Из книги И.В. Бормотова: «В боях за Майкоп. Крах операции «Эдельвейс». Хронология боевых событий 23-го погранполка НКВД
29 августа 1942 года.
- бой с фашистским заградительным отрядом, укрепившимся на Абадзешском перевале. Немцы поставили укрепление для задержки пограничников, чтобы их главные силы успели отступить на Азишский перевал и по долине реки Курджипс в поселок Курджипский (Мезмай);
- комиссар пограничного полка Н.М. Палкин поднял в атаку бойцов, но продвинуться по хорошо простреливаемой альпийской местности мешал фашистский пулемет, установленный на скальной возвышенности перевала. Для уничтожения пулемета был направлен сержант Ф. Шишков. Используя скальные выходы на альпийском луге, он незаметно подполз к вражеской пулеметной огневой точке и забросал ее гранатами. Фашисты, оставив укрепленную позицию, отступили с перевала Абадзешский к перевалу Азишский. Для быстрого отступления использовали коней, спрятанных в укрытии.
2 сентября 1942 года.
- фашисты укрепились на границе леса и альпийских лугов, в скалах хребта Каменное Море, Утюг и перевале Азишском. В ночь с 1 на 2 сентября, после проведенной разведки, пограничники атаковали позиции фашистов. Фашисты, находясь в скальных укрытиях, заметили пограничников и открыли по ним огонь из пулеметов и минометов. Пограничники отступили.
3 сентября 1942 года
- в ночь со 2 на 3 сентября две группы пограничников под командованием Кривошеина и Чудакова А.Ф. прошли незамеченными в зоне леса в тыл немецких позиций и атаковали их. В результате ночного боя к рассвету 3 сентября фашистов удалось выбить с Азишского перевала;
- 23-й погранполк очистил от фашистов альпийские луга плато Лагонаки и занял позиции на перевале Азишском (Каменные ворота), хребте Азиш-Тау и в урочище Желоб;
- в расположение первого и второго батальона 23-го погранполка после боя на Азишском перевале прибыл командир 23-го погранполка полковник Казак П.К. и начальник погранвойск по охране тыла Черноморской группы войск полковник Фадеев.
5 сентября 194 2года.
- командир 23-го погранполка полковник Казак П.К. доложил командующему 46 армии генерал-лейтенанту К.Н. Леселидзе, что в результате семидневных ожесточенных боев первый и второй батальоны 23-го погранполка очистили от фашистов плато Лагонаки. Угроза прорыва врага через Белореченский перевал к Черному морю была ликвидирована.
Прибыв на перевал Азишский, многие группы совершают прогулку к перевалу Абадзешскому и к подножью горы Оштен. С перевала следуют по дороге до поста КГПБЗ, оплачивают пропуск в заповедник и выходят к зоне альпийских лугов. На границе зоны леса и альпики расположена глубокая балка без ручья. Пастухи ее называют балкой Фостикова и при этом рассказывают историю про то, что в этой балке был разбит отряд белогвардейцев, сопровождавших обоз с золотом казны Кубанской рады. Обоз оказался ложным и направлен был для отвлечения внимания красноармейских отрядов чрезвычайного назначения. Так ли было на самом деле, восстановить события тех лет сложно, но реальные события с казной Кубанской рады происходили. Легенда о золоте Кубанской рады в рассказах местных казаков выглядит примерно так.
В 1920 году после разгрома Кубанской казачьей армии, из города Екатеринодара казна Кубанской рады была вывезена в Баталпашинск. Но к Баталпашинску уже прорвались части Красной армии. Остался единственный путь, чтобы спасти казну - это выйти через горы к Черному морю. Пути выхода к морю было два. Через перевал Псеашхо на Красную Поляну и через перевал Белореченский в поселок Дагомыс. Но казаки не стали рисковать казной Кубанской рады и решили спрятать ее в горах. С Баталпашинска вышли три обоза: два ложных и один с казной Кубанской Рады.
Первый обоз вышел по маршруту на Красную Поляну, был настигнут и разбит. Золота в нем не оказалось. Второй обоз вышел по маршруту на Лагонаки и так же был настигнут и разбит в балке Фостикова. Золота в нем также не оказалось.
Третий маршрут пролегал из Баталпашинска через аул Ходзь, район станиц Баговской, Баракаевской, Хамкетинской, Царской в окрестности Свято-Михайловского монастыря. Сорок подвод груженных золотом прошли аул Ходзь и проследовали в район Царской. В то время колесные дороги, по которым свободно проходили подводы, могли добраться до пещерного района, располагавшегося в истоках рек Фарс, Губс и Ходзь. Здесь множество пещер. В одной из пещер, на дне которой было озеро, была заложена на хранение казна Кубанской рады. Вход в пещеру взорван. Атаман станицы Царской Степанов, сопровождавший обоз, был арестован красноармейцами, но бежал из-под ареста. Эмигрировал за границу. Больше следов к казне Кубанской рады не осталось.
Генерал-лейтенант Фостиков Михаил Архипович, уроженец станицы Баталпашинской, руководивший сопровождением обоза с золотом Кубанской рады, прорвался через перевал Псеашхо в Грузию, затем в Крым, и продолжил борьбу с Советской властью в армии Врангеля на Сивашских озерах.
Фостиков Михаил Архипович в Гражданскую войну командовал 1-м казачьим полком при отряде генерал-лейтенанта Шкуро Андрея Григорьевича, затем 2-й Кубанской казачьей дивизией. В 1920 году после разгрома Кубанской армии не эвакуировался в Крым, а ушел в горы Майкопского отдела, где сформировал из казаков повстанческую армию и продолжил борьбу с Советской властью. После Гражданской войны эмигрировал в Югославию в Белград. Умер в 1966 году.
Объекты для туристских маршрутов выходного дня:
- к пещере Озерной;
- к пещере Шестерых;
- к пещере Бондаревской;
- к пещере Овечей;
- к пещере Гостиница;
- на скалу Утюг, к панорамным точкам и к 14 пещерам;
- к водопадам реки Курджипс (13 водопадов);
- к хребту Каменное море;
- к озеру Оштен;
- к озеру Псенодах;
- к перевалам Абадзешский (2066м.), Оштеновский и Фишт-Оштеновский;
- восхождение на горы Абадзеш и Оштен;
- в каньоны реки Цице (первый, второй и третий).
Пещера Озерная».
Место расположения объекта: в 2-х км от турбазы «Лаго-Наки», в восточной части хребта Каменное море. От турбазы к пещере идет маркированная тропа. Высота над уровнем моря 1745м.