Культурно исторические ресурсы

Памятники культурно-исторического наследия. Трудно отыскать подобное место на земле, где бы сохранились материальные следы стольких племен и народов. Тавры, скифы, сарматы, аланы, греки, готы, гунны, хазары, печенеги, половцы, русские, армяне, татары, итальянцы, турки – вот неполный перечень тех, кто оставил на крымской земле свои «автографы». Изучая их, историки и археологи сделали уже немало открытий. При этом пристальное внимание исследователей привлекает архитектурное наследие минувших эпох.[25]

История архитектуры на полуострове начинается с сохранившихся в горной части Крыма укреплённых убежищ и хижин тавров, с их кромлехов – кольцеобразных оград из вертикально поставленных камней, обозначавших места погребений, и самих таврских гробниц – «каменных ящиков».

В степях и предгорьях жили скифы. Об их культуре рассказывают городища и могильники. Всемирно известным памятником является Неаполь скифский, бывшая столица позднескифского государства, вскрытая раскопками на юго-восточной окраине Симферополя.

О многовековой жизни античных колоний на крымском побережье свидетельствуют развалины жилых и общественных зданий Пантикапея, прародителя современной Керчи, основанного переселенцами из Милета. На Керченском полуострове сохранились курганы и монументальные каменные склепы Боспора, а на территории современного Севастополя – руины античного и средневекового Херсонеса.

Архитектурно-археологическими памятниками богат весь юго-запад Крымского полуострова. В нынешнем Бахчисарайском районе расположены средневековые города-крепости (это и Чуфут-Кале, и Кыз-Кермен, и Мангуп, и Эски-Кермен), пещерные монастыри (Успенский, Челтер, Шулдан и многие другие), а также остатки сравнительно небольших по размерам феодальных укреплений (Кыз-Куле, Сюйрен, Тепе-Кермен). В устье реки Черной, под Севастополем, есть несколько пещерных церквей. Здесь же руины Каламиты, крепости, возникшей в шестом столетии, и позднее, много веков спустя, дважды перестроенной.

Хорошо сохранились фортификационные сооружения, оставленные на крымском побережье генуэзцами. Укрепления Балаклавы, Судака, Феодосии и сейчас ещё поражают своим величием. Немногое уцелело от южнобережных укреплений, – алуштинского и гурзуфского, – остатки которых почти потонули в современной застройке. [8]

На территории Крыма находится более десятка целых и руины сотен средневековых христианских храмов. Среди них видное место занимают церковь Иоанна Предтечи в Керчи, армянские церкви в Феодосии, в сёлах Богатом и Тополевке. В четырёх километрах к югу от Старого Крыма располагается армянский монастырь XIV – XVI веков Сурб-Хач.

В Старом Крыму и Белогорске (бывшем Карасубазаре) сохранились остатки постоялых дворов – караван-сараев, когда-то принимавших многочисленных купцов с их слугами, рабами, вьючными животными и товарами. Свидетелями золотоордынского периода истории Старого Крыма являются руины мечети султана Бейбаса (тринадцатый век), мечеть и медресе (духовное училище), возведенные в начале четырнадцатого столетия Узбеком, и другие средневековые постройки.

В бывшей столице Крымского ханства – Бахчисарае – существует замечательный архитектурный комплекс ханского дворца (сейчас это музей) с Фонтаном слёз, воспетым великими русскими поэтами Александром Сергеевичем Пушкиным и Адамом Мицкевичем. Бахчисарайский дворец-музей стал ныне одним из популярнейших памятников архитектуры и истории Крыма.

Несколько больших позднесредневековых построек есть в Евпатории: текие дервишей (мусульманский монастырь), турецкая баня, многокупольная мечеть Джума-Джами, один из шедевров знаменитого турецкого зодчего Ходжи Синана. Вблизи этих памятников расположены два старых караимских храма – кенасы.

Дыхание архитектуры первой половины девятнадцатого века донесли старинные памятники русского классицизма. Из них наиболее известны дом графа Воронцова в парке «Салгирка», что находится в городе Симферополе. Он построен в 1827 г. архитектором Ф.Эльсоном. Дом выделяется четким архитектурным планированием и колоннадой дорического стиля, а также террасой, что спускается к парку ступеньками. По обе стороны их расположились мраморные львы. Интересен и кухонный корпус с окнами и дымоходами в готическом стиле, стилизованный под Бахчисарайский дворец. Дом расположен в парке «Салгирка», заложенном еще в начале XIX столетия известным ученым академиком П.С.Палласом. [9]

Графская пристань – это парадный причал, своеобразная эмблема города и архитектурный памятник. Сооружена она вместе с первыми постройками Севастополя. Вначале это был обычный шлюпочный причал. В 1787 г., к приезду Екатерины II, построена широкая каменная лестница и пристань. В честь приезда императрицы она была названа Екатерининской. Название это, однако, не прижилось, как и советское название им. III Интернационала (так называлась пристань до Великой Отечественной Войны). За пристанью утвердилось другое – Графская. Связано оно с именем командовавшего Черноморским флотом в 1840-х гг., точнее, с его титулом. Настоящий вид пристань приобрела лишь в 1846 г. – дата выбита на аттике. В нишах портика были установлены четыре мраморные статуи (сохрестницей, два мраморных льва; работы выполнены итальянским скульптором Фердинандо Пелличио. Графская пристань связана со многими историческими событиями, о которых повествуют мемориальные доски. Одна из них, установленная на стенке пристани, напоминает: «Здесь, ведя бой с противником 12 ноября 1941 года, погиб крейсер «Червона Украина». 9 мая 1944 г. на пристани высадились воины 2-й гвардейской армии, форсировавшие Северную бухту. К этому периоду относится и Петропавловский собор в Севастополе. [13]

Однако этим архитектурное наследие XIX столетия не исчерпывается. Есть на крымской земле выдающиеся постройки, которые до сих пор находились в хорошем состоянии и не подвергались перестройкам (они непрерывно эксплуатируются в своем первоначальном виде). К ним относятся дворцы, построенные в первой половине XIX века в Алупке (сейчас это музей) и Гаспре (ныне санаторий «Ясная поляна»).

Сравнительно небольшой, по нынешним понятиям, двухбашенный дворец в английском стиле – одно из старейших сооружений такого рода на Южном берегу. Он чуть моложе Алупкинского дворца и чем-то напоминает его. Cвоей «двуликостью». Северный фасад строг, в духе английской неоготики, а южный – по-настоящему «южен», с просторными, увитыми розами террасами. Первоначально дворец принадлежал князю А.Н.Голицыну, а имение (к дворцу примыкает парк) было названо в честь царя Александра I «Александрией». Позже его владелицей стала графиня Панина. Она-то и оказала в 1901 году гостеприимство великому русскому писателю Л.Н.Толстому, который, перенеся тяжелую болезнь, нуждался в поездке на юг. Эту южнобережную усадьбу с домом, окруженным кипарисами и пальмами, увитым плющом и розами, назвали уже в наше время «Ясной Поляной» в память о Льве Николаевиче Толстом. Сейчас здесь детский санаторий.

В курортной зоне Крымского полуострова есть немало оригинальных зданий, возведённых в конце XIX – начале XX столетия. Благодаря высоким архитектурным достоинствам они, несмотря на свою «молодость», являются известными достопримечательностями Крыма. К ним относятся дворцы Ливадийский и «Дюльбер», Дворец Александра III, бывшая дача «Ласточкино гнездо», армянская церковь в Ялте, храм в Форосе и многие другие здания.

Большой Ливадийский дворец – бывшая летняя резиденция последнего российского императора Николая II – главная достопримечательность Ялты. Ливадийский архитектурно-парковый комплекс – один из выдающихся памятников архитектурного и паркового искусства. Дворец возведен по проекту замечательного ялтинского архитектора, академика Н.П.Краснова (1865-1939) в стиле итальянского Возрождения. В Ливадийский дворцовый ансамбль, помимо Большого дворца, входят свитский корпус, дворец министра двора барона Фредерикса, сооруженные одновременно с дворцом, дворцовая церковь во имя Воздвижения Честного Креста, построенная в 1872 г., и итальянский дворик. В 1925 г. в бывшем царском дворце был открыт санаторий для крестьян, позднее, в 1931 г., преобразованный в климатический лечебный комбинат. 4-11 февраля 1945 г., за три месяца до победы над гитлеровской Германией, в Большом (Белом) зале дворца проходила Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств трех государств антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритании, на которой были приняты «Декларация об освобожденной Европе», решение о создании ООН и другие документы, имевшие важное для судеб мира значение. Во время работы конференции во дворце была резиденция президента Соединенных Штатов Америки Ф.Рузвельта.

В Верхней Массандре, находится один из лучших архитектурных памятников Южного берега Крыма, дворец императора Александра III.

Построен он у склонов горной гряды, в уединенном месте, окруженном лесом. Любопытна история дворца. Строить его начали в 1881 г. по заказу наследника губернатора – князя С.М.Воронцова, но год спустя князь умер. В 1889 г. Массандровское имение Воронцовых вместе с недостроенным дворцом купили для императора Александра III. Через три года строительство дворца было завершено, но и Александру III пожить в нем не пришлось: в 1894 г. он скончался в Малом Ливадийском. В советское время долгие годы этот прекрасный архитектурный памятник был закрытым «объектом». В царском дворце, ставшем госдачей, останавливались на отдых руководители партии и правительства бывшего СССР. В настоящее время дворец является объектом экскурсий.

Дворец «Дюльбер» (прекрасный), построенный в Кореизе для великого князя Петра Николаевича в 1895-1897 гг. по проекту Краснова, представляет собой асимметричное двух-четырехэтажное здание, насчитывающее более ста помещений. Разной высоты объемы увенчаны зубчатыми парапетами и серебристыми куполами. На белой глади дворцовых стен выделяются резные каменные вставки и мозаичные композиции. Образцом для подражания явились памятники арабского Египта XV века. В частности, входная лоджия дворца напоминает вход в каирскую мечеть-усыпальницу Каит-бея.

Ласточкино гнездо. Этот памятник архитектуры стал своеобразной эмблемой Южного берега Крыма. Затейливое сооружение, в миниатюре напоминающее средневековый рыцарский замок, отважно прилепилось на самом краю отвесной Авроровой скалы Монастыр-Буруна. Сооружено «Ласточкино гнездо» Крымским нефтепромышленником бароном В.Шнейгелем в 1911-1912 гг. по проекту архитектора Л.В. Шервуда. В 1927 г. во время землетрясения обрушилась часть скалы, а вот здание устояло, правда, долгие годы оно считалось аварийным и было закрыто. Восстановлено в 1971 г. Под основание его была подведена монолитная железобетонная скала, забетонированы трещины, проведены реставрационные работы.

Социо-культурными ресурсами Крыма являются театры и музеи Крыма.

Первые театры появились приблизительно в VI в до н.э в Древней Греции. Они были открытыми и сооружались амфитеатром на склоне холма. Единственный античный театр в Крыму и на территории стран бывшего Советского Союза находится в Херсонесе. Он был обнаружен в 1954 г. в ходе раскопок, проводимых О. И. Домбровским. Сооруженный в середине III в. до н. э., он просуществовал до IV в. н. э. Вместимость театра – 2000 – 3200 зрителей. До наших дней, к сожалению, он сохранился не полностью. Но и сегодня там проходят представления.

В период средневековья в Европе представления на религиозные темы проходили в храмах, позже на папертях, а в IV – XVI вв. – на площадях и улицах городов, на временных подмостках или повозках. Новые театры стали строить в Эпоху Возрождения, сначала в Италии, а затем и в других странах. На территории Крыма в те времена царили кочевники, не знавшие такого вида искусства.

Одним из старейших действующих театров в Крыму считается Крымский академический русский Драматический театр им. М. Горького, основанный, в 1821 г. в Симферополе при Доме дворянского собрания. Долгое время он был единственным храмом Мельпомены на полуострове. Кроме него, сегодня в столице Крыма действуют еще два театра, организованных по национальному признаку: Украинский театр драмы и музыкальной комедии и Крымско-татарский музыкально-драматический театр.

В Севастополе есть Русский драматический театр им. А.В. Луначарского, Драматический театр им. Б.А. Лавренева и Театр на Большой Морской. Есть театры и в других городах Крыма. Они не столь знамениты, как перечисленные, но это совсем не значит, что они хуже.

Основная публика театров Симферополя – студенты, школьники и пенсионеры. Молодежь предпочитает киноэкраны. Цены на билеты доступны, а репертуар широк настолько, что каждый может найти себе что-нибудь по душе.

Музеи. Крым называют самым музейным регионом Украины. Здесь действуют 26 государственных музеев, не считая ведомственных и музеев предприятий.

Первым музеем Крыма стал Феодосийский музей древностей. Он открылся 25 мая 1811 г. Его основатель – дворянин С. М. Броневский, начавший службу при Екатерине II, с 1810 по 1816 гг. – феодосийский градоначальник. Первому в Крыму музею древностей необычайно повезло на бескорыстных попечителей. Следует отметить, что музеи в провинциальных городах создавались и раньше, но почти все они были недолговечны. Феодосийский же музей существует и сейчас. На его устройство городская дума по настоянию С. М. Броневского выделила 1000 руб. В 1871 г. на средства, собранные И. К. Айвазовским и по его проекту было построено новое музейное здание. Первым «хранителем музея» был феодосийский городской глова, «генуэзский дворянин» Г. Галлер. Его преемниками стали доктор медицины И. И. Граперон, учитель И. Писаревский, коллежский советник С. И. Веребрюсов. Первым дарителем Феодосийского музея древностей был великий князь, будущий император Николай I. Посетив город в 1818 г., он передал музею золотую монету фракийского царя Лисимаха и серебряную Филиппа II Македонского (после смерти И. И. Граперона эти экспонаты исчезли). После установления советской власти музей переименовали в археологический, в 1925 г. под экспозицию была передана часть дома И. К. Айвазовского, выходящая на набережную. С середины 1930-х гг. музей стал называться краеведческим. [21]

Единственный в мире музей маринистического искусства, опять же, находится в Феодосии. Это Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского. Рядом с произведениями И. К. Айвазовского здесь экспонируются работы его учеников и последователей, объединяемых в так называемую «киммерийскую школу» (Э. Я. Магдесиан, К. Ф. Богаевский, М. А. Волошин, М. П. Латри и др.). Галерея , основанная в 1880 г. И. К. Айвазовским на собственные средства, в 1900 г. была передана городу. Галерея является также и первым в Крыму и Украине музеем произведений одного художника. Галерее принадлежит еще один рекорд: здесь находится самая большая в мире коллекция работ И. К. Айвазовского. Она насчитывает 500 единиц хранения (живопись и графика).

Единственный в СНГ музей планеризма находится в Крыму, в пос. Коктебель. Музей основан В. Л. Щербаковым, открыт 14 ноября 1970 г. Его экспозиция рассказывает об истории планеризма и авиации, отдельный стенд посвящен «отцам» русского воздухоплавания – Н. А. Арендту, А. Ф. Можайскому, Н. Е. Жуковскому. Всего в мире (вместе с коктебельским) – два музея планеризма. Первый из них находится в США, в г. Харрис Хилл (штат Нью-Йорк), основан в 1969 г.

Известен на весь мир дом музей А,П. Чехова, здесь побывали миллионы людей разных национальностей. Пять с половиной лет прожил в этом доме на бывшей окраине Ялты великий русский писатель Антон Павлович Чехов. С Ялтой, с Крымом связаны многие годы жизни и литературного творчества А.П.Чехова.

Особой привлекательностью обладают «Поляна сказок», музей скульптуры и флористики у подножия живописной горы Крестовой, здесь же расположен зоопорк, который в последнее время привлекает большой интерес.

В Верхней Массандре находится очень красивый дворец императора Александра III. В советские времена здесь была госдача, о существовании которой мало кто знал. Сейчас это одно из популярных мест экскурсий.

Дегустационные залы в Административном округе «Массандра» и Институте виноградарства и виноделия очень популярны.

В Никите кроме Сада стоит осмотреть и Никитскую расселину выше шоссе. Романтичное ущелье среди рыжеватых обрывов известняка и неуемной зелени – природная декорация, использованная во многих приключенческих и сказочных фильмах. У шоссе находится и Геодинамическая модель Крыма с интересным музеем минералов.

В Алуште можно посетить Краеведческий музей, Дом-музей писателя Сергеева-Ценского и Дом-музей писателя И. С. Шмелева. Рядом с городом – Музей природы Крымского заповедника, рассказывающий обо всех компонентах природы Горного Крыма – от минералов до животных. Но главное – дендрозоопарк музея с живыми растениями и животными заповедника, созданный в ландшафтном стиле, в естественных условиях.

Центр Севастополя – высокий холм в окружении трех замечательно застроенных улиц и трех площадей – это просто непрерывная экспозиция. Всюду памятники и экзотическая зелень. Особенно хорош Приморский бульвар со знаменитым Памятником затопленным кораблям и Графской пристанью. [11]

В Херсонесе, просуществовавшем около 2 тыс. лет (с конца V в. до н. э. до первой половины XV в. н. э.), сохранились мощные крепостные стены и башни, городские ворота, остатки театра античного времени, а также улицы и кварталы с дворами, колодцами, жилыми и общественными зданиями древнегреческого полиса. К средневековью относятся башня Зенона, крестообразный храм с мозаичным полом, базилики, крещальня и многое другое. Херсонес поочередно находился под властью Рима и Константинополя.

К востоку от Южной бухты находится Корабельная сторона Севастополя. Знаменит Малахов курган – здесь 16 памятников и мемориальных обозначений, сохранились укрепления и массивные морские орудия времен Крымской войны, а также вращающиеся бронированные башни с кораблей, установленные во время второй обороны.

Выбравшись из кварталов Гагаринского района к шоссе на Балаклаву, можно подняться еще на одно легендарное место сражений – Сапун-гору. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» возвращает нас в славные мгновения освобождения Крыма. Перед зданием диорамы установлены полевые и зенитные орудия, бронетанковая техника, гвардейские минометы «катюши», боевая техника военных моряков, выставлена и трофейная фашистская боевая техника.

В древнем городке Балаклава примечательны остатки генуэзской крепости Чембало. За тысячи лет до ее строительства уже жили люди. Считается, что под именем листригонов их упоминал еще Гомер в своей «Одиссее». Не меньше легенд ходит о немерянных сокровищах английского фрегата «Черный принц», затонувшего во время Крымской войны, в 1854 г.

Безусловно, Генуэзская крепость – самый знаменитый музей Судака. Крепость очень большая, необыкновенно романтичная и в хорошем состоянии. В Консульском замке в верхней части крепости можно видеть небольшую экспозицию. Современный Судак совершенно ничем не напоминает один из главных средневековых центров мировой торговли. О сражениях Крымской войны (1854 – 1855 гг.) и Великой Отечественной свидетельствуют памятники воинам.[11]

Керчь – место паломничества многочисленных археологов. До двух десятков экспедиций работают в сезон, в том числе с аквалангами, в поисках затопленных сокровищ.

26 веков назад здешнее Боспорское царство было, по античным меркам, вполне большим и сильным государством. Его сокровища выставлены сейчас в Эрмитаже и в Британском музее. Небольшая экспозиция Царского кургана, часть раскопок на горе Митридат, где была столица Пантикапей, представленных в Краеведческом музее дают представление об истории этого края. Десятки уникальных археологических объектов для публики остаются неизвестными. Зато церковь в центре города в отличном состоянии, а ведь храм Иоанна Предтечи построен в VIII в., он один из самых древних в Восточной Европе.

Крепость Ени-Кале (Новая крепость) возведена турками на берегу Керченского пролива, в самом узком его месте. Строительство крепости шло довольно долго и было завершено лишь в 1703 г. Руководили им французские инженеры.

С драматическими страницами истории Великой Отечественной войны знакомят Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен, Картинная галерея, Музей истории Эльтигенского десанта.

Наши рекомендации