Тестирование письменное
Пояснительная записка
Тестирование как форма письменного контроля позволяет дать оценку знаниям и навыкам студентов в условиях отсутствия помощи со стороны преподавателя. Тестирование предполагает использование различных видов тестов: закрытый тест (множественный выбор), открытый тест (краткий ответ), тест на выбор верно/неверно, тест на соответствие. Использование различных видов тестов позволяет оценить уровень владения студентов теоретическим материалом, а также умение делать логические выводы.
Объектами данной формы контроля выступают компетенции: ОК-6. Объектами оценивания являются:
ОК-6:
– знание функций менеджмента, форм управления предприятиями туристской индустрии;
– знание видов управленческих решений и методов их разработки;
– знание основ управления персоналом туристского предприятия;
– умение диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии;
– способность организовывать взаимодействие в группе, обеспечивать межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения, применять коммуникативные техники и технологии делового общения;
– способность применить навыки разрешения проблемных ситуаций, возникающих в ходе установления взаимоотношений с подчиненными;
– основными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере.
База тестов
Оценка освоения компетенций с помощью тестов используется в учебном процессе по дисциплине «Менеджмент в туристской индустрии» как контрольный срез знаний один раз в первом учебном семестре и один раз во втором. Тесты разделены на 2 варианта, каждый из которых включает 20 вопросов.
Текст задания:
Вариант 1
1. Установите соответствие между уровнями управления индустрией туризма в России и их характеристиками:
1) Макроэкономический уровень;
2) Мезоэкономический уровень;
3) Микроэкономический уровень.
а) управление на уровне туристских предприятий;
б) управление туризмом на высшем законодательном уровне;
в) управление на уровне отраслевых министерств и ведомств, а также местных органов власти.
2. Субъект туризма − это:
а) участник туристского мероприятия, или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг;
б) все то, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия;
в) туристский регион, организацию и предприятие;
г) упорядоченная совокупность элементов, между которыми существует или может быть создана тесная взаимосвязь.
3. Что дословно в переводе с английского означает понятие «менеджмент»?
а) управлять;
б) руководить;
в) координировать;
г) регулировать.
4. К какому виду контроля относится контроль, который позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры:
а) диагностический;
б) терапевтический;
в) заключительный.
5. Характерной отличительной особенностью фирмы-туроператора является:
а) масштабная деятельность на международном рынке туристских услуг;
б) деятельность по формированию туристского продукта на основе комплектования услуг производителей в единый пакет;
в) деятельность по продвижению туристского продукта на рынок на основе рекламной кампании;
г) организация сбыта туристского продукта исключительно через агентства.
6. Какой тип плана представляет собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем:
а) планы-цели;
б) планы для повторяющихся действий;
в) планы для неповторяющихся действий.
7. Что представляет собой согласованность планов:
а) возможность корректив или пересмотра ранее принятых планов;
б) участие максимального числа сотрудников в работе над планом, начиная с самых ранних этапов;
в) создание условий выполнения плана путем перестройки структуры и системы управления, изыскания ресурсов;
г) координация «по вертикали» и интеграция «по горизонтали».
8. Какие выделяют виды целей в зависимости от их важности:
а) стратегическое;
б) общие;
в) тактические;
г) специфические.
9. Миссия туристского предприятия − это:
а) основная общая цель или философия и предназначение, смысл существования организации;
б) основное направление деятельности в свете реализации общих целей, охватывающее средне- и краткосрочный периоды и обязательно выраженное в количественных показателях;
в) сформулированное утверждение (документ) относительно того, для чего или по какой причине существует организация, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
10. К какой группе внутриличностных конфликтов относится столкновение мотивов и самооценки личности:
а) мотивационный конфликт;
б) нравственный конфликт;
в) конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности;
г) ролевой конфликт;
д) адаптационный конфликт;
е) конфликт неадекватной самооценки.
11. Какие из перечисленных типов организационных структур туристского предприятия не относятся к иерархическим:
а) матричная;
б) линейная;
в) дивизиональная;
г) проектная.
12. В какой одной из первоочередных теорий мотивации в качестве главного стимула выступает принуждение, а второстепенного − материальное поощрение:
а) теория «Х»;
б) теория «Y»;
в) теория «Z».
13. Согласно какой теории мотивации людям присущи три потребности − власти, успеха и причастности:
а) иерархия потребности Маслоу;
б) двухфакторная теория Герцберга;
в) теория потребностей Макклелланда;
г) модель мотивации Портера-Лоулера.
14. Основные функции кадровой службы современного предприятия:
а) наем и увольнение рабочей силы, ведение делопроизводства;
б) планирование, организация, координирование, стимулирование, контроль, выработка кадровой политики, текущая работа с кадрами;
в) расчет численности, организация, нормирование и оплата труда, планирование затрат на рабочую силу, организация социального обеспечения.
15. Цель кадрового планирования:
а) обеспечение производственного процесса организации персоналом с учетом необходимой численности и качества;
б) эффективная организация работы с персоналом, как в краткосрочном (комплектование персонала), так и в долгосрочном (развитие персонала) аспектах;
в) организация работы службы управления персоналом.
16. Недостатки внутреннего или внешнего подбора персонала характеризуют перечисленные ниже характеристики:
а) уменьшается возможность выбора;
б) высокие расходы на повышение квалификации;
в) замещение мест и повышение в должности только ради мира и спокойствия.
17. При каком методе оценки персонала широко используются анкетные данные, письменные или устные характеристики, мнения и отзывы руководителя и коллег по работе, личные беседы и психологические тесты:
а) имитационный метод;
б) прогностический метод;
в) практический метод.
18. Профессиональная адаптация − это:
а) адаптация к трудовой деятельности на уровне физического состояния работника, результатом чего становятся меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.;
б) полное и успешное овладение новой профессии, то есть привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации;
в) адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе.
19. Цели планирования карьеры:
а) обеспечение наиболее рационального использования трудового потенциала работника;
б) создание условий для самореализации работника как личности;
в) анализ стихийного перемещения работников и ведение учета перемещений;
г) развитие трудовой мобильности, взаимозаменяемости работников.
20. Какие виды решений выделяются по характеру использованной информации:
а) детерминированные, вероятностные;
б) традиционные, нетипичные;
в) стратегические и тактические;
г) локальные и глобальные.
Ключ к тесту
1-б; 2-в; 3-а | А,Г | ||
А | А | ||
А | В | ||
Б | Б | ||
Б | А | ||
А | Внутренний | ||
Г | Б | ||
А,В | Б | ||
А | А,Б | ||
В | А |
Вариант 2
1. Установите соответствие между моделями управления и их характеристиками:
1) Америка
2) Тунис, Тайланд, Египет;
3) страны Европы, Россия.
а) вопросы развития туристской деятельности страны решаются на уровне какого-либо многоотраслевого министерства;
б) отсутствие центрального государственного администрирования;
в) наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность всей туристской отрасли.
2. Объект туризма − это:
а) участник туристского мероприятия, или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг;
б) все то, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия;
в) туристский регион, организацию и предприятие;
г) упорядоченная совокупность элементов, между которыми существует или может быть создана тесная взаимосвязь.
3. Кем были сформулированы основные пять общих функций менеджмента:
а) А. Файолем;
б) Ф. Котлером;
в) Ф. Тейлором;
г) Э. Мэйо.
4. В зависимости от того, как осуществляется управление и как оно влияет на управляемых, оно представляет собой:
а) институциональный аспект управления;
б) функциональный аспект управления;
в) инструментальный аспект управления.
5. План − это:
а) прогнозы развития организации в будущем;
б) промежуточные и конечные задачи и цели, механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;
в) стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств;
г) все вышеперечисленное.
6. Диапазон контроля − это:
а) разница между плановыми и фактическими величинами;
б) предельное число объектов, которыми можно эффективно управлять;
в) число звеньев, находящихся в ведении одного руководителя.
7. В каких случаях идет речь о предприятиях первичных, а в каких − о предприятиях вторичных услуг:
а) в пригороде большого города открылся греческий ресторан;
б) автобусное предприятие делает летом три, а зимой − два рейса в неделю в определенный туристский регион;
в) семья П. сдает комнаты в своем доме приезжим гостям;
г) спортивная школа предлагает курсы ныряния.
8. Вставьте пропущенные слова в определение:
Стратегия представляет собой_________ управленческих решений, определяющих перспективные ___________ развития организации, сферы, формы и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок___________ для достижения поставленных целей.
9. Выберите аспекты, которые может включать в себя миссия организации:
а) история фирмы;
б) целевые ориентации предприятия;
в) сроки выполнения планов работ;
г) стиль руководства;
д) режим работы предприятия;
е) принципы работы с покупателем.
10. Установление рациональных связей между звеньями и ступенями управления на всех уровнях при наименьшем числе ступеней управления является требованием:
а) надежности организационной структуры;
б) оперативности организационной структуры;
в) оптимальности организационной структуры;
г) экономичности организационной структуры.
11. Какие из нижеперечисленных теорий мотивации не относятся к содержательным:
а) теория справедливости;
б) иерархия потребностей по А. Маслоу;
в) теория ожидания;
г) двухфакторная теория Ф. Герцберга.
12. От каких переменных зависят результаты, достигнутые сотрудником, согласно модели Портера-Лоулера:
а) от соотношения полученного вознаграждения к затраченным усилиям и сравнения его с вознаграждением других людей, выполняющие аналогичную работу;
б) от анализа соотношений: затраты труда − результаты, результаты − вознаграждение, вознаграждение − валентность (удовлетворенность вознаграждением);
в) от затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда.
13. Мониторинг персонала как один из этапов проектирования кадровой политики туристского предприятия − это:
а) разработка диагностики и прогнозирования кадровой ситуации;
б) разработка программ путем достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации;
в) согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития.
14. Посредством какого метода потребность в рабочей силе определяется исходя из предлагаемого уровня конечного спроса на какой-то год будущем:
а) эконометрического метода;
б) метода проектирования тенденций или метода экстраполяций;
в) метода скорректированной экстраполяции;
г) метода экспертных оценок.
15. Какими принципами следует руководствоваться при отборе кадров для туристского предприятия:
а) ориентация на сильные, а не на слабые стороны человека;
б) поиск идеальных работников;
в) обеспечение соответствия требованиям, предъявляемым содержанием работы, индивидуальных качеств претендента.
16. Психофизиологическая адаптация − это:
а) адаптация к трудовой деятельности на уровне физического состояния работника, результатом чего становятся меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.;
б) полное и успешное овладение новой профессией, то есть привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации;
в) адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе.
17. При каком виде горизонтальной карьеры сотрудник выполняет те же обязанности, но на новом месте:
а) карусель;
б) перемещение;
в) перестановка.
18. Если процесс построения гипотез резко преобладает над действиями по их проверке и уточнению, то это:
а) решения уравновешенного типа;
б) импульсивные решения;
в) инертные решения;
г) рискованные решения;
д) решения осторожного типа.
19. К какой группе конфликтов можно отнести противоборство двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов:
а) внутриличностные;
б) межличностные;
в) групповые.
20. Способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам, возникающим на предприятии – это:
а) деловое совещание;
б) переговоры с сотрудниками;
в) составление плана организации работы предприятия.
Ключ к тесту
Критерии оценивания
Оценка по результатам тестирования складывается исходя из суммарного результата ответов на блок вопросов. Общий максимальный балл по результатам тестирования – 5 баллов. Соответственно каждый правильный ответ в блоке из 20 вопросов оценивается в 0,25 балла.