Российская международная академия туризма (Уральский филиал)


Перспективы развития и основные проблемы
гостиничного бизнеса Свердловской области

Фактор расположения Свердловской области в центре транспортных коммуникаций экономически развитого региона Большого Урала и Западной Сибири является одним из главных конкурентных преимуществ региона и должен учитываться при планировании развития индустрии туризма.

Объем гостиничных услуг в административном центре области растет стремительными темпами. Вследствие этого, вближайшие годы ожидается усиление конку­ренции на рынке гостиниц Екатеринбурга. Постепенно будет происходить на­сыщение рынка – средние цены на проживание будут снижаться, неконкурентоспособные гости­ницы будут покидать данный рынок. Екатеринбург по-прежнему интересен междуна­родным гостиничным сетям, следовательно, в связи с чем в центре УрФО появятся новые для ре­гиона гостиничные сети, которые будут развиваться, преимущественно, на базе нового строительства.

До 2020 года рынок гостиниц Екатеринбурга пополнится несколькими гостиничными комплексами мировых брендов. Планируется реализация четырех- и пятизвездочных проектов международных гостиничных сетей[16]. Аналитики отмечают, что индустрия гостеприимства Екатеринбурга будет развиваться также путем интеграции международных гостиничных компаний на региональном рынке.

При наличии благоприятных природных и иных факторов, потенциал туризма в социально-экономической структуре Свердловской области остается мало востребованным. Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в Свердловской области, являются следующие[17]:

· Слабая маркетинговая политика по продвижению турпродукта Свердловской области;

· Значительный моральный и физический износ существующей материальной базы коллективных средств размещения; недостаточное количество средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта в традиционных центрах туризма, существенная территориальная диспропорция (большинство коллективных средств размещения расположены в Екатеринбурге);

· Неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;

· Недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг;

· Низкая конкурентоспособность турпродукта Свердловской области по цене и качеству.

Сравнительный анализ
инвестиционной привлекательности трех регионов

Для оценки инвестиционной привлекательности следует сравнить сильные и слабые стороны данных регионов, которые мы выделили ранее. В первую очередь, сравним их относительно ключевых для инвестора факторов:

1. Анализ инвестиционной привлекательности относительно общего уровня экономического развития регионов, концентрации компаний, остроты конкуренции и ее характера:

· Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наиболее высокий общий уровень экономического развития региона в Свердловской области. Здесь уже развита сфера гостиничного бизнеса, наблюдается высокая концентрация компаний данной отрасли и достаточно острая конкуренция. Согласно ближайшим прогнозам, ожидается еще большее усиление конкуренции и постепенное насыщение рынка, что, несомненно, усложнит вход на региональный рынок. Новая компания может быть попросту вытеснена существующими гостиничными сетями из-за эффекта накопленного опыта и эффекта масштаба. Таким образом, внедрение на региональный рынок в Свердловской области сопровождается определенными рисками, так как компания может оказаться неконкурентоспособной, что в условиях спада в гостиничной сфере серьезно понижает инвестиционную привлекательность Свердловской области.

· Приморский край имеет средний общий уровень экономического развития. Так же как и Свердловская область, он является крупным транспортным узлом, но конкуренция на региональном рынке гостиничного бизнеса в Приморском крае ниже, в связи с более низкой туристской привлекательностью региона. Приморский край, в том числе, предоставляет больше возможностей для открытия нового бизнеса, поскольку, как говорилось ранее, его потенциал недостаточно реализован, а качество услуг гостиничной сферы в целом не соответствует ожиданиям. Таким образом, если использовать такие плюсы, как, например, наличие образовательных учреждений по подготовке квалифицированных специалистов данной отрасли, то можно получить достаточно высокую рыночную долю уже при входе в отрасль, при обеспечении достаточно высокого качества услуг.

· Несмотря на то что общий уровень экономического развития Томской области ниже, чем в Свердловской области или Приморском крае, в этом есть свои плюсы. Следует отметить, что конкуренция на региональном рынке здесь достаточно низкая, в то время как потенциал региона также недостаточно реализован. Таким образом, если обеспечить достаточный объем инвестиций и поддерживать качество услуг на должном уровне, можно в достаточно короткие сроки стать ключевым игроком на региональном рынке. Однако вход в гостиничную сферу в Томской области также связан с некоторыми рисками, в частности, из-за несформировавшегося имиджа Томской области как туристского центра доходы компании могут быть существенно ниже, чем в других регионах, при аналогичных объемах инвестиций.

2. Анализ инвестиционной привлекательности регионов относительно инфраструктуры регионов:

· Наиболее развита инфраструктура Свердловской области. Как у одного из крупнейших транспортных узлов России, здесь отлично развита транспортная система, а как у одного из крупнейших деловых центров Уральского федерального округа, здесь также хорошо развита инфраструктура для развития бизнеса, стремительно растет сфера услуг. Это, несомненно, повышает инвестиционную привлекательность данного регионального рынка.

· Несмотря на динамичное развитие Приморского края в целом, транспортная и инженерная инфраструктуры все еще недостаточно развиты. Инфраструктура для развития бизнеса также нуждается в улучшении.

· Томская область находится в удалении от основных транспортных узлов, что обуславливает низкий уровень развития инфраструктуры региона в целом. Этот факт, как упоминалось выше, увеличивает как стоимость тура, так и время на потребление турпродукта, что снижает его инвестиционную привлекательность.

3. Анализ инвестиционной привлекательности регионов относительно регулирующего воздействия государства путем реализации целевых программ:

По данному критерию невозможно выявить четкого лидера, так как на территории всех 3 регионов государство в той или иной степени способствует развитию туризма и гостиничного бизнеса путем реализации региональных целевых программ.

4. Анализ инвестиционной привлекательности регионов относительно местоположения регионов относительно основных рынков сбыта и источников ресурсов:

· В наиболее выигрышном положении находится Свердловская область. Поскольку она находится относительно далеко от основных рынков сбыта гостиничных услуг, и на ее территории проходят крупнейшие деловые, культурные и спортивные мероприятия, Свердловская область является несомненным лидером по оказанию гостиничных услуг во всем Уральском федеральном округе. Это, безусловно, повышает инвестиционную привлекательность региона, но нельзя забывать о том, что этот факт лишь усиливает конкуренцию на рынке, а. следовательно, и риски, связанные со входом в отрасль.

· Приморский край находится в непосредственной близость от стран АТР – основных потребителей услуг гостиничной сферы. В совокупности с достаточно далеким местоположением от остальных крупных рынков сбыта гостиничных услуг, Приморский край обладает неплохой инвестиционной привлекательностью для открытия нового гостиничного бизнеса, однако относительное удаление от основных источников ресурсов портят общую картину.

· Несмотря на то что Томская область находится далеко от основных рынков сбыта гостиничных услуг, в ней наблюдается стабильное увеличение турпотока. По всей видимости это связано с возрастающей туристской привлекательностью региона и нереализованным потенциалом по развитию.

5. Анализ инвестиционной привлекательности регионов относительно наличия в них образовательных учреждений по подготовке специалистов выбранной отрасли:

Несмотря на наличие во всех 3 регионах большого числа учреждений по подготовке квалифицированных специалистов, соотношение цены и качества услуг везде неудовлетворительное. Это отчасти может быть связано с низким стандартом подготовки специалистов по оказанию услуг гостеприимства. Однако в ближайшее время, одновременно с дальнейшим развитием гостиничного бизнеса во всех 3 регионах, можно ожидать повышение качества обслуживания и увеличение потребности в подготовке высококвалифицированных кадров.

Общие выводы

На основании вышеизложенного материала, можно сделать некоторые выводы относительно общей инвестиционной привлекательности выбранных регионов:

1. Свердловская область является привлекательной в основном для крупных гостиничных сетей, которые планируют расширять объемы оказания гостиничных услуг. Внедрятся на данный рынок стоит только при уверенности в том, что компания сможет обеспечить надлежащее качество оказываемых услуг и создать новый конкурентоспособный гостиничный продукт. В сложившейся ситуации на рынке действуют достаточно сильные игроки, в том числе и международные, более того, прогнозируется скорое перенасыщение рынка. Поэтому можно говорить о достаточно высоких барьерах на вход на данный региональный рынок и о наличии ряда рисков для потенциальных инвесторов.

2. Приморский край подходит как для открытия нового гостиничного бизнеса, так и для расширения крупной гостиничной сети. Регион находится в достаточно выгодном положении и остро нуждается в качественных гостиничных услугах. В совокупности с нереализованным потенциалом региона и стремительным развитием всевозможных видов туризма, Приморский край является наиболее универсальным выбором для инвестора, поскольку риски на внедрение на региональный рынок Приморского края значительно ниже, чем при внедрении на региональный рынок Свердловской области. При обеспечении аналогичного качества оказываемых услуг, можно получить более значительную рыночную долю и обеспечить получение большего дохода.

3. Томская область несмотря на свое невыгодное положение, неразвитую инфраструктуру и несформировавшийся имидж, не является однозначным аутсайдером. Конечно, крупным гостиничным сетям на данный региональный рынок внедрятся бессмысленно. Однако если инвестор сможет обеспечить достаточно высокий объем капиталовложений, будет эффективно использовать имеющийся здесь потенциал и обеспечит высокое качество оказываемых услуг, то очень скоро начинающая компания может стать одним из лидеров регионального рынка. Срок окупаемости проекта будет несомненно дольше, чем в других областях, однако в совокупности с дальнейшим развитием области инвестиционный проект может оказаться достаточно прибыльным.

Подводя окончательный итог нашего анализа, следует отметить, что невозможно выявить однозначного лидера среди данных 3 регионов. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, а их инвестиционная привлекательность зависит не только от факторов внешней среды, но и от инвестиционного проекта, который планируется реализовать.

Наши рекомендации