Классификация участников тимбилдингов по возможностям и мотивации к участию
Часть 1. Тимбилдинг
Данный график представлен в шкалах «Физическая подготовка» по вертикальной оси и «Процент участников» по горизонтальной оси. Он показывает примерное распределение участников в общей массе российских тимбилдингов в зависимости от двух вышеуказанных параметров. К сожалению, из-за отсутствия какой-либо объединенной статистики абсолютно невозможно дать более точную картину не только по России, но и по тенденциям в отдельных регионах. В этих шкалах физическая подготовка варьируется от очень высокой до очень низкой, а процент участников измеряется как процентное отношение доли участников соответствующего уровня физической подготовки ко всей массе участников, принимающих участие в тимбилдинге.
Перейдем к чугь усложненной классификации (рис. 21).
Рас. 21. Классификация участников тимбилдингов по физическому состоянию и стремлению к экстриму
Итак, начнем со шкалы «Физическое состояние». Здесь отражается уровень подготовки участников, который потенциально определяет переносимость ими физических нагрузок и максимально допустимый уровень экстремальности. Полярные значения
Глава 2. Тимбилдинг в России
«физического состояния» для упрощения ситуации опишем значениями «Могут» — очень высокая физическая подготовка и «Не могут» — очень низкая физическая подготовка. Вертикальная шкала измеряет уровень склонности участников к экстриму, степень мотивации делать что-то экстремальное, стремление и готовность выйти за пределы зоны комфорта. Полярные значения по шкале «Экстрим» обозначим как «Хотят» — высокая мотивация подвергнуть себя экстриму, «Не хотят» — отсутствие мотивации подвергнуть себя экстриму. В соответствии с данными шкалами, я могу выделить четыре выраженные группы участников тимбилдинга.
1. «И могут, и хотят».В моей классификации им присвоено название «Экстремали». У них высокая физическая подготовка. Экстрим вызывает у них кураж и эйфорию. Экстрим для них — синоним свободы, реализации себя, борьбы с препятствиями, уникальным шансом для раскрытия собственных возможностей и расширения границ. Они многое могут! И самое главное, им интересен экстрим, он влечет их, захватывает, приносит ярчайшие эмоции и сильные позитивные впечатления. Обычно таких участников не более 20% в компании. Они обладают колоссальным позитивом вдохновения коллег на подвиги, управления примером, воодушевления на результат. Для данных участников типично, что они не замечают негатива, невероятно позитивно воспринимают все, что ни приготовит им тимбилдер. Показательная ситуация случилась в моей компании на самой заре нашей работы. Это был один из первых десяти проектов и, вероятно, первый джиппинг-тимбилдинг-проект для команды менеджмента крупной западной компании. На карту было поставлено многое — но прежде всего репутация молодой начинающей тим-билдинг-компании и личная репутация. Был невероятно жаркий для Питера день, зашкаливало за 30. Команды боролись на джипах, не жалея себя, сплоченно и мужественно работая в командах, невзирая на дикий дискомфорт, страшную жажду, грязь, пыль, усталость. Команды продвигались от задания к заданию, все больше узнавая друг друга, в том числе и с лучшей стороны. До финиша оставалось не более двух часов, когда джип команды с главным руководителем не справился с жарой и на самом деле закипел, из капота пошел реальный пар. Сообщение о произошедшем поступило нам от волонтера, которому сообщила об этом команда конкурентов, проносившаяся мимо. Моя первая мысль была: «Отлично. Проект провален». Но по телефону была отдана команда продолжать работу в прежнем режиме. Мы командой штаба просчитывали различные варианты,
Часть 1. Тимбилдинг
но пока на непосредственную помощь с дополнительными запасными джипами не выходили. Каково же было наше удивление, когда через два-три часа на финиш прибыл этот последний экипаж, невероятно усталый, весь перемазанный в грязи и весь светящийся от счастья. Первое, что они сказали, было: «Ну вы профессионалы! Так придумать! Это просто супер! Но мы справились! Мы не сдались! Мы достигли финиша! Мы герои! Мы поняли, какая мы сильная команда». Мы с уважением пожали им руки!
Такие шансы дает иногда судьба, но кидает она их действительно профессионалам в своем деле, и кидает необычайно редко. Если бы в данной ситуации мы имели дело не с «экстремалами», мнение о проекте, нашем профессионализме и влияние руководства этой западной компании могли серьезно поколебать наш развивающийся бизнес.
2. «Не могут, но хотят».В данной, наиболее многочисленной группе, я хотела бы выделить три главных типа участников — «герои», «интеллектуалы» и «страдальцы». Наиболее многочисленная из них — опять же «герои». Такие сотрудники едут на тимбилдинг с предвкушением чего-то яркого, необычного, заманчивого. Каждый из них стремится к чему-то новому, что позволит ему узнать больше о себе, о своих скрытых резервах, о своих скрытых моделях поведения и психологических реакциях, которые никогда не проявятся в комфортных коридорах и офисах роскошных бизнес-центров. Успешные сотрудники успешных компаний ведут насыщенный, напряженный, но, к сожалению, довольно типичный образ жизни. Захватывающая, вдохновляющая, непрерывная, неотложная работа — это все, что он может позволить себе. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница — работа, работа, работа, работа, работа. Дикий лес, дикая природа не являются частью их мира. Очень часто на вопрос: «Когда последний раз вы были в лесу?» такие вот успешные сотрудники отвечают: «Полгода назад», «Год назад» и почти никогда: «Я бываю на природе регулярно». Речь идет не о том, любит человек природу или нет, а о том, что урбанизированный человек, попадая на природу, резко меняет среду обитания и модель поведения. Тимбилдинг для таких сотрудников — уникальная возможность проявить себя, сделать что-то по-новому, по-другому. Со стороны посмотреть на закостеневшие паттерны офисных отношений, возможность увидеть то яркое и позитивное в человеке, что скрывается тишиной и правилами офисного пространства. Так вот, «герои», несмотря на явный недостаток физической подготовки,
Глава 2. Тимбилдинг в России
обусловленный офисным форматом жизнедеятельности, ждут приключений, готовы идти через испытания, готовы преодолеть дискомфорт, боль, усталость, чтобы почувствовать себя героем.
В экстриме важна физическая подготовка, но сама по себе, без мотивации и психологического желания экстрима, она ничто. Готовность к экстриму сама по себе является колоссальным ресурсом, который позволяет мобилизовать невероятные внутренние резервы и выйти за границы своих возможностей, несмотря на путающий сперва явный недостаток физической подготовки. Я восхищаюсь этим типом сотрудников. Я всегда сама принадлежала к «экстрема-лам», поэтому особенно глубоко пыталась понять этот тип участников.
Следующая вариация типа «Не могут, но хотят» — «интеллектуалы». Их физические кондиции ограничены сильнее, чем у «героев», часто по абсолютно объективным причинам, таким как возраст и предписания врачей. Целесообразно еще на подготовительной стадии тимбилдинга выделить этих участников в отдельную интеллектуальную группу или наделить отдельной интеллектуальной стратегической для задания ролью внутри каждой группы, такой как «Штаб», «Центр Управления Полетом» и т. д. Они хотят быть участниками и героями тимбилдинга. Подарите им это! Напрягите свои извилины, господа тимбилдеры, чтобы дать этой группе почувствовать себя важными, значимыми, ключевыми членами команды!
Третья подгруппа типа «Не могут, но хотят» — «страдальцы». их гораздо меньше, чем «героев», но все же они есть, и их важно выделить в отдельный тип. Они очень мечтают об экстриме. Они очень хотят чего-то рискованного и необычного. Они очень сильно стремятся по-настоящему испытать себя. Но, к сожалению, их физическая подготовка на порядок слабее, чем у «героев». Обычно данный тип проявляется одним-двумя членами команды, которые сильны духом, но физически выпадают из группы. Они не готовы признавать себя «интеллектуалами», но то, что дается «героям» более-менее легко, с большими страданиями дается «страдальцам». Здесь очень важно не переусердствовать. Иметь альтернативные варианты развития сценария, такие как облегченный вариант для одного-двух участников в конце маршрута, специальная подвозка, облегченные специальные задания и другое, без явного указания на причину. Если не предусмотреть такое развитие событий и не быть готовыми к нему, вы можете получить сильный и неприятный конфликт в команде — внутреннее столкновение, когда вся команда ополчится против «слабака», потому что из-за него она не может показать
Часть 1. Тимбилдинг
достойный результат. Мудро использовать следующую тактику в данном случае. Основной целью тимбилдинг-экстрим-испытания делать не место, скорость, метры, секунды, а способность финишировать полным составом. Этот принцип является ключевым в признанном в мире исключительном командном формате Expedition Races, наиболее правдиво тестирующем командные способности и потенциал команды. Правилами экспедиций сказано, что финиш полным составом — более приоритетная цель, чем раньше, но с потерей участников.
Если на вашем тимбилдинге доминируют участники группы «Не могут, но хотят», считайте, вы счастливец, вам действительно повезло! Enjoy it!
Единственный проблемный пункт здесь — точность попадания в цель «Уровень экстрима». Мы детально обсуждали понятие «экстремальности тимбилдинга» в предыдущем разделе. Здесь же важно сказать, что ошибка в экстремальности будет наиболее сильно ранить данную группу участников тимбилдинга (рис. 22).
Рис. 22. Источник дисбаланса: уровень экстрима
3. «Не могут, не хотят».К сожалению, законы жизни суровы. И практически ни один тимбилдинг не обходится без участников данного типа. И специалистам по HR, и тимбилдерам нужно просто
Глава 2. Тимбилдинг в России
быть осведомленными об этом. Чаще всего данный тип появляется на тимбилдинге только по причине того, что тимбилдинг обязателен для отдела, департамента, компании. Варианта не участвовать нет. Если вариант «Не участвовать» есть и он не связан напрямую с увольнением или понижением по карьерной лестнице, то даже после железного утверждения списков участников 10% сотрудников не явятся в день тимбилдинга. Это статистика многих российских тимбилдинго-вых компаний. У 10% участников утром накануне тимбилдинга всегда возникают исключительные обстоятельства, не позволяющие им стать активным членом программы. Невеселая новость состоит в том, что, если в утро тимбилдинга погода выдается по-настоящему пасмурной и дождливой, вы можете еще смело приплюсовать не менее 10% участников. В моей классификации им дано абсолютно явно идентифицирующее их название «Оставшиеся дома».
Другой подгруппой типа «Не могут, не хотят» являются сотрудники, которые решили не рисковать своей карьерой, но выбрали вариант «наблюдателей». Грамотные и профессиональные тимбил-динг-компании, которых с каждым годом в России становится все больше и больше, должны на предварительной стадии подготовки дизайна программы тимбилдинга предусмотреть данную возможность и включить в структуру программы роли для потенциальных «наблюдателей». Это поможет не оставлять участников «вне игры». Даже для таких исключительных случаев, как сотрудница, ожидающая ребенка, сотрудник с ослабленным здоровьем или заживающими травмами, можно придумать роли и интегрирующие их в состав команды решения.
4. «Могут, но не хотят». Непростой, но тем не менее вполне выраженный тип участников. В моей классификации они получили название «пижоны». Что ж, название говорит само за себя. Причин тому может быть великое множество. Неверное отношение к экстриму как к недостойной данного сотрудника деятельности — как к «прыжкам в мешках» или «тараканьим бегам». Неверное отношение к тимбилдингу может быть сформировано и некорректной подачей материала — что сотрудников ожидает зарница или поиск клада. Действительно, вдумайтесь, зачем успешной амбициозной сотруднице инвестиционной компании, с очень приличным окладом и не менее внушительным бонусом искать какой-то малореалистичный «клад» с риском сломать ногу или потерять сознание от жажды? Тимбилдинг-задачи, заложенные в программу, не выходят на поверхность, а видимая вершина айсберга вовсе не кажется настолько притягательной.
Часть 1. Тимбилдинг
Вторая причина попадания в данную группу более важна. Это «статусность сотрудника». На ваш вопрос: «А может, попробуете?» вас резко оборвут: «По статусу не положено». Лучше больше не задавать лишних вопросов. Действительно, корпоративная культура различных корпораций — сложный феномен. В корпоративном кодексе подобной компании может быть записано, что старший менеджмент не может появляться на виду у сотрудников в неформальной одежде, обедать в той же столовой, вести разговоры в неформальной обстановке. Корпоративная культура разнообразна до крайностей: в одних компаниях, чтобы быстрее справиться с экстрим-заданием, подчиненные вскарабкиваются на плечи генеральному директору, а в других генеральный директор наблюдает за выполнением заданий подчиненными со стороны, как «в зоопарке». Вероятно, два случая являются экстремумами, но каждый выбирает подходящий для себя вариант.
Вывод. Классификация участников вашего потенциального тимбилдинга в ту или иную группу поможет вам грамотно выбрать наиболее эффективный формат мероприятия.
Итог главы. Предполагается, что после чтения этой главы читатель начинает более свободно разбираться в феномене тимбилдинга, он сможет позвонить в любую тимбилдинг-компанию и вести профессиональный диалог, задавая грамотные вопросы и не пугаясь внезапных вопросов тимбилдера, не менее 15 минут. Это отличный результат! Примите мои поздравления!
Глава 3 ТИМБИЛДИНГ-2020
3.1. Будущее тимбилдинга в России и в мире
Тимбилдинг — это уникальная сфера жизнедеятельности человека. Она позволяет больше узнать о себе, о тех людях, с которыми работаешь каждый день, об окружающем мире. Тимбилдинг — это тот уникальный сплав, который позволяет в сжатые по времени сроки прожить «жизнь в жизни», ощутить насыщенное дыхание жизни, использовать брошенный судьбой шанс, изменить и улучшить свою жизнь, сделать то, что ты боялся, и то, о чем ты давно не мечтал. Нам не всем дано предсказывать будущее, однако каждый из нас смеет попробовать это сделать. Пусть это дерзко, но необычайно интересно!
Эта глава предназначена для HR-специалистов, которые хотят попробовать заглянуть в HR-будущее. Это глава для руководителей и сотрудников тимбилдинг-компаний, которые напряженно размышляют и дискутируют о будущем тимбилдинга. Эта книга для сотрудников разнообразных российских компаний и корпораций, практикующих тимбилдинг. Вы сможете прочитать о том, чем вам, вероятно, предстоит заниматься через 10— 15 лет, если вы не покинете корпоративную сферу в пользу «дауншифтинга» и не уедете на заброшенные в Индийском или Тихом океане острова, чтобы задуматься о сущности и ценностях альтернативной некорпоративной жизни.
Итак, в этой чуть менее реалистичной и практичной главе вы прочитаете о том, что в будущем может стать «мейнстримом» тимбилдинга, и о том, какие захватывающие медиафайлы о своей тим-билдинг-активностии будут присылать вам ваши дети и внуки из разных точек планеты.
Тенденции-2020
Вы помните, каким был мир всего 10—12 лет назад? Почти таким же. Только 10—12 лет назад никто из нас еще даже и не слышал слова «тимбилдинг» и не думал даже о том, что подобное возможно. Что мы можем знать о том, что ждет нас впереди, через 10— 12 лет?
Часть 1.Тимбилдинг
Мы можем только предполагать и догадываться. Здесь полный спектр наиболее актуальных мировых тенденций, которые влияют и изменяют нас, нашу планету, наше поведение, наш бизнес и, соответственно, характер тимбилдингов. Наиболее актуальные для 2020 года тенденции представлены ниже.
Тенденция глобализации.Сложно найти в западном мире человека, который не задумывался бы о проблемах и достоинствах глобализации. Когда-то наш мир жил автономно, но этот этап уже в прошлом. Вместе с XXI в. пришел этап глобализации — это когда вы живете в России, получаете MBА в Норвегии, где вам читают лекции профессора из США, Китая и Южной Африки, работаете в Японии вместе с коллегами из Франции, Таиланда и Новой Зеландии, путешествуя по всему миру, встречаете все больше и больше международных брендов там, где несколько десятков лет назад не ступала даже нога человека. Когда люди из другого временного периода отличаются от нас, настоящих, больше, чем мы друг от друга. Потому что мы пользуемся мгновенными онлайновыми устройствами, читаем одни и те же глобальные новости, пьем одни и те же глобальные напитки, восхищаемся одними и теми же мировыми произведениями архитектуры и искусства. Пока глобализация не наступила, идеи командной работы были важны, но командная работа никогда не подвергалась столь суровой проверке. Умение работать в глобальных командах будет делить людей на два разных класса. На мой взгляд, тенденция глобализации сделает актуальными следующие виды тимбилдингов.
Global Teams/ Cross-Cultural Teams (глобальные команды и кросс-культурные команды). В глобальном мире все реже и реже будут встречаться команды, в которых можно будет встретить двух менеджеров одной национальности. Если такое будет происходить, то это будет удачей. Россия, Китай, Индия, Чили, Голландия, Южная Африка — стандартный базовый набор для командной работы. И менеджерам — членам команды — будет предстоять не пить кофе в защищенном от ветров и непогоды парижском кафе. Им будет предстоять работать сплоченно вместе в экстрим-условиях международного бизнеса. У всех разное прошлое, своя история, но одно настоящее и общее будущее. Надо будет уметь приспосабливаться к разным языкам, разным ценностям, разным коммуникационным стилям, разным предпочтениям, разным нормам поведения и нормам работы, разным возрастам и разным религиям. Уже, например, ни для кого не секрет, что китайцы могут достигнуть к тридцати годам такой
Глава 3. Тимбилдинг-2020
позиции в международной компании в Шанхае, которой и к шестидесяти сможет достигнуть не каждый европейский бизнесмен. Как смогут они эффективно работать в команде, каждый со своими яркими амбициями? Глобальные команды через определенное время станут основным и наиболее эффективным форматом для работы.
Virtual Teams (виртуальные команды). Уже сейчас в западных странах больший объем командной работы глобальных команд выполняется виртуально. Ведущие технологические корпорации мира, создавая такие рабочие виртуальные команды из специалистов из Бангладеша, Вьетнама, Италии и Финляндии и Мексики, обеспечивают их командным виртуальным пространством и средствами эффективной коммуникации. Специальные виртуальные комнаты для командной виртуальной работы позволяют эффективно использовать голосовую связь и видеосвязь, быстро и оперативно решать бизнес-вопросы, находясь в тысячах километров друг от друга. Порой командам приходится жертвовать сном, чтобы решать наиболее приоритетные вопросы в онлайн-режиме. Большинство подобных команд встречаются на «живых встречах-тимбилдингах», сначала строят взаимное доверие и потом продолжительные периоды эффективно работают виртуально. Доверие, наряду с эффективными технологиями, — это основа эффективной работы виртуальных команд. Умение работать в глобальных виртуальных командах станет одним из залогов успеха в бизнесе будущего.
Project Teams / Short-Term Teams (команды, созданные под проект, и краткосрочные проектные команды). Проектные команды — это команды, которые создаются только под проект, зачастую не только из членов коллектива, но и с включением партнеров и клиентов компании. Зачастую после окончания проекта участники команды больше никогда не увидят друг друга. Разновидностью проектных команд являются краткосрочные проектные команды. Команды, которые создаются на краткие промежутки времени для реализации важных проектов и у которых нет времени на продолжительную раскачку и выход на оптимальный режим работы. Есть лишь команда «Старт!». И с первого дня командной работы от команды ждут оптимального результата. Нет шанса на ошибку, на «пробуксовку», командную неэффективность. Ставки слишком высоки. В большинстве сфер современного бизнеса все сливки снимает победитель, а пришедший к финишу вторым довольствуется только досадой поражения. Для краткосрочных команд будут разработаны свои эффективные модели командного взаимодействия. Вероятно, сроки
Часть 1.Тимбилдинг
существования некоторых команд в дальнейшем будут насчитывать уже не месяцы, а только недели интенсивного взаимодействия. В такой командной работе действительно важна будет буквально каждая минута.
Multi-Teams (мультикоманды). Новым исключительно важным качеством члена команды станет его способность быть одновременно членом нескольких команд, одновременно работающих на важных и значимых срочных проектах. Здесь нет возможности мобилизовать силы только для одного проекта и играть пассивные роли в остальных. Каждый проект жизненно важен для бизнеса компании. Каждая роль — это полная самоотдача. Потребуются специальные методики и разработка специальных сценариев, позволяющих менеджерам эффективно одновременно играть несколько ролей в разных командах, внося максимальный вклад в деятельность каждой команды. Multi Team Skills, то есть навыки эффективной одновременной работы в нескольких командах, также станут ключевыми для менеджеров будущего. Получать максимум выгоды и знаний от каждой команды, учиться лучшему у каждой команды и сразу же интегрировать, внедрять эти знания и новый опыт в деятельность других команд — такой интенсивной передачей знаний будет характеризоваться бизнес будущего.
Cross-Functional Teams (кросс-функциональные команды). Быстрота технологических процессов и скорость инноваций требует объединения необъединяемого. Самые важные современные открытия совершаются на стыках наук. Кросс-функциональные не исключают вовлечения в нее представителей различных национальностей. Но рядовыми будут команды из археолога, биолога, лингвиста, маркетолога, дизайнера и физика. Кто будет лидером? На каком языке они будут говорить? Как будут понимать друг друга? Жонглировать собственными специализированными терминами перед коллегами или стараться понимать друг друга с полуслова? И это наше с вами уже недалекое будущее. И это доказанный факт, что подобные кросс-функциональные команды способны найти и предоставить намного более уникальные и гениальные решения, чем команда чистых биологов, или археологов, или даже самых талантливых маркетологов.
«Зеленая» тенденция.Следующая тенденция, которую стоит обозначить отдельно, — это зеленая тенденция. О ней начали говорить особенно много в последние несколько лет. Одна из главных мировых проблем — это проблема мирового потепления и все связанное с ней — таяние ледников, гибель джунглевых лесов,
Глава 3. Тимбилдинг-2020
кардинальное изменение экосистемы. Борьба за сохранение нашей планеты ведется на разных уровнях и в разных направлениях — от создания альтернативных источников топлива до максимально возможного сокращения выбросов в окружающую среду. На Западе каждая компания старается внести свой посильный вклад — например, производить упаковку из вторичного сырья, в гостиницах просить об экономии и бережном обращении с энергий, даже на VlP-визитках указывать, что она была напечатана на бумаге из вторичного сырья.
Итак, «зеленая тенденция», направленная на защиту и сбережение нашей окружающей среды и поиск стратегий глобального развития, сделает актуальными следующие виды тимбилдингов.
Экологический тимбилдинг. Различные типы и виды тимбилдингов будут развиваться в рамках экологической концепции. Стремление внести свой вклад в эффект защиты окружающей среды будет заставлять корпорации искать наиболее свежие решения, а тимбил-динг-компании мира — предлагать такие решения на рынке.
Уборка территорий, операции по сохранению численности голубых дельфинов, высадки молодых саженцев, операции по прекращению истребления арктических пингвинов и многие-многие другие. Смысл и глубокий положительный эффект от экологических тимбилдингов состоит в том, что важная и значимая миссия сильнее правил и норм объединяет сотрудников. Подобный опыт эмоционального напряженного взаимодействия является сильным вкладом в рост эмоциональной сплоченности, осознания чувства локтя и чувства команды.
Социальный тимбилдинг. Социальные тимбилдинги очень близки по своей природе к экологическим тимбилдингам, с разницей в том, что основой командной работы для экологических тимбилдингов являются экологические задачи, а для социальных тимбилдингов — социальные и общественные задачи. Такими примерами может быть участие в проектах по сокращению безграмотности в странах Африки или образовательные тимбилдинги в тропических деревушках на островах Полинезии, участие в проектах по препятствию распространению смертельных болезней, копирование текстов для сохранения исчезающего языка и многое другое. Тимбил-динговый эффект на подобных тимбилдингах достигается тем, что члены команды объединены значимой(!) для них целью, для достижения которой они готовы мобилизовать свои силы, раскрыть свой потенциал, показать себя с новой, неизвестной прежде для команды
Часть 1. Тимбилдинг
стороны. Подчиненный может проявиться как лидер, лидер работать на рядовой роли. Полная смена обстановки, традиционных установок позволяет эффективно формировать новые желаемые модели поведения. Самый важный вопрос здесь — выбор оптимально подходящего данной команде сотрудников сюжета проекта.
Тенденция технологичности.Наряду с глобализацией и изменением климата и экологии, кардинальный рост роли технологий в жизни современного человека — следующая по актуальности проблема. В то время как одни компании безболезненно преодолевают данный этап, для других переход к бизнесу, в котором господствуют информационные технологии, сравним с прыжком в космос. Технологические тимбилдинги позволят многим компаниям в режиме игры, состязания, внерабочего опыта сломать барьеры недоступности использования новых современнейших технологий. Не навязанная бизнесом и корпорацией обязанность использовать программы и оборудование, а потребность, рожденная в конкурентной борьбе с другими командами, будет заставлять активно шевелить мозгами и на ходу осваивать все новые и новые средства информационных коммуникаций. Можно предположить, что «технологическая тенденция» сделает актуальными следующие типы тимбилдингов,
Hi-Tech-тимбилдинг. Имеется в виду использование различных все более новых и инновационных коммуникационных и мобильных приспособлений для командного решения задач и интенсивного командного взаимодействия. Данный вид тимбилдинга содержит в себе, огромную инновационную составляющую, огромную образовательную составляющую, и для некоторых типов команд и компаний может быть единственным максимально действенным типом тимбилдинга. Технологическая составляющая позволяет задать достаточно высокий уровень конкуренции между командами или максимально мобилизовать силы участников для работы в команде. Если вы найдете нужную тему и нужный формат, то вы удивитесь, насколько увлеченными, азартными и мобилизованными могут быть ваши сотрудники. На данном этапе элемент технологичности уже применяется в экстрим-тренингах с использованием GPS-оборудования, в различных тимбилдингах с фотонавигацией, компьютерными онлайн-элементами квестов, использованием мобильной связи для выполнения задания.
Тенденция стихийных бедствий.Тенденция к все увеличивающемуся числу мировых катастроф и стихийным бедствиям сделает актуальными такие типы тимбилдингов, которые, с одной стороны,
Глава 3. Тимбилдинг-2020
будут моделировать ситуацию стихии, а с другой — служить фоном для мобилизации сил команд и тестирования навыков работы команды в экстрим-режиме.
Техногенные бедствия и аварии. Использование индустриальной среды для решения тимбилдинг-задач. Яркими примерами сюжетов техногенных тимбилдингов могут быть: «Пожарный тимбил-динг», то есть использование модели командной работы и взаимодействия пожарников как инструмент расширения опыта командного взаимодействия и получения позитивного опыта командной работы. Для опытных управленческих команд это может стать хорошим тестирующим инструментом.
Другим примером техногенного тимбилдинга может быть копирование опыта командной работы по подготовке самолета к рейсу в аэропорту или действия команды в условиях крушения авиалайнера или корабля. Обогащение команды опытом работы команд из других жизненных и профессиональных сфер дает много информации для размышления и развития членов команды.
Природная стихия. К сожалению, природные бедствия становятся нашим ежедневным настоящим. Команде топ-менеджмента уже недостаточно только уметь принимать оперативные решения в случае финансовых крахов и падений курсов акций. На первое место выходит способность команд топ-менеджеров действовать в экстремальных стихийных бедствиях. От того или иного действия лидера и команды могут в такой ситуации зависеть жизни тысяч людей. На мой взгляд, моделирование подобных действий командами топ-менеджмента станет важным элементом общей управленческой подготовки лидеров международного бизнеса.
Тенденция феминизации. Все больше и больше женщин не могут реализовать себя лишь в домашней сфере и уходят в бизнес. Многие из них достигают значимых ступеней не только в национальном, но и в международном бизнесе. Появляется все больше и больше международных организаций, основанным бизнес-лидерами женщинами для бизнес-женщин. Уже есть специальные бизнес-гостиницы только для женщин, кафе, бизнес-центры. Умение эффективно работать с женщинами из разных стран мира, вероисповеданий, разных уровней феминистических воззрений станет важным элементом успеха. Тенденция к феминизации сделает актуальными следующий вид тимбилдингов.
Women/Female Teams (женские команды). Формирование эффективных женских команд. Тимбилдинговые женские команды
Часть 1. Тимбилдинг
станут популярными в качестве возможных моделей командной работы, а также тренировки и тестирования для работы в бизнес-среде. Женские команды станут тестировать свою работоспособность и эффективность и в чисто женских сферах деятельности, и в исключительно мужских. Данная тенденция будет созвучна тому, что мы видим и в спорте. В самых экстремальных и недоступных прежде для женщин видах спорта появляются женские команды — в техническом альпинизме, в футболе, в регби, в кросс-кантри велосипедах. Женщины в таких видах спорта используют как всю гамму инструментов и возможностей, изобретенных мужчинами, так и исключительно женский инструментарий, позволяющий им добиваться значимых результатов.
Тенденция стремления к новым впечатлениям и опыту. Пожалуй, новые впечатления и опыт станут именно тем, что будет максимально цениться в бизнесе будущего. Огромный бесконечный нелимитированный поток информации, технологизация жизни, постоянный прессинг от непрерывного количества дел и принятия решений будут требовать кардинального переключения внимания и громадной неумной жажды чего-то нового, прежде неизведенно-го. В связи с тем, что человек получит легкий доступ почти ко всем благам Вселенной — хранилищам текстов древнегреческих библиотек, видеозаписям спектаклей лучших театров мира, электронным картам нашей планеты и 3D изображениям всех городов планеты, у человека будет формироваться сильная потребность сделать что-то самому, своими руками, внести свой вклад, оставить свой след. Ответом на две эти максимально выраженные потребности могут стать следующие виды тимбилдингов.
Experience-тимбилдинг (тимбилдинг для впечатлений). Основной, наиболее невосполняемой потребностью станет потребность в новых ярких и значимых впечатлениях. Новые сильные впечатления, влияющие на жизнь человека, реальный и ценный опыт чужой сферы, погружение и знакомство с новыми, прежде недоступными сферами жизнедеятельности человека, — все это станет теми ценными мгновениями, за которые бизнес будет готов платить, чтобы развивать своих сотрудников, подпитывать их новыми идеями, давать поддержку для новых решений. Самым ценным будет не то, что прочитал человек, что сказал, что посмотрел, самым важным будет то, что он пережил, что он прочувствовал, что стало его опытом. И этот «заплечный мешок», наполненный опытом, будет самым главным, тем, что даже самые состоятельные топ-менеджеры не захотят отдать
Глава 3. Тимбилдинг-2020
никому. В этом заплечном мешке будет опыт, который изменил этих топ-менеджеров, заставил их по-новому взглянуть на жизнь, по-новому оценить свои действия и увидеть новые яркие цели и решения. Если это игра в гольф, то не на полированных площадках Подмосковья, а на самой северной площадке Земли, в заполярной Норвегии, на Лофотенах, всю ночь под полярным солнцем. Если это знакомство со Средневековьем, то это жизнь пару дней в сохранившихся с XIV в. в южной Франции или Испании замках-городах. Если это желание стать на несколько дней пастухом, то нужно будет пасти горных овец на Чилийских горных скалистых пастбищах на высоте четырех километров над уровнем моря, спать на камнях и есть хлеб и думать о жизни каждой овцы больше, чем о миллионах долларов на счете. Топ-менеджеры будут цениться в будущем не только размерами счетов в банках, но и тем опытом, который они получили за свою жизнь. Тем опытом, который они дали получить своим подчиненным. А представьте еще, что какой-то успешный бизнесмен очень давно мечтает хоть раз поработать простым инструктором на экстремальном тимбилдинге. В тимбилдингах будущего это станет возможным!
Тенденция индивидуализации.Наряду с тенденцией глобализации сильно начнет проявлять себя и тенденция индивидуализации. Чем сильнее будет увеличиваться население мира, чем сильнее станут международные и глобальные связи, тем важнее каждому человеку, каждой компании оставаться индивидуальными. Тенденция индивидуализации сделает актуальными следующие виды тимбилдингов.
Individual/Team Building (Развитие команды и индивидуальности). Заметный рост и развитие может получить индивидуализация в тимбилдинг-практике. Формат подобных тимбилдингов будет одновременно делать два сильных акцента — на командную работу и на мощный индивидуальный рост.
В первую очередь данная тенденция проявится для команд топ-менеджеров. Потому как суперсильная команда прежде всего состоит из суперсильных индивидуальностей. Развитие ярких индивидуальностей не означает нанесения вреда команде и разрушения команды. Наоборот, механизмы, которые позволят одновременно сильно развивать личность и использовать эти преимущества на пользу команде, будут максимально востребованы в будущем.
Тимбилдинг-задачи будущего станут еще более сложными и амбициозными! Они будут призваны еще сильнее поднять самооценку и повысить осознание значимости вклада в общий результат каждого сотрудника.
Часть 1.Тимбилдинг
Тенденция сильных эмоций.Тенденция к росту и стремлению к сильным эмоциям сделает актуальными следующие виды тимбил-дингов.