Кто же такие биологические туристы?
Термин
Прежде всего, хочу остановиться на самом понятии экологического туризма. Сегодня в Беларуси мало кто воспринимает экотуризм в том значении, в котором он представлен в этой статье. В обыденном понимании это любой возможный отдых «на природе», вне человеческих поселений – выбрался за город и уже «экотурист». Приходилось слышать, что и охоту также относят к экотуризму, хотя это далеко не так.
Birdwatching(англ. «наблюдение за птицами») и naturaltourism(англ. «природный туризм») – вот наиболее точные определения этого сегмента туристического рынка в английском языке. В русском языке таких аналогов нет, поэтому словосочетание «экологический туризм» используется различными людьми во многих значениях.
Для меня «экотуризм» – это наблюдение диких видов в их естественной среде обитания. Причем большинство настоящих экотуристов способны, во-первых, идентифицировать эти виды в природе, а во-вторых, оценить степень их уникальности. Несмотря на то, что словосочетание «экологический туризм» наиболее полно отражает суть наблюдения видов в естественной природе, оно в значительной степени утратило свое значение в повседневном общении и часто сводится лишь к «бережному отношению к природным ресурсам во время проведения тура», «использованию немоторизированных видов транспорта», «питанию экологически чистыми продуктами», «проживанию в сельских усадьбах» и так далее. Постоянно приходится сталкиваться и с тем, что в современной туристической документации Беларуси «агро-» и «экотуризм» идут бок о бок, и возникают такие словосочетания, как, например, «субъект агроэкотуризма» (владелец агротуристической усадьбы) или ОО «Агро- и экотуризм». В то же время к организации наблюдений биологических видов в природных ландшафтах эти субъекты в подавляющем большинстве случаев не имеют никакого отношения. Именно поэтому, вполне вероятно, что в будущем потребуется искать альтернативу слову «экологический» для туризма, направленного на наблюдение дикой природы. Если бы меня попросили сделать это сейчас, то я бы остановился на названии «биологический туризм» или «биотуризм». Одной из задач данного очерка является также «тестирование» этого нового термина. Мне представляется интересным, как воспримут его читатели «Дикой природы».
Виды биологических туров
Несмотря на множество вариантов биотуров, можно выделить две их основные группы, которые целесообразно развивать в условиях Беларуси. Это туры, направленные на наблюдение возможно большего количества диких видов в природе, с акцентом на приоритетные (наиболее интересные) виды; при этом «трофеем» является качественное наблюдение вида в природе; и специализированные фототуры, задачей которых является фотосъемка уникальных объектов в естественных условиях; «трофеем» является качественный снимок заранее заявленного вида.
Целевая группа туристов
На самом деле это первый вопрос, на который следует дать ответ перед началом любой деятельности, связанной с организацией туризма. Для биологического туризма этот вопрос, наверное, наиболее актуален. Биологический туризм – это вид познавательного туризма, при котором большинство участников являются заранее подготовленными к восприятию той или иной информации (зрительной, звуковой, описательной) и способны квалифицированно оценить уровень уникальности наблюдаемых объектов, их соответствие заявленным в программе, привлекательность этой программы в масштабах развитого рынка предложений, а также интеллектуальную подготовку местных гидов, степень естественности ландшафтов и соответствие хозяйственной деятельности на предлагаемой территории целям и задачам биологического туризма и сохранения природы. Каждый «настоящий» биологический турист четко знает, что он хочет увидеть в ходе тура. Прежде всего, это виды птиц, животных и растений. Работая с биологическими туристами, гид должен владеть информацией (распознавать в полевых условиях) как минимум о наиболее важных видах, количество которых измеряется не единицами, как при организации охоты, а десятками и сотнями. Сегодня основной рынок для привлечения подобного рода туристов в Беларусь – это страны Западной Европы. В первую очередь, это наиболее индустриально развитые, утратившие значительное количество собственных природных ресурсов, с большой плотностью населения и, что немаловажно, с богатыми традициями биотуризма страны. В порядке значимости количества потенциальных биологических туристов для Беларуси на первом месте стоит Великобритания, затем Голландия, Франция, Германия и Бельгия. Страны Скандинавии, в первую очередь Швеция, находятся на лидирующих позициях в плане развития биологического туризма и представляют серьезную конкуренцию, как минимум для северной Беларуси.
Кто же такие биологические туристы?
Несмотря на объективное разнообразие, для западных биотуристов в целом характерны несколько общих черт: (1) в основном это люди в возрасте, на пенсии и предпенсионного возраста, редко моложе (соответственно их физические возможности, как правило, значительно ниже, чем человека среднего возраста); причина проста – больше свободного времени для путешествий, больше свободных средств для таких путешествий; (2) это люди среднего достатка, обычные служащие, работники интеллектуального труда и т.п.; людей большого бизнеса среди них практически нет. Это обязательно следует иметь в виду, особенно в аспекте сравнения биотуристов и охотников и стоимости услуг для тех и других. Туризм – это в любом случае работа с людьми, и не учитывать психологию различных групп людей было бы не дальновидно. Биотуристы и охотники – это две разные группы людей по стереотипу мышления и менталитету, причем не только в том, что касается природы. В повседневной жизни эти люди также существенно отличаются. Человек, увлекающийся наблюдением за птицами, зверями и растениями, очень редко сможет найти себя в бизнесе, где нужно быть жестким, бескомпромиссным, порой вероломным, сметающим все и вся. И наоборот, преуспевающий бизнесмен, банкир, директор предприятия и т.п. почти наверняка не станет бегать с биноклем по лесу, чтобы выяснить, какой же все-таки это был дятел – большой пестрый или белоспинный. Он, скорее, возьмет в руки «каталог смерти» и выберет себе трофей побольше и подороже, который, в то же время, еще и нетрудно добыть. Хочу предостеречь читателя, что искать примеры, опровергающие это утверждение, не стоит – они, безусловно, найдутся. Но общая картина выглядит именно так.
Биотуристами не становятся вдруг. Как правило, это люди либо связанные с природой по роду своих занятий, либо рассматривающие наблюдение видов в природе как увлечение, хобби. Именно поэтому, крайне важным показателем перспективности той или иной страны Западной Европы с точки зрения количества потенциальных биотуристов, заинтересованных в посещении Беларуси как новой территории, является сила традиции наблюдения за живой природой внутри этой страны. И если в Великобритании эта традиция культивируется с самого детства, то в результате и количество биотуристов, выезжающих в другие страны, исчисляется миллионами.
И, наконец, всех биотуристов можно разделить на две группы – «охотники за видами» и «натуралисты». Цель первых пополнить свой персональный трофейный лист наблюдений тех видов, которых они не наблюдали до приезда в новую страну. Для достижения этой цели зачастую приходится прикладывать значительные усилия как организатору тура, так и самим туристам. Здесь возникает такое понятие, как интенсивность биологического тура, которая для «охотников за видами» является максимальной. Эта часть биотуристов стремится провести на природе максимальное количество времени тура, зачастую пренебрегая сном и отдыхом. Например, в мае «рабочий день» начинается с рассвета, когда еще задолго до завтрака совершается утренняя экскурсия, и заканчивается за полночь. Недельный тур такой интенсивности требует от гида недюжинных усилий и мастерства. Качество такого тура в первую очередь определяется количеством приоритетных видов, которые удалось наблюдать туристам. «Натуралисты» тоже интересуются наблюдением отдельных видов, но их цель все же в первую очередь ознакомиться с экосистемой и ландшафтом в целом. Интенсивность тура ниже, чем для первой группы. Здесь, однако, на первый план выходит квалификация гида, который должен не только хорошо ориентироваться в поиске определенных видов, но и владеть значительным количеством экологической информации о принципах функционирования той или иной экосистемы на местности.
В фототурах участвуют, как правило, профессионалы или любители высокого класса. Многие туристы, приезжающие в Беларусь за редким кадром, тесно связаны с каким-либо издательством у себя на родине. Организация фототура требует специальной предварительной подготовки. Такие туры всегда более индивидуальны, чем обычные биологические туры по наблюдению за видами. Как правило, фотоохотник, покупая путевку тура, рассчитывает получить кадры достаточно ограниченного количества объектов. Но на эти кадры он готов потратить значительное количество времени и усилий. Ведь съемка дикой природы в корне отличается от съемки, например, людей. Фотоохотник может несколько дней просидеть в укрытии, чтобы сделать лишь несколько заветных кадров.