим для примера один из дневных рационов, заимствованный из походной практики опытных туристов /таблица 2/. Вес этого рациона 1 кг, калорийность - примерно 3300-3400 калорий. Рацион не отличается большим разнообразием, но содержит всё необходимое. Обращает внимание стремление его составителей сделать упор на продукты, богатые белками: мясных консервов вместе с колбасой взято заметно больше обычного. Поскольку рацион рассчитывался для пешего похода, связанного с большой мышечной нагрузкой, это стремление можно считать оправданным. Вместе с тем рацион содержит некоторые резервы для сокращения веса. Можно было бы, например, заменить сгущенное молоко сухим и немного сократить количество сухарей и за счет этого выиграть примерно 50 г веса.
Таблица 2.
Примерный рацион
(Вариант 1)
Рассмотрим другой подобный рацион, также составленный для летнего похода /таблица 3/. Общий вес этого рациона составляет 1 кг, калорийность - примерно 3500 кал. В этом отношении он не так уж сильно отличается от предыдущего рациона. Главная его особенность - возможность обеспечить разнообразный стол. Составители такого рациона берут многие продукты, вообще не использованные в первом рационе, - супы, сухие овощи, кисель и сухофрукты, яичный порошок и т.д. Там, где составители первого рациона обходятся одним-двумя наименованиями, в рассматриваемом рационе их будет значительно больше. Например, в первом случае на весь поход был взят один сорт мясных консервов, во втором - четыре, или три вида круп - и семь. Некоторые продукты взяты почти в символических количествах. Видимо, составители рациона
Таблица 3.
Примерный рацион
(Вариант 2)
рассчитывают выдать их один-два, может быть, три раза за поход. Это - печенье, колбаса, конфеты, фарш, паштет. Муку опытные туристы иногда берут вместо хлеба и сухарей. В приведённом примере сухарей взято достаточно много, мука не заменяет, а дополняет их. Составители рациона хотят разок-другой побаловать участников похода горячими лепёшками или использовать муку для заправки супов. Следует заметить, что в своём стремлении к разнообразию стола авторы такого рациона даже кое в чём переусердствовали. Например, вряд ли стоит брать в поход рассольник и борщ в стеклянных банках. Для похода, где учитывается чуть ли не каждый грамм веса, стеклянная тара слишком тяжела. Кроме того, стеклянная тара требует особенной осторожности в обращении с ней. Не следует, видимо, брать сгущенное молоко, если, кроме него, используется сухое. Это опять-таки лишний вес. Но это мелкие замечания. В целом надо признать, что рацион составлен удачно, участники похода будут питаться вкусно и разнообразно, однако при подготовке к походу у них будет много хлопот, чтобы достать все включённые в список продукты. Распоряжаться продуктами в походе при этом рационе должен опытный завхоз: при таком количестве наименований не так просто следить за расходом продуктов, умело чередовать и комбинировать их. Вкусного и разнообразного стола может не получиться, если туристы начнут путаться в продуктах, не будут знать, что уже съедено, а что - нет, если в нужный момент не сумеют найти в рюкзаках те продукты, которые завхоз предназначил к выдаче.
Теперь рассмотрим некоторые варианты рационов, заимствованных из литературы и предназначенных специально для юных туристов /таблица 4/
Таблица 4.
Примерные рационы
Общая калорийность рациона, указанного в третьем варианте, составляет 3500 кал, но не всё в нём удачно. Весит он 1700 г без учёта таких вещей, как чай, соль, лук, лавровый лист, коренья для супа и т.п., которые также входят в рацион. Безусловно, неудачной рекомендацией следует считать включение в рацион мяса:
длительного хранения в рюкзаке оно не выдерживает, варить его надо практически через несколько часов после покупки, на костре оно варится очень долго - около 2 часов, а это примерно вдвое против обычного растягивает срок приготовления обеда на дневном привале. Спорно также включение в рацион селёдки: она требует особо продуманной и тщательной упаковки, чтобы не перепачкать вещей в рюкзаке; разделка ее на биваке тоже дело хлопотливое. Если учесть еще, что в рацион включены картофель и хлеб, то напрашивается вывод, что этот рацион пригоден для стационарного туристского лагеря, расположенного недалеко от населённого пункта, куда дежурные каждый день могут ходить за продуктами. Главное достоинство этого рациона - сравнительная дешевизна /примерно 1 руб./ и в то же время достаточная калорийность. Но достигается это за счёт значительного увеличения веса. Четвёртый вариант рациона несколько отличается от предыдущего: мясо и селёдка заменены мясными консервами, от чего рацион стал более транспортабельным. Но по-прежнему упор сделан на тяжёлую для желудка пищу. Так, предлагаемая норма хлеба слишком велика для юных туристов. То же можно сказать о крупе в совокупности с картофелем и овощами. Правда, калорийность этого рациона довольно высока - 3700-3800 кал, это даже больше, чем нужно в обычном летнем походе. Но вот вес такого рациона - приблизительно 1800 г - непомерно велик. Он почти вдвое больше применяемых опытными туристами рационов, дающих необходимые для летнего похода 3400-3500 кал. Достоинством этого рациона опять-таки является относительно невысокая стоимость /несколько больше рубля/. Здесь нет таких продуктов, как колбаса, сыр или печенье, которыми любят разнообразить свой стол взрослые туристы, но в связи с чем увеличивается стоимость рациона. Этот рацион также больше подходит для стационарного лагеря, чем для туристского похода, где все продукты нужно нести на своих плечах.
Из приведённых примеров следует важный вывод. Нет и не может быть рациона, пригодного на все случаи жизни. Всё зависит от цели и продолжительности похода, его сложности, от сезона, вкусов и привычек участников, от возможности пополнять продукты в пути и множества других факторов. Вот почему в этот книжке и не даётся такой рацион, который мог бы служить универсальным образом для любого похода. Руководители и участники похода должны научиться составлять разумные рационы сами, различные на каждый случай.
(Из советской книги о туристике).
ИГРЫ ДЛЯ СТАИ
КОМАРЫ
Бедный "Олененок" очень хочет спать, но комары его все время кусают и не дают заснуть.
В середине крута сидит "Олененок" с завязанными глазами. Стая сидит в кругу - это комары, которые, один за другим, подкрадываются к "Олененку", чтобы его укусить. Олененок слышит шорох приближающегося комара и старается его поймать. Пойманный становится новым "Олененком".
БРОСАНИЕ МЕШОЧКОВ
Стая сидит на стульях в кругу. В середине круга один из играющих с матерчатыми мешочками, наполненными песком. Он хлопает в ладоши - это команда, чтобы все играющие менялись своими местами. В момент, когда все вскакивают, стоящий в центре круга пытается забросить мешочек на какой-нибудь незанятый стул. Если ему это удается, он кричит: "Чей это дом?". Оставшийся без стула отвечает: "Мой дом". И становится в центр круга.
СОБАКА И КОШКА
Двое с завязанными глазами ходят по кругу и пытаются не столкнуться друг с другом. Если они столкнутся, то они платят фант, а на их место приходят другие "собака" и "кошка".
ПОДКРАДЫВАНИЕ
Слепой "король-карлик" (с завязанными глазами) сторожит свое богатство. Вокруг него на земле
лежат разбросанные десять или двадцать предметов - его "драгоценности". Остальные стараются тихо подкрасться и украсть у него эти драгоценности. Но как только король услышит шорох, он указывает направление и кричит "Стой!". Все должны остановиться, и тот, на кого он указал, отходит назад на десять шагов.
НОЕВ КОВЧЕГ
Волчата сидят в одном ряду, руководитель стоит перед ними со связанным в узел носовым платком в руке. Он бросает платок то одному, то другому волчонку, называя при этом какого-нибудь зверя. Волчонок должен изобразить этого зверя. Например, лаять, как собака, мяукать, как кошка, или кудахтать, как курица.
(Вариант: вместо крика делать типичные для данного животного движения).
Когда стая научится как следует квакать, ржать, блеять, кукарекать и т.п., то тогда сыграйте в "Ноев Ковчег".
Как вы знаете, у Ноя в ковчеге было "всякой твари по паре". Начальник раздает записки с названиями зверей всей стае. По сигналу, все звери начинают кричать, и нужно по крику найти свою пару. Кто скорее найдет, тот выигрывает.
(Примечание редактора: Было бы интересно записать эту игру на магнитофонную ленту, каковую потом прокручивать перед родителями, в видедемонстрации "сбора стаи"...)
СОБИРАЙ, НО С УМОМ
Каждый играющий получает пустую спичечную коробку. Кто за три минуты соберет в свою
коробку больше разных вещей? Все вещи при сдаче должны находиться в закрытой коробке.
ИГРАЙ И МОЛЧИ
Все сидят вокруг стола и по очереди кидают кости.
Кто выкинет единицу, тот заносит ее на свой листок бумаги. Затем, когда ему посчастливится кинуть двойку, он заносит на листок двойку, затем тройку и так далее до шестерки. Если повезет, то, значит, можно за шесть кругов дойти до шестерки. После этого, в обратном порядке, нужно бросить 5, 4, 3, 2 и 1.
Однако весь успех пойдет на смарку, если скажешь хоть одно слово. Тогда все нужно начать сначала.
ЛОВЕЦ БЛОХ
Одному из играющих завязывают глаза. Он должен запятнать как можно больше играющих, которые стоят сначала в 3-5 метрах от "слепого". Когда слепой к ним приближается, они могут делать "блошиные прыжки", но не более трех. Через три минуты охота за блохами оканчивается. Ловец считает пойманные жертвы, затем ловит блох следующий.
(Взято из немецких скаутских журналов)
НЕМНОЖКО "УЗЛИСТИКИ"