Основные черты туристского спроса
Туристский спрос имеет характерные признаки: динамизм, гетерогенность и комплексность, эластичность, сезонность и др.
Туристский спрос — динамическая категория. Туристские потребности, следовательно и спрос, меняются вместе с разрытием общества. Некоторые из них видоизменяются, отмирают старые, возникают новые. Потребности постоянно расширяются и становятся богаче. Глубокие количественные и качественные сдвиги в Истреблении туристских услуг произошли после Второй мировой войны с прогрессом науки и техники, с переменами в политической, К экономической и социальной сферах, прежде всего с повышением сериального благосостояния и покупательной способности населения в развитых странах. Они нашли проявление в массовых перемещениях людей, придавших туризму современный облик.
Туристское движение развивается интенсивно, но неравномерно. Бесконечная череда взлетов и падений придает туризму в целом характер весьма подвижной системы с постоянно меняющимися точками роста и причудливо переплетающимися долго-очными и среднесрочными тенденциями развития.
В 50-е — начале 60-х годов темпы прироста прибытий оставалось стабильно высокими, несмотря на колебания экономической активности. Это дало основание ряду специалистов утверждать, что туризм не подвержен кризисам. Однако вторая половина 60-х годов опровергла существовавшую точку зрения. Во время экономического кризиса 1966-1967 т. темпы прироста туристских прибытии снизились на 7 пунктов.
Два последующих спада развеяли все сомнения в том, что развитие туризма подчиняется тем же закономерностям, что и другие отрасли хозяйства. Первый из них был связан с энергетическим кризисом 1973-1974 гг. Второй пришелся на мировой экономический кризис начала 80-х годов. Этот циклический кризис синхронно охватил основные промышленно развитые страны и был самым продолжительным со времени окончания Второй мировой войны, туризме спад 1981-1982 гг. оказался наиболее глубоким. Если в прежние кризисные годы резко замедлялись темпы прироста туристских прибытий, то теперь абсолютно сократилось их число.
Туристская активность зависит не только от состояния экономики, но и политической обстановки в мире. Ее обострение приводит к уменьшению реального спроса на туристские поездки. Некоторые вооруженные конфликты, например ближневосточные 1967 и 1973 гг., совпадают с экономическими кризисами. Накладываясь друг на друга, они взаимно усиливают свое негативное влияние на туризм.
Снижение темпов роста туристских прибытий в начале 90-х годов произошло на фоне боевых действий в районе Персидского залива и экономического кризиса в странах Запада. Падение темпов роста было зафиксировано во всех туристских регионах мира — Европе и Америке, Азии и Африке. Только во Франции в 1989 г. с началом эскалации международной напряженности в преддверии вторжения иракских войск на территорию Кувейта было аннулировано 18 тыс. индивидуальных и около 50 групповых поездок в разных направлениях. 1991 г., когда многонациональные вооруженные силы во главе с США провели операцию «Буря в пустыне», Европа закончила с нулевым приростом туристских прибытий, а в таких странах, как Италия, Великобритания, Германия и Швейцария, отмечалось абсолютное сокращение их числа по сравнению с 1990 г.
В американском регионе объем выездного туризма сократился ни 3%, в том числе в Европу на 23%. Европейские страны недосчитались 5 млн прибытий туристов из-за океана.
Опасаясь террористических актов, Министерство иностранных дел США рекомендовало гражданам страны воздержаться от поездок за границу. Крупные фирмы не посылали своих сотрудников в командировки, туристы отменяли путешествия. На отдельных международных рейсах продажа билетов упала более чем наполовину.
Война в Персидском заливе имела негативные последствия для развития туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во время конфликта уменьшилось количество прибытий в Малайзию, замедлились темпы их прироста в Сянгане (Гонконге) и Сингапуре. Особенно пострадал инсентив-туризм. Некоторые специалисты полагали, что для восстановления его прежнего уровня потребуется не менее 1,5 лет.
Период боевых действий в зоне Персидского залива был отмечен глубоким спадом в международном туризме на африканском континенте. Повышенная опасность вынудила многих людей отказаться от туристских поездок в Египет (-12,4% прибытий в 1991 г. к уровню 1990 г.) и Тунис, который потерял 80% въездного туристского потока в первом квартале 1991 г. по сравнению с тем же периодом 1990 г.
Наиболее глубокий кризис в туризме переживали страны Ближнего Востока — Иордания (—23,6% прибытий), Израиль (—11,3%). Число туристских прибытий в регион в 1991 г. уменьшилось на 7% по сравнению с предшествующим годом, определив общую картину международного туризма в мире.
Недавний конфликт в Косово (Югославия) имел менее масштабные последствия для международного туризма, чем боевые действия в зоне Персидского залива. Между тем Европа стала единственным регионом мира, где рост числа прибытий в 1999 г. оказался ниже общемирового (+1%). Основной удар приняли на себя страны Центральной и Восточной Европы: Хорватия (-17,3% прибытий в 1999 г. к уровню 1998 г.), Венгрия (-13,8%), Польша (-4,5%), Чехия (-1,8%). Несмотря на все сложности, 1999 г. был весьма удачным для Испании, сумевшей частично переориентировать потоки туристов, прежде направлявшиеся на Балканы и в Турцию.
Обеспокоенная проблемой безопасности путешествий, ВТО разработала классификацию направлений выезда в зависимости от потенциальной угрозы жизни туристов. К первой, наиболее опасной группе относятся страны (территории), в которых затянувшиеся военные конфликты, серии террористических актов и экономическая нестабильность не только оказывают постоянное негативное влияние на развитие туризма, но, по существу, стали отличительной чертой их туристского имиджа. Это — Ливан, Северная Ирландия, Афганистан, республики бывшей Югославии.
Страны «второй категории опасности» характеризуются отдельными, часто повторяющимися, иногда продолжительными вспышками насилия. К ним относятся Египет, Индия, Ямайка, Кения, Перу, Филиппины.
Террористические акты отпугнули немецких туристов от их любимых мест отдыха в Турции. Правда, грамотно проведенная маркетинговая и рекламная кампании национальной туристской администрации, подкрепленные привлекательными предложениями местных туристских фирм, позволили заполнить опустевшие места нашими соотечественниками.
Замыкают перечень опасных направлений страны (территории), где единичные, но нашумевшие инциденты сказались на .туристской активности. В эту группу ВТО включила Китай после печально известных событий на площади Тяньаньмэнь, Великобританию, где действуют бойцы североирландской армии, Фиджи и Флориду (США), где произошли отдельные трагические случаи.
Помимо классификаций направлений выезда по степени опасности для туристов, существует классификация самих рисков. В ней различаются угроза туризму как таковому, когда именно путешествующие лица вызывают неприятие и в отношении них совершаются противоправные действия, и более распространенная форма, особенно в тех странах, где туризм оказывает большое влияние на национальную экономику, когда экстремисты выбирают туристов в качестве объекта нападения для оказания политического давления на правящие круги (Египет, Турция).
За рубежом фактору безопасности придается важное, даже решающее значение при выборе направления туристской поездки.
Неравномерность, свойственная процессу потребления туристских услуг, находит проявление на всех уровнях: глобальном, региональном, а также на уровне отдельных стран. В одних государствах международный туризм развивается быстрее, в других — медленнее. Есть и такие, в которых в какие-то периоды ситуация на туристском рынке отличается большим своеобразием. Так, в конце 80-х годов на фоне расширения туристского движения в мире в эмирате Шарджа (Объединенные Арабские Эмираты) деловая активность в сфере туризма была свернута. С введением запрета на торговлю и потребление спиртных напитков туристская индустрия лишилась наиболее состоятельных клиентов из стран Западной Европы и Америки.
Колебания в посещаемости отдельных стран могут быть вызваны природными явлениями. Иногда они приводят к всплескам туристской активности, иногда к ее затуханию. Последнее полное солнечное затмение XX в., которое произошло летом 1999 г., в Европе особенно хорошо было видно с территории Румынии. Подогретые рекламой, широкие потоки туристов со всего региона устремились в эту страну. «Охотников» за впечатлениями оказалось очень много. Места в отелях были раскуплены задолго до указанного срока. Массовое передвижение людей привело к автомобильным пробкам на дорогах. В общей сложности количество туристских прибытий в Румынию возросло в 1999 г. примерно на 200 тыс. по сравнению с 1998 г.
Природные явления часто приводят к обратным результатам, превращая привлекательные туристские направления в чрезвычайно опасные. Сильное наводнение в июне—июле 1997 г. ограничило туристскую активность на большой части Польши, Чехии и в Восточной Германии.
1999 г. был обвальным для Турции. Сначала угрозы курдов совершить серию террористических актов против туристов, а затем разрушительное землетрясение на севере страны повлекли за собой сокращение потока посетителей. Количество прибытий уменьшилось на 2 млн, а доходы от международного туризма снизились почти на 3 млн. ам. долл. по сравнению с 1998 г.
До сих пор речь шла в основном о въездных туристских потоках и их неустойчивости. Выездной туризм также подвержен изменениям. В Японии, как и в других странах, спрос населения на зарубежные поездки нестабилен. В его динамике за последние 30 лет прослеживается несколько резких подъемов и спадов.
Первая волна выездного туризма в Японии относится к середине 60-х годов, когда были сняты все ограничения на путешествия японских граждан за границу. Количество отбытий с туристскими целями увеличивалось в среднем на 30% в год.
Вторая волн в начале 70-х годов последовала за первым полетом аэробуса. Прорыв в гражданской авиации имел особое значение для развития выездного туризма в Японии — стране островной, удаленной от главных туристских регионов — Европы и Америки. В этот период темпы прироста туристских отбытий были самыми высокими за всю послевоенную историю. В 1971—1972 гг. они держались на отметке 45%, а в 1973 г. достигли рекордной величины 64,4%.
Первый энергетический кризис в середине 70-х годов, а затем второй — в начале 80-х — привели к сокращению спроса на туристские поездки, особенно на дальние расстояния.
Третья волна зарубежных путешествий пришлась на вторую половину 80-х годов. Причина расширения выездного потока лежала в финансовой сфере — укреплении японской йены. Ежегодные темпы прироста отбытий в 1987-1988 гг. превышали 20%.
В 1991 г. во время войны в Персидском заливе туристская активность японцев снизилась. Произошло абсолютное уменьшение числа отбытий за границу. Но уже на следующий год объем выездного туризма увеличился. Дальнейшему его росту способствовали открытие международного аэропорта «Кансай» в 1994 г. и рекордно высокий курс йены в 1995 г.
Очередной спад наступил в 1997 г. и был связан с мировым финансовым кризисом. Он оказался незатяжным, и японский рынок выездного туризма быстро оправился от потрясения.
Динамика зарубежных путешествий в Японии подтверждает две особенности современного туризма: с одной стороны, уязвимость и зависимость от внешних политических и экономических факторов, с другой — его «упругость» по отношению к неблагоприятным внешним обстоятельствам. Даже в самые суровые времена люди продолжают путешествовать.
Многообразие и комплексность туристского спроса. Во время путешествия турист потребляет разные услуги — общие, специфические туристские и сопутствующие. Прежде всего он нуждается в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности — жилье, питании, а также транспорте. В этой части спрос туриста мало чем отличается от спроса местного жителя.
Другая его часть, собственно туристский спрос, обусловлена широким спектром побудительных мотивов туристской миграции и носит специфический характер. Для того чтобы отдохнуть, развлечься и получить новые впечатления, человек приобретает рекреационные туры; стремясь удовлетворить профессиональные интересы, он предпринимает деловые поездки; потребность в совершении культовых обрядов порождает спрос на религиозные путешествия и т.д.
Развлечения, удовлетворение профессиональных интересов, лечение, учеба и некоторые другие — эти главные мотивы туристских поездок могут вступать в определенные комбинации между собой, порождая спрос на сопутствующие туристские услуги. Например, участники конгрессов и совещаний предъявляют спрос на услуги не только основные, но и дополнительные, непосредственно не связанные с главной целью поездки. Они охотно покупают до и послеконгрессные туры, посещают концерты, выставки и пр., совмещая профессиональную деятельность с культурно-познавательным отдыхом; В ряде случаев дополнительные услуги обеспечивают свыше половины всех поступлений от конгрессного туризма. Многообразие и комплексность туристского спроса порождают предложение совокупной туристской услуги — тура.
Представление о комплексном характере туристского спроса дает структура расходов на поездки. В Японии наиболее крупными статьями расходов иностранных посетителей в 1996 г. были размещение (33% всех затрат), покупки (27%) и питание (15%).
Развернутый постатейный перечень туристских расходов содержится в отчете Центрального статистического бюро Арубы, составленном по результатам опроса иностранных посетителей в 1996 г. (табл. 19). Из него видно, что основные средства — около 60% — туристы тратят на удовлетворение первоочередных потребностей, оплачивая размещение, транспортные перевозки, а также питание. Затраты на развлечения и покупки, нередко выступающие в качестве главной цели туристской поездки, составляют менее половины общего их объема.
Таблица 19