Эволюция тимбилдинга в россии
Тимбилдинг возник в России в конце 1990-х гг. Он пришел вместе с другими модными западными управленческими новинками и управленческой терминологией. Абсолютно будничные на сегодняшний день слова «маркетинг», «менеджмент», «менеджер» были первыми перелетными птицами этой эпохи, а термин «тимбилдинг» появился в России вместе со второй волной, включающей в себя «тренинги», «бенефиты», «бонусы», «дивизионы», «грейды», «эвен-ты» и «корпоративы».
Корпоративный тимбилдинг пришел в Россию как событие, направленное в первую очередь на сплочение персонала компании и построение эффективной команды. Однако, как и в большинстве бизнес-явлений, Россия — страна самобытная. И редкий бизнес-феномен приживается в России без заметного искажения. Так произошло и с тимбилдингом.
Признанный хит веревочного курса в России — «Мега-лыжи». Это поистине зимний российский командный вид спорта. Хитом это упражнение стало в результате довольно забавного оборудования для выполнения и самого процесса выполнения. Мега-лыжи, только с виду похожие на лыжи, представляют собой стилизованные деревяшки длинной под 3 м и шириной 15 см, на одну пару лыж помещается команда в составе до 10 человек. Правая нога каждого участника стоит на левой лыже, правая на правой, и команда должна разработать стратегию, по которой она будет действовать, то есть сдвинуться с места и пройти заданный круг. Это характерное тимбилдинговое упражнение, показывающее, что при грамотной организации и постановке цели команда получает возможность работать над следующими задачами: выявление лидера и взаимодействие лидера с командой, коммуникации в напряженных и стрессовых условиях, ощущение себя
Часть 1. Тимбилдинг
неотъемлемой и важной частью команды, осознание допустимости ошибки каждым, терпимое отношение к себе и к команде.
Однако в упрощенном варианте команды меряются числом человек, влезшими на лыжи, качеством и статусностью обуви, поиском обходных вариантов решения проблемы, но не занимаются командообразованием.
В России сотрудники после прохождения подобного веревочного курса уже нуждаются в более продвинутых задачах. Прохождение веревочного курса второй раз обычно крайне негативно воспринимается участниками. Россияне не нуждаются в столь дотошной опеке. Русским людям, а в особенности бизнесменам, нужны эмоции, и успешные российские команды рождаются, уж конечно, не в результате усиленного академического обучения! Успешные российские команды рождаются в результате экстремальных задач, значительных трудностей, которые пришлось преодолеть участникам. Как и во всем, Россия выбрала свой путь.
В России, стране эмоций и иррационализма, не действуют правила. Для команды намного важнее доверие и эмоции. Если в команде есть доверие, она справится с любой задачей. Как пишет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [2004], на Западе, наоборот, господствуют правила, нормы, принципы деятельности. Основной акцент делается на отработке принципов и умений, а недостаток доверия не играет там такой критической роли.
1.2. Какие задачи решает тимбилдинг
Тимбилдинг может решать достаточно большой спектр задач. Я бы классифицировала весь спектр решаемых задач на два класса: Г) задачи, связанные с построением команды, формированием навыков и приобретением знаний, то есть истинный Team Building; 2) задачи, связанные с формированием командного духа, командной атмосферы, то есть learn Spirit.
Благодаря широкому спектру возможностей и инструментов, использующихся в экстрим-тимбилдинге, он позволяет решить большое число различных вопросов менеджмента и управления персоналом. Столь редкое сочетание одновременного психологического, физического, эмоционального и интеллектуального воздействия на участника создает комплексность воздействия и многократно повышает эффективность результата тимбилдинга!
Глава 1. Концепция гимбилдинга
«Team Вuilding»-задачи
Выделим семь основных направлений, б которые тимбилдинг может внести свой мощный вклад, и их варианты. Каждое из направлений может быть предметом эффективного развития в рамках тим-билдинга. Неверным является общее утверждение, что на тимбил-дингах строят команды. Как надежность и прочность дома зависит от гаких факторов, как компетенции строителей, качество стройматериала, используемые технологии, опыт строителей, почва для строительства, температура окружающей среды и др., так и успешность команды зависит от очень многих характеристик: эффективности коммуникаций, четкости распределения ролей, лидерских способностей и способности быть подчиненными, мобилизации сил и степени раскрытия внутренних резервов, от наличия общей вдохновляющей и объединяющей цели, от навыков принятия решений и решения конфликтов, от степени самооценки, самоосведомленности в команде. Отсутствие навыков по одному или нескольким измерениям может блокировать работу в команде. Поэтому построение эффективной команды в значительной степени опирается на каждое из приведенных измерений.
Усиление командных коммуникаций: •приобретение теоретических знаний о командообразовании;
• развитие компетенций командного взаимодействия;
• улучшение межкомандных коммуникаций;
• развитие неформальных горизонтальных связей;
• развитие неформальных коммуникаций с клиентами и партнерами компании.
Ролевое распределение:
• осмысление участниками своих ролей и функций; » развитие навыков делегирования полномочий;
• развитие навыков принятия ответственности;
• развитие навыков выполнения различных ролей. Развитие лидерства:
• развитие лидерства в экстремальных условиях;
• развитие ответственности за личный вклад в победу команды;
• развитие навыков ситуационного и разделяемого лидерства; ' « приобретение навыков стабильной и сплоченной работы в кризисных ситуациях;
• развитие индивидуального лидерского потенциала участников.
Часть 1.Тимбилдинг
Самооценка и самоосведомлепность:
• рост самооценки вследствие достижения результатов;
• получение информации о себе и своих особенностях взаимодействия;
• получение информации о своих сильных и слабых сторонах работы в команде.
Раскрытие внутренних резервов:
• выявление скрытых возможностей в силу непривычной обстановки и возможность по-новому взглянуть на коллег;
• формирование команд под амбициозные проекты;
• раскрытие внутренних резервов команды, наиболее положительных и ярких сторон участников;
• раскрытие внутренних индивидуальных резервов сотрудников. Принятие решений:
• развитие навыков поиска нестандартных решений;
• развитие способностей к принятию риска;
• развитие навыков решения конфликтов и эффективного взаимодействия в конфликтах;
• развитие навыков принятия решений в стрессовых ситуациях, в условиях психологического давления.
Повышение эффективности взаимодействия:
• повышение эффективности работы бизнес-команд;
• повышение производительности сотрудников;
• развитие способности использовать различия членов команды на пользу команды;
• развитие внутреннего осознания командой себя как команды.
«Team Spirit»-задачи
Второй, не менее важной, а в российской действительности даже еще более важной группой задач является группа задач Team Spirit. Она предполагает развитие в рамках тимбилдинга не «твердых», а «мягких» качеств и характеристик команды и компании. В связи с тем, что Россия — это страна с глубоким и богатым контекстом, где высшую ценность имеют человеческие отношения, доверие, душевность и совсем почти никакой роли не играют правила, нормы, законы, регламенты, то прочную команду в России можно построить только через построение доверия между людьми, а не с опорой на командные правила и нормы. Итак, ниже будут представлены пять основных направлений задач группы Team Spirit, для развития которых может использоваться инструментарий тимбилдинга.
Глава 1. Концепция тимбилдинга
Усиление корпоративного духа:
• создание атмосферы праздника;
• способствование эмоциональной разрядке;
• транслирование корпоративных ценностей;
• создание необычной атмосферы, риска, азарта, новых ощущений.
Формирование доверия:
• развитие взаимопонимания и доверия при неформальном общении;
• повышение доверия и сплоченности коллектива за счет положительного опыта общего достижения цели, совместного преодоления трудностей;
• открытие нового и позитивного в коллегах;
• формирование чувства «локтя», взаимопомощи и искренней поддержки.
Усиление мотивации:
• усиление мотивации работать в команде;
• усиление мотивации достижения цели;
• драйв-менеджмент;
• получение нового заряда энергии командой. Вклад в развитие корпоративной культуры:
• развитие корпоративной культуры;
• внедрение передовых разработок в области управления персоналом;
• усиление корпоративного имиджа;
• повышение имиджа руководства компании;
• повышение лояльности персонала к компании. Рост удовлетворенности сотрудников:
• повышение удовлетворенности сотрудников;
• повышение эффективности деятельности;
• повышение физической формы и производительности;
• развитие и приобретение новых эмоций и опыта (experience) сотрудниками.