Структурно-функциональная модель системы туристской деятельности

Туристскую деятельность, классифицированную нами на основе ее функций, представим в виде наглядной, графической модели. В общей системе туристской деятельности, выделим три взаимодействующих подсистемы: экскурсионно-познавательный, рекреационно-оздоровительный и спортивный туризм (Рис. 2). К туристским мероприятиям, в рамках подсистем экскурсионно-познавательного, рекреационного и спортивного туризма, следует относить те мероприятия, где соответствующие цели являются доминирующими. Так экскурсионные поездки, основная цель которых познание «нового» для себя, самообразование, смело отнесем к подсистеме экскурсионно-познавательного туризма. Походы по классифицированным маршрутам, сопровождающиеся преодолением естественных препятствий, соответственно, относем к подсистеме спортивного туризма. Поездки на курорт с целью купально-пляжного отдыха – к подсистеме рекреационно-оздоровительного туризма.

Существует ли взаимосвязь между подсистемами туристской деятельности? Выделенные нами три целевых подсистемы туризма очевидно тесно взаимосвязаны друг с другом. Редко то или иное туристское мероприятие является «в чистом виде» рекреационным, спортивным или познавательным. Несомненно, что собственно рекреационно-оздоровительным туризмом является пассивный купально-пляжный отдых на морском курорте или на турбазе, на берегу озера. Собственно рекреационно-оздоровительным туризмом мы вправе назвать и отдых в санатории, сопровождающийся лечением хронических заболеваний (в литературе такую разновидность туризма часто обозначают как реабилитационный туризм). Но, в современный «пакет» курортных туристских услуг обычно наряду с купально-пляжным времяпровождением, включают и активные формы отдыха: виндсерфинг, дайвинг, рафтинг и пр. (спортивный компонент). Точно так же и в случае поездки на горнолыжный курорт основная цель (рекреация) достигается средствами горнолыжного спорта; у туристов здесь явно выражен мотив совершенствования в технике катания на горных лыжах (спортивный компонент путешествия). В таком случае мы вправе данные туристские мероприятия отнести к рекреационно-спортивным мероприятиям.

Структурно-функциональная модель системы туристской деятельности - student2.ru

Рис. 2 Структурно-функциональная модель туристской деятельности (по Ганопольскому, 2001).

Использованные на рисунке обозначения:

ЭПТ – экскурсионно-познавательный туризм.

РОТ – Рекреационно-оздоровительный туризм.

СТ – Спортивный туризм.

РПТ – рекреационно-познавательный туризм.

СПТ – спортивно-познавательный туризм.

РСТ – рекреационно-спортивный туризм.

Приведем другие примеры туристских мероприятий с сочетанием туристских целей. Экскурсионные поездки или походы по экологическому маршруту (с ознакомлением с характерными экосистемами, представителями флоры и фауны региона) несмотря на доминирующую познавательную направленность, естественно преследуют и цель отдыха туристов. Путешествие по классифицированному спортивному маршруту с доминирующими спортивными целями, так же часто сочетается с познанием культуры местного этнического населения, природных особенностей района похода, знакомством с историческими памятниками и т.д. (краеведческие цели похода). Занятие спортивным туризмом предполагает, кроме достижения спортивной (доминирующей) цели, как минимум, оздоровление туристов (в процессе многолетних тренировок, походов по регионам с «оздоравливающей» природной средой). Следовательно, данные примеры туристской деятельности мы можем отнести к спортивно-познавательному, спортивно-оздоровительному туризму.

Таким образом, можно констатировать, что целый ряд туристских мероприятий сознательно преследует две (несколько) сравнимых для туристов по важности целей. Эти мероприятия задумываются организаторами как полифункциональные, обязательно совмещающие цели познания, отдыха, спорта. Такое «переплетение» функций конкретного туристского мероприятия отражено в представленной структурно-функциональной модели туристской деятельности, в виде зон перекрытия подсистем туристской деятельности (см. Рис. 2). На модели взаимодействие подсистем (сознательное сочетание целей), в общем виде, приводит к образованию трех взаимных подсистем – рекреационно-познавательного туризма, спортивно-познавательного и рекреационно-спортивного туризма.

Литература по теме лекции.

  1. Ганопольский В.И. Туристская деятельность: проблемы терминологии и пути их решения применительно к моделированию и программированию системы туристского образования. – Мир спорта, 2001. -- №1. – С. 18-20.
  2. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320с.
  3. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368с.
  4. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с
  5. Статья «Путешествие – новый взгляд», представленная на сайте Интернета http://kulturolog.narod.ru

Лекция 2.Содержание и формы рекреационного и спортивного туризма

Наши рекомендации