Организационно-методические принципы рдботы кружка юных велотуристов

Каждый руководитель кружка планирует свою работу. За основу плана можно взять существующие типовые, а можно работать и по индивидуалыной программе, разработанной самим руководителем кружка. Этот вариант предпочтительнее, ибо позволяет подойти дифференцированно к тем целям и задачам, которые ставит перед собой руководитель. В такой программе, несомненно, будут отраже-ны туристские опыт и квалификация, знания и увлечения педагога, а также те особенности реальных условий, в которых создается кру-жок. Индивидуальная программа должна быть утверждена директо-ром того учреждения, при котором создается кружок велотуристов.

Но и в том случае, когда руководитель берет в основу работы своего кружка типовой план, он может и должен ввести в него оп-ределенную корректировку с учетом специфики работы как своего кружка, так и учреждения, при котором он образован. То же самое относится к последовательности тем программы, использованию каникул для организации многодневных велопоходов. Походы эти должны быть запланированы заранее и включены в сетку часов.

Кружок юных велотуристов может создаваться как на весь учеб-ный год, так и на более короткие сроки, например, на апрель-июль-для подготовки и проведения одного летнего многодневного похода. В зависимости от особенностей программы и содержания работы кружка в отдельные периоды подготовки к походу, подведения его итогов работа может проводиться по функциональным микрогруппам (например, микрогруппа материально-технического обеспечения по-хода, микрогруппа фотооператоров и т. п.). Руководитель может так-же при необходимости проводить индивидуальные занятия и кон-сультации с участниками похода по их функциональным туристским и краеведческим специальностям.

Занятия в кружке юных велотуристов проводятся 1-2 раза в не-делю по 2-3 академических часа (практические занятия на местно-сти - до 4 часов), учебно-тренировочные походы 1-2 раза в месяц. Данные нормы, понятно, являются примерными, устанавливаются ру-ководителем в зависимости от поставленных задач, намеченных походов и в соответствии с календарным планом работы.

Формы проведения могут быть разнообразными: беседы, лекции по теории велотуризма, консультации, практические занятия в по-мещении и на местности, тренировки по общей и специальной физ-подготовке, учебно-тренировочные походы, разбор походов, экскур-сии, слеты и соревнования и т.д.

Желательно в каждом занятии сочетать теоретическую и практи-ческую части таким образом, чтобы они друг друга дополняли и обогащали. При обучении необходимо использовать наглядные мате-риалы и технические средства обучения: таблицы, графики, карты и схемы, макеты, туристское снаряжение и оборудование, спортивный инвентарь, инструменты, материалы и приспособления, диафильмы, видеофильмы, слайды и фотографии. При изучении Правил дорожно-го движения желательно использовать электронные игры, тестовые контрольные приборы, компьютеры.

При наличии укомплектованных групп и фонда педагогической

497ВЕЛОТУРИЗМ В ШКОЛЕ И ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ__________

заработной ппаты занятия в кружках и секциях юных велотуристов могут быть продолжены в период летних каникул с целью подготовки и проведения многодневных велопоходов, первичной обработки соб-ранных в путешествиях материалов, ремонта и сдачи снаряжения после похода, работы кружковцев в качестве инструкторов и судей на слетах, соревнованиях, сборах.

Комплектовать состав кружка первого года занятий рекомендует-ся из учащихся одного возраста. Численный состав кружка первого года занятий - до 15 человек. Предполагая естественный отсев, численный состав второго, третьего, четвертого годов занятий может быть 6-12 человек. Желающие заниматься в кружке должны иметь разрешение врача и родителей (медицинская справка и заявление родителей о приеме их ребенка в кружок велотуризма). Все участ-ники велопоходов должны уметь плавать. Не рекомендуем вопрос о зачислении подростка в кружок ставить в зависимость от уровня его успеваемости в школе, дисциплинированности, общественной актив-ности. Увлекшись в кружке велотуризмом, подросток легче поддает-ся влиянию руководителя, дает возможность корректировать свое поведение, успеваемость, характер взаимоотношений подростка с товарищами и взрослыми.

Следует помнить и о том, что продолжительность туристских ме-роприятий с учащимися, как правило, ограничена по возрастам: для 5-6-х классов - до 18 дней; для 7-9-х классов - до 24 дней; для 10-11-х классов - до 30 дней.

Максимальный состав ограничен в соответствии с техникой безопасности:

до 30 учащихся - на прогулках, в однодневных и двухднев-

ных походах, на экскурсиях;

до 20 учащихся - в велопоходах 1-3-й степени сложности; до 15 учащихся - в велопоходах I и II категорий сложности; до 12 учащихся - в велопоходах III и IV категорий сложности (см. Инструкцию по организации и проведению туристских походов (путешествий), экспедиций и экскурсий с учащими-ся, воспитанниками и студентами Российской Федерации в Справочном разделе).

При этом следует учитывать, что Правила дорожного движения обязывают двигаться группами по 10 велосипедистов с расстоянием между группами не менее 80 м.

Руководитель кружка юных велотуристов, руководитель степенных и категорийных велопоходов с учащимися должен удовлетворять минимуму специальных требований, определяющих его туристский опыт и квалификацию (см. табл. 8.1).

Заместитель руководителя велопохода (не моложе 18 лет) дол-жен удовлетворять требованиям, предъявляемым к участникам соот-ветствующих походов.

Педагогу необходимо иметь перспективный план работы кружка, годовой рабочий (т. е. календарный) план, а также план-конспект каждого занятия. В перспективном плане руководитель должен при-вести основные методические, организационные и финансово-хозяйственные условия и принципы деятельности кружка в течение всего учебного года. Такой план необходим как руководителю и

I

Кружок, секция, клуб юных велотуристов

Таблица 8.1

Спожность похода   Мин. воз-раст   Теоретическая подготовка   Практический туристский опыт (по данному виду туризма)  
1-я степень         Руководство двумя двухднев-  
сложности           ными походами  
2-я степень сложности     Семинар по 26-часовой программе   Участие в походе 2 ст. сл., руководство походом 1 ст. сл.  
3-я степень сложности     В объеме программы начальной туристской   Участие в походе 3 ст. сл., руководство походом 2 ст. сл.  
        подготовки      
I категория сложности     В объеме программы «Инструктор школьного   Участие в походе I кат. сл., руководство походом 3 ст. сл.  
        туризма»      
II категория сложности     Семинар по программе базового уровня турист-ской подготовки по дан-   Участие в походе II кат. сп., руководство походом I кат сл.  
        ному виду туризма      
III категория сложности     Семинар по программе специализированного   Участие в походе III кат. сл., руководство походом II кат сл.  
        уровня туристской      
        подготовки      

коллективу кружка, так и учреждению, при котором работает кружок.

В перспективном плане указывается: название учебного заведе-ния или внешкольного учреждения, при котором создан кружок; учебный год, наименование кружка и его профиль; состав кружка; возраст учащихся и год занятий с ним; общий объем учебных часов и количество часов занятий в неделю; количество походов в месяц; период работы кружка, расписание занятий; фамилия, имя и отчест-во руководителя. В объяснительной записке плана излагается цель создания кружка и педагогические задачи, тема краеведческого поиска или иная направленность работы кружка, формы взаимодей-ствия с другими творческими коплективами, традиции коллектива, участие в массовых мероприятиях, общественно-полезная работа кружковцев, примерные темы родительских собраний и т.д.

К перспективному плану прикладывается календарный план ра-боты на год (на полгода, на четверть или месяц). В календарном плане расписывается предполагаемая работа с кружковцами по темам с указанием количества учебных часов, Фундаментом для составления каледарного плана служит учебно-тематический план и программа кружка юных велотуристов (типовая или индивидуальная). Задача руководителя состояит в том, чтобы темы и материап, кото-рый рекомендует тематический план, расположить во времени, при-вязав весь материал к календарному расписанию работы кружка. В капендарном плане четче видна взаимосвязь и взаимозависимость между различными темами курса, что не наблюдается в учебно-те-матическом плане. Всякий новый материал должен опираться на уже изученный, вытекать из него, дополнять его, развивать дальше.

И, наконец, руководителю, особенно на первых порах, необходи-

499ВЕЛОТУРИЗМ В ШКОЛЕ И ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ

Таблица 8.2

к   Кат.   Протя-   Протя-   Коли-   Копи-   Ре-   Копи-   Продолжи-   Вес  
п а   сл. вело-   женность дневного   женность всего   чест-во   чест-во   зерв-ные   чество дней в   тельность всего   рюкзака  
с   похо-   перехода,   маршру-   ход.   дне-   ДНИ   дороге   маршрута,   дев.,   юн.,  
    да   км   та, км   днеи   вок           дни   кг   кг  
  н/к-1   30-50   250-400   6-8   2     1-2   10-14   6-8   12-14  
  1-11   40-60   400-600   8-12   2-4       14-20   8-10   14-16  
  11-111   50-80   600-800   12-16   4-6   2-3   2-5   20-30   10-14   16-20  

мо составлять планы-конспекты занятий, в которых будут расписаны: цель и место проведения каждого занятия (маршрут похода, объект или тема экскурсии), оборудование и оснащение, методика, ход за-нятия и т.п.

Целесообразно также в коллективе кружка наладить учет турист-ских, краеведческих достижений и общественно-полезной работы. Это можно сделать в виде таблицы, например, по балльной системе. Можно вести личные учетные карточки кружковцев, в которых от-ражаются результаты их деятельности, а в итоге - история и тради-ции коллектива.

Нормы нагрузок кружковцев не должны быть необоснованно сложными, завышенными. К увеличению нагрузок следует подходить постепенно, в соответствии с физической и спортивно-технической подготовленностью кружковцев. При правилыной, хорошо продуман-ной и грамотно организованной подготовке похода эти нормы в усредненном варианте будут следующими (см. табл. 8.2).

Финансирование деятельности туристского кружка осуществляется в соответствии со сметой, которая составляется вместе с планом на предстоящий учебный год.

В 90-е годы оказалась нарушенной прежняя система финансиро-вания внешкольных учреждений и объединений, в том числе турист-ских, поэтому о единых формах и источниках финансирования вело-кружка говорить не приходится, в каждом регионе этот животрепе-щущий вопрос решается (или не решается) по-своему, а та скудная поддержка, которую иногда оказывают туристским объединениям ор-ганы народного образования, нестабилына, ориентироваться на нее, а тем более ее планировать, трудно. Руководителям кружков прихо-дится часто искать спонсоров, как правило, в коммерческих струк-турах, расположенных и к детям, и к велотуризму. В этом аспекте важнее, чем раньше, становится тесное взаимодействие руководите-ля кружка с родителями, особенно материально обеспеченными. Но гораздо полезнее дпя ребят, если руководитель сделает основную ставку на то, чтобы зарабатывать деньги на походы самим в лес-ных, сельских хозяйствах, на фермах, на уборке территории и т.д.

Наши рекомендации