Подготовка велосипеда к походу и его ремонт
С покупки велосипеда у будущего велотуриста начинается ком-плекс новых для него дел и хлопот (нельзя сказать, что неприятных) по уходу за двухколесным «конем», его оборудованию, ремонту. Тем более, если говорить строго, идеальную модель для велопутешествий по просторам именно нашей страны не создал еще ни один отече-
_______Подготовка велосипеда к походу и его ремонт
ственный велозавод, да и ни одна зарубежная фирма. Неудивитель-но поэтому, что многие велотуристы берут за основу какую-то наи-более близкую к своим предпочтениям и целям в велотуризме мо-дель и дооборудуют ее, меняя звездочки, багажник из металличе-ского прута на более прочный, обычно трубчатый, укрепляя стойки багажника, устанавливая передний.
А чаще создают промежуточные модели между гоночной и спор-тивно-туристской, между нею и дорожной. В первом случае ставят щитки колес, багажник, меняют блок ведомых звездочек с большим диапазоном передаточных отношений, заменяют трубчатые ободья с шинами-трубками коробчатыми ободьями с покрышками и камерами. Некоторые ограничиваются заменой лишь заднего колеса, а впереди остается «родное», но трубку усиливают наклеиванием на нее дру-гой трубки. Бывает, от гоночного велосипеда берут только раму и ставят на нее все остальные детали спортивно-туристского. Все больше велотуристов предпочитают педали с туклипсами и ремеш-ками или контактные педали.
Раньше не меньше промежуточных комбинаций создавали между дорожными односкоростными велосипедами и спортивно-туристскими, чаще всего колеса «Туриста» (обычно заднее), особенно перед по-ходами по грунтовым дорогам, «обували» в камеры и покрышки дорожного велосипеда. И напротив, некоторые велотуристы на до-рожный велосипед ставили ручные клещевые тормоза и задний пе-реключатель передач, при этом порой даже оставляли тормозную втулку. Сейчас надобность в домашнем изготовлении такого гибрида отпала (если не считать несущественных усовершенствований вроде установки прочного багажника или другого набора ведомых звездо-чек), поскольку велопромышленность, как было сказано выше, сама переориентировалась на модели смешанного типа.
В конечном счете велосипед, готовый к походу, должен быть на-дежно отрегулирован, добротно смазан, «обут» в соответствующие для предстоящего маршрута шины, иметь легкий ход, задний багаж-ник с достаточным запасом прочности, передний багажник или сум-ку, прикрепленную к кронштейну на руль, флягодержатель, велоком-пьютер или хотя бы счетчик пройденного расстояния, оснащен дос-таточно вместительным велорюкзаком или(и) сумками.
ВбЛОМАСТЕрСКАЯ
Поскольку в квартире поселился двухколесный «конь», для рабо-ты с ним надо подготовить рабочее место, запастись необходимым набором инструментов. Если для этих целей выделена часть жилой комнаты, пол желательно накрыть куском ненужной в хозяйстве материи, предохраняя его от грязи и смазки. Все необходимые ин-струменты, тряпки, смазка и т. п. должны быть под рукой. Разбирае-мые детали велосипеда следует складывать в отдельных местах в последовательности разборки.
Дополнительно к инструментам, входящим в комплект велосипе-Да, желательно приобрести второй комбинированный («семейный») |^юч. Удобно работать двойными номерными гаечными ключами (№№ 7-17), а также шаровыми ключами. Потребуются пассатижи, отвертка. Для того чтобы номерными ключами было удобнее рабо-
б*
127ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИСТА
тать в труднодоступных местах, внешние контуры их головок можно сточить напильником или на наждаке. При работе с узлом трещотки, где нужно точно и быстро устанавливать десятки трехмиллиметровых шариков, пригодится медицинский (ненамагниченный) пинцет. При разборке шатунов требуется молоток, прокладка из твердого дерева и деревянная подставка длиной от шатуна до пола. Среди инстру-ментов должен быть конусный ключ с выступами для конусов карет-ки.
Нежелательно применять ниппельный ключ, который входит в комплект инструментов, прилагаемых заводом к велосипеду. Лучше всего пользоваться самодельным ключом накидного типа, который не срывает гаек (рис. 2.7). Очень удобна для разборки цепи выжим-ка-струбцина (рис. 2.8).
Рис. 2.7. Ниппепьный ключ Рис. 2.8.Струбцина для разборки цепи
Тем, кто приобрел зарубежные велосипеды, нужны дополнитель-ные инструменты: в первую очередь достаточно широкий набор шес-тигранников, съемник шатунов кареточной системы, съемник трещот-ки и блока (кассеты) ведомых звездочек, большие ключи на рулевую колонку (№№ 32 и 36), специальные лопаточки для демонтажа и монтажа покрышек и другие.
Для более серьезных ремонтных работ, а таюке тем, кто решил основательно заняться усовершенствованием своего велосипеда (или велосипедов), а тем более если велотуризмом решила заняться вся семья, желательно иметь специальное место, а лучше оборудован-ную мастерскую с более широким набором инструментов и приспо-соблений.
Прежде всего в мастерской желательно иметь верстак высотой 800-850 мм, поверхность которого следует покрыть листовым желе-зом или линолеумом. На верстаке нужно установить тиски, над ним повесить шкафы для инструмента, стеллажи для деталей. Сборку велосипедов удобно производить на стойке, позволяющей прочно закрепить раму в горизонтальном попожении на нужной высоте. Хорошо, если в мастерской есть сверлильный станок с максималь-ным диаметром сверления 12 мм, приспособление для центровки обода (рис. 2.9).
Помимо перечисленных инструментов в мастерской нужно иметь следующие: слесарные молотки разного веса, молоток деревянный, электродрель и ручная дрель, ножовка с полотнами, ручные ножни-цы по металлу, зубила разные, бородки, керны разные, выколотки из мягких металпов (медь, латунь, алюминий) для выбивания болтов, клиньев шатуна и т.д., напильники разных форм, сечений и насечек,
Подготовка велосипеда к походу и его ремонт
надфили в наборе с надфиле-держателями, сверла диамет-ром от 1 до 12 мм, плашки №№ 5, 6, 7, 8, 10, 14 с во-ротком, соответствующие плаш-кам метчики с воротком, па-яльник, отвертки разные (4-5 размеров), плоскогубцы, круг-логубцы, штангенциркуль, мик-рометр, специальные клещи для свертывания верхнего конуса рулевой колонки, щип-цы для отвертывания конуса трещотки (по форме напоми-нают круглогубцы с вытянуты-ми губами, концы которых загнуты под прямым углом), специальный ключ для снятия правой чашки каретки, ключ для свертывания звездочек, ключ разводной, ключи конус-ные, крючки для выправления обода, емкости для масла и керосина, масленки.
Материалы для ремонта: густая смазка (литол-24, та-вот, графитовая смазка или технический вазелин либо ана-логи зарубежного производст-ва - конкретнее о них ниже), жидкое масло общего назна-чения, керосин, соляная ки-слота, резиновый, эпоксидный
клей, клеи типа «Момент» и «Суперцемент», наждачная бумага раз-ная, куски кожи, резины, дерматина, ткани.