Велотуристские соревнования
Степень подготовленности туристов к многодневным спожным походам лучше всего выявляется во время туристских слетов и соревнований. К ним тоже нужно готовиться серьезно. К тому же на слетах и соревнованиях во время соперничества на дистанциях и в конкурсах разные туристские группы и коллективы взаимно обо-гащаются накопленным опытом.
У нас в стране проводятся велотуристские соревнования разного масштаба: начиная с соревнований в коллективах физкультуры уч-реждений и предприятий и кончая международными, в них участву-ют наиболее опытные команды городов, областей, республик. Каж-дый регион может проводить слеты и соревнования по своей про-грамме, но конечная цель - выставление команды на всероссийские соревнования - должна ориентировать региональных активистов ве-лотуризма на то, чтобы придерживаться общероссийских Правил соревнований по туристскому многоборью, утвержденных Туристско-спортивным союзом России, конкретно - раздела этих Правил, ка-сающегося велотуристов. А тем, кто вообще впервые решит провес-ти туристские соревнования, особенно рекомендуем познакомиться с Правилами, хотя бы изложенными в этом разделе. Пусть даже ради того, чтобы не «изобретать велосипед».
Соревнования могут проводиться как командные, так и личные, отдельно по велотуризму и в программе общетуристских слетов, спартакиад и т. п. Они включены в Единую всероссийскую спортив-ную классификацию (ЕВСК) наравне с другими видами спорта. Каж-дые четыре года разрядные требования пересматриваются и обнов-ляются.
На соревнованиях проверяются физическая и техническая подго-товленность участников к выходу на маршруты различной сложности, а также уровень их спортивного мастерства.
Слеты, как правило, имеют более широкую программу мероприя-тий. Кроме соревнований по одному или нескольким видам туризма в программу слетов включают различные конкурсы (пропаганды туризма, туристских самодепок, биваков, песни, фотографии, слайдов и т. д.). Часто слеты туристов посвящаются каким-либо событиям в жизни нашей страны, республики, области, района или города. Ос-новная задача слетов - пропаганда массового самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма в целом или его отдельных видов. Проведение слетов и соревнований - прекрасная форма по развитию массового туризма на местах. Поскольку итоги слетов и соревнований обычно подводятся по сумме мест (очков), занятых
Велотуристские соревнования
командой в отдельных видах программы, можно повысить значи-мость какого-либо конкурса или вида соревнований, дпя этого доста-точно ввести при подсчете очков повышающий коэффициент (обычно в пределах 1,1-3,0). Тогда команды будут обращать большее внима-ние на соответствующие разделы своей работы, развивать вепоту-ризм по конкретным направлениям.
Подготовка к проведению слетов и соревнований заключается в разработке положения о спете, составлении сметы, определении сроков проведения, организации семинаров судей. Должны быть составлены план подготовительных мероприятий, программа, пере-чень необходимого инвентаря и оборудования, закреплены ответст-венные за конкретными мероприятиями, определены сроки выполне-ния поручений.
Спеты отличаются от туристских соревнований более широкой программой. Чем выше ранг слетов и соревнований, тем большая требуется подготовка - по объему, по времени и по количеству исполнитепей. Чем ниже ранг слета, тем проще его программа, тем меньшие требования предъявляются к опыту участников.
Соревнования в велотуризме заключаются в прохождении дис-танции с преодолением участков пересеченного рельефа, естествен-ных и искусственных препятствий и выполнением специальных зада-ний. Соревнования проводятся по следующим видам: полоса препят-ствий, фигурное вождение, ралли, ориентирование, триал, кросс, марафон. На попосе препятствий и в ралли предусматриваются ко-мандные соревнования, в остальных видах - личные. Допускается соединение разных видов соревнований на одной трассе.
Трассу для соревнований стараются проложить так, чтобы на ней были препятствия, которые чаще всего встречаются в походах: дороги с рыхлым покрытием и без покрытия, песчаный участок, лесная тропа, бездорожье, преодоление лесного завала, бревна, какого-то другого барьера, переправа через ручей, через реку вброд, по бревну с перилами и без них, подъем и спуск по склону в седле и пешком с велосипедом.
В зависимости от сложности дистанции соревнования подразде-ляются на пять классов (см. табл. 7.1)
В соревнованиях Ш-У классов состав команды должен быть не менее 4 человек, в соревнованиях 1-П классов - не менее двух. Класс дистанции соревнований определяется количеством и сложно-стью препятствий, протяженностью дистанции, характером рельефа, содержанием выполняемых технических приемов.
ПОЛОСА ПрЕПЯТСТВИЙ
Этот вид соревнований еще называется дистанцией велотурист-ской техники. Заключаются они в прохождении маркированной трас-сы с преодолением естественных и искусственных препятствий и выполнением ряда дополнитепьных заданий (специальных приемов). Режим движения на дистанции полосы препятствий задается участ-никам в контрольной карте. Там же производятся отметки на судей-ских пунктах контроля времени (КВ) и технических этапах, на кото-рых проводятся дополнительные соревнования (ДС).
Поскольку полоса препятствий размечается на местности, при
447МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Табпица 7.1
Класс дист. | Полоса првпятств. | Фигурное вождение | Ралли | Ориентиро-вание | Три-ал | Марафон | ||||||
Мин., км | Мин. ДС | Мин. фиг. | Макс. с.ф., м | Мин. эгап. | Мин., км | Мин. ДС | Мин. КП | Мин., км | Мин. преп. | Про-тяж., км | Мин. вр., ч.м. | |
У(МС) | 5 | 3 | 8 | |||||||||
IV | 3 | |||||||||||
III | 2 | |||||||||||
II | ||||||||||||
I | 13.30 |
Мин. - минимальная протяженность
Мин. ДС - минимальное количество дополнительных соревнований
Мин. фиг. - минимальное количество фигур
Макс. с.ф. — максимальное расстояние между смежными фигурами
Мин. этап. - минимальное количество этапов
Мин. КП - минимальное количество контрольных пунктов
Мин. преп. - минимальное количестео препятствий
Мин. вр., ч.м. - минимальный норматив времени в часах и минутах
подготовке соревнований необходимо выбирать тот район, рельеф которого наиболее близок для обеспечения требуемого класса со-ревнований. Если же природные условия не позволяют обеспечить набор естественных препятствий, то устанавливаются искусственные.
Часто в дистанцию полосы препятствий включают элементы фи-гурного вождения.
Описание рекомендуемых препятствий, технических этапов и специальных заданий дано в Справочном разделе.
ФигурНОЕ ВОЖДЁНИЕ
Соревнования на дистанции фигурного вождения заключаются в прохождении специальных фигур, размеченных (установленных) на площадке с твердым покрытием.
Этот вид соревнований вызывает обычно наибольший интерес зрителей благодаря компактной дистанции (фигурное вождение мож-но проводить на любой спортивной площадке размером с баскет-больную) и несложным правилам. Соревнования по фигурному вож-дению можно проводить и в закрытых спортивных залах и манежах независимо от времени года.
Соревнования на этой дистанции обычно проводятся личные, с раздельным стартом. Перед началом соревнований обязательно про-изводится показательный заезд.
Упражнения, или фигуры, как принято называть, выполняются участниками, не сходя с велосипеда в пределах разметки либо ог-раничительных фигур, стоек или шнуров. Нужно пройти полностью траекторию каждой фигуры. При этом участнику разрешается любое маневрирование между фигурами и ограничивающими их линиями при подготовке к заезду на очередную фигуру и даже пересечение
Велотуристские соревнования
уже пройденных фигур, если при этом не нарушается целостность их разметки.
Применяемые на соревнованиях упражнения взяты из реальных ситуаций во время езды на велосипеде по дорогам с различным покрытием или по пересеченной местности (рис. 7.1). Описания обязательных фигур даны в Справочном разделе.
(1 КориЗор
«Восьмерка
О.Ян | \ |
, Зигзаг " о о о о
п п п о
__^»_ | р ° э с "Ь о о о о ос | Зм | |||
0 о о — с | пттга | ||||
Рис. 7.1. Упражнения фигурного вождения велосипеда
Многие упражнения выполняются на небольшой скорости, зачас-тую велотурист должен некоторое время удерживать равновесие, почти не двигаясь, что значительно труднее, чем при быстрой езде. Другими словами, хорошо умеет ездить на велосипеде тот, кто мо-жет управлять им в сложной ситуации при медленной езде. Сорев-нования по фигурному вождению способствуют развитию навыков владения техникой езды на велосипеде в самых неожиданных ситуа-циях.
Используя комбинации фигур или их основных элементов, можно образовывать новые, варьируя сложность упражнений. Например, «коридор» уместно совмещать с «кругом», образуя правые и левые
449МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
развороты на 180°, если использовать половину окружности. Можно также вводить по два-три одинаковых упражнения на дистанции либо непосредственно друг за другом, либо чередуя с другими фигу-рами. При этом расстояния между фигурами и границей площадки должны быть не менее 3 м, а между финишем (стоп-линией) и кра-ем площадки - не менее 5 м. Вообще творческий подход к поста-новке дистанции фигурного вождения не должен противоречить Пра-вилам.
При совершении ошибки во время выполнения упражнения на очередной фигуре или при маневрировании между фигурами участ-ник получает штрафной балл. Ошибкой в фигурном вождении приня-то считать каждое пересечение ограничительной линии колесом, каждый сбитый ограничитель или каждое касание земли ногой.
При иеполном прохождении траектории фигуры участнику засчи-тывается невыполнение упражнения (непрохождение этапа), которое учитывается при подсчете результатов. Участник, имеющий невыпол-ненное упражнение, занимает место после всех участников, полно-стью прошедших дистанцию, независимо от набранных штрафов и времени, затраченного на прохождение дистанции. Если участник перепутал очередность фигур и на внеочередной фигуре совершил ошибку, ему все равно начисляют штрафные баллы.
Результаты победителей в фигурном вождении определяются по системе «штраф плюс время», т.е. по наименьшей сумме штрафных баллов, набранных участниками, и наименьшему времени. Эта сис-тема предусматривает прежде всего чистоту прохождения дистанции, т.е. велосипедист, набравший меньшее количество штрафных балов, располагается выше соперника, имеющего ббльшую сумму штрафов. При равенстве суммы штрафных баллов у нескольких участников более высокое место займет показавший меньшее время при про-хождении дистанции. Можно подводить итоги, переводя штрафные баллы в штрафное время. При этом обязательно надо учитывать сложность выполнения конкретного упражнения, а также то обстоя-тельство, что незначительные ошибки не должны отбрасывать участ-ника слишком далеко. В то же время цена каждого штрафного бал-ла должна быть такой, чтобы все-таки выгоднее было пройти траек-торию фигуры полностью, т.е. важно установить оптимальное соот-ношение штрафных баллов и времени. В связи с этим все ошибки на дистанции фигурного вождения поделены на несколько групп по значимости. При подсчете результатов каждый балл может оцени-ваться в 3-5 секунд. Исходя из того, что прохождение всей дистан-ции фигурного вождения занимает обычно не более полутора минут, быстрому и техничному участнику есть смысл вести борьбу на дис-танции до самого финиша, не сходя с нее досрочно. Итоги соревно-ваний в этом случае подводятся по сумме основного и штрафного времени, а победителем будет тот, у кого эта сумма окажется наи-меньшей.
В практике проведения соревнований сложилось так, что на дис-танции фигурного вождения участники стартуют обычно без груза на велосипедах. Наметилась тенденция к уменьшению размеров фигур.
Ввиду кратковременности прохождения дистанции старт очеред-ному участнику дается после прохождения финиша предыдущего.
Велотуристские соревнования
ралли
Это, пожалуй, один из интереснейших и самых перспективных видов соревнований по велотуризму. Заключается он в прохождении дистанции с соблюдением заданного графика движения по опреде-ленному, неизвестному соревнующимся, маршруту, чаще по легенде, командой, реже индивидуально.
Дистанция велоралли разбивается на отдельные участки (этапы), в начале и конце которых находятся пункты контроля времени (КВ). На пунктах КВ участникам могут быть предложены дополнительные соревнования (ДС). На любом этапе могут быть поставлены пункты внезапного контроля времени (ВКВ), количество и местоположение которых участникам заранее неизвестны.
Победителем в велоралли считается команда (участник), набрав-шая наименьшее количество штрафных баллов. Чем выше класс соревнований, тем более напряженный график движения предлагает-ся велосипедистам.
Действующими Правилами предусмотрено однодневное ралли. Однако в последние годы приобретают все большую популярность у велотуристов и многодневные ралли, о чем будет рассказано ниже.
Теперь подробнее о правилах прохождения дистанции велоралли. Стартовый номер участников (команд) определяется жеребьевкой. За час до своего времени старта они получают контрольную карту (с отметкой времени старта) и маршрутную схему.
Контрольная карта - основной документ велоралли, подтвер-ждающий полное прохождение дистанции командой или участником. В нее судьями заносятся сведения о времени прохождения дистан-ции. Временем прохождения пунктов КВ считается момент предъяв-ления судье контрольной карты. При командном прохождении дис-танции весь состав команды должен находиться в зоне сбора.
За самовопьное внесение записей и исправления в контрольной карте участниками, а также за утерю карты или ее порчу команда (участник) снимается с соревнований. Необходимые записи и помет-ки в пути можно заносить в отдельный блокнот.
Маршрутная схема выполняется на отдепьном листе и пред-ставляет собой нитку маршрута, который должны пройти участники от старта до финиша. На ней указываются места нахождения пунк-тов КВ, их ориентиры, расстояние между ними, данные о ДС, пере-рывы в движении и другие сведения о маршруте, отраженные по-нятным способом.
Маршрутной схемой может служить топографическая карта. На ней задается и режим движения на отдельных участках ралли в виде нормы времени либо в виде средней скорости движения. Вело-туристы допжны соблюдать все предписания маршрутной схемы, проходя дистанцию полным составом команды.
Часто маршрутная схема выдается в виде легенды - краткого пояснительного текста, условных знаков (топографических) и стре-лок, определяющих направление движения. Легенду удобно пред-ставлять в виде таблицы, в которой отражаются все необходимые сведения о маршруте. Они должны быть краткими и понятными для
ЯVI 14)
ься ли личение
I I
Ш °
5 ш "
го 2 о- ф
з з II:
о *<
И I I Ф Ш О
оЗЗ щ 2 -а ,?§
О -I ^
э тз о
0» 03
•е *
^ ?
;1-1 ?.'
I-
I!
о^
Е ^* Ф 2
О X
* р
о
II
!!
' тз : ш зэ
' З^ ^: -|
з: 2 3
оч Гг
Ф .
о ро ая сан
ф
2 -
Й§5
а ^ с
шз й1.
е
2 Ф
±1 а о
Ё
щ ^
^?
Ф §
^5
о 2
3 0> : Ф О
, * 2 5 °
: ^ ю : Ф Т
г»
/~:г
1)
•< ш
0) ^
I >
§ 3
!!
з!
р
"со
1,Й9
рш
2 В о О
го •
1е "!
I?
^ 03 ф Ф
й -п х
"?-<
Ш й -Е
§§8 ФФН
1Г ]и 5:
Ш 2 Р щ Ф
0>3
>
О
о
о
сг гп
гп тз о
тз
I
о
5с
о •о
Табпица 7.3