Стран, лидирующих в международном туризме в конце 90-х гг
Страны | Число интурис- тов, млн. чел. | Поступ-ления, млрд. дол. | Страны | Число интурис-тов, млн. чел. | Поступ-ления, млрд. дол. |
Франция | 70,0 | 29,7 | Германия | 16,5 | 16,8 |
Испания | 47,7 | 29,6 | Чехия | 16,3 | 3,5 |
США | 47,1 | 74,2 | Россия | 15,8 | 7,1 |
Италия | 34,8 | 30,4 | Венгрия | 14,7 | 2,6 |
Великобритания | 25,5 | 21,3 | Португалия | 11,8 | 4,8 |
Китай | 24,0 | 12,5 | Греция | 11,1 | 4,6 |
Мексика | 19,3 | 7,9 | Швейцария | 11,0 | 8,2 |
Польша | 18,8 | 8,4 | Турция | 9,2 | 8,3 |
Канада | 18,7 | 9,1 | Таиланд | 7,7 | 6,4 |
Австрия | 17,3 | 12,2 | Малайзия | 6,9 | 3,6 |
Если распределить перечисленные в
табл. 3 страны по шести туристским регионам, то окажется, что Европа представлена
14 государствами, Америка – тремя,
АТР – тремя. Добавим, что страны Африки
(ЮАР, Тунис) появляются только в третьей
десятке туристских стран, а страны Ближнего Востока (Египет, Саудовская Аравия) –
в четвертой десятке. Интересно и то, что в
таблице упомянуты 15 экономически раз-
витых стран и 5 развивающихся. А по доходам от туризма уже давно внеконкурент-
ное первое место в мире занимают США.
В последнее время в нашей географической литературе появились первые по-
пытки анализа межрегиональных
туристских потоков, в которых
ежегодно участвуют примерно 100 млн. человек. При этом шесть главных туристских
макрорегионов подразделяются на две
группы: «принимающих», где приезд туристов превышает их выезд, и «отправляющих», где выезд преобладает над прибытием. Соответственно в первую группу входят Европа, Африка и Ближний Восток, а
во вторую – Америка, АТР и Южная Азия.
Согласно прогнозу ВТО в 2000-2010 гг.,
несмотря на самые низкие темпы годового прироста, первенство в мировом туризме сохранится за Европой, где к указанному сроку число прибытий должно возрасти до 480 млн. На втором месте (210 млн.)
останется Америка, но (при наибольшем
среднегодовом приросте в 6,5-7%) ее почти догонит АТР (190 млн.). Четвертое место также сохранится за Африкой (35 млн.),
пятое – за Ближним Востоком (20 млн.) и
шестое – за Южной Азией (10 млн.). Нужно учитывать, что этот прогноз, сделанный
в 1996 г., в дальнейшем изменялся в сторону некоторого увеличения.
Положение России на мировом туристском рынке в 90-е гг. стало значительно
более благоприятным. Это объясняется
реализацией права на свободное перемещение людей, появлением прослойки богатых и предприимчивых «новых русских»
и среднего класса, либерализацией разно-
го рода пограничных и таможенных формальностей и т.д. В конце 90-х гг. в страну
ежегодно прибывало 15-17 млн. иностранных граждан из примерно 200 стран мира,
а выезжали за границу 10-12 млн. росси-
ян, отправляющихся в 170 стран. Однако
эти оптимистические цифры нуждаются в
определенных комментариях. Так, во въезде в Россию стали резко преобладать частные и служебные поездки, тогда как поездки собственно с туристскими целями сократились до менее чем 1/5 всех прибы-
тий; в результате маршрутный и курорт-
ный туризм резко уменьшился. В выезде из
страны едва ли не первое место, по край-
ней мере до самого недавнего времени,
занимали мелкооптовые торговцы («чел-
ноки»), а собственно туристы составляли
менее 1/3. Хотя высокая покупательная способность иностранных валют на российском рынке остается постоянно действующим положительным фактором, общие доходы России от международного туризма уступают доходам США (см. табл. 3) более чем в 10 раз. Привлечению интуристов в Россию мешают также недостаточная политическая стабильность в отдельных регионах, нередкие обострения криминальной обстановки, отставание туристской индустрии и инфраструктуры.
Большие изменения произошли и в географии туристских потоков в Россию и из России. И в выезде, и во въезде стали преобладать страны дальнего зарубежья, включая страны Балтии. Можно отметить, что далеко не лучшим образом сказалось на российском туризме возникновение примерно 10 тыс. туристских фирм, из которых более 4 тыс. находятся только в одной Москве. Да и финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 года, сразу привел к удорожанию туристских путевок в 3-4 раза. Целью создания в стране эффективного и конкурентоспособного сектора туристских услуг начато осуществление Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», которая носит комплексный характер.
Ключевые понятия и термины: международный туризм, принимающая страна, отправляющая страна, сезонность, низкий (синий, мертвый) сезон, высокий (красный, горячий) сезон, рекреационно-ресурсный потенциал территории, география международного туризма.
Контрольные вопросы
s В чем причины бурного роста популярности туризма в конце XX – начале XXI вв.?
s Общие и специфические особенности и свойства туристской индустрии.
s Приведите примеры стран, отправляющих туристов, и стран их принимающих. Чем объясняется сложившееся соотношение?
s Назовите условия и факторы, влияющие на развитие международного туризма.
s В чем выражаются проблемы сезонности в международном туризме? Приведите примеры стран и регионов, не подверженных воздействию фактора сезонности.
s Охарактеризуйте основные этапы развития туризма до середины XIX века.
s Как развивался международный и внутренний туризм с середины до XIX до середины XX вв.
s Проанализируйте основные особенности развития международного туризма после второй мировой войны и его современные тенденции.
s Покажите географически динамику международного туризма в мире, по отдельным континентам и государствам. Проанализируйте построенные графики.
s Какие направления туризма особенно интенсивно развиваются в настоящее время? Чем это объясняется?
s Выявите общие и региональные особенности и закономерности пространственной организации международного туризма.