Заказчики — Зона успеха: три типа заказчиков
Взаимодействие с данными типами заказчиков потенциально вносит вклад в положительный и успешный результат тимбилдинга.
HR-директор.Наиболее приятная и благоприятная ситуация, максимально сопутствующая потенциальному успеху задумываемого
Часть 1.Тимбилдинг
проекта. Еще HR-директора могут представать в виде начальников HR-служб, руководителей отделов персонала, помощников президентов по персоналу, директоров отделов кадров, директоров отделов человеческих ресурсов, руководителей по человеческому капиталу и даже в последнее время в виде менеджеров по талантам.
HR-директор многое может и многое знает. Он компетентен и лично заинтересован в результате. Он обладает важными стратегическими ресурсами и информацией для успеха проекта. Он через многое прошел на своем пути. И общение с ним к тому же доставляет большое удовольствие и дает большие возможности для личного профессионального роста, так как достаточно часто в процессе подготовки затрагиваются многие смежные вопросы — корпоративное развитие персонала, мотивация, вознаграждение, продвижение и т. д.
В 90% случаев HR-директор — это женщина от 35 до 50 лет, успешная, уверенная, амбициозная. К большому сожалению, мужчины на этой должности встречаются, но не так часто, как хотелось бы©. Более подробно я затрону это проблему в разделе «Кто он — оптимальный тимбилдер?»
HR-директор — это стратегическая позиция в компании, и это дает ему возможность транслировать свое видение и стратегические задачи. Это позволяет вписать тимбилдинг в цепь событий, происходящих в компании, придать событию стратегический оттенок и решить с помощью него стратегические задачи.
В основном позиция HR-директора существует в компаниях с численностью от 300 человек, имеющих разветвленную организационную структуру, региональные подразделения и необходимость решения стратегических задач по управлению персоналом. Позиция уже достаточно часто встречается не только в западных компаниях, но и в российских.
HR-директор, на мой взгляд, — оптимальная кандидатура для тимбилдера при проведении корпоративного тимбилдинга. Он имеет навыки эффективного тайм-мепеджмента, делегирования полномочий и специализации. Однако зачастую помимо гимбилдинга в одну единицу времени HR-директору надо решить вопросы закрытия двух ключевых позиций, в главном офисе и в регионе, провести квартальную встречу с руководителями департамента по внедрению системы оценки 360С; утвердить совместно с директором текущие изменения в планах развития карьеры вновь выдвинутых линейных менеджеров; подготовиться к полугодовой встрече топ-менеджмента с вопросом реализации HR-стратегии компании; создать рабочую группу по
Глава 2. Тимбилдинг в России
проведению исследования удовлетворенности сотрудников и т. д. В задачу HR-директора входит следующее: утвердить выбор тимбил-динг-компании, четко поставить задачу, отследить веховые моменты подготовки, принять результаты проекта. Быстро. Четко. Эффективно. С удовольствием! HR-директор понимает, сколько свободы нужно предоставить и какой уровень ответственности возложить на плечи тимбилдинг-компании для наибольшего успеха мероприятия.
HR-менеджер.Наиболее распространенный заказчик тимбил-дингов. В большинстве случаев это главный представитель компании в HR-области. Но в силу специфики деятельности компании или в силу специфики управленческих приоритетов в компании данная позиция не заняла пока стратегического значения и является исполнительской должностью. В 99% случаев HR-менеджер — это женщина от 25 до 35 лет, с небольшим или средним опытом работы в HR-сфере, иногда с полным отсутствием опыта в области корпоративных тимбилдингов. В большинстве случаев планируемый тимбилдинг — это первый опыт на данном поприще в данной компании. В подавляющем большинстве компаний еще отсутствует глобальное видение процесса, отчего уделяется непомерно высокое внимание деталям, не имеющим стратегического, а зачастую и вообще никакого значения для успеха проекта.
В преобладающем количестве случаев тимбилдинг — главное событие лета или года для данного менеджера, поэтому ему уделяется незаслуженно повышенное внимание, что, безусловно, ведет к неоправданным потерям времени.
Успех этого проекта напрямую связывается с успехом продолжения и развития карьеры в данной компании, поэтому большинство вопросов являются невероятно болезненными для заказчика, почти личными. Любое изменение условий проекта или изменение бюджета влечет за собой непомерные трудности, необходимость обращаться к вышестоящим начальникам, затруднения порой нере-шаемого свойства, поэтому лучше обращаться к ним только в ситуациях крайней необходимости.
Однако плюсами общения и взаимодействия с данным типом заказчика является то, что профессию тимбилдинг-менеджера все-таки воспринимают с довольно высоким уважением, на тимбил-дера смотрят если не как на героя, то как на очень неординарного человека, склонного к такой экстремальной и ненормальной деятельности; вероятно, в глубине души или чуть-чуть завидуют, или сочувствуют©. Если вам удастся найти общий язык с HR-менедже-ром на протяжении периода вашего сотрудничества, то это поможет
Часть 1.Тимбилдинг
вам избежать массы ненужных проблем, а в трудных ситуациях — оказаться с HR-менеджером по одну сторону баррикад.
Training & Development Менеджер / Специалист по обучению и развитию.Если ваш заказчик — представитель данного типа, то это удача. Тогда тимбилдинг в большинстве случаев принимает четко заданные рамки тренинг-тимбилдинга и однозначно рассматривается с точки зрения развития персонала, построения команды, повышения эффективности ее взаимодействия. Эти специалисты хорошо осведомлены о существующем спектре возможностей на рынке тимбилдинга и о всевозможных вариациях и продуктах. Если не сказать большего, наряду с HR-директором Т&D-менеджер — идеальная кандидатура для взаимодействия и успеха проекта!
С термином «веревочный курс» менеджер по обучению и развитию персонала сталкивался многократно. С ним можно смело говорить на одном HR-языке. В моем случае только с людьми первой (директора) и данной, четвертой категории при первом разговоре я без стеснения «размахивала флагом» с буквами «к.э.н.» и с гордостью добавляла: «В области управления персоналом!»
Специалист по обучению и развитию персонала компетентен в HR-области и имеет некоторые специализированные знания и опыт в тимбилдинг-сфере, но еще не настолько, чтобы быть навязчивым и невыносимым для общения и эффективного взаимодействия.
У вас возникает резонный вопрос: если этот тип заказчика оптимален для взаимодействия, почему же не взаимодействовать только с ним? Ответ очень прост: содержать подобного специалиста в своей компании могут только достаточно продвинутые компании, в которых вопросы развития персонала уже перестали решаться хаотично и вынесены в раздел стратегических ресурсов компании. Компания имеет средства достойно оплачивать работу названного специалиста. Специалист имеет опыт, знания, бэкграунд, позволяющий ему находиться в тесном сотрудничестве по поиску эффективных тим-билдинг-решений для своей компании.
В подавляющем большинстве специалисты по обучению и развитию персонала — это молодые, активные, успешные женщины. Многие из них склонны к экстриму, так как область их деятельности постоянно вынуждает их к поиску новых решений по развитию, изменению, совершенствованию.
Зачастую Т&D-менеджеры имеют хороший потенциал для развития и продвижения на позицию HR-директора. Ваши инвестиции в доверительные и прочные отношения не пройдут зря. Однако будьте
Глава 2. Тимбилдинг в России
готовы к тому, уважаемые тимбилдеры, что Т&D-менеджеры, страстно погруженные в свою тему, во время подготовки тимбилдинга будут звонить вам на мобильный и в одиннадцать вечера, и в семь утра, если им пришла заветная идея, не позволяющая оставить ее без внимания. Своим непродуманным «Нет. Нельзя» вы можете похоронить все. Ожидаемый ответ от вас: «Да! Все возможно».