Обеспечение безопасности на транспорте
Сегодня понятие транспортной безопасности преимущественно трактуется как предупреждение терроризма на транспорте. Антитеррористический императив транспортной безопасности носит объективный характер и в целом обусловлен значительным ростом террористических актов в мире, а также степенью их опасности непосредственно для транспортного комплекса.
Драматические события, происшедшие в 2004 г. в московском метрополитене, подтвердили, что транспорт продолжает оставаться одной из сфер, наиболее подверженной угрозе терактов. Ранее, как показали события 11 сентября 2001 г. в США, а также ряд террористических актов последних лет с применением автомобилей, начиненных взрывчаткой, транспортное средство стало использоваться террористами непосредственно как оружие.
Другой составной частью безопасности является защита транспортной сферы от иных, в том числе криминальных, форм незаконного вмешательства в действия транспорта, а также от различного рода чрезвычайных ситуаций (происшествий).
В наиболее общем виде понятие «транспортная безопасность» может быть определено как:
• система предупреждения, противодействия и пресечения преступлений, включая терроризм, в транспортной сфере;
• система предупреждения на транспорте чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
• система недопущения либо минимизации материального и морального ущерба на транспорте от преступлений и чрезвычайных происшествий;
• система, направленная на повышение экологической безопасности перевозок, экологической устойчивости транспорта;
• система реализации целей национальной безопасности в транспортном комплексе в целом.
Системный характер понятия транспортной безопасности определяет необходимость комплексного, системного решения проблем, имеющихся в этой сфере.
Транспортная безопасность направлена на защиту: пассажиров, владельцев, получателей и перевозчиков грузов, владельцев и пользователей транспортных средств, транспортного комплекса и его работников, экономики и бюджета страны, а также на защиту окружающей среды от угроз в транспортном комплексе.
Транспортная безопасность призвана обеспечить:
• безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
• безопасность перевозок грузов и багажа;
• безопасность функционирования и эксплуатации объектов и средств транспорта;
• экономическую (в том числе внешнеэкономическую! безопасность;
• экологическую безопасность;
• информационную безопасность;
• пожарную безопасность;
• санитарную безопасность;
• химическую, бактериологическую, ядерную и радиационную безопасность;
• мобилизационную готовность отраслей транспортного комплекса.
Обеспечение сохранности багажа
Одна из самых больших проблем — это похищение или пропажа багажа в аэропортах. Даже если багаж прибыл в аэропорт назначения, нет полной уверенности, что с ним ничего не произойдет. Мы доверяем служащим, работающим с багажом, однако во многих странах мира зарплата их низка, и легкий доступ к багажу является для некоторых большим соблазном. Есть несколько способов, как обезопасить багаж.
1. Не нужно паковать ценные или важные материалы в сдаваемый багаж. Если нет выбора и ценные вещи или документы все-таки нужно сдать в багаж, то необходимо положить в багажную сумку вместе с ценными вещами что-нибудь привлекательное для жуликов — например, блок сигарет. Если багаж будет вскрыт, то злоумышленники удовлетворятся сигаретами.
2. Безопаснее всего использовать жесткий пластмассовый чемодан. Он очень прочный, его нельзя разбить или порезать, как кожаный или тряпичный чемодан.
3. Необходимо убедиться, что у багажной сумки надежное запорное устройство. Если багажная сумка имеет два замка с цифровой комбинацией, то рекомендуется установить на них разные комбинации цифр.
4. Не нужно писать на багажной сумке свое имя. Лучше положить в чемодан лист бумаги с именем и адресом. Тогда всегда можно доказать, что это ваш багаж, если кто-то его возьмет по ошибке.
5. Рекомендуется избегать военных сумок и рюкзаков — они могут вызвать подозрение.
6. Рекомендуется заклеить багаж скотчем, чтобы убедиться, что его никто не открывал во время погрузки или выгрузки.
7. По прибытии не рекомендуется идти с тяжелым багажом к такси на расстояние несколько десятков или сотен метров. Это предоставляет грабителю прекрасную возможность вырвать одну из сумок, а турист не сможет побежать за ним, так как при этом рискует потерять остальной багаж.
8. Можно застраховать багаж. Страхование проводится на случай повреждения, гибели (пропажи, хищения) всего или отдельных мест багажа, наступивших по любым причинам. Договор страхования заключается на одну или несколько перевозок.
Опасные предметы и вещества в багаже
Из соображений безопасности существует запрет на авиаперевозки некоторых грузов. Можно спокойно использовать их дома, но при перемене температуры и давления на борту самолета они могут представлять угрозу. Если существует необходимость перевозить какие-либо медицинские приборы, то необходимо узнать, можно ли их брать на борт самолета. При наличии запрещенных наименований против туриста могут выдвинуть обвинения.
Следует обратить внимание на то, что существует «Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных пассажирам и членам экипажей к перевозке в салонах гражданских воздушных судов». В него входят следующие предметы и вещества.
1.Огнестрельное, газовое, пневматическое, холодное и механическое оружие всех видов: пистолеты, револьверы, винтовки, карабины и другое огнестрельное, газовое, пневматическое оружие, электрошоковые устройства и их имитаторы; арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, кортики, стилеты; ножи: охотничьи, десантные, финские, штык-ножи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками, а также хозяйственно-бытовые ножи с длиной клинка свыше 110 мм.
2. Взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные: пороха всякие, в любой упаковке и в любом количестве; патроны боевые (в том числе малокалиберные); патроны к газовому оружию; капсюли (пистоны) охотничьи; пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные; тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества; капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующий и огнепроводный шнур и т. д.
3. Сжатые и сжиженные газы: газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы; газовые баллончики с наполнением нервно-паралитического и слезоточивого действия.
4. Легковоспламеняющиеся жидкости: ацетон, бензин, пробы легковоспламеняющихся продуктов, метанол, метилацитат (метиловый эфир), сероуглерод, эфиры, этилцеллозоль; все другие легковоспламеняющиеся жидкости.
5. Воспламеняющиеся твердые вещества: вещества, которые от действия на них воды выделяют тепло и горючие газы, что может вызвать самовоспламенение и пожар: калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фтористый и другие; фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ; перекиси органические; нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25 % воды или растворителя; нитроцеллюлоза коллоидная, в кусках, влажная, содержащая менее 25 % спирта; нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30 % растворителя или 20 % воды.
6. Ядовитые и отравляющие вещества: любые ядовитые, сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару; бруцин; никотин; стрихнин; антифриз; тормозная жидкость; этиленгликоль; ртуть; все соли синильной кислоты и цианистые препараты; циклон; цианплав; мышьяковистый ангидрид и все другие сильнодействующие ядовитые и отравляющие вещества.
7. Едкие и коррозирующие вещества: сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и другие; фтористо-водородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещества.
8. Другие опасные вещества, предметы и грузы, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства.
Туристы также должны помнить, что в соответствии с п. 9.1 «Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов», действующих в России, существует перечень предметов, не принимаемых к перевозке в качестве багажа. В соответствии с ними пассажир не должен включать в свой багаж:
1) предметы, которые могут причинить вред воздушному
судну, лицам или имуществу, находящимся на борту воз
душного судна, включая:
• взрывчатые вещества, сжатые газы, коррозирующие жидкости;
• окисляющие вещества, радиоактивные вещества, намагничивающие материалы, легковоспламеняющиеся материалы, ядовитые, с резким запахом или раздражающие вещества, а также жидкости (за исключением жидкостей, находящихся в незарегистрированном багаже, которые предназначены для потребления во время поездки пассажира);
2) предметы, перевозка которых запрещена законами, постановлениями, правилами и предписаниями государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка;
3) предметы, которые, по мнению перевозчика, по своей массе, размеру или по другим характеристикам неприемлемы для перевозки в качестве багажа;
4) животных, исключая собак, кошек и других комнатных
(прирученных) животных и птиц, которые могут быть
приняты к перевозке при соблюдении определенных положений,
Туристам, следующим на охоту, необходимо помнить, что оружие пассажиров, имеющих разрешение на право его хранения и ношения, перевозится только в упакованном виде в багажных отделениях, а на воздушных судах, не имеющих изолированных багажных отделений, — в технических отсеках по указанию членов экипажа.
Подробный перечень опасных веществ и предметов, запрещенных пассажирам к перевозке на гражданских воздушных судах, содержится в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (издание Международной организации гражданской авиации — ИКАО).
Безопасность при авиаперелетах
Не будет преувеличением сказать, что авиапутешествие ни когда не было более безопасным, чем после 11 сентября 2001 г Авиакомпании ужесточили меры безопасности и ввели много новых правил. Однако эти трагические события оставили у многих ощущение, что полеты — гораздо более рискованное предприятие, чем когда-либо.
Авиаполеты никогда не исчезнут. Наша «охота к перемене мест» и глобализация экономики означают, что необходимо быстро перемещаться, и в этом помогает самолет. Три миллиона, человек ежедневно поднимаются в небо, а в 2006 г. 20 млн авиационных рейсов перевезли 1,3 млрд пассажиров, причем произошло всего 10 катастроф. На росссийских дорогах за четыре месяца гибнет и получает увечья больше людей, чем погибло в авиакатастрофах за последние 60 лет.
При полетах из аэропортов Европы и России можно быть уверенным, что лайнер и авиакомпания соответствуют высочайшим стандартам безопасности. Однако в стране назначения эти стандарты могут быть гораздо ниже, особенно если это неспокойный регион. Там может быть трудно, внедрить нормальные стандарты режима безопасности и контроля. Например, Фонд безопасности полетов (Flight Safety Foundation) установил, что на Китай приходится 16% всех авиаперелетов и 70% всех инцидентов, а в Африке на 100 000 полетов приходится 21 авиакатастрофа, тогда как в Северной Америке — всего 2.
С учетом реального ежедневного числа авиапассажиров шансы погибнуть в полете ежегодно сокращаются. Авиаполеты становятся безопаснее. Пассажир должен оценить уровень безопасности авиакомпании и самолета. Безопасность полета зависит от многих факторов: состояния авиалайнера, погоды, условий попета, например, над гористой местностью, квалификации экипажа и, конечно, от уровня безопасности в аэропорту. Трудно обобщить все эти переменные, но турист будет в большей безопасности на лайнере, принадлежащем крупной международной компании, чем более мелкой компании в развивающейся стране. В некоторых регионах самолеты меньших размеров летят на меньшей высоте и не подвергаются такой строгой проверке, как и крупных авиакомпаниях. Проведенный в США анализ установил, что уровень авиакатастроф для малых самолетов составляет 11 происшествий на 100 000 часов полета по сравнению с 0,8 для крупных реактивных лайнеров.
Главная причина проблем и летных происшествий кроется в лавинообразном росте числа людей, которые хотят и должны лететь. Сильный рост авиаперевозок вызывает на воздушном транспорте почти неизбежные сбои, и задержки в переполненных и неприспособленных терминалах аэропортов происходят нее чаще. Управление полетами для наземных служб становится все сложнее по мере роста объема перевозок. Поэтому, выбирая авиакомпанию, рекомендуется остановиться на той, у которой прилет и вылет осуществляются строго по графику. Если перевозчик соблюдает расписание полетов в таком хаосе, на них можно положиться.
Воздушный терроризм
Для террористов самолеты — это непреодолимый соблазн. Высокий рейтинг авиапутешествий и поднимаемая в СМИ шумиха после каждой крупной авиакатастрофы означают, что авиалайнеры будут оставаться излюбленной террористической мишенью.
Конечно, абсолютная безопасность невозможна. Авиакомпании анализируют террористические акты и учатся их предотвращать, но и террористы не стоят на месте, отыскивая слабые места авиационного транспорта.
Анализ воздушного терроризма в период с 1940-х по 1990-ё годы показал, что было совершено 1420 терактов против самолетов, 250 — против аэропортов и 500 — против офисов авиакомпаний, т. е. терроризм — вовсе не новая проблема. Единственное различие в том, что до 11 сентября 2001 г. методы бандитов оставались постоянными. Преобладал угон самолетов — 90% от общего числа инцидентов, причем пятая часть с фатальным исходом. Большинство жертв погибли при авиакатастрофах, вызванных терактом, другие были убиты угонщиками или при перестрелке между террористами и службами безопасности. С 1960-х по 2000-е годы жертвами таких терактов стали 2700 человек.
Большинство угонов до 2001 г. имели целью предъявить требования к властям какой-либо страны. Но с момента разрушения Всемирного торгового центра каждый воздушный теракт рассматривается как потенциальный акт террориста-смертника. В результате правительства многих стран готовы отдать приказ сбить угнанный самолет, чтобы предотвратить еще большие жертвы. Поэтому в случае теракта экипаж и пассажиры теперь подвергаются еще большему риску.
Угон — это лишь один из вариантов. За 50-летний период произошло 90 бомбовых и 20 вооруженных нападений. Можно сделать и такой вывод: с повышением безопасности самолетов террористы могут переключиться на аэропорты. Безопасности аэропортов — это ключ к предупреждению терроризма, что убедительно показали события 11 сентября 2001 г.
Все это делает авиакомпании главными фигурами в войне против терроризма. Даже с очевидным усилением безопасности заборы, вооруженная охрана, детекторы взрывчатки, рентгеновские аппараты для просвечивания багажа, — террористы могут проскользнуть незамеченными в какую-то щель, так что проблемы остаются. Одна из них — аэропорты, подобные пчелиному улью, где трудно проверить каждого. Далее, во многих привлекательных для туристов регионах службы безопасности — роскошь, и аэропорты — ахиллесова пята международных авиаперевозок. В некоторых местах вообще нет аэропорта в нашем привычном понимании.
В некоторых неспокойных регионах аэропорты могут усиленно патрулироваться, но не быть безопасными из-за жестокости нападений, которым они подвергаются. Пример этого — аропорт Бандаранаике в Коломбо (Шри-Ланка), где в июле 2001 г. около 50 британских туристов были захвачены «тиграми Тамил-Илама». Только чудом многие не были убиты или ранены во время нападения. Некоторым пришлось с маленькими детьми спасаться бегством под пулеметным огнем. Тринадцать самолетов было разрушено. Многие впоследствии жаловались, что, никто не пришел на помощь и им самим пришлось искать выход из ситуации.
Одна из наиболее эффективных мер безопасности в этом сегменте — проверка благонадежности поступающих в летные школы на отделения пилотирования широкофюзеляжных самолетов. Многие авиалайнеры оснащены бронированными дверями в кабину экипажа, чтобы предотвратить доступ туда посторонним. Некоторые авиакомпании нанимают профессиональных агентов безопасности для охраны самолетов в полете. Ряд авиаперевозчиков призывают пассажиров играть активную роль в обезвреживании угонщиков. Известен пример такого активного поведения, когда на Рождество 2001 г. пассажиры и экипаж общими усилиями обезвредили террориста из «Аль-Каиды», который пытался взорвать заряд, помещенный в подошвы его обуви. Обезвреживание мощного заряда, способного к активизации без детонатора, хорошо видного на экране службы безопасности аэропорта, показывает: люди знают, что они делают. Данную проблему вряд ли удастся решить в ближайшее время, поэтому надо быть готовым ко всему.
Безопасность в аэропорту
Чтобы избежать инцидентов в аэропорту, необходимо запомнить следующие правила.
Приезжать в аэропорт следует заранее, чтобы было достаточно времени для прохождения контроля.
В большинстве авиакомпаний регистрация начинается за два часа до отлета. Однако при большом наплыве пассажиров возможны задержки. Если путешествие происходит группой, то приезжать необходимо еще раньше. Для прохождения контроля семьей или группой студентов требуется больше времени, чем для индивидуального туриста. После событий 11 сентября 2001 контроль может проходить очень медленно.
Необходимо избегать всяких препирательств, особенно жаркую погоду; держаться подальше от людей в состояний алкогольного опьянения. Сочетание избытка алкоголя и задержка рейса особенно опасно.
Желательно выбирать ранний (утренний) рейс. Чем раньше рейс, тем меньше вероятность задержки. Всякая задержка утреннего рейса имеет эффект снежного кома для всех последующих рейсов.
Перед выездом в аэропорт необходимо проверить, взяты ли все необходимые документы. При полете группой лучше иметь руководителя, у которого будут находиться документы всех членов группы.
В аэропорту необходимо внимательно следить за своим багажом. Нередко в багаж ничего не подозревающих пассажиров подкладывают запрещенные для провоза вещи — например, наркотики. Намерение преступников — чтобы ничего не подозревающая жертва пронесла контрабанду через таможню, а затем запрещенно ее снова вытащат: если туриста поймают, держать ответ придется ему. Никогда нельзя брать чужой багаж. Если нет выхода, то при прохождении контроля необходимо сказать, что это чужой багаж.
Нужно держаться подальше от бесхозного багажа или сверт! ков — там может быть взрывчатка. Точно так же нельзя остав лять без присмотра свой багаж: его могут забрать, открыть даже уничтожить направленным взрывом.
Необходимо держаться подальше от мусорных урн — в них могут подложить взрывные устройства. На британских железнодорожных вокзалах и в аэропортах по этой причине нет урн.
Авиакомпании находятся на переднем фронте борьбы с терроризмом, а охрана аэропортов — ответственное дело. Ни когда нельзя говорить в шутку, что у вас в багаже бомба или огнестрельное оружие. Сотрудники аэропорта воспримут ваше заявление всерьез и арестуют вас, и это скажется на других пассажиpax, так как весь багаж будет выгружен, чтобы найти ваши вещи.
При поездках с детьми рекомендуется не отпускать их от себя.
Не каждый в форме носильщика действительно работает аэропорту. Здесь легко ошибиться. Такой лженосильщик может просто исчезнуть с багажом туриста. Особенно внимательным необходимо быть вне аэропорта. Здесь может быть много мошенников, желающих поживиться за счет туристов.
С аэропортовских стоянок автомобили часто угоняют. Около 50% всех угнанных автомобилей были плохо закрыты.
По возможности лучше избегать рейсов с промежуточной посадкой в неспокойных регионах. Такие рейсы могут быть дешевле, но более уязвимы для террористов и иных преступников. Пассажиры рейса «Бритиш Эруэйз», приземлившегося в Кувейте но время войны в Заливе, были захвачены и удерживались в качестве «живого щита» в течение нескольких месяцев.
Необходимо внимательно слушать объявления службы безопасности аэропорта. Если необходима эвакуация, оповещение будет передано по внутренней трансляции. Следует сориентироваться, в каком месте аэропорта вы находитесь и где выход.
Выбор места
Многие пытаются определить, какие места наиболее безопасны на борту самолета. Но характер авиакатастрофы непредсказуем, и трудно угадать, какие места дают больше шансов выжить. Нет оснований считать, что какая-то часть самолета безопаснее во время полета, чем другие. До сих пор самую большую опасность представляет упавший с багажной полки багаж.
Бронируя места, необходимо принять во внимание следующие факторы:
• полет на широкофюзеляжном самолете снижает риск террористического инцидента. «Боинг-747» и другие большие самолеты могут приземляться только на специальных аэродромах, и это снижает опасность теракта, так как маловероятно, что будет угнан подобный самолет. Большое число пассажиров на борту широкофюзеляжного самолета — также препятствие для террористов, так как требуется значительная по численности банда, чтобы контролировать ситуацию;
нерационально выбирать место рядом с проходом. Многие предпочитают эти места в надежде, что можно будет встать и пройтись по салону при длительном полете. Однако пассажир на таком месте — лучшая мишень при любом инциденте. При теракте и любом воздушном происшествие
больше всего страдают пассажиры, находящиеся вблизи
прохода.
Багаж над головой
Число травм от предметов, упавших с багажных полок в самолете, растет. Фонд безопасности полетов FSF подсчитал, что ежегодно падения предметов вызывают около 10 000 травм, час то потому, что полки перегружены. Если лайнер попал в турбулентный поток, полки могут внезапно открыться, и тяжелые сумки падают на головы пассажиров, нанося серьезные травмы. Сдайте тяжелые вещи в багаж, возьмите на борт только легкие. Если вы видите, что кто-то ставит на багажную полку очень тяжелые вещи, скажите бортпроводнику, чтобы их убрали.
Безопасность на железнодорожном транспорте
На сегодняшний день при перевозках на железнодорожном транспорте существует ряд основных проблем, связанных с потенциальной безопасностью при данном виде перевозок:
• захват подвижного состава террористами;
• возгорание подвижного состава;
• сход подвижного состава;
• столкновение поездов;
• ограбление;
• неисправности путей;
• поражающий фактор при столкновении (травматизм);
• несоблюдение правил безопасности пассажирами.
Требования к личной безопасности в поезде такие же, как для других транспортных средств. Но есть и некоторые особенности:
• покупая билеты, нужно отдавать предпочтение средним вагонам. В случае катастрофы они страдают меньше, чем головные и хвостовые;
• выбирать сидячие места против движения поезда;
• не засыпать, если попутчики вызывают недоверие;
• не выключать свет в купе, держать дверь купе закрытой, документы и бумажник держать в надежном месте, а портфель — ближе к окну; особенное внимание нужно уделять своим вещам на промежуточных остановках.
Движение поезда становится опасным, когда он сталкивается с другим поездом, с другим транспортным средством на переезде или когда подвижной состав сходит с рельсового пути. В этих случаях возникают поражающие факторы, которые создают угрозу для жизни и здоровья пассажиров, персонала железных дорог, населения, для целостности грузов и объектов внешней среды.
Повышенная опасность железнодорожного транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с опасностью перевозимого груза. Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте — неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары непосредственно в вагонах, размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения случаются значительно реже. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, происходят взрывы и пожары.
Поезда всегда автономны в пути следования, зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при аварии или пожаре. Причины опасных отказов технических (аппаратных) средств — недостаточный запас прочности их элементов вследствие ошибок разработчиков и проектировщиков, ошибок производителей при выборе технологических процессов и материалов, а также дефекты производства. В список причин аварии входят также нарушения технологий эксплуатации технических средств, приводящие к преждевременной выработке ресурсов, и нарушения технологий технического обслуживания и ремонта, приводящие к неполному и несвоевременному восстановлению запаса прочности. К этим же причинам относятся деградация технических средств, обусловленная химическими и физическими процессами в материалах элементов даже при соблюдении технологий эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов, а также воздействия внешней среды, в том числе естественной, технологической и социальной составляющих.
Причинами опасных ошибок программных средств являются ошибки разработчиков, а также ошибки персонала железных дорог в процессе эксплуатации и сопровождения программ.
К причинам опасных ошибок персонала железных дорог относятся:
• ошибки профессионального отбора и недостаточная подготовка специалистов;
• низкий уровень технологической дисциплины;
• ошибки при использовании медицинских препаратов;
• прием алкогольных и наркотических веществ;
• ухудшение физического или психологического состояния, в том числе под воздействием внешней среды.
Проведенный анализ обобщенных данных о травмах за период 2003—2005 гг. показал, что основными причинами несчастных случаев на железных дорогах являются:
• переход, переезд железнодорожных путей в неустановленных местах или перед близко идущим поездом - 65—75 % всех пострадавших;
• несоблюдение правил безопасности на железнодорожных станциях и платформах — 25—35 %;
• личная неосторожность пассажиром мри посадке и высадке из поезда — 8—9% случаев;
• самоубийство — около 1 %.
Число травм из года в год не уменьшается. Можно сформулировать некоторые основные рекомендации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте:
• по возможности не спать во время движения поезда;
• обращать внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщать проводнику, дежурным по станции или милиционерам;
• не стоять у края платформы, подходить к дверям после остановки состава и выхода пассажиров, стараться сесть в вагоны в середине состава;
• если произошел взрыв или пожар, необходимо закрыть рот и нос платком и лечь на пол вагона или салона, чтобы не задохнуться;
• одеваться нейтрально, неброско, избегать военной формы и военных цветов одежды, большого количества украшений;
• не разговаривать на политические темы, не читать порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не провоцировать террористов, экстремистов или хулиганов;
• не употреблять алкоголь.
Современное управление безопасностью перевозок на сети железных дорог ОАО «РЖД» обеспечивает весьма высокий ее уровень. Вместе с тем представляется возможным за счет повышения эффективности управления уменьшить число сходов подвижного состава и столкновений поездов.
Безопасность на водном транспорте
Туристы должны соблюдать установленные правила безопасности при нахождении на водном транспорте и руководствоваться указаниями капитана судна. Одежда и обувь должны быть спортивного стиля, что облегчит посадку (высадку) и передвижение по судну.
Каждый турист, попавший на борт водного судна, должен быть обеспечен исправным спасательным жилетом. Он должен быть всегда доступен в случае ЧС.
К сожалению, очень часто туристы слишком самостоятельны и не выполняют предписанных требований.
Основными причинами аварий и гибели людей на акваториях являются:
• слабое внимание судовладельцев к обеспечению безопасности мореплавания и охране жизни людей на воде. Наиболее низкий уровень безопасности флота отмечается среди вновь образующихся судовладельческих предприятий, имеющих малое количество судов и недостаточный опыт их эксплуатации;
• нарушение правил движения водного транспорта, техники безопасности и эксплуатации технических средств, а также правопорядка на воде и норм санитарного состояния водоемов. По причинам аварии на воде характеризуются следующими данными: навигационные — 38 %, технические — 42, пожары и другие — 20 %;
• физический износ сверх допустимых норм судового состава и крайне низкое пополнение флота новыми судами, выработка безопасного ресурса конструкций, оборудования имеханизмов гидротехнических сооружений внутренних водных путей. Более 58 % судов от общего состава транспортного флота отработали свой нормативный срок и подлежат списанию. Средний возраст судов составляет 19,5 года. 40% аварий происходит на судах, эксплуатирующихся более 20 лет, и только 3 % — на судах моложе 10 лет;
• необеспеченность регламентными ремонтами и слабый контроль со стороны надзорных органов за техническим состоянием судов и плавсредств, низкое качество лицензионной работы, нарушение Правил перевозки грузов.
Безопасность при автобусных путешествиях
Автобусы, без всякого сомнения, — один из важнейших видов транспорта для туристов. Более того, в условиях сезонных осложнений с железнодорожными билетами автотранспорт становится своеобразной палочкой-выручалочкой для пассажиров.
Безопасности автобусных туров уделяется особое внимание. Устанавливаются общие для всех требования безопасности.
Техническое состояние технических средств и документация для осуществления пассажирских перевозок четко регламентируются нормами, инструкциями и правилами, в том числе и международными (если совершаются международные перевозки). Водитель обязан иметь международные водительские права, технический паспорт на автомашину, страховку, разрешительные документы для пересечения границы и транзита, лицензии на право осуществления пассажирских перевозок. Для автобусов, совершающих международные рейсы, нормы безопасности устанавливаются международными правилами. Автобусы должны иметь три раздельные тормозные системы и систему антиблокировки колес. На горных дорогах полагаются ремни безопасности для каждого кресла пассажира. Особые требования предъявляются к прочности стекол, наличию аварийных люков для экстренного аварийного выхода пассажиров. В автобусах на доступных местах должны быть предупредительные надписи и специальный молоток для разбивания стекол во время аварии для обеспечения выхода пассажиров. Повышенные требования установлены к состоянию шин по износу. Водитель должен быть отгорожен от пассажирского салона перегородкой. Каждая машина оснащается аптечкой, огнетушителем. На пограничных контрольных пунктах автобус могут проверить на «трясучке», но чаще всего ограничиваются визуальным осмотром на предмет протечек масла или топлива. Контролируется и не допускается установка нештатных топливных баков, контролируется содержание различных полостей, в том числе и в салоне, где недобросовестные туристы прячут контрабанду.
По западноевропейским требованиям, автобусы должны быть оснащены тахографами для контроля скорости движения и продолжительности безостановочной езды. По правилам эксплуатации грузовых машин и пассажирских автобусов через определенное время водитель должен отдохнуть на стоянке. Тахограф скрупулезно регистрирует график и скорость движения, временные промежутки между остановками, а полицейские дорожные службы осуществляют надлежащий контроль и наказывают нарушителей на значительные суммы.
На дальних рейсах автобус обычно обслуживают два водителя. Сопровождающий регулярно извещает по телефону направляющую фирму о ходе движения и коллизиях, связанных с поломками машины или чрезвычайными обстоятельствами. Водитель должен иметь надлежащее количество денег (лучше всего в виде кредитной карты) для возможного ремонта. На западных дорогах это не проблема, на трассах имеются специальные телефоны, аварийная служба приезжает достаточно оперативно и либо оказывает техническую помощь на месте, либо транспортирует автобус в ближайшую мастерскую. При достаточно налаженных отношениях с партнерами автобусная фирма имеет договоренности об обслуживании технических средств по намеченному маршруту движения и в случае серьезной поломки высылает автобус на подмену аварийного. На автозаправочной станции туристы должны выйти из автобуса.
В числе услуг, приобретаемых по туристической путевке, предусматривается дополнительное страхование при автобусных перевозках, в том числе и схемы коллективного страхования.
Немаловажной угрозой безопасности туристов и сохранности транспортного средства являются терроризм и бандитизм. Автобус с пассажирами представляет собой удобный объект для грабителей в силу особенности перемещения: транспортное средство движется без охраны, особенно вне населенных пунктов.
Автобусы захватывают, чтобы взять пассажиров в заложники для достижения различных целей: получить выкуп, обеспечить беспрепятственный выезд за границу для преступников, ради политических требований.
Поскольку туристы обычно везут с собой деньги и вещи, типичны кражи багажа пассажиров из багажных отсеков автобусов при погрузке или выгрузке, на стоянках.
В некоторых странах и туристских центрах, например в Египте, Израиле, Бразилии, практикуется обязательное сопровождение туристских автобусов вооруженной охраной.
Отряды специального назначения по борьбе с терроризмом обязательно отрабатывают приемы освобождения пассажиров автобуса с учетом максимально возможной безопасности для людей. Для пассажиров пишут специальные инструкции по поведению в случае захвата автобуса террористами.
Иногда пассажиры своим поведением сами создают угрозу безопасности своей жизни и жизни других пассажиров, поэтому разрабатываются специальные памятки о правилах поведения туристов во время путешествия, с которыми им дают ознакомиться перед поездкой.
Туристам, путешествующим в автобусе, запрещено:
• курить в салоне автобуса;
• разговаривать с водителем во время движения автобуса;
• высовываться из окна при движении автобуса;
• выбрасывать мусор и выливать воду из окна;
• перемещаться по салону автобуса во время его движения по трассе;
• самовольно покидать автобус.
Страхование в туризме
Страхование – еще один способ защиты жизни, здоровья, имущества туристов от возможного причинения ущерба, от посягательств третьих лиц. Страховщик (компания) выплачивает туристу (страхователю) определенную сумму при наступлении страхового случая: внезапно