Кружок, секция, клуб юных вЕлотуристов
Школьный велотуризм в нашей стране получил широкое распро-странение вслед за взрослым в 70-80-е годы. Как же возникают и складываются детские велотуристские объединения, как они струк-турно и организационно закрепляются? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но основные тенденции процесса можно обо-значить.
Чаще всего заядлый велотурист-энтузиаст (учитель, производ-ственник) своим азартом увлекает, заражает группу ребят, которая становится ядром будущего кружка ипи клуба велотуризма. Порой это происходит стихийно, как бы случайно, импульсивно. Если пер-вый велопоход проходит удачно, то, как правило, воодушевленные ребята потом сами предлагают готовиться к следующему походу. Это - старшеклассники. А младшие школьники зажигаются быстрее и обязательно спросят: «А когда мы пойдем в следующий поход?» И, вполне возможно, добавят: «Давайте в следующее воскресенье!» Так начинается жизнь детского велотуристского кружка.
А вот другой путь. Уже сложившаяся подростковая группа тури-стов-пешеходников вдруг осознает ограниченность пешеходной спе-цифики: времени мало, увидеть хочется много, а тут перед гпазами промелькнула по дороге стайка велотуристов с увесистыми рюкза-ками на багажниках, кто-то из них на ходу улыбнулся, приветливо махнул рукой, и вот рождается идея (у одного, а то и у нескольких сразу): в следующий поход - на велосипедах! И с этого момента можно отсчитывать новую эпоху в жизни туристского коплектива. Так из секции пешеходного туризма вырос в 1979 г. клуб велоту-ризма «Россия» при Центре детского и юношеского творчества им. А. Косарева Восточного округа Москвы.
В третьем случае увлеченные лыжными походами, юные путеше-ственники поресаживаются на велосипеды с целью провести вместе время, отдохнуть, увидеть что-то новое и интересное. Для них вело-сипед - средство сохранения спортивной формы в летний период, когда на полгода прерывается возможность заниматься любимым видом туризма.
А бывает и так, что в процессе формирования детского турисг-
____________Кружок, секция, клуб юных велотуристов
ского коллектива сам педагог задается идеей: познакомить ребят с основными видами туризма - пешеходным, лыжным, горным, вод-ным и велосипедным с тем, чтобы воспитанники, попучив универ-сальные навыки путешественника, полюбив всей душой походы, смогли бы по окончании школы (ПТУ, техникума) уже сознательно выбирать тот вид туризма для дальнейшей своей специализации, который более пришелся по душе. Этот принцип, один из главных, заложен в деятепьности московского Центра детско-юношеского ту-ризма и экскурсий «Родина».
А вот еще один путь к велотуризму. Специфика краеведческого поиска какого-либо кружка или объединения школьников предполага-ет сбор материалов на значительной по размерам территории, и тут оказывается, что велосипед - лучшее средство для передвижения по маршрутам в сотни кипометров по неустроенным полевым, проое-лочным дорогам, где часто и автобусы-то не ходят. И вот по необ-ходимости юные краеведы становятся велотуристами, осваивают специфику этого вида туризма, как произошло, например, в клубе ппотовиков «Кон-Тики» в г. Новосибирске.
Порой велосипед помогает скрепить группу детей, которая увле-чена фотографированием, рыбалкой, сбором гербариев и т. п. В этом случае велосипед расширяет возможности и становится вто-рым, «сопутствующим» увлечением.
Велотуристский коллектив может сложиться из юных велогонши-ков-спортсменов, которых перестала удовлетворять пишь скоростная езда на велосипеде.
Разумеется, можно выявить и иные пути и способы формирова-ния детских велотуристских групп со своими нюансами и особенно-стями.
Кружок юных велотуристов может быть организован в шкопе (ПТУ, техникуме), в центре детского творчества, при станции юных туристов, на детской туристской базе, по месту жительства, в оздр-ровительном летнем лагере. При серьезном подходе к делу кружок вепосипедного туризма включают в «сетку часов» школы или вне-школьного воспитательного учреждения. Педагог перед началом учебного года вывешивает в школе или в центре детского творчесг-ва, станции юных туристов объявление о наборе в велотуристский кружок. Будущий руководитель кружка может сделать набор детей, выступив на каком-либо вечере, сборе или собрании учащихся, рас-сказав им о перспективах деятелыности кружка, показав слайды или любительский видеофильм об интересном велопоходе. Обычно у такого руководителя уже есть идеи будущих походов, соответствую-щий педагогический и велотуристский опыт и квалификация, план и программа работы с детьми.
На первом этапе важно нащупать формы, средства и пути, кото-рые позволят детской группе сформироваться в коллектив едино-мышленников. Для этого после первых сборов, первых знакомств и эмоций нужно четко вместе с ребятами обозначить цели как на ближайший, так и на отдаленный период времени, ибо для тех, кто не знает конечной цели, ни один ветер не будет попутным. Роль педагога в этом самоопределении исключительно велика. Определяя с ребятами свои цели, он тем самым сразу задает основы органи-зации и структуры своего кружка.
ВЕЛОТУРИЗМ В ШКОЛЕ И ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ__________
Кружок юных велотуристов в школе (ПТУ, техникуме). Тури-стско-краеведческая работа в школе обычно распадается на два уровня: систематические занятия учащихся туризмом (в туристско-краеведческом кружке, секции, клубе) и эпизодические массовые туристско-краеведческие мероприятия (походы выходного дня, ту-ристские слеты и соревнования, конференции, туристские вечера и т. п.). Кружок велотуризма в школе подразумевает формирование обычно небольшого коллектива учащихся, увлеченных велосипедом и велопоходами на основе общего для них интереса, причем кружок может сформироваться и на базе какого-либо класса (параллели классов) и быть одновозрастным (при разнице в возрасте не более одного года), и в рамках кружковой работы для всех желающих, в рамках школьного туристского клуба из учеников разных классов, и тогда может сформироваться как одновозрастная группа, так и раз-новозрастная (при разнице в возрасте два года и более). Практика показывает, что предпочтительнее в кружке велотуризма формиро-вать одновозрастные группы (разновозрастные коллективы - харак-терная особенность клуба).
Если кружок сформирован на базе класса, то учитель, обычно -классный руководитель, в своей работе использует велотуризм как средство для решения своих педагогических целей, например, для сплочения классного коллектива. При свободном наборе в кружок его руководитель обычно ставит перспективные спортивные и по-знавательные цели и первые год-два, как правило, посвящает ис-ключительно обучению ребят технике туризма вообще и велосипед-ного в частности. Однако руководитель кружка может поставить и иные самые разнообразные цели, например, оздоровительные - на базе групп продленного дня или групп общей физической подготовки (ОФП), краеведческие и исследовательские - проведение велопохода с выполнением краеведческого задания какого-либо учреждения или организации. В любом случае функционирование школьного кружка велосипедного туризма предполагает некоторые педагогические принципы организации его деятельности: последовательность и сис-тематичность работы, определение перспектив, воспитание кружков-цев в коллективе и через коллектив, наличие самоуправления и т.д.
Школьный кружок не должен вариться в собственном соку. Сле-дует так организовать деятельность кружковцев, чтобы она была значима не только в их собственных глазах, но и в глазах окру-жающих, прежде всего - товарищей, учителей, родителей. С этой целью коллектив кружка может и должен выступать на сборах в классах школы, выпускать свои фотогазеты. Силами кружковцев можно организовать «Праздник велосипеда» в начальной школе (простейшие велоигры, велоэстафеты), велосоревнования «Золотая спица», «Безопасное колесо» и другие в 5-8-х классах, велосипед-ный поход выходного дня для ребят старшего возраста (9-11-х клас-сов). Введение элементов обществеино-полезной работы в деятель-ности кружка сделает это увлечение престижным не только среди кружковцев, но и среди их товарищей, что может объективно поло-жить начало формированию школьного туристского клуба с сильной секцией велотуризма или даже школьного велотуристского клуба.
Кружок юных велотуристов в центре детского творчества, на
Кружок, секция, клуб юных велотуристов
станции юных туристов, на детской туристской базе. Возможно-сти внешкольных воспитательных учреждений обычно шире, ибо они призваны предоставить возможность учащимся реализовать свои наклонности и увлечения в кружках, секциях, клубах и объединеш-ях, которые специально создаются в стенах этих учреждений. В отличие от школьного кружка велотуризма, где занятия ведет, как правило, учитель, для которого велотуризм - побочное увлечение, во внешкольном учреждении туристские кружки ведут педагоги -профессиональные работники детского туризма, для которых работа в кружках с детьми - основная. Обычно в кружках, секциях, клубах внешкольных учреждений (ЦДТ, СЮТур, ДТБ) значительно лучше материально-техническое обеспечение, есть свои помещения, спецл-ально оборудованные и оснащенные для занятий туризмом. Этими факторами определяется, как правило, более интенсивная нагрузка учебного процесса на кружковцев и, соответственно, - более выоо-кий спортивно-технический уровень проведения велосипедных по>ю-дов.
Кружки юных велотуристов по месту жительства обычно ор-ганизуют при жилищно-коммунальных службах, которые ставят их на свой баланс. Контингент таких кружков - ребята одного двора, од-ной компании, которые обычно хорошо знают друг друга. Здесь ча-ще могут оказаться педагогически запущенные подростки, нежели в центре детского творчества или даже в школе. К работе кружка по месту жительства их проще, легче привлечь, ибо они идут в него «за компанию». Эту специфику следует по-своему учитывать взрос-лому - руководителю кружка. Ему придется порой в своей работе смещать акцент на чисто практические аспекты деятельности кружка велотуризма, то есть больше отдавать времени велотренировкам, велоконструированию, организации игр и соревнований на велосипв-дах, проведению велопробегов и велопоходов. Однако и в этом случае в основу работы можно положить обычную программу, по которой работает кружок юных велотуристов в центре детского творчества.
педагогические принципы деятельности