Организационно-методические принципы рдботы кружка юных велотуристов
Каждый руководитель кружка планирует свою работу. За основу плана можно взять существующие типовые, а можно работать и по индивидуалыной программе, разработанной самим руководителем кружка. Этот вариант предпочтительнее, ибо позволяет подойти дифференцированно к тем целям и задачам, которые ставит перед собой руководитель. В такой программе, несомненно, будут отраже-ны туристские опыт и квалификация, знания и увлечения педагога, а также те особенности реальных условий, в которых создается кру-жок. Индивидуальная программа должна быть утверждена директо-ром того учреждения, при котором создается кружок велотуристов.
Но и в том случае, когда руководитель берет в основу работы своего кружка типовой план, он может и должен ввести в него оп-ределенную корректировку с учетом специфики работы как своего кружка, так и учреждения, при котором он образован. То же самое относится к последовательности тем программы, использованию каникул для организации многодневных велопоходов. Походы эти должны быть запланированы заранее и включены в сетку часов.
Кружок юных велотуристов может создаваться как на весь учеб-ный год, так и на более короткие сроки, например, на апрель-июль-для подготовки и проведения одного летнего многодневного похода. В зависимости от особенностей программы и содержания работы кружка в отдельные периоды подготовки к походу, подведения его итогов работа может проводиться по функциональным микрогруппам (например, микрогруппа материально-технического обеспечения по-хода, микрогруппа фотооператоров и т. п.). Руководитель может так-же при необходимости проводить индивидуальные занятия и кон-сультации с участниками похода по их функциональным туристским и краеведческим специальностям.
Занятия в кружке юных велотуристов проводятся 1-2 раза в не-делю по 2-3 академических часа (практические занятия на местно-сти - до 4 часов), учебно-тренировочные походы 1-2 раза в месяц. Данные нормы, понятно, являются примерными, устанавливаются ру-ководителем в зависимости от поставленных задач, намеченных походов и в соответствии с календарным планом работы.
Формы проведения могут быть разнообразными: беседы, лекции по теории велотуризма, консультации, практические занятия в по-мещении и на местности, тренировки по общей и специальной физ-подготовке, учебно-тренировочные походы, разбор походов, экскур-сии, слеты и соревнования и т.д.
Желательно в каждом занятии сочетать теоретическую и практи-ческую части таким образом, чтобы они друг друга дополняли и обогащали. При обучении необходимо использовать наглядные мате-риалы и технические средства обучения: таблицы, графики, карты и схемы, макеты, туристское снаряжение и оборудование, спортивный инвентарь, инструменты, материалы и приспособления, диафильмы, видеофильмы, слайды и фотографии. При изучении Правил дорожно-го движения желательно использовать электронные игры, тестовые контрольные приборы, компьютеры.
При наличии укомплектованных групп и фонда педагогической
497ВЕЛОТУРИЗМ В ШКОЛЕ И ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ__________
заработной ппаты занятия в кружках и секциях юных велотуристов могут быть продолжены в период летних каникул с целью подготовки и проведения многодневных велопоходов, первичной обработки соб-ранных в путешествиях материалов, ремонта и сдачи снаряжения после похода, работы кружковцев в качестве инструкторов и судей на слетах, соревнованиях, сборах.
Комплектовать состав кружка первого года занятий рекомендует-ся из учащихся одного возраста. Численный состав кружка первого года занятий - до 15 человек. Предполагая естественный отсев, численный состав второго, третьего, четвертого годов занятий может быть 6-12 человек. Желающие заниматься в кружке должны иметь разрешение врача и родителей (медицинская справка и заявление родителей о приеме их ребенка в кружок велотуризма). Все участ-ники велопоходов должны уметь плавать. Не рекомендуем вопрос о зачислении подростка в кружок ставить в зависимость от уровня его успеваемости в школе, дисциплинированности, общественной актив-ности. Увлекшись в кружке велотуризмом, подросток легче поддает-ся влиянию руководителя, дает возможность корректировать свое поведение, успеваемость, характер взаимоотношений подростка с товарищами и взрослыми.
Следует помнить и о том, что продолжительность туристских ме-роприятий с учащимися, как правило, ограничена по возрастам: для 5-6-х классов - до 18 дней; для 7-9-х классов - до 24 дней; для 10-11-х классов - до 30 дней.
Максимальный состав ограничен в соответствии с техникой безопасности:
до 30 учащихся - на прогулках, в однодневных и двухднев-
ных походах, на экскурсиях;
до 20 учащихся - в велопоходах 1-3-й степени сложности; до 15 учащихся - в велопоходах I и II категорий сложности; до 12 учащихся - в велопоходах III и IV категорий сложности (см. Инструкцию по организации и проведению туристских походов (путешествий), экспедиций и экскурсий с учащими-ся, воспитанниками и студентами Российской Федерации в Справочном разделе).
При этом следует учитывать, что Правила дорожного движения обязывают двигаться группами по 10 велосипедистов с расстоянием между группами не менее 80 м.
Руководитель кружка юных велотуристов, руководитель степенных и категорийных велопоходов с учащимися должен удовлетворять минимуму специальных требований, определяющих его туристский опыт и квалификацию (см. табл. 8.1).
Заместитель руководителя велопохода (не моложе 18 лет) дол-жен удовлетворять требованиям, предъявляемым к участникам соот-ветствующих походов.
Педагогу необходимо иметь перспективный план работы кружка, годовой рабочий (т. е. календарный) план, а также план-конспект каждого занятия. В перспективном плане руководитель должен при-вести основные методические, организационные и финансово-хозяйственные условия и принципы деятельности кружка в течение всего учебного года. Такой план необходим как руководителю и
I
Кружок, секция, клуб юных велотуристов
Таблица 8.1
Спожность похода | Мин. воз-раст | Теоретическая подготовка | Практический туристский опыт (по данному виду туризма) |
1-я степень | Руководство двумя двухднев- | ||
сложности | ными походами | ||
2-я степень сложности | Семинар по 26-часовой программе | Участие в походе 2 ст. сл., руководство походом 1 ст. сл. | |
3-я степень сложности | В объеме программы начальной туристской | Участие в походе 3 ст. сл., руководство походом 2 ст. сл. | |
подготовки | |||
I категория сложности | В объеме программы «Инструктор школьного | Участие в походе I кат. сл., руководство походом 3 ст. сл. | |
туризма» | |||
II категория сложности | Семинар по программе базового уровня турист-ской подготовки по дан- | Участие в походе II кат. сп., руководство походом I кат сл. | |
ному виду туризма | |||
III категория сложности | Семинар по программе специализированного | Участие в походе III кат. сл., руководство походом II кат сл. | |
уровня туристской | |||
подготовки |
коллективу кружка, так и учреждению, при котором работает кружок.
В перспективном плане указывается: название учебного заведе-ния или внешкольного учреждения, при котором создан кружок; учебный год, наименование кружка и его профиль; состав кружка; возраст учащихся и год занятий с ним; общий объем учебных часов и количество часов занятий в неделю; количество походов в месяц; период работы кружка, расписание занятий; фамилия, имя и отчест-во руководителя. В объяснительной записке плана излагается цель создания кружка и педагогические задачи, тема краеведческого поиска или иная направленность работы кружка, формы взаимодей-ствия с другими творческими коплективами, традиции коллектива, участие в массовых мероприятиях, общественно-полезная работа кружковцев, примерные темы родительских собраний и т.д.
К перспективному плану прикладывается календарный план ра-боты на год (на полгода, на четверть или месяц). В календарном плане расписывается предполагаемая работа с кружковцами по темам с указанием количества учебных часов, Фундаментом для составления каледарного плана служит учебно-тематический план и программа кружка юных велотуристов (типовая или индивидуальная). Задача руководителя состояит в том, чтобы темы и материап, кото-рый рекомендует тематический план, расположить во времени, при-вязав весь материал к календарному расписанию работы кружка. В капендарном плане четче видна взаимосвязь и взаимозависимость между различными темами курса, что не наблюдается в учебно-те-матическом плане. Всякий новый материал должен опираться на уже изученный, вытекать из него, дополнять его, развивать дальше.
И, наконец, руководителю, особенно на первых порах, необходи-
499ВЕЛОТУРИЗМ В ШКОЛЕ И ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ
Таблица 8.2
к | Кат. | Протя- | Протя- | Коли- | Копи- | Ре- | Копи- | Продолжи- | Вес | |
п а | сл. вело- | женность дневного | женность всего | чест-во | чест-во | зерв-ные | чество дней в | тельность всего | рюкзака | |
с | похо- | перехода, | маршру- | ход. | дне- | ДНИ | дороге | маршрута, | дев., | юн., |
да | км | та, км | днеи | вок | дни | кг | кг | |||
н/к-1 | 30-50 | 250-400 | 6-8 | 2 | 1-2 | 10-14 | 6-8 | 12-14 | ||
1-11 | 40-60 | 400-600 | 8-12 | 2-4 | 14-20 | 8-10 | 14-16 | |||
11-111 | 50-80 | 600-800 | 12-16 | 4-6 | 2-3 | 2-5 | 20-30 | 10-14 | 16-20 |
мо составлять планы-конспекты занятий, в которых будут расписаны: цель и место проведения каждого занятия (маршрут похода, объект или тема экскурсии), оборудование и оснащение, методика, ход за-нятия и т.п.
Целесообразно также в коллективе кружка наладить учет турист-ских, краеведческих достижений и общественно-полезной работы. Это можно сделать в виде таблицы, например, по балльной системе. Можно вести личные учетные карточки кружковцев, в которых от-ражаются результаты их деятельности, а в итоге - история и тради-ции коллектива.
Нормы нагрузок кружковцев не должны быть необоснованно сложными, завышенными. К увеличению нагрузок следует подходить постепенно, в соответствии с физической и спортивно-технической подготовленностью кружковцев. При правилыной, хорошо продуман-ной и грамотно организованной подготовке похода эти нормы в усредненном варианте будут следующими (см. табл. 8.2).
Финансирование деятельности туристского кружка осуществляется в соответствии со сметой, которая составляется вместе с планом на предстоящий учебный год.
В 90-е годы оказалась нарушенной прежняя система финансиро-вания внешкольных учреждений и объединений, в том числе турист-ских, поэтому о единых формах и источниках финансирования вело-кружка говорить не приходится, в каждом регионе этот животрепе-щущий вопрос решается (или не решается) по-своему, а та скудная поддержка, которую иногда оказывают туристским объединениям ор-ганы народного образования, нестабилына, ориентироваться на нее, а тем более ее планировать, трудно. Руководителям кружков прихо-дится часто искать спонсоров, как правило, в коммерческих струк-турах, расположенных и к детям, и к велотуризму. В этом аспекте важнее, чем раньше, становится тесное взаимодействие руководите-ля кружка с родителями, особенно материально обеспеченными. Но гораздо полезнее дпя ребят, если руководитель сделает основную ставку на то, чтобы зарабатывать деньги на походы самим в лес-ных, сельских хозяйствах, на фермах, на уборке территории и т.д.