Исторические вехи туризма XX в

Начало XX в. связано с возникновением и развитием разных видов транспорта. Создание в 1769 г. немецкими изобретателя­ми Г. Даймлером и К. Бенцем автомобиляс двигателем внутреннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой половине XX в. автомоби­ли и автобусы в европейских странах и США становятся распространенным видом транспорта.

В 1903 г. в Америке братья Райт изобретают самолет, в то же время появляются первые самолеты в Европе. Совершенствует­ся морской транспорт, строятся гигантские для того времени лайнеры - «Сириус», «Лузитания», «Мавритания», «Импера­тор», «Фатерланд» и др. Из-за дороговизны путешествий на морских судах компании - владельцы пароходов работали в условиях жесткой конкурентной борьбы. Но сами по себе морские путешествия еще не сформировались как комплексный турист­ский продукт, который впоследствии получил название «круиз».

Развитие морского и авиационного транспорта способствова­ло увеличению международных поездок. По статистическим данным, накануне первой мировой войны максимальное число американцев, выехавших за границу, составило 287 тыс. человек. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг., за­рождение и распространение фашизма оказали отрицательное влияние на развитие туризма. К концу 30-х гг. фашистские ре­жимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной Европы. Тем не менее в странах с благоприятной политической обстановкой массовый туризм про­должал свое развитие.

Именно в это время правительства государств Европы обра­тили серьезное внимание на развитие международного туризма, о чем свидетельствует тот факт, что в 1925 г. в Гааге состоялся первый Международный конгресс официальных ассоциаций по пропаганде туризма (МКОАПТ), в котором приняли активное участие представители 14 европейских стран. В 1927 г. прошел Международный конгресс официальных туристских организа­ций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).

Перед второй мировой войной возрастает количество мор­ских перевозок. В Швейцарии по инициативе Г. Дуттвайлера, основателя туристской фирмы «Отельплан» (1935 г.), был раз­работан ряд путешествий, рассчитанных на людей со скромным достатком. Нацистская политика Гитлера также способствовала развитию массового туризма в Германии. Заботясь об элитности нации, он хотел видеть немцев здоровыми как физически, так и психологически. В этом отношении фюрер не переоценил роль туризма. Германское правительство оказывало содейст­вие в организации групповых туров с использованием желез­нодорожного и морского транспорта. Так, за период с 1934 по 1938 г. количество поездок немецких туристов возросло с 2,3 млн до 10,3 млн. Правда, есть основание предполагать, что большинство немецких туристов, путешествовавших за пределами нацистской Германии, были шпионами.

Развитие туризма до второй мировой войны характеризуется непритязательностью предоставляемых услуг, стандартностью их набора. Программы обслуживания туристов не отличались разнообразием, так как элементарные туристские услуги, из которых они формировались, удовлетворяли потребителя. Такая ситуация давала возможность туроператорам формировать для туристского рынка унифицированные пакеты услуг. В этом слу­чае можно говорить о массовом конвейерном туризме.

Вторая мировая война и последующая деятельность стран по ликвидации ее последствий приостановили развитие туризма почти на 10 лет. Но в дальнейшем развитие туризма приобретает все более массовый характер. Довоенный уровень был достиг­нут уже в конце 40-х гг. В этот период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде, в Мексике, Панаме, на Кубе. Начиная с 1948 г. были разреше­ны поездки в Японию (запрещение въездного туризма было свя­зано с милитаристской политикой Японии в отношении Китая в 1937-1945 гг.).

В 1947 г. МКОАПТ, МКОТО и МСОПТ были объединены в Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Ее действительными членами стали как правительст­венные, так и неправительственные официальные национальные туристские организации 116 стран.

В условиях нарастания психологической нагрузки, интенси­фикации жизни людей в индустриальных странах туризм дейст­вует как эффективное средство рекреации. Из предмета роскоши он становится потребностью населения высокоразвитых инду­стриальных стран. Формируется индустрия отдыха со своими институтами, продуктом (услугами), производственным циклом, методами организации и управления производством.

Необходимость постоянных международных контактов в це­лях развития и координации туристских обменов, согласования политических, экономических, социальных и культурных аспек­тов деятельности стала причиной реорганизации в 1969 г. со­гласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительст­венной организации МСОТО в межправительственную Все­мирную туристскую организацию (ВТО).

50-60-е гг. - период интенсивного создания инфраструктуры туризма (гостиниц, кемпингов, ресторанов, туристских фирм и т. д.) и начала систематического сбора данных по туризму в мировом масштабе. Европейский въездной туризм 50-х гг. был ориентирован преимущественно на американских туристов и яв­лялся для принимающих стран источником валютных поступ­лений. В это десятилетие в развитых странах, несмотря на ин­тенсивность труда, благосостояние большинства населения оставалось сравнительно невысоким, поэтому в туризме превали­ровал спрос на недорогие путешествия, связанные с отдыхом.

В 50-е гг. и до середины 70-х наблюдается экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма. (1950 г. - 25 млн прибытий туристов, 1970 г. - 160 млн). В связи с увеличением сег­ментов потребления туристский рынок становится все более дифференцированным.

В 80-е гг. темпы роста замедлились (1991 г. - 450 млн прибытий туристов), но остались устойчивы­ми при высоком уровне объемов производства. На развитие международного туризма в период 60-90-х гг. оказывали отрица­тельное влияние следующие факторы: противостояние двух по­литико-экономических систем - социалистического блока стран и капиталистического; экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., так как они охватили почти одновременно все развитые капиталистические страны, в том числе США, Японию и страны Западной Европы.

Еще сильнее сказывались на разви­тии международного туризма ухудшение международных отношений и, как следствие, военные расходы, связанные с гонкой вооружений.

При общемировом распространении туризма как сферы обслужива­ния и отрасли экономики уровень его развития в разных странах существенно отличался. Лидерами выездного туризма стали Япония и Австралия. По въездному туризму лидировали страны Средиземноморья, а также Азии и Северной Африки.

Суммарные показатели развития международного туризма по двум группам стран-лидеров приведены в табл. 2.1.

Развитие техники и технологий производства в индустриаль­но развитых странах способствовало повышению благосостоя­ния населения, увеличению времени отпусков, что в свою оче­редь положительно влияло на развитие туризма. Характерными тенденциями туризма 80-90-х гг. стало увеличение спроса на туристские услуги среди людей среднего и ниже среднего дос­татка. Это еще в большей степени дифференцировало турист­ский рынок, привело к многообразию туристского продукта, рассчитанного на людей с разным материальным достатком, различными интересами, целями и требованиями к уровню сервиса.

Вместе с тем дифференциация туристского рынка не ис­ключила стандартизации и унификации туристского продукта, наряду с которыми все заметнее стали процессы его специализации для разных сегментов потребителя и диверсификации (расширения) набора туристских услуг, в том числе как сопут­ствующих, так и ранее не свойственных туристскому рынку (например, организация выставок, ярмарок, командировок, обу­чения), а также предложение наряду с услугами сопутствующих товаров.

Таблица 2.1

Наши рекомендации