Общая характеристика системы характеров
Основой классификации характеров являются установившиеся акты поведения человека, стереотипы которых хорошо изучены. Система характеров интернациональна. Это значит, что все типы характеров без исключения имеют место в каждой нации и народности.
Нет плохих и нет хороших характеров. Все характеры имеют свои недостатки и свои достоинства. Как правило, чем ярче и привлекательнее достоинства какого-то характера, тем глубже и серьезнее его недостатки. Например, гипертимный тип характера — это жизнерадостный, энергичный человек с заразительным энтузиазмом, создает вокруг себя замечательный микроклимат. Однако из-за быстрой смены своих интересов он не способен ни одно серьезное начинание довести до конца. Или, например, сенситивный тип характера — человек с таким характером психологически легко раним. Ему кажется, что он какой-то не такой, делает все как-то не так и он по нескольку раз переделывает работу, «шлифует» ее до идеального блеска. Всю жизнь он самосовершенствуется, вырабатывает исключительную настойчивость и трудолюбие.
Нет мужских и нет женских характеров. Все характеры в одинаковой мере свойственны и мужчинам, и женщинам, хотя поведение мужчин и женщин одного и того же характера различно (например, в мужском коллективе женщина может вести себя иначе, чем в женском).
Существует несколько типов характеров.
Истероидный (показной, демонстративный). Человек с таким характером старается любыми способами обратить на себя внимание. Для этого он не щадит ни сил, ни времени. Его девиз: «все внимание мне».
Благодаря истероидам достигнута значительная часть общественного и научно-технического прогресса. Основным недостатком истероида является спад работоспособности на некоторое время из-за публичного поражения его самолюбия. Истероидность нельзя сводить к истеричности, которая проявляется во многих других типах характеров.
Неустойчивый. Человек с таким характером строит серьезные, грандиозные планы, но они часто не выполняются. У него глубокая потребность во внешнем жестком управлении его поведением. Иначе говоря, ему нужна жесткая, властная «рука», которая бы регулировала его режим труда и отдыха. Человек с таким характером любит рискованную работу. Он неприхотлив, не требует уюта, с удовольствием уезжает в экспедиции, на стройки. Неустойчивый тип личности отказывается от лидерства, предпочитая исполнительские функции. Его девиз — «все за компанию». За компанию он может совершить и подвиг, и преступление.
Конформный. Конформизм — это подсознательное соглашательство в условиях постоянства. Однако же как только среда меняется, такой человек превращается в воинствующего консерватора.
В постоянной среде такой человек очень общителен, добродушен; его любят окружающие. В отличие от неустойчивого типа он обдумывает каждый свой шаг, не любит риска, реорганизации и перемен. Он хотел бы, чтобы все текло как вчера и позавчера.
Гипертимный. «Гипер» означает сверх, «тиме» — себя (интимный — в себе, гипертимный — сверх себя). Если посмотреть на такого человека со стороны, то кажется, что он может горы сдвинуть. Его отличает неиссякаемая энергия, заразительный энтузиазм. Его девиз — «все по плечу». Его трудно застать в печальном состоянии — он вечно шутит и смеется, почти не реагирует на малые обиды, косые взгляды, тонкие намеки. Если ему прямо в глаза высказать свои обиды, он «закипает» и возмущается 20 — 30 минут (очень бурно). Через час он уже обнимает своего обидчика. Он не злопамятен. У такого человека независимый характер, он не нуждается ни в чьей опеке. Он оценивает себя сам и уверен в правильности своей оценки. В отличие от истероида (который ждет публичной похвалы за хорошо выполненную работу) гипертим всегда доволен своей работой, не ожидая ничьей оценки. Это упорная натура: его трудно переубедить. Основной его недостаток — быстрая смена интересов.
Циклоидный. В основном это такой же тип характера, как и гипертим. Однако гипертимная основа этого типа характера прерывается цикличностью психологической деятельности. Фазы спада активности называют часто «черными неделями».
Лабильный. Сходен с гипертимным. Однако спады у человека такого типа носят не циклический, а календарный характер. Такие спады часто называют состоянием транса: они образуются в случайные моменты времени по слабо мотивированным поводам.
Человек с лабильным характером делит коллектив на друзей и врагов (одни крайности — середины нет). Говорят, что если у вас друг лабильный, то вы счастливчик — он ничего не пожалеет для друга. С «врагами» он холоден, суров и придирчив, старается от них поскорее избавиться. Его девиз: «друзья» и «враги».
Сенситивный. Чувственный тип характера. Сильно развита впечатлительность. Человек с таким характером строит «хрустальную» модель всего происходящего, и малейшее нарушение этого построения вызывает у него большое психологическое напряжение и страдание. Ему кажется, что он не такой, как все. Он предъявляет к себе и другим очень высокие требования и часто выглядит из-за этого «белой вороной». Очень раним, психика его слабо защищена. Очень разборчив в выборе друзей, не любит интенсивного общения.
Психолого-астенический. Он формируется на слабой (астено) психике (флегматик-меланхолик). Все реакции у него имеют малую амплитуду. Его трудно вывести из себя, у него удивительное упорство. Он талантлив в мелкой, кропотливой работе. Его девиз: «никто кроме меня». Недостатки — полная нерешительность, боязнь ответственности, самоанализ без ограничения.
Шизоидный. Скрытный. Никакого отношения к шизофрении не имеет. Обладает замечательными организаторскими способностями. Рано присваивает себе право командовать другими (еще в детском возрасте). Его девиз: «только власть».
Эпилептоидный тип. «Бесчувственный». Никакого отношения к эпилепсии не имеет. Действия такого человека часто граничат с жестокостью. Обладает замечательными творческими способностями, постоянно развивает свой интеллект. Возглавляет в основном творческие организации. Отлично учится. На его долю приходится множество открытий. Девиз эпилептоида: «мне все можно».
Авторитет менеджера
Как уже отмечалось, успех в управленческой деятельности зависит не столько от силы власти, сколько от воздействия личного авторитета менеджера. Есть такие духовные ценности, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям и относится авторитет менеджера.
Авторитет — это заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценностей и результатов работы (рис. 6.8).
Авторитет руководителя, связанный с выполнением основных функций согласно занимаемой им должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника авторитета (статуса):
официальный авторитет, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);
реальный авторитет — фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).
Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей и положительно влияет на них. К решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся по-разному. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям.
Рис. 6.8. Авторитет как система
Следует иметь в виду, что забота об авторитете руководителя — это не только его личное дело, но и задача высшего руководства, руководителя одного с ним уровня и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. С него они должны брать пример добросовестного отношения к труду, организованности, честности, скромности. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление и повышающий его эффективность.
Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им инициативу подчиненных. Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам этики и морали. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху: в результате этого появляется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет). А.С.Макаренко выделял следующие разновидности псевдоавторитета:
авторитет расстояния. Руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он находится «подальше» от подчиненных и держится с ними официально;
авторитет доброты. «Всегда быть добрым» — таков девиз такого типа руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Бывает так, что добрый руководитель оказывает подчиненному «медвежью» услугу;
авторитет педантизма. В этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненными, там самым сковывая их творчество и инициативу;
авторитет чванства. Руководитель высокомерен, гордится своими бывшими или мнимыми нынешними заслугами и везде старается их подчеркнуть. Такому руководителю кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;
авторитет подавления. Менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, порождает перестраховку и даже нечестность.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Проведите самооценку своих лидерских качеств по прилагаемой ниже шкале и обсудите их в своей «малой» группе. Попытайтесь наметить план своего саморазвития.
Оцениваемое качество | Степень развитости (сильно → слабо) |
Умение управлять собой Личные ценности Личные цели Способность к саморазвитию Умение принимать решения Изобретательность и способность к инновациям Способность оказывать влияние на подчиненных Знание науки и искусства управления Способность обучать (педагогические способности) Умение формировать и развивать трудовой коллектив | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Соедините все выделенные цифры сплошной жирной линией и вы получите график самооценки.
Аналогичную оценку могут сделать и ваши коллеги. Тогда вы получите свой «портрет» как бы со стороны.
После сопоставления двух графиков составьте план саморазвития.
2. Разработайте модель влияния менеджера на подчиненных с использованием эмоционального и рассудочного влияния.
3. Вы — начальник маркетингового отдела. За последний год резко упал спрос на оргтехнику. Попытайтесь убедить руководство фирмы приобрести партию средств передачи информации у одной из зарубежных фирм, используя различные «усиливающие» аргументы убеждения.
4. Попытайтесь на конкретном примере определить, есть ли авторитет у вашего руководителя.
Вопросы для повторения
1. Назовите требования, предъявляемые к современному руководителю.
2. В чем суть концепции ограничений?
3. Назовите и прокомментируйте 11 ограничений в деятельности менеджера.
4. Что вы понимаете под властью?
5. Почему нужно делегировать права, ответственность и власть?
6. Что вы понимаете под балансом власти руководителей и подчиненных?
7. Назовите способы влияния руководителя на подчиненных.
8. Каковы сильные и слабые стороны убеждения?
9. Какие способы положительного влияния руководителя на подчиненных вам известны?
10. Назовите основные виды темпераментов, раскройте их содержание.
11. Что вы понимаете под авторитетом менеджера?
12. Какие два источника (статуса) формирования авторитета вам известны?
13. Назовите и дайте характеристику разновидностей ложного авторитета.