Понятие страховки на горных склонах и переправах через водные препятствия. Средства страховки
В предыдущих лекциях мы уже упоминали, что спортивный туризм является деятельностью, которая характеризуется повышенным риском. Участники спортивных походов в горах стремятся осуществить восхождения на горные вершины, преодолеть запланированные на маршруте перевалы, горные реки и ручьи – препятствия, представляющие собою объективную опасность и требующие специальных усилий по управлению рисками. Безопасность преодоления таких препятствий во многом определяется правильной организацией страховки для участников туристской группы.
Более того, применение техники страховки не ограничивается спортивным туризмом. Современные формы рекреационно-спортивных туристских соревнований (например «веревочные курсы») зачастую так же требуют организации страховки для их участников. Для участников подобных соревнований весьма важно ощущение риска, которое подталкивает их к оригинальным решениям ситуационных соревновательных задач, преодолению присущих человеку страхов и неуверенности в себе; к расширению их обычной «комфортной зоны» мышления и деятельности. Участники таких соревнований могут преодолевать искусственно созданную «полосу препятствий» на высоте от 7 до 15м над уровнем земли, где ощущение риска зримо присутствует, но действительный риск для участников должен быть сведен к минимально приемлемой величине. Безопасность туристских соревнований обеспечивается благодаря применению специального страховочного снаряжения и разнообразных приемов страховки. Таким образом, владение участниками спортивного похода, инструкторами рекреационно-спортивных туристских мероприятий техникой страховки на необходимом уровне является одним из важнейших факторов, повышающим безопасность и успешность туристской деятельности.
Как принято определять понятие страховки в спортивном и рекреационно-спортивном туризме? Из всего комплекса мероприятий, которые могут отвечать понятию страховки в туризме, мы рассматриваем исключительно мероприятия, связанные с обеспечением безопасности участников активной туристской деятельности, преодолевающих естественные и искусственные препятствия на маршрутах походов и дистанциях соревнований. Как и в предыдущих лекциях, технику страховки мы рассмотрим лишь в применении к горно-пешеходному и лыжному туризму. В таком случае, объективно опасными естественными препятствиями, требующими организации страховки, будут являться, прежде всего, горные склоны различной природы и крутизны и преодолеваемые туристами водные преграды. При этом техника страховки за редким исключением определяется приемами работы туристов с основной веревкой, обеспечивающими уверенное задержание сорвавшегося на любых формах рельефа и на переправах. Определим понятие страховки, как совокупность индивидуальных и коллективных технических приемов и средств, применяемых для обеспечения безопасности туристов, преодолевающих объективно опасные участки спортивных маршрутов и дистанций соревнований.
Вначале в данной лекции мы рассмотрим важнейшие средства обеспечения безопасности участников туристских походов и соревнований, а затем – порядок применения этих средств (основные приемы страховки на склонах и переправах через водные преграды).
Какими качествами должна обладать основная страховочная веревка? Туристская техника страховки на горных склонах и переправах через водные и иные препятствия за редким исключением связана с применением т.н. основной веревки (Рис. 1). Естественно, что основная страховочная веревка должна удовлетворять целому ряду специальных требований. Например, основная веревка, применяемая для страховки первого участника, преодолевающего склон (с учетом возможности его срыва и падения по склону) должна сочетать следующие особенности: быть весьма прочной, обладать низким импульсным усилием (усилием рывка), быть удобной в обращении, износостойкой, относительно легкой. Низкое импульсное усилие (усилие рывка), развивающееся в веревке под воздействием падающего тела – это важнейшее качество страховочной веревки, применяемой в целях взаимной страховки на горных склонах (см. ниже, в разделе 2 данной лекции). Именно это качество веревки значительно снижает те нагрузки, которые приходится выдерживать страхующему участнику, страховочному снаряжению, первому (страхуемому) участнику в случае его срыва со склона и падения.
Основная веревка изготавливается по специальной технологии; состоит из прочной внешней оплетки и внутреннего, подкрученного сердечника, «сплетенного» из многих волокон. Для ее изготовления применяются синтетические материалы, такие как нейлон, полиэстер.
Рис. 1 Структура основной веревки. Веревка состоит из прочной оплетки и внутреннего сердечника, сплетенного из отдельных волокон.
Страховочные веревки, в зависимости от конструктивных особенностей, технических характеристик и конкретного назначения, принято подразделять на две категории: статические и динамические. Статическая веревка в малой степени растягивается под воздействием груза; ее применяют в качестве транспортной и страховочной веревки на переправах через водные препятствия, в качестве опорной и грузовой веревок при преодолении иных естественных препятствий. Динамическая веревка, напротив, более эластична, обладает относительно большим растяжением под воздействием груза. Растяжение веревки абсорбирует (поглощает) энергию падающего груза, поэтому динамическая веревка применяется обычно при страховке первого участника, преодолевающего горный склон (с учетом возможности его срыва, падения и динамической нагрузки на веревку).
Основная веревка должна иметь сертификат качества, и соответствовать европейским требованиям и требованиям международной федерации альпинизма и скалолазания UIAA (Union internationale des association D’alpinisme). Ниже мы приводим основные характеристики динамической веревки, которые указываются в ее сертификате качества.
Требования UIAA и EN892 (европейский стандарт) для динамической веревки:
· Диаметр веревки (обычно в пределах10-12мм).
· Сила рывка должна быть не более 12kN при факторе рывка 2 с массой падающего груза 80кг.
· Веревка должна выдерживать не менее 5 рывков с фактором рывка 2 и массой падающего груза, указанной выше.
· Относительное удлинение под статическим воздействием стандартного груза 80кг не должно быть более 8%.
· Смещение оплетки веревки относительно ее сердцевины в стандартных испытаниях должно быть меньше 40мм.
· Масса метра веревки (70-80г на метр для11мм веревки).
Ньютон (N) единица измерения усилий, воздействующих на веревку (СИ); сила сообщающая телу, массой 1кг ускорение 1м/с2 в направлении действия силы. Один килоньютон (kN) равен 1000N; 1N равен 0.102кгс (килограмм силы). Один кгс определяется как сила, действующая на тело массой в один килограмм и придающая ему стандартное ускорение свободного падения. Фактор рывка – это отношение глубины падения груза от точки его срыва до того места, где он зависнет на веревке, к длине веревки, на которой он завис (определяет возможность веревки поглощать энергию упавшего груза за счет работы по ее растяжению).
В качестве конкретного примера сертификата качества приведем данные фирмы «Beal», которая является одним из мировых лидеров по производству альпинистских страховочных веревок (табл. 1).
Таблица 1
Характеристики веревок фирмы Beal
Тип веревки и ее диаметр (мм) | Усилие рывка (kN)* | Количество выдерживаемых тестовых рывков (шт.) | Масса падающего груза (кг) | Масса одного метра веревки (г) |
Flyer II; 10.2mm | 7.4 | |||
Top Gan II 10.5mm | 7.4 | |||
Apollo II 11mm | 7.7 |
* – Усилия измерялись в испытаниях по стандартной методике: падение груза массой 80кг на веревке при факторе рывка 1.77.
При преодолении естественных препятствий в походе и технических этапов на дистанции соревнований зачастую в качестве группового (командного) средства страховки используются страховочные перила.
Что означает понятие «страховочные перила»? Страховочными перилами называется основная веревка, закрепленная с помощью специальных узлов и карабинов на опорных точках страховки (крючьях, деревьях, закладных элементах и пр.) Страховочные перила обязательно закрепляются в исходной и целевой точке участка движения команды по сложному участку рельефа или на исходном и целевом берегах переправы через водное препятствие. По отношению к расположению веревки относительно земной поверхности страховочные перила подразделяют на три категории: вертикальные, горизонтальные и наклонные. Например, перила, натянутые над водным препятствием чаще всего являются горизонтальными (могут быть и наклонными). Перила, для страховки при движении вверх или вниз по склону (свисающие со склона) – являются вертикальными (наклонными) перилами. Веревочные перила используются туристами не только для организации страховки, но и служат опорой, транспортным средством при движении по сложным участкам маршрута. Такие технические приемы как подъем на отвесные склоны по перилам на стременах (способ грудь-нога); спуски со склона по перилам, перемещение грузов по рельефу, движение через реку по навесной переправе, являются характерными примерами использования перильной веревки в качестве опорного (транспортного) и страховочного средства.
Какие иные средства страховки (кроме основной веревки) характерны для практики спортивного и рекреационно-спортивного туризма? Кроме основной веревки, к разнообразным средствам страховки относят страховочные карабины, тормозные устройства, петли из репшнура, скальные и ледовые крючья, закладные элементы и т.д. (Рис. 2). Обычными средствами самостраховки в движении (средствами самозадержания при срыве со снежного, травянистого, ледового склона и опорными средствами, предотвращающими падение) в туризме является ледоруб, альпеншток, лыжные палки. Средством самостраховки в движении по вертикальным и наклонным страховочным перилам является петля самостраховки, изготовленная из репшнура (6мм-8мм) (Рис. 3). Средством самостраховки в движении по горизонтальным перилам является ус самостраховки, выполненный из короткого отрезка основной веревки и подключенный одновременно к индивидуальной страховочной системе и к перилам (с помощью карабина). Средства страховки, как и прочие виды снаряжения, подразделяются на индивидуальные (петля самостраховки, индивидуальные карабины, страховочная система, ледоруб и пр.) и групповые (основная веревка, групповые карабины, опорные средства для организации точек страховки и пр.).
Устройство для страховки Страховочный Скальный
и спуска по веревке «восьмерка» карабин крюк
Рис. 2 Примеры средств страховки (фирмы PETZL), которые служат для безопасного преодоления горных склонов.
2. Классификация техники страховки с применением основной веревки.
Как и в случае любой иной туристской техники, технику страховки принято разделять на индивидуальную технику (самостраховка) и групповую (командная страховка). Известный спортсмен, методист и педагог, обучавший технике и тактике горного туризма и альпинизма в СССР, Я. Аркин (1981) подразделял технику страховки в зависимости от числа применяющих ее индивидов и собственно от содержания страховочных действий на три категории: самостраховку, взаимную страховку и массовую страховку. Рассмотрим данные категории страховки более подробно.
Что подразумевается под понятием «самостраховка»? Очевидно, что под самостраховкой следует понимать совокупность приемов и средств самостоятельного обеспечения безопасности туриста при преодолении им объективно опасных участков маршрута. Понятие «самостраховка» комплексное и включает ряд ниже перечисленных важных приемов обеспечения собственной безопасности.
· Статичная самостраховка туриста на точке страховки.
Организуется туристом на опасных участках горного рельефа во время его действий, направленных на страховку партнера, ожидания очереди на начало движения по перилам и т.д. (турист в это время занимает статичное положение и не передвигается по естественному препятствию). В качестве средства статичной самостраховки используется ус самостраховки закрепленный с одной стороны на опорной точке страховки (скальном крюке, камне, дереве и т.д.), с другой стороны – на индивидуальной страховочной системе туриста.
· Самостраховка туриста в движении по горизонтальным перилам.
При данной разновидности самостраховки турист двигается вдоль склона или пересекает водное препятствие (вброд, по бревну, камням, транспортной веревке и т.д.). Для обеспечения безопасности он пристегнут усом самостраховки и карабином к перильной веревке закрепленной на исходном и целевом участке движения (карабин уса самостраховки скользит по перилам во время преодоления препятствия туристом).
· Самостраховка туриста в движении по вертикальным и наклонным перилам.
При данной разновидности самостраховки турист двигается вниз или вверх по склону (искусственным или природным объектам), используя перильную веревку в качестве опоры и для обеспечения самостраховки. Средством самостраховки в данном случае является петля самостраховки из репшнура, завязанная на перилах схватывающим узлом и закрепленная на индивидуальной страховочной системе туриста (Рис. 3).
· Самостраховка в движении без применения перильной веревки (самозадержание на снежных, травянистых и ледовых склонах).
Данные действия включают в себя комплекс надежных (предотвращающих срыв) приемов передвижения по разным формам рельефа и приемов самозадержания при срыве, которые осуществляются с помощью специального снаряжения: ледоруба, альпенштока, ледовых молотков, лыжных палок и т.д. Более подробно техника самостраховки туристов на естественных препятствиях рассмотрена нами в специальном методическом занятии «техника преодоления естественных препятствий».
Рис. 3 Прием самостраховки в движении по вертикальным перилам. Средством страховки является петля из репшнура, завязанная на перилах схватывающим узлом и закрепленная на страховочной системе туриста.
В организации взаимной страховки принимают участие, как минимум, два человека (они страхуют друг друга с использованием основной веревки при преодолении объективно опасных участков маршрута). Два или более человека, объединенные (связанные) основной веревкой в туризме или альпинизме обозначают термином «связка». Взаимную страховку в свою очередь подразделяют на две разновидности: одновременную страховку и попеременную страховку.
В чем заключается одновременная взаимная страховка туристов? При одновременной страховке все партнеры по связке одновременно передвигаются по опасному участку маршрута. Страховка обеспечивается за счет действий лидирующего участника связки. На склоне он закладывает веревку за скальные выступы или включает ее в карабины установленных им самим точек страховки (карабины закладных элементов, крючьев, ледобуров и т.д.). По ходу движения последний участник связки снимает точки страховки. В случае срыва одного из участников связки, веревка, заложенная за скальные выступы или «прощелкнутая» в искусственные точки страховки предотвращает падение туристов на большую глубину.
Еще одним характерным примером применения одновременной страховки является страховка туристов при движении по закрытому леднику (см. лекцию 7 «Классифицированные участки маршрута»). В данном случае туристам грозит не срыв со склона, а падение в невидимые под снегом глубокие ледовые трещины. Движение по закрытому леднику осуществляется туристами в связке, с расстоянием между ними в 10 и более метров. Провалившийся в трещину турист, удерживается на веревке своим партнером (партнерами) по связке. При этом оставшиеся на поверхности ледника партнеры выступают в качестве своеобразного «тормоза» или «якоря» (особенно, в случае если приходится им приходиться останавливать падение товарища с помощью ледорубов). В случае, когда одновременная страховка не эффективна, используется попеременная страховка.
В чем заключается попеременная взаимная страховка туристов? Попеременная страховка применяется в случае преодоления технически сложных склонов или иных препятствий, когда одновременная страховка не эффективна. Само название данной разновидности страховки указывает на то, что в этом случае движение туристов осуществляется по очереди. Вначале лидер связки проходит опасный участок маршрута равный длине используемой веревки (обычно 40-50м в случае работы на горном склоне); в это время его партнер осуществляет его страховку основной веревкой в статичном положении. Затем роли партнеров по связке меняются: лидер останавливается, закрепляет себя усом самостраховки на опорной точке страховки и осуществляет страховку основной веревкой идущего (лезущего, прыгающего через ледовую трещину) к нему партнера.
Если мы рассматриваем попеременную страховку туристов на горных склонах, то она подразделяется на верхнюю и нижнюю страховку. В приведенном выше примере лидер связки передвигается вверх по склону с нижней страховкой (веревка «приходит» к его страховочной системе снизу, от оставшегося внизу, страхующего его партнера). Затем лидер страхует своего партнера, применяя верхнюю страховку (веревка «приходит» к нижнему партнеру по связке сверху, от лидера). Подробнее систему организации попеременной страховки мы рассмотрим ниже в разделе «Страховочная цепь и ее элементы», а так же в методическом занятии «техника преодоления естественных препятствий».
В чем заключается массовая страховка туристов? Данную разновидность страховки выделяют не на основании существа применяемых приемов и страховочных средств, а на основании массовости ее использования. Массовая страховка осуществляется с помощью страховочных перил заранее организованных на объективно опасных участках горного рельефа, переправах и т.д. Предполагается, что данные участки будут преодолеваться значительным количеством туристов, в течение относительно продолжительного времени. Например, перила из основной веревки (соответствующей по прочности металлической проволоки, троса) могут быть натянуты инструкторами альпинистского лагеря в месте переправы через горную реку по бревну; перила организуются в расчете на весь сезон горовосхождений с учетом их массового использования альпинистами лагеря. Сама же техника самостраховки туристов, альпинистов – это не что иное, как техника самостраховки в движении по перилам (см. выше). Указанная выше классификация техники страховки представлена на Рис. 4.