Характеристика отраслевого рынка
Отраслевой рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по переходу прав собственности на товары или возможность получения услуг от числа предприятий, производящих сходные продукты и использующие однотипные технологии и ресурсы.[4]
Одной из важнейших стратегических задач гостиничного бизнеса является создание успешно функционирующих гостиниц в разных стратегически важных регионах. Более того, конкуренция в данной отрасли сейчас существует столько между фирмами, сколько между определёнными географическими регионами, которые борются за туристические потоки. Таким образом, невозможно точно выявить географические границы данного рынка. Стоит отметить, что оказание услуги происходит “здесь и сейчас”, что исключает возможность ее предоставления за границей функционирования конкретной фирмы.
Гостиничный бизнес в целом является отраслью, оказывающей целый спектр разнообразных услуг, которые могут сильно отличаться в разных гостиницах, что обуславливает достаточно сильную дифференциацию гостиничного продукта. В первую очередь, кроме стандартного для всех гостиниц услуг предоставления кратковременного размещения, многие гостиницы оказывают дополнительные услуги, в зависимости от целей въезда клиентов, на которых они ориентируются. Также сильно дифференцировано качество обслуживания клиентов в различных гостиницах. Перечень дополнительных услуг зависит в том числе и от территориального положения гостиницы и особенностей региона, в котором она находится. Таким образом, можно говорить о наличии трех критериев, по которым можно дифференцировать услуги гостиничного бизнеса:
1) Потребитель, на которого ориентирована гостиница
2) Качество оказываемых услуг
3) Особенности региона, в котором функционирует гостиница
На основе вышеупомянутых критериев, можно составить представление о сегментации рынка:
1) В зависимости от целей въезда посетителей гостиницы делятся на:
· транзитные гостиницы, обслуживающие любой контингент в условиях кратковременной остановки;
· гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, находящихся в деловых поездках и командировках;
· гостиницы для отдыха (туристские, курортные и т.п.)
2) По качеству оказываемых услуг гостиницы принято делить на 5 категорий: от 1 до 5 звезд (мотели: от 1 до 4 звезд). Данная классификация, более известная как «Звездная система» функционирует в России с 1994 года. Распределение гостиниц в одну из категорий зависит от общепринятых стандартов качества обслуживания, а также стоимости оказываемых услуг,
3) По территориальному местоположению невозможно обозначить четкой сегментации рынка, поскольку можно рассматривать как сегментацию национального рынка на региональные, так и сегментацию, например, по климату местности, в которой расположена гостиница.
Следует отметить, что между сегментами рынка, вне зависимости от критерия дифференциации, перекрестная эластичность спроса достаточно низкая. Это обусловлено тем фактом, что при выборе гостиницы многие параметры детерминированы для каждого конкретного потребителя. В частности, потребитель заранее знает цель своей поездки, регион, в который он отправляется и примерную сумму денег, которую он рассчитывает потратить на проживание. Таким образом, учитывать реакцию друг друга при принятии решений по ценам и объемам продаж должны лишь те компании, которые ориентированы на одну и ту же потребительскую аудиторию, находящиеся в одном регионе и оказывающие услуги примерно одинакового качества.
При характеристике отраслевого рынка необходимо рассмотреть наличие (или отсутствие) горизонтальной и вертикальной интеграции.
По данным Всемирной Туристической Организации, всего в мире действуют 16 млн. гостиниц, причем 20% из них относятся к гостиничным сетям. Сеть, как показывает зарубежная практика, — наиболее эффективный способ ведения хозяйства в гостиничном бизнесе. Таким образом, следует говорить о существовании горизонтальной интеграции в данной отрасли. Горизонтальная интеграция представлена в двух видах: интеграция компаний, предоставляющих одинаковые услуги и интеграция компаний, предоставляющих взаимодополняющие услуги. Причинами первого вида являются: эффект масштаба и эффект накопленного опыта. Так, например, эффект накопленного опыта играет немаловажную роль в связи с тем, что при увеличении масштабов бизнеса, мы имеем возможность по максимуму использовать выявленные преимущества и избежать сделанных на ранних этапах ошибок. В свою очередь, эффект масштаба позволяет привлечь большее число клиентов и сократить переменные издержки, например затраты на рекламу.
Причиной объединения компаний, предоставляющих различные услуги, такие как услуги, по размещению и авиаперевозки, является тесная связь между этими отраслями и удобство оказания этих услуг одной компанией, так как они последовательно предоставляются одному и тому же клиенту.
Что же касается экономии на разнообразии, то для компаний данной отрасли она не является целесообразной, так как именно предоставление услуг разного качества является основой горизонтальной интеграции, которая свойственна компаниям в гостиничном бизнесе.
Если рассматривать гостиничный бизнес как комплекс оказания услуг по временному размещению, то невозможно выявить этапы предоставления данной услуги. Поэтому, можно говорить об относительной неразвитости вертикальной интеграции. Неразвитость вертикальной интеграции обуславливается характером оказываемой услуги. Она заключается в предоставлении одной компанией услуг одинакового характера, но разного качества. В частности, практически все гостиничные корпорации имеют как экономные варианты размещения туристов, так и первоклассного качества.
Как и в любой другой отрасли, в гостиничном бизнесе присутствуют некоторые барьеры, в качестве основных мы выделили:
Отраслевые барьеры