Выездной поток российских граждан. Число российских граждан, выезжающих в дальнее и ближнее зарубежье с разными целями
Число российских граждан, выезжающих в дальнее и ближнее зарубежье с разными целями, достигло в последние годы значительных размеров
По данным Госкомстата России, в 1999 г. отмечалось 12,6 млн выездов российских граждан за границу, что на 919,8 тыс. (7,9 %) больше, чем в 1998 г. Общий выездной поток туристов распределился так:
По видам транспорта: автомобильный - 41,2 %, железнодорожный - 14, авиационный - 27,6, морской - 4,9, пеший -11,7%.
По группам стран: страны дальнего зарубежья - 67 %, страны СНГ - 20, Балтии - 13 %.
По целям поездки: деловая - 15,6%, туризм - 22,2, частная - 46,4, обслуживание транспорта - 15,8 % (рис. 6.3).
По линии организованного туризма в 1999 г. из России отмечено 2,8 млн выездов. По сравнению с 1998 г. эта цифра уменьшилась на 5,7 %. В страны дальнего зарубежья количество выездов по туристским визам сократилось на 20,7 % (671,5 тыс.), а в страны СНГ - увеличилось в 2,9 раза (149,9 тыс.) (рис. 6.4).
В 1999 г. сократилось число организованных российских туристов в США на 46,5 % (самое большое снижение потока), Германию - на 43, Грецию - на 40,6, в ОАЭ - на 36,6 %. Китай, Турция, Польша и Финляндия - это страны, которые с 1994 г. стали основными направлениями организованного российско- го туризма. 1999 г. не был исключением - те же страны возглавляют рейтинг выездного туризма. 1997 г. был пиковым достижением китайского шоп-туризма - 737,7 тыс. выездов, а в 1998 г. наблюдалось снижение на 202 тыс. Но решение китайских властей о создании «свободных приграничных торговых зон» снова увеличило на 55 тыс. приток российских шоп-туристов. Тогда как в Турцию и Финляндию число посещений, организованных туристскими фирмами, уменьшилось более чем на 100 тыс.
Исключением стал Египет. Благодаря особой маркетинговой политике эта страна не только сохранила уровень посещений, но ей удалось привлечь россиян на 40 тыс. больше, чем в 1998 г. Остальные страны снизили свои показатели по прибытию российских туристов.
Самым значительным (в 2,7 раза) среди представленного рейтинга оказалось снижение посещений Болгарии: 52 тыс. - таковы потери болгарского рынка. 50 тыс. потеряла Испания, 29 тыс. - Италия. Среди стран, не вошедших в рейтинг основных экспортеров туристских услуг для России, в 1999 г. произошли существенные перестановки. Так, в Швецию поток российских туристов уменьшился в 7,6 раза, а на Ямайку во столько же раз возрос. Вырос спрос на туристские поездки в Чехию: по сравнению с 1998 г. число посещений увеличилось на 20,5 тыс. В два раза упал спрос на таких направлениях, как Венгрия, Бразилия, Норвегия. Рост туристских поездок, продолжавшийся с 1994 г., прекратился из-за финансово-экономического кризиса. В 1999 г. по линии организованного туризма из России выехало на 671,5 тыс. меньше (20,7 %), чем в 1998 г.
6.4. Необходимость страхования туристов
В последние годы отмечается заметный рост числа страховых случаев, особенно тяжелых и дорогих, включая смертные исходы и необходимость репатриации тела к постоянному месту жительства. Ухудшилась и страховая обстановка в ряде традиционно туристских стран. Одной из причин ухудшения страховой обстановки является недостаток культуры поведения российских туристов за рубежом. Отчасти эту проблему могли бы решить сами туристские фирмы, проводя с клиентами подробный инструктаж перед выездом.
Конечно, никто не застрахован от случайностей. Но некоторые из неприятностей, происходящих с клиентами, можно предупредить. Выезжая за рубеж, турист в любом случае оказывается в экстремальной ситуации: смена климата, химического состава воды, иной режим питания и множество других перемен автоматически влекут за собой определенную опасность. В последнее время страховщики начинают брать инициативу в свои руки: например, сотрудники страховой компании «Спасские ворота», активно сотрудничающие с одной из московских туристских фирм, выступают с подробными инструкциями перед выезжающими группами. Результат налицо - за последнее время в туристских поездках по Италии, организованных этой фирмой, не было страховых случаев.
По числу страховых случаев лидируют страны, куда чаще всего ездят россияне. Так, большинство страховых компаний признают Турцию бесспорным лидером по страховым случаям с нашими туристами. Самый распространенный диагноз - гастроэнтерит (воспалительный процесс желудочно-кишечного тракта). Под него обычно «списывают» многое: и пищевые отравления, и диарею, дизентерию. Другой постоянный бич отдыхающих в Турции - это простудыв любых формах и проявлениях. И, наконец, травмы, наиболее распространенная причина которых - «русская удаль». В 45-градусную жару россияне катаются на парашютах, водных лыжах, запивая все эти «занятия спортом» алкогольными напитками. Результаты вполне естественны: переломы, вывихи, растяжения.
Сотрудники компании «Спасские ворота» отмечают, что в Турции возросло еще и число автомобильных аварий. Если раньше у компаний происходило один-два таких случая в год, то теперь их стало в три раза больше. Желая как следует отдохнуть, туристы редко задумываются о том, что, даже умея вполне прилично водить автомашину, не всегда можно справиться с ситуацией на турецких дорогах, где о правилах никто не вспоминает.
В 1998 г. стоимость медицинского обслуживания в Турции возросла на 30 %, однако вряд ли можно надеяться на то, что этот скачок цен повлияет на качество. По данным страховой компании «Инко», в этом сезоне участились случаи сокрытия врачами при отелях (часто это даже не дипломированные врачи, а фельдшеры) острых инфекционных заболеваний (к примеру, дизентерии). Это серьезное нарушение врачебной этики приводит к неправильному лечению и тяжелым осложнениям.
Другая типичная для Турции проблема - заболевшему туристу здесь нередко советуют обратиться за помощью на reception, где ему предложат помощь врача, который имеет прямой договор с отелем и не признает медицинской страховки. Кроме того, клиенту, лечившемуся у местного врача и оплатившему счет, могут неправильно заполнить подтверждающие документы, вплоть до неправильного написания фамилии, имени или отчества туриста, что в страховой практике недопустимо, так как по договору страховщики выплачивают компенсацию только в том случае, если представленные бумаги оформлены верно.
Второе место (по данным компании «Инко») занимает Египет. У туристского бизнеса этой страны своя специфика: здесь периодически происходят вспышки всевозможных инфекций. Однако рост заболеваемости на курортах, по мнению страховщиков, можно предотвратить, если бы фирмы обращали больше внимания на медицинские карты туристов, врачебный контроль за качеством продуктов, а также на прививки.
Третье место по количеству страховых случаев, по данным «РЕСО-Гарантия», поделили Испания и Кипр. В 1999 г. в Испании зафиксировано некоторое снижение числа заболеваний, вызванных острыми желудочно-кишечными инфекциями. На Кипре у туристов чаще всего случаются простуды, инфекционные заболевания.
Традиционно неблагополучны в медицинском плане и другие жаркие страны - Африка, ОАЭ, Таиланд (зимой). Это объясняется просто: туристы часто не задумываются о том, что, приезжая из холодной страны, не стоит жариться на солнце по нескольку часов. Впрочем, то же относится к Турции. Например, шестидесятипятилетняя туристка из Тюмени получила инсульт в результате перегрева, а двухлетний мальчик, опять-таки из Сибири, скончался в результате перегрева и обезвоживания организма.
Меньший процент страховых случаев приносят европейские страны (Германия, Франция, Австрия и Швейцария). Страховщики объясняют это тем, что их посещает вполне определенный контингент - солидные люди, предпочитающие спокойный отдых, тогда как на юг чаще едут «оторваться на всю катушку». Такие туристы часто становятся объектом забот медиков. Только российские туристы решаются, не имея водительских прав, брать в аренду автомобиль.
За последний год появилось еще несколько негативных тенденций: во-первых, по всему свету начали активно разъезжать пожилые люди, имеющие целый «букет» хронических заболеваний. Они стремятся, как правило, именно в те страны, климат которых для них противопоказан. Многие старики ездят навестить своих детей, обосновавшихся на другом конце света, например в США или Израиле, а долгий перелет, смена часового пояса, климата, питания для пожилых людей бесследно не проходит.
Еще одна проблема - мода возить на отдых младенцев. Туристы все чаще берут на отдых детей двух-трех лет, а некоторые «прогрессивные» родители пытаются взять в поездку и грудничков, при этом не делая им необходимых прививок. Это возможно, когда путевки покупаются в отель категории пять звезд, где питание и условия проживания приемлемы для ребенка. Но в двух-, трехзвездочном пансионе условия могут совершенно не подходить для малыша. Нередко проблемы страховщиков связаны с непрофессионализмом сопровождающих группу.
К сожалению, до сих пор нередко приходится сталкиваться с туристскими агентствами, которые рассматривают «страховку» как дополнительную нагрузку. Сотрудники таких агентств часто не подозревают, как много они теряют в глазах клиентов, когда недооценивают значимость умения правильно продавать страховые услуги. Более того, продавая своим клиентам полис неблагополучной страховой компании, фирма может поставить свое финансовое благополучие в зависимость от случая. Тогда как осознанное отношение к страхованию и выбору страховщика, безусловно, прибавит баллы туристской фирме и сохранит денежные средства в ее бюджете.
Прежде чем заключить договор со страховой компанией, необходимо выполнить следующие рекомендации:
1. Ознакомиться с учредительными документами: уставом, свидетельством о регистрации, лицензией (среди видов страхования, которыми занимается компания, должно быть «Страхование граждан, выезжающих за рубеж»), балансом за предыдущий год и последний квартал, а также с результатами аудиторской проверки.
2. Проанализировать список учредителей и размер уставного капитала.
3. Произвести анализ баланса. Однако для того чтобы получить представление об истинном финансовом состоянии компании, необходимо иметь достаточные навыки проведения анализа баланса страховых компаний.
4. Связаться с Департаментом страхового надзора Минфина России по телефону 209-23-21 (справочное бюро) и перепроверить всю полученную информацию.
5. Ознакомиться с предлагаемой клиентам страховой программой. Программа-минимум включает страхование медицинских расходов, жизни, от несчастных случаев.
6. Оптимальный набор для клиента: медицина + несчастные случаи + страхование багажа + невозможность совершить поездку (страхование «от невыезда»).
Вероятно, что в скором времени появится также страхование гражданской ответственности туриста(потребность в этом виде страхования вызвана настоятельными неоднократными просьбами хозяев гостиниц, несущих, хотя и не катастрофические, но ощутимые убытки от погулявших русских).
7. Ознакомиться с печатными материалами, касающимися страхования, которые будут предоставлять туристам. Обратить внимание на доступность излагаемого материала, а также познакомиться с сотрудниками, которые будут сопровождать договор.
8. Выяснить, какая компания-assistance предоставляет сервисные услуги застрахованным. Проверить зарубежного партнера, безусловно, практически невозможно, поэтому направьте свои усилия на то, чтобы каждый ваш турист имел при себе идентификационную карточку с телефоном сервисной компании (либо этот телефон должен быть на полисе).
6.5. Отрасли страхования туристов Личное страхование туристов
Согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (1997 г.) личное страхование представляет собой отношения между страхователями (юридическими и дееспособными лицами) и страховщиками (юридическими лицами) оказанию страховой услуги, когда защита имущественных интересов связана с жизнью, здоровьем и трудоспособностью страхователей и застрахованных.
Страхователями по личному страхованию туристов могут выступать как физические, так и юридические лица (туристы и турфирмы), а застрахованными - только туристы. Однако личное страхование в любом случае всегда связано с личностью (физическим лицом). Например, турфирма (юридическое лицо) как страхователь может осуществлять личное страхование своих работников за счет своих средств в качестве застрахованных. В качестве застрахованных туристов могут выступать и недееспособные лица: дети до 16 лет и лица до 80 лет. В то же время каждый человек имеет право на защиту имущественного интереса, связанного с его личностью, т. е. страхователь при личном страховании может быть одновременно и застрахованным лицом. Однако личное страхование можно рассматривать как защиту имущественного интереса.
Личное страхование туристов по своей сути является дополнительной формой государственного социального страхования и социального обеспечения, что отражено в ст. 10 п. 4 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», где сказано, что страховое обеспечение выплачивается страхователю, застрахованному или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. Это означает, что в отношении личного страхования туристов принцип «двойного страхования», действующий при имущественном страховании, не применяется.
Страховая сумма (страховое покрытие) по договору личного страхования туристов, в пределах которой производятся выплаты страхового обеспечения, может быть установлена в любом размере, согласованном со страховщиком.
Выплата страхового обеспечения производится, если страховой случай соответствует страховым событиям, обозначенным в договоре, а также правилам и условиям страхования.
При страховании туристов к страховым событиям относятся, как правило, смерть (гибель), а также кратковременные, неожиданные, непреднамеренные заболевания и несчастные случаи (отравления, травмирование и т. д.), происшедшие только в местах, предусмотренных турпутевкой, а не в случайных барах, кафе, во время прогулочных катаний на водных лыжах, дельтапланах, лошадях и т. п.
Страховыми событиями при личном страховании туристов не могут считаться болезни хронического, инфекционного и рецидивного заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, туберкулезные, зубопротезные и другие болезни).
Поскольку страхование туристов в нашей стране является делом добровольным и потенциальный турист может приобрести полис (сертификат) в любой из страховых компаний, занимающихся страхованием туристов, то он перед заключением договора обязательно должен узнать условия страхования, по каким страховым событиям производится страхование. И если турист нарушит или не выполнит хотя бы одно из перечисленных условий, страховщик оставляет за собой право невыплаты страховой суммы.В условиях личного страхования туристов указываются такие санкции, на которые не распространяется страховая ответственность. Например, к санкциям на случай болезни, несчастного случая и смерти относятся умышленные действия туриста (употребление алкоголя или наркотиков, участие в драках, митингах, шествиях, производство самострелов, самоубийство).
Под личным страхованием туристов, выезжающих за рубеж, обычно подразумевается добровольное медицинское страхование - на случай внезапного заболевания или телесных повреждений, полученных страхователем (застрахованным) в результате несчастного случая, происшедшего во время пребывания за границей. Стандартный договор медицинского страхования предусматривает, что, отправляясь в путешествие, вы находитесь в добром здравии, не имеете физических недостатков и не немощны, а также не подвержены хроническим или рецидивным заболеваниям.
Понятия «страхование от несчастного случая», «страхование от болезни», «страхование от потери трудоспособности», «медицинское страхование» и другие законодательно не закреплены. В Правилах (условиях) личного страхования несчастный случай (н/с), болезнь, потеря трудоспособности определяются исходя из понятия страхового риска (ст. 9 пп. 1, 2) Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», где сказано, что страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.
Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату туристу (застрахованному лицу), выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Некоторые наши граждане наивно предполагают, что, имея медицинскую страховку, можно в лучших клиниках Запада сделать себе пластическую операцию, обзавестись зубными протезами или родить ребенка - и все это за счет страховщика. Они ошибаются. Единственное исключение из перечисленных ситуаций - преждевременные роды или помощь при внезапном осложнении течения беременности, вызванные негативными внешними воздействиями.
Если все условия вами выполнены, то страховая фирма обязана произвести возмещение имущественного ущерба, вызванного наступлением страхового случая, вам гарантируется оплата за рубежом, возвращение домой, возмещение расходов сопровождающего вас лица (если вы в этом нуждаетесь), но в пределах лимита страхового покрытия.
В связи с потерей здоровья в результате несчастного случая или иных повреждений организма (отравление, простуда и т. д.) застрахованному туристу выплачивается часть страховой суммы. При экстремальной ситуации (смерть или гибель туриста) страховая сумма выплачивается полностью.
В настоящее время при страховании туристов используются две условные схемы личного страхования выездного туризма:
• сервисная (или содействия), обеспечивающая комплекс страховых услуг за рубежом;
• компенсационная, наиболее широко применявшаяся ранее в отечественном страховании (рис. 6.7).
При первой схеме отечественные страховщики имеют с зарубежными партнерами договора об оказании страховых услуг российским туристам. В диспетчерских службах работают, как правило, операторы, говорящие по-русски. Они подскажут, что предпринять в том или ином случае, вызовут врача, подтвердят гарантию оплаты. Если отечественная страховая компания не имеет договора о совместной деятельности с иностранной компанией-assistance, туристы сами должны обращаться к врачу и платить наличными. Подлинники счетов с указанием диагноза, стоимости лекарств, телефонных переговоров, предъявленные в отечественную страховую компанию оплачиваются по месту жительства (компенсационная схема). Рассмотрим использование этих схем на конкретных примерах.
Как правило, страховка приобретается в турфирме при покупке путевки на тур. При этом надо серьезно отнестись к страхованию, считая, что все может случиться. Обычно туристу предлагают полис в среднем по цене 1 долл. за каждый день пребывания в заграничной стране. Страховое покрытие в этом случае минимальное - 15 тыс. долл. Много это или мало? Все зависит от конкретной ситуации: иногда этой суммы хватает, чтобы покрыть расходы, а иногда - нет.
Рис. Схема личного страхования туристов, выезжающих за рубеж
Если турист заключит договор страхования со страховой организацией, не имеющей договорных соглашений о партнерстве, то ему во всех описанных случаях медицинскую помощь и эвакуацию придется оплачивать за свой счет, а по возвращении к месту жительства требовать возмещения понесенных расходов со страховой организации, с которой был заключен договор. Если же страховая организация на основании представленных туристом документов видит, что документальное оформление страхового случая соответствует всем требованиям правил по данному виду страхования, то принимается решение произвести страховую выплату (страховое обеспечение). В противном случае (при разногласии страховщика и туриста) окончательное решение принимается в гражданском суде.
Из изложенного следует, что потенциальный турист, прежде чем заключить договор страхования со страховой компанией, должен поинтересоваться следующими вопросами:
• имеет ли данная страховая организация договор (соглашение) о совместной работе с иностранными компаниями-assistance?
• какие услуги оказываются иностранным партнером российским туристам и на каких условиях?
• на какой территории действуют страховые полисы данной страховой компании и какой категории?
Покупая страховой полис, потенциальный турист должен обратить внимание и на сумму страхового покрытия. Минимальная сумма для большинства стран мира, как уже говорилось, 15 тыс. долл.; для Западной Европы (стран Шенгенского соглашения) и ЮАР - не менее 30 тыс. долл.; США, Канады, Японии и Австралии - не менее 50 тыс. долл.
При выборе полиса надо учитывать состояние своего здоровья. Если вы молоды, относительно здоровы и не собираетесь заниматься опасными видами спорта (альпинизмом, горными лыжами и т. д.), то можно обойтись минимальной страховкой. В противном случае лучше заплатить побольше и получить полис с большим страховым покрытием. Страховая разница в цене не так уж велика. За 30 дней при сумме страхового покрытия 15 тыс. долл. полис будет стоить примерно 15 долл., а при сумме покрытия 75 тыс. долл. - около 40 долл. При этом размеры выплат варьируют в зависимости от повреждения организма, количества дней нетрудоспособности, а также от страховой компании, так как процентные ставки страховых выплат у разных компаний разные - от 10 до 16 долл. за 14 дней; от 20 до 34 долл. за 31 день; от 38 до 86 долл. за 59 дней. В случае гибели или смерти туриста выплачивается полная страховая сумма.
Имущественное страхование туристов и туристских организаций
Во всем цивилизованном мире уже давно принята практика имущественного страхования туристских фирм и туристов (путешественников). Стало аксиомой, что международный и внутренний туризм немыслим сегодня без страхования. Страховой полис - необходимая составляющая туристского сервиса, гарантирующая туристам безопасность и комфорт, постепенно прививается и на российском туристском рынке. Именно безопасность и комфорт обеспечивают туристам страхование имущества, как перевозимого ими вместе с собой, так и используемого в процессе путешествий, а также совершения финансовых (коммерческих) сделок.
В США в настоящее время функционируют свыше 8 тыс. компаний только по страхованию имущества. Объектами имущественного страхования туристов являются их имущественные интересы, связанные с пользованием и владением имуществом (багажом перевозимым с собой, а также оставляемым дома на время тура (или путешествия).
Страхование имущества туристов включает страхование как предметов личного пользования (кинокамер, фотоаппаратов, магнитофонов и др.), так и имущества, которое берется напрокат (спортивное, горнолыжное, водно-прогулочное, автотранспортное и др.). Наиболее типичными видами имущественного страхования туристов являются: от хищения, поломки, уничтожения, затопления и разрушения имущества в результате стихийных бедствий, аварий транспорта, а также от различного рода противоправных действий третьих лиц и страхователей (владельцев спортивно-зрелищных заведений, отелей, ботелей ит. п.).
При имущественном страховании правоотношения туристских фирм (страхователей) и туристов (застрахованных) со страховыми организациями (страховщиками) подробно оговариваются в договоре имущественного страхования и в Правилах (Условиях) на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой страховой организацией самостоятельно в рамках Общих правил страхования имущества, разрабатываемых Департаментом страхового надзора на основе действующего законодательства Российской Федерации. В качестве примера рассмотрим условную схему страховой защиты добровольного страхования имущества туристской фирмы (рис. 6.8).
Страхование ответственности туристских фирм, контрагентов и автотуристов
Сущность страхования ответственности состоит в ответственности страхователя перед третьими лицами (юридическими или физическими лицами), которым может быть причинен ущерб (вред) страхователем вследствие какого-либо его неумышленного действия или бездействия. В отличие от личного страхования, которое проводится на случай наступления определенных негативных страховых рисков, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью страхователей и застрахованных, а также имущественного страхования, при котором страховой защите подлежит конкретное имущество или собственность страхователей,
страхование ответственности предусматривает страховую защиту имущественных интересов третьих лиц, которые не состоят в договорных отношениях со страховщиком до наступления страхового случая.
Страховая ответственность предусматривает возможность причинения страхователем вреда имущественным интересам третьих лиц, которым в силу закона или по решению суда при наступлении страхового случая производятся соответствующие выплаты страховщиком, компенсирующие причиненный страхователем вред или ущерб. Характерным для этого вида страхования является то, что тут наряду со страховщиком и страхователем третьей стороной отношений могут выступать любые, не определенные заранее лица, а величина страхового взноса (премии) не имеет прямой зависимости от величины страхового риска. Например, при страховании ответственности автотуриста нельзя заранее сказать, будет ли им совершен случайный наезд на пешехода или на другую машину, и на какую сумму будет нанесен материальный ущерб. Это все выявляется только при наступлении страхового случая. При этом страховщик будет производить страховую выплату только в пределах той суммы, на которую заключен договор.
До последнего времени в нашей стране страхование ответственности ограничивалось лишь проведением «Ингосстрахом» добровольного страхования гражданской ответственности для иностранных владельцев средств транспорта на время их пребывания на нашей территории, а также наших граждан, выезжающих за границу. Кроме того, «Ингосстрах» проводит страхование ответственности чартерных рейсов на время пребывания в иностранных водах, организаторов различных выставок, круизов и т. п. В последнее время в связи с увеличивающимся потоком наших туристов за рубеж и пропорционально этому увеличивающимся числом жалоб туристов на невыполнение контрактов и договорных обязательств со стороны туристских фирм, агентств и операторов особую популярность приобретают страхование ответственности за невыполнение обязательств и страхование профессиональной ответственности.
В туристском бизнесе, как и в другой сфере предпринимательства, не обойтись без всякого рода неувязок: вместо четырехзвездного отеля поселили в трехзвездном; вместо размещения с полупансионом принимающая сторона включила только завтрак; «забыли» встретить в аэропорту и т. п.
Уважающая себя фирма и ее контрагенты постараются не доводить дело до суда и компенсировать потери туриста в ходе переговоров или в претензионном порядке. Однако многие «неувязки» приходится решать туристам только через суды. В судах Москвы и других регионов РФ рассматриваются сотни гражданских дел по искам туристов, пострадавших от недобросовестных действий туристских компаний. В судебных заседаниях представители туристских фирм используют всевозможные уловки и противоречия, заложенные ими в договорах и условиях реализации туристского продукта; в правах, обязанностях и ответственности сторон, а также в программе пребывания и маршруте путешествия и др. Многие из перечисленных документов далеки от совершенства и явно рассчитаны на некомпетентность клиентов.
Наилучшим выходом из затруднительной ситуации является страхование профессиональной ответственности туристских фирм. В цивилизованных странах страхование профессиональной ответственности юридических лиц, занятых обслуживанием населения, - дело обычное и для многих обязательное. У нас же, к сожалению, только одна туристская фирма «А-Тур» получила страховой полис компании «РЕСО-Гарантия» на страхование профессиональной ответственности. Однако для получения такого страхового полиса туристской фирме необходимо пройти экспертизу надежности, что далеко не всем по плечу.
Необходимость страхования ответственности туристских фирм вызвана тем, что в последние годы существенно увеличился выездной поток туристов в дальнее и ближнее зарубежье. Это, с одной стороны, развило наши международные туристские связи, а с другой стороны, существенно усложнило правоотношения туристских фирм, их контрагентов и туристов. Например, немало хлопот российским посольствам и консульствам доставляют шоп-туры из-за нарушения туристами таможенных правил; отказов в пропуске на пересечение границы. Поэтому, кроме традиционных страховых событий, отечественные страховые компании прибегают к помощи компаний-assistance, которые, кроме обычных страховых услуг, предлагают ряд новых вплоть до обмена виз и билетов, оказания административной и юридической помощи.
Непредвиденные обстоятельства могут вызвать необходимость срочного возвращения туриста домой (его самого или оставшихся без присмотра детей), визита к нему близкого родственника или передачи срочного сообщения. Кроме того, учитывать надо и вероятность потери обратных билетов, отправки багажа по ошибочному адресу и т. п. Существует возможность непреднамеренного нарушения застрахованным законодательства страны, в которой он находится.
Страховыми событиями страховой ответственности юридических страхователей (туристских фирм, операторов, отелей, ботелей, ротелей, гостиниц, ресторанов, пансионов, спортивных комплексов и т. п.) могут быть случайные пожары, взрывы, аварии, разрушения и другие события. Туристы могут остаться в стране пребывания не по своей воле, а по принуждению, будучи привлеченными к ответственности за нарушение местных порядков, например за воровство в магазине. Так, при проведении одного из круизов в Стокгольме из 400 туристов не явились на борт судна к отходу 40 человек, в том числе 8 человек оказались задержанными за кражи в магазинах. На шоп-турах возможны конфликты с рэкетирами на местных базарах, в местах торговли, на таможне и т. п. Эти и другие непредвиденные ситуации как раз и являются предметом страховой ответственности туристских организаций перед своими клиентами (туристами).
К специфическим видам страхования ответственности туристской организации (страхователей) перед туристами относятся: страхование на случай плохой погоды в месте временного пребывания туристов, на случай несвоевременного вылета (невыезда), отмены поездки, невыполнения договорных обязательств (контрактов) туристскими операторами приемной стороны. Так, при страховании туристов на случай несвоевременного вылета или плохой погоды страховщик берет на себя ответственность по возмещению затрат, если во время нахождения туристов в аэропорту им не будет обеспечен своевременный вылет или комфортный отдых в связи с плохой погодой в месте временного пребывания, если в течение оговоренного в договоре времени не обеспечено проведение запланированных программой данного тура услуг (катания на водных лыжах, прогулки на катерах и др.) из-за длительного шторма на море, не обеспечены переход через горный перевал, катание на горных лыжах из-за лавиноопасного схода снега и т. п.
На Западе вид страхования на случай отмены поездки развит достаточно широко. Продажа таких программ требует от страховой компании специальной лицензии на страхование финансовых рисков в случае несовершения зарубежной поездки. Купив полис, турист может обезопасить себя на случай своей болезни, смерти близких родственников или других форс-мажорных обстоятельств.
Как правило, клиенты отказываются покупать полисы по этому виду страхования из-за их дороговизны. У «АIG-Россия» его стоимость составляет 3 % от общей стоимости тура при максимальной страховой сумме в 2 тыс. долл. для туров по Европе и 4 тыс. долл. по США. Тарифы «РЕСО-Гарантии» также увязаны с ценой поездки и колеблются от 10 до 150 долл. (страховая сумма - 500 долл. - 5 тыс. долл.). «Ингосстрах», предлагая страхование медицинских расходов, предоставляет страховку от невыезда в качестве дополнительной услуги - сама по себе она была бы для компании убыточной. Тарифы в этой компании 3-60 долл. при страховой сумме от 200 до 3500 долл. Чтобы избежать подлога, минимальный срок заключения договора составляет две недели. Вдобавок ко всему компания берет франшизу в размере 15 % от страховой суммы. Страховщики также вводят различные ограничения на реализацию полисов страхования от невыезда. «РЕСО-Гарантия», например, не продает их физическим лицам, а только через туристские фирмы, работающие с ней по страхованию выезжающих за границу. Страховку от неполучения визы включают в полис страхования от невыезда лишь «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия».
В договорах на ловлю рыбы и туристскую охоту заранее оговаривается: не менее скольких килограммов рыбы может поймать турист в день и количество животных, подлежащих отстрелу. Все эти договорные обязательства обеспечиваются страховыми организациями за счет проведения так называемых предупредительных (превентивных) мероприятий. В условиях лицензирования особой строкой выделено страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, в том числе и автотуристов.
В развитых странах для смягчения последствий непреднамеренных (не противоречащих правилам дорожного движения) действий водителей автотранспорта введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Это означает, что если по вине водителя транспорта произойдет случайный наезд на пешехода или другое дорожно-транспортное происшествие, повлекшее материальный ущерб физическому или юридическому лицу, то страховая компания, имеющая договорные отношения со страхователями (причинителем вреда или ущерба), в соответствии с действующим законодательством или по решению гражданского суда возместит ущерб.
В 1953 г. вступила в силу европейская система «зеленых карт» (Green card). Россия не является ее членом. В начале 90-х гг. в нашей стране произошли существенные перемены. Население стало более свободно и чаще выезжать за рубеж, в том числе и на автомашинах. Однако пересечь границу без «зеленой карты» практически невозможно. Поэтому россиянам приходится покупать полисы иностранных компаний. Но и подобные действия были не совсем в ладах с Законом РФ «О страховании», который не допускал на территории России посредническую деятельность по заключению договоров от имени зарубежных страховщиков. Этот формальный запрет был снят только в январе 1998 г. с принятием (Госдумой 17 декабря 1997 г.) изменений и дополнений к Закону «О страховании».