Территориальные перемещения в первобытном мире

Лекция 2. История мирового туризма

Феноменологический взгляд на историю туризма

Территориальные перемещения в первобытном мире

Путешествия в древнем мире

Путешествия в первых веках нашей эры и в период средневековья

Развитие мирового туризма в XVIII—XIX вв.

Исторические вехи туризма XX в.

Феноменологический взгляд на историю туризма

Люди путешествовали всегда.

По мере расширения торговой деятельности и завоеваний в Греции, Риме и Китае представители знатно­го сословия этих стран все чаще отправлялись в поездки для развлечения, с торговыми или с дипломатическими целями.

Геродот (VI в. до н. э.), например, оставил значительное пись­менное наследие о своих кратковременных поездках и длитель­ных путешествиях. В подобной литературе, имевшей жизнеописательный характер и историческую направленность, рассмат­ривались искусство и философия, языки и религии, традиции населения других стран, черты местного быта и формы госте­приимства.

Во времена колониальных завоеваний и географических от­крытий арабами (VIII в. н. э.) и европейцами (в том числе Марко Поло, XII в. н. э.) оставлено замечательное наследие - записи о путешествиях, востребуемые до сего времени.

С XV в. европейская экспансия усилилась, чему отчасти спо­собствовало появление детальных географических карт и новых мореходных судов, а также рост купеческого сословия. Поначалу путешество­вали лишь знать, паломники и дипломатические посланники. Понятие «тур» было введено гораздо позже - в 1750-х гг., и вскоре термин «турист» был принят для обозначения участ­ников подобных развлекательных и образовательных путе­шествий.

В XIX в. индустриальная революция и распространение им­периализма, евангелизма и социализма внесли большие измене­ния в жизнь общества. Томас Кук, великий английский реформатор, использует паровозы для поездок городской бедноты за город, на выставки и ралли. Отметив коммерческие перспекти­вы массового туризма, он положил начало современной туристской индустрии: турагентства, резервирование мест в транспор­те и гостиничных номеров, классификация отелей, дорожные чеки, расписания и качественные путеводители с исчерпывающей информацией.

Массовый туризм приобрел международный характер и был, возможно, наиболее ярко описан Марком Твеном в пародии «Простаки за границей» (1869 г.). Это было время научного про­гресса, расширения делопроизводства, победы демократии над буржуазным строем в пользу отдыха и путешествий, время по­ощрения интереса к наукам.

Первая мировая война положила конец власти аристократии и произвела новую революцию в туризме: люди стали более трепетно относиться к природе в условиях всеобщей индустриализации. Приобретают популярность принятие солнечных ванн, в особенности морских, а также отдых в горах, лыжи, пеший туризм, плавание на морских судах.

Географами был произведен ряд описательных работ на тему внутреннего и выездного туризма, возникшего на базе роста автомобильной индустрии.

В последующие после второй мировой войны десятилетия туризм послужил толчком к развитию всех стран, но особенно освободившихся от колониального гнета. Решающую роль в популяризации выездного туризма сыграло появление в 1952 г. авиапутешествий.

В 60-х гг. преимущества массового туризма уже не ставились под вопрос. В ходе исследования возникло предположение, что туризм может стать прекрасным способом поощрения рабочего класса как в странах третьего мира, так и в великих державах.

Философия «туризм = развитие» требовала внедрения туриз­ма на новых территориях, вовлечения в работу большого ко­личества людей. Ожидалась значительная отдача от туризма, в несколько раз превышающая расходы, стимулирующая мест­ную экономику и улучшающая условия жизни.

Однако были и противники массового туризма.

Были подняты и вопросы экологии, наиболее животрепещу­щими из которых явились проблемы сохранения парков и пре­дельно допустимого уровня нагрузки на туристские объекты.

В XX столетии сформировалась индустрия, которая выросла и приобрела в наши дни всемирную социаль­но-экономическую значимость.

Территориальные перемещения в первобытном мире

Туризм невозможен без передвижения, без территориального перемещения.

Истоки туризма уходят во времена кочевий пер­вобытных людей, когда им приходилось преодолевать большие пространства в поисках условий, подходящих для проживания. Дифференциация территорий происходила по признакам благо­приятности этих условий. Необходимость постоянных поисков пищи вынуждала первобытных людей запоминать свои маршру­ты, хорошо ориентироваться на местности.

Для определенной группы народов кочевой образ жизни утвердился на многие века (коче­вые народы Центральной и Средней Азии, Африки). Передви­жение долгое время совершалось пешком. Впоследствии в каче­стве средств передвижения стали использовать животных: ло­шадей, верблюдов, ослов. Для перемещения по воде изготавли­вали примитивные сооружения, напоминающие плоты и лодки. Некоторые народы научились даже делать топографические карты, которые наносили на кору деревьев или обработанные шкуры животных (эскимосы). Племена многих народов могли ориентироваться по звездам.

Таким образом, несмотря на то, что первые территориаль­ные перемещения были обусловлены необходимостью выжива­ния народов в суровых природных условиях, они сформировали навыки путешествий, создали предпосылки для географических открытий, для путешествий с познавательными целями.

Наши рекомендации