Тренировочная трасса для всех желающих

На трассе должен быть участок лесной ухабистой дороги, на ко-торой нужно объезжать ямы (с водой или без воды), выбирать доро-гу между глубокими колеями, пересекать небольшие рытвины и уха-бы.

На этой дороге нужно устроить песчаный участок, естественный или искусственный. Последний должен быть ровным, песок насыпа-ется слоем 10 см.

Полезно включить в тренировочную трассу каменистый участок, естественный или специально созданный. Он может проходить по дороге с выступающими камнями, по дороге с булыжным, щебеноч-ным, гравийным покрытием.

Один из участков нужно проложить по лесной извилистой тропе, лавирующей меж близко стоящих друг от друга деревьев и кустов, -получится своего рода велосипедный слалом. Стволы близко стоящих деревьев образуют ворота слалома.

Неплохо предусмотреть на трассе заболоченный участок, напри-мер в увлажненной пойме реки. В самом труднопроходимом месте можно навести лавы (положить продольные жерди).

Полезно предусмотреть на трассе полосы препятствий форсиро-вание оврага с крутыми задернованными или незадернованными склонами.

Через небольшой ручей или ложбину следует положить большое бревно длиной не менее 3 м. Концы бревна нужно жестко закре-пить на берегах. Велосипедисты должны проходить по нему и пере-носить велосипеды. Во избежание травм бревно следует положить на высоте не более 0,5 м от тальвега лощины.

Можно предусмотреть преодоление ручья и без каких-либо пере-прав (по воде).

В походах в лесу часто приходится преодолевать лежащий попе-

461МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

рек дороги ствол дерева. Поэтому на полосе препятствий для тре-нировки надо предусмотреть преодоление ствола дерева, лежащего на высоте 0,3-0,6 м от земли. Хорошо, если на трассе есть лесной завал из валежника, поваленных ветром деревьев.

ИгрыНА ВЕЛОСИПЕДЕ

1. «Кто дальше?» Оттопкнувшись ногой от линии старта и стоя на одной педали, накатом проехать как можно дальше. Поощряется тот, кто коснется ногой земли дальше всех.

Для командных соревнований предлагается следующий вариант упражнения. От линии старта, оттолкнувшись ногой от земли и стоя на одной педали, отправляется сначала один член команды. В мо-мент остановки, то есть касания земли другой ногой, от этого места точно так же отправляется второй, после остановки второго эстафе-ту продолжает третий член команды, затем четвертый. Все старают-ся уехать как можно дальше. На первом месте оказывается коман-да, проехавшая таким образом наибольшее суммарное расстояние. За преждевременный отъезд (прежде чем полностью остановится предыдущий член команды) назначаются штрафы.

2. «Прыжки на велосипеде». Выполнение этого упражнения возможно на велосипедах, снабженных туклипсами с ремешками либо контактными педалями. Необходимо оторвать велосипед от земли и перепрыгнуть через какое-либо линейное препятствие, на-пример, через тонкую жердь, лежащую поперек дороги. Для трени-ровки вместо жерди можно протянуть над поверхностью дороги ве-ревку на высоте нескольких сантиметров. Перед прыжком надо на-брать достаточную скорость движения, а непосредственно перед препятствием перевести шатуны педалей в горизонтальное положе-ние. Затем надо, потянув рывком руль на себя, поднять переднее колесо велосипеда, центр тяжести тела перенести на заднее колесо. Как только переднее колесо миновало препятствие, нужно быстро перенеоти центр тяжести тела на переднее колесо и, одновременно сгибая обе ноги, оторвать от земли заднее колесо.

Когда такой двойной прыжок с переменным отрывом колес от земли будет освоен, можно поднять веревку над землей еще на несколько сантиметров (что означает положить жердь потолще) и потренироваться на прыжки с одновременным отрыванием обоих колес от земли. При сравнительно большой скорости (25-30 км/час) можно прыгнуть на высоту до 15 см и даже больше. Такой прыжок также совершается при горизонтальном расположении шатунов, ноги должны быть хорошо закреплены на педалях. Велосипедист резко привстает на педалях, как бы отталкиваясь от них, затем увлекает за собой вверх велосипед руками за руль и ногами за педали. Во время прыжка руль надо держать крепко и прямо, так как перекос переднего колеса во время приземления чреват падением.

Штрафуется велотурист, чей велосипед хотя бы одним колесом задел препятствие. Можно усложнить задание, сравнивая, кто прыг-нул дальше, то есть у чьего велосипеда разрыв следа протектора колес оказался наибольшим.

Упражнение позволяет приобрести навыки переезда через корни

_________Игры на велосипеде в походе и на велодроме

деревьев, повапенные стволы небольших деревьев, канавки, рельсы и другие препятствия.

3. «Перевесь кольцо». В верхней части стойки высотой 160-170 см на кронштейне висит кольцо. В 5 метрах от первой находится вторая стойка с кронштейном, но без кольца. Надо подъехать на велосипеде, на ходу снять кольцо одной рукой, переложить его в другую и повесить на кронштейн второй стойки. Невыполнением считается касание ногой земли, падение кольца или стойки, дейст-вие одной и той же рукой. Вместо стойки может быть столб, дерево с суком. Для начинающих задачу упрощают: разрешают перевесить кольцо одной рукой.

Вариант упражнения для командных соревнований. У тропы или дороги вбиты 5 кольев высотой 1,5 м на расстоянии 5 м один от другого. Члены команды последовательно подъезжают, снимают кольцо с одного кола и перевешивают на соседний. Кольцо каждый последующий должен снять лишь после того, как от него оторвал руку предыдущий член команды. Штраф - за преждевременное сня-тие кольца и за каждое падение его на землю.

4. «Велосипедный слалом». В отличие от извилистой лесной тропинки, о которой речь шла выше, устраивается на пологом от-крытом ровном спуске широкой дороги или луга с мелкой травой, на котором расставляются колышки с флажками высотой 17-20 см. Участники соревнований должны на свободном ходу съехать по склону, объезжая в определенном порядке флажки. Штраф начисля-ется за проезд мимо флажка (не с той стороны, с какой требуется), а также за сбитые флажки.

5. «Переставь предмет». В круге диаметром, например, 30 см находится предмет, допустим, кегля. В 10 метрах находится другой круг такого же размера. Нужно взять на ходу кеглю одной рукой, переложить в другую руку и поставить во второй круг. Невыполне-нием считается касание ногой земли, падение кегли, помещение ее на черту круга или за ее пределами. Для начинающих задачу можно упростить: разрешить переставлять кегпю одной рукой.

6. «Не разлей воду». Велосипедисты на участке в несколько де-сятков метров должны пронести в одной руке кружку, наполненную водой. Штрафуется тот, кто привезет воды менее % кружки. Упраж-нение не выполнил тот, кто коснулся на участке ногой земпи, при-вез меньше 1/2 кружки. Можно оценивать достижения участников иначе: поощряется тот, кто привезет больше всех воды. Велотури-стам с опытом можно предложить провезти котелок с водой. Этот навык весьма ценен в походах.

Вариант упражнения для командных соревнований. На гладком и ровном участке тропы или дороги длиной примерно 80 м члены команды (например, четверо) по очереди провозят на расстояние примерно 20 м каждый кружку, наполнениую водой. Для передачи кружки с водой друг другу велосипедисты останавливаются либо передают ее на ходу - как решат судьи. Побеждает команда, кото-рая в итоге всех передач кружки разлила меньше всего воды и преодолела дистанцию быстрее других.

467МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

7. «Не разорви нитку». Упражнение могут выполнять двое, трое, четверо... Велосипедисты выстраиваются один за другим так, чтобы интервал между ними был, например, 3 м. Затем велосипеди-сты между собой последовательно связываются тонкой ниткой. Ко-манда должна проехать в такой связке какое-то расстояние и не разорвать нитку (то есть с интервалом не более 3 м).

8. «Прегради дорогу», Упражнение для более опытных велоси-педистов. Выполняется на ровной гладкой площадке. Играющий ста-рается преградить путь сопернику, чтобы он, не успев вырулить, потерял равновесие и коснулся ногами земли. Побеждает тот, кто сумеет удержаться в седле дольше соперника. Играть могут двое, несколько велосипедистов. Возможен турнир между неболышми командами (скажем, по 4 человека в команде). Если из соревную-щихся велосипедистов составлены две команды, два самых ловких представителя команд могут устроить подобное состязание в начале общих соревнований, наподобие поединков богатырей перед битвой в древние времена. Тот, кто коснулся ногой земли, выбывает из игры. Не допускается также касание чем бы то ни было соперника или его велосипеда.

Наши рекомендации