III. Культурно-исторические туристско-рекреационные ресурсы Родниковского района
III. 1. Архитектурные сооружения.
Населенные пункты с достопримечательностями
№ | название | Достопримечательности |
Парское | · Святой источник · Парская ярмарка · Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения · Музей истории села Парское. | |
Сосновец | · Церковь Рождества Христова в Сосновце · Церковь Алексия, митрополита Московского | |
Филисово | · Усадьба в м. Бытаево | |
Острецово | · Церковь Троицы Живоначальной | |
Болотново | · Ансамбль церквей Воскресения Христова и Николая Чудотворца |
III. .1.1. Объекты культуры и отдыха
v Публичная библиотека
Первая, районная, публичная!
Городу подарок в юбилей
Библиотека самая отличная
Нет у нас красивей и светлей.
Это очень яркое событие
Для культурной жизни Родников…
Нынче жизнью резко мы обласканы –
Будем мы почаще здесь бывать.
Умной книгой, детям – доброй сказкою,
И общеньем сердце согревать…
О. Позвонкова
Гордостью Родников по праву считается Публичная библиотека, размещенная в реконструированном двухэтажном, светлом, просторном помещении. Она соединила в одном здании две библиотеки – центральную районную и детскую. По сути это информационно - досуговый центр для населения всего Родниковского района. Здесь проходят различные крупные мероприятия районного масштаба, областные и даже международные семинары.
И то сказать: в таких апартаментах – с экзотической зеленью, обитыми бархатом креслами, евродизайном – не стыдно и гостей принимать. По убранству, воздуху залов ей может позавидовать любая из библиотек областного центра и районов области.
Публичная библиотека в Родниках – организация совсем юная. Организованна она была - 12 июня 1998 года. И возникла не на пустом месте, а реорганизовалась из центральной районной библиотеки ЦБС. Но библиотека не просто сменила вывеску на фасаде, она и работать стала по-другому. Наша Публичная библиотека считается единственной в своем роде. Библиотек, подобных ей, нет ни в одном маленьком городе России. Она функционирует не просто сама по себе, а является административно-хозяйственным, методическим и культурным центром для 16 сельских библиотек района и 2 городских филиалов.
Отсчет истории библиотеки ведется аж с 1904 года, когда при Народном доме была создана библиотека-читальня. (Книжный фонд составлял 2724 книги, а количество читателей 968 человек. На момент открытия библиотеки общий книжный фонд был уже 91 882 экземпляра, а около 7000 жителей города стали ее читателями). Большую часть фонда преобразованной в 1918 году (при личном участии В.И. Ленина и заведующего библиотечным отделом Наркомпроса В.Я. Брюсова) из читальни районной библиотеки составляли подаренные книги Петром Ильичем Сурковым, некогда помощником мастера на ткацкой фабрике Красильщиковых. Сейчас в отделе краеведения храниться лишь малая часть сурковского наследия: в свое время немало книг было передано областной научной библиотеке, позднее оттуда они перекочевали в Государственную библиотеку г.Ленинграда – и дальнейшая их судьба, увы не известна… Но о самом дарителе родниковцы с благодарностью помнят.
Став Публичной, библиотека перешла в новую категорию, у нее появились новые отделы, которых не было в районной библиотеке. Это и отдел краеведения, в котором собрана вся информация о прошлом, настоящем и будущем Родниковского района и Ивановской области, и игровая комната, где дети находят для себя развлекательные игрушки и познавательные игры. В библиотеке красиво оформлен литературно-музыкальный салон, в котором проходят занятия литературных клубов, праздники и тематические вечера. Дети и подростки с удовольствием играют в компьютерные игры, а теперь желающие могут побродить по Интернету. Методико-библиографический отдел предоставляет сценарии разнообразных игр, выставок, музыкально-поэтических композиций и конкурсов – большое подспорье для педагогов. При деятельном участии работников Публичной библиотеки выпускаются поэтические сборники местных поэтов, ведется большая культурно-просветительская и краеведческая работа.
Возможности библиотеки еще далеко не исчерпаны: впереди много новых и интересных проектов. Здесь всегда рады людям творческим, неравнодушным, любящим и ценящим книги, всем, кто заинтересован в том, чтобы в Родниках поддерживались и развивались культурные традиции [15].
v Музейно-культурный центр. Родниковская земля имеет богатые исторические, боевые и трудовые традиции. Сохранить их, донести до наших потомков – такие задачи выполняет музейно-культурный центр.
В 1968 году группа энтузиастов под руководством И.А.Беляева основала районный краеведческий музей в здании детской библиотеки. А в 1977 году в клубе им. Ленина открылся музей комбината «Большевик», у истоков которого стоял В.Д.Сафронов. В 1985 году музей переселился в здание бывшего управления предприятия. Туда были переданы экспонаты районного краеведческого музея. По сути, музей стал центром краеведческой работы в районе, и в 1995 году родилась идея сделать его музейно-культурным центром. Музейно-культурный центр принял первых посетителей как раз накануне 50-летия Великой Победы. В чем же отличие музейно-культурного центра от обычного музея? Центр предусматривает не только освещение истории нашего края. Круг его деятельности весьма обширен. Здесь могут быть картинные галереи, передвижные выставки, музыкально-литературные салоны для проведения вечеров, посвященных творчеству поэтов, композиторов, писателей. В музейно-культурном центре работают несколько залов, в которых располагаются выставка народных промыслов, материалы и экспонаты, посвященные участию родниковцев в Великой Отечественной войне, выставки художников и др.
Музейно-культурный центр АО «Родники-Текстиль» работает постоянно: меняются передвижные выставки и экспозиции. В планах – сотрудничество с музеями других городов Ивановской области, с художниками и творческими мастерскими, предприятиями народных промыслов [4].
v Кинотеатр «Родник». В 1968 году приветливо распахнул свои двери для родниковцев новый кинотеатр «Родник». Вот что рассказывал тогда директор районной киносети В.Красильников: «Все здесь сделано по последнему слову техники. Потолок из стеклопластика, очень удобного и прочного материала. В зале 570 полумягких кресел. Пол ступенчатый, так что зрители могут с любого ряда хорошо смотреть кинофильмы. На большой эстраде – экран, ширина которого равна 12 метрам. Особенностью является то, что он павиноновый, то есть сделан из специальной ткани-пластика. Эта ткань дает возможность равномерно распределить освещение экрана и отражение на зрителя. На втором этаже – просторное светлое фойе, в котором размещаются буфет, комнаты для обслуживающего персонала, две кассы, просторная киноаппаратная. На первом этаже – служебные кабинеты. Приятно подобраны тона окраски стен внутри и снаружи здания. Строители СМУ № 11 приложили много сил и стараний, чтобы порадовать родниковцев».
В течение многих лет кинотеатр являлся, можно сказать без преувеличения, центром культурной жизни. Здесь проходили творческие встречи с популярными актерами разных лет и другими знаменитыми людьми. Для активной молодежи организовывались дискотеки. Сейчас проходя мимо этого красивого здания, становится очень грустно от понимания его пустоты и ненужности [15].
v Районный дом культуры «Лидер». Районный Дом культуры «Лидер» открыл свои двери для посетителей 29 марта 1986 года. Его открытие стало знаменательным событием для города и района. И не случайно, так как возведение Дома культуры называли «стройка века», «долгостроем». В период строительства здания директором был назначен Александр Николаевич Батягин, который принимал непосредственное участие в приобретении строительных материалов, комплектовании оборудованием и техническими средствами будущего Дома культуры. Заведующей отделом культуры исполкома районного Совета в то время была Лидия Григорьевна Кропалова. Именно на их долю пали все тяготы затянувшегося строительства.
Родниковский Дом культуры был и остается одним из лучших базовых учреждений культуры области: просторное фойе, большой зрительный зал на 600 мест, огромная сцена, малый зал, кружковые комнаты, прекрасное современное оборудование.
В настоящее время в ДК работает 30 клубных формирований: три народных коллектива (народный хор и народный оркестр русских инструментов – руководитель Князева Н.Н., народный духовой оркестр – руководитель Чушкин А.), вокальные студии «Шлягер», «Улыбка», «Унисон»; вокальный ансамбль «Радуга»; танцевальные коллективы, кукольный театр «Теремок», рок-группы и другие коллективы художественной самодеятельности, клубы и любительские объединения по интересам. Участники этих коллективов, защищая честь города и района, не раз становились победителями областных и всероссийских фестивалей и конкурсов [16].
v Клуб им. Ленина. В рамках социальной программы по заданию Красильщиковых, архитектор Леонид Романович Сологуб, разработал индивидуальный проект здания Общественного собрания (бывший клуб АО «Родтекст»). И в 1912 году на месте сгоревшего деревянного здания было возведено новое, но из-за нехватки денег и других трудностей в проект здания пришлось внести существенные поправки. Так, это уникальное здание лишилось северного крыла с малым залом во втором этаже, а большой зрительный зал – балкона, что отрицательно сказалось на его акустике. В целом же, архитектурное и скульптурное оформление здания выдержаны в соответствии с проектом. Выполнено оно было в классическом стиле и признанно «монументальным». А о том, что не удалось воплотить в 1912 году, Красильщиковы сказали: "Достроим потом".
На протяжении 90 лет клуб оставался местом отдыха родниковцев. Здесь проходило много интересных мероприятий: «Играй, гармонь», «Золотой шлягер», дискотеки для молодежи, кукольные спектакли для детей. Несколько лет подряд здесь проводился фестиваль искусств «Красная гвоздика». Ежегодно приезжали сюда знаменитые артисты со всей России [14].
Сейчас в клубе располагается торговый центр "КЛУБничка".
v Народный дом (ЦДТ). Появился в Родниках в 1903 г. и был назван именем известного общественного деятеля, костромского губернатора И.М. Леонтьева. Постройка здания обошлась Красилыщиковым в 50 тыс. рублей (царский золотой рубль тогда равнялся 10 долларам США). Народный дом стал центром культурно-просветительной работы для всего окрестного населения. Главный зал – чайная – вмещал 400 человек и был обставлен мраморными столами и венской мебелью, с буфетом и комнатой для курящих.
В доме устраивались демонстрации картинок «волшебного фонаря», в репертуаре был большой выбор картин духовно-нравственного, естественно-научного, медицинского, биографического, исторического, географического содержания, число которых достигало 2500. Имелся зал библиотеки-читальни. В библиотеке хранилось более 5000 томов по различной тематике. К 1912г. библиотекой пользовалось приблизительно 1400 взрослых и детей. В читальном зале находилось более 20 периодических изданий – газет и журналов. В библиотеке-читальне была организована также книжная торговля, торговля учебными и письменными принадлежностями, с годовым оборотом в 2800 рублей.
В конце 1906 года накануне выборов во вторую Государственную Думу со страстной революционной речью выступил в Народном доме Михаил Васильевич Фрунзе.
Главными достижениями Народного дома в период с 1905 по 1912, год надо считать пропаганду передовых методов сельскохозяйственного производства, в чем и видели Красильщиковы одну из главных задач процветания своей фабрики. Для этого в зале сельскохозяйственной выставки пропагандировались новые сельскохозяйственные орудия и приспособления, проводилась продажа инвентаря и даже такого новшества, как минеральные удобрения.
Народный дом, под руководством его заведующего В.А.Халезова, являлся центром общественных организации рабочих: благотворительного и кредитного общества, кружков любителей драматического искусства, церковного пения. Кружком сельскохозяйственных знаний руководил агроном В.А.Ткачук, который устраивал там постоянные выставки достижений сельскохозяйственной фермы Красильщиковых "Рига".
В августе 1914 года от Народного дома родниковцы провожали на первую мировую войну своих рекрутов. В 1928 году Народный дом переоборудовали под кинотеатр, остался лишь читальный зал, где зрители перед киносеансом могли почитать газеты, сыграть в шашки или шахматы. После второй мировой войны читальный зал, что все еще работал в кинотеатре, закрылся, а вместо него открылась чайная, которую через несколько лет сменил посудохозяйственный магазин. В 1972 году здание реконструировали, у него появился второй этаж, и там разместился Дворец Пионеров. С 1994 года Дворец пионеров и школьников стал именоваться Центром детского и юношеского творчества (ЦДЮТ), а позднее Центром Детского творчества (ЦДТ). Все дети города в возрасте с 6 до 14 лет могут там найти себе занятия по душе. В ЦДТ работает много кружков: вязания, кройки и шитья, моделирования, мягкой игрушки и др. В летний период здесь организуются летние лагеря [15].
v «Аленушкина школа». В Родниках это интересное в архитектурном отношении здание на площади им. В.И.Ленина многие по старинке называют «Алёнушкиной» школой, хотя правильнее было его называть «Еленушкиной». Построена эта школа была в 1839 году на средства фабрикантши Елены Ивановны Красильщиковой в память о погибшем от несчастного случая сыне. Школа эта и была построена лишь для мальчиков. Из всех сохранившихся в Родниках с революционных пор школьных зданий эта школа самая старая. Выделялась она хорошим подбором учителей и прекрасным пришкольным садом-огородом, созданным учителем Апольцевым (погиб в ГУЛаге), где выращивались обильные урожаи овощей и фруктов, а ученики получали хорошую сельскохозяйственную подготовку [12].
v «РИК» (Районный исполнительный комитет). Это старое трехэтажное здание родниковцы иногда еще называют «РИК». В расшифровке – районный исполнительный комитет, который и располагался здесь в 20-30-х годах. Сам дом был построен в середине 19-го века Анной Михайловной Красильщиковой, владевшей текстильным предприятием в Родниках. Долгие годы его населяло многочисленное семейство фабрикантши, прислуга.
Многое повидал этот дом за свою долгую историю. Сохранилось предание, что он был соединен подземным переходом с церковью, что располагалась через дорогу, чтобы хозяйка – Анна Михайловна Красильщикова – могла в любое время дня и ночи помолиться родниковским святыням [13].
В настоящее время здание пустует
III. 1.2. Объекты общепита и магазины
v «Зеленый» магазин. Этот дом-терем всегда вызывает какое-то притяжение. Здание это появилось в Родниках в первом десятилетии ХХ века. Это – знаменитый «зеленый» магазин, является памятником архитектуры, с ним у родниковцев связано столько всевозможных воспоминаний. Этот лучший в дореволюционных Родниках магазин построил купец Красильщиков Николай Алексеевич – внук фабриканта Антона Красильщикова, который и завещал перед смертью своему внуку крупную денежную сумму. Николай Алексеевич фабрикантом не был, а вот магазины в Родниках завел. Первый его магазинчик был на том месте, где теперь стоит ТЦ «КЛУБничка». После случившегося тогда пожара Красильщиков и построил свой знаменитый «зеленый», ставший в Родниках чем-то вроде Елисеевского в Москве. Родниковские старички вспоминали, что здесь выбор товаров и продуктов был много богаче и изысканнее, чем в остальных купеческих лавках и магазинчиках села. Туда и ходила привилегированная часть родниковцев – в основном фабричная администрация. А рабочие там появлялись из праздного любопытства, так как продукты первой необходимости покупали или в своей «потребиловке», или на базаре, что круглый год существовал на главной Красной площади села. И улица, на которой стоит наш «зеленый», называлась Красной (ныне – Советская). С 1918 года, магазин стал называться «Общество «Экономия», когда произошла национализация торговых предприятий. Тогда два торговых предприятия Родников – «Общество потребителей» и «зеленый» магазин слились в одну кооперативную торговую организацию.
«Зеленый» магазин и тогда оставался в Родниках главной торговой точкой. Там отоваривались стахановцы и ударники предвоенных и послевоенных лет по талонам, которые им выдавали на работе за перевыполнение производственных заданий и активное участие в общественной жизни [16].
III. 1.3. Объекты здравоохранения
v «Красная» больница. История «красной» больницы неразрывно связано с именем замечательного доктора Дмитрия Александровича Булашевича. Он по праву принадлежал к «золотой» плеяде дореволюционной интеллигенции Родников.
Дмитрий Александрович обладал редким даром врача-диагноста, имел удивительную память, редкую работоспособность, умел расположить к себе пациента.
Вокруг нее выстроился настоящий больничный городок, куда входят стационар на 360 коек, восемь отделений – терапевтическое и хирургическое, детское, гинекологическое, родильное, инфекционное и отоларингологическое, плюс три поликлиники. В центре больничного городка в конце 1960-х годов силами пенсионеров города оборудован сквер, с установлением памятника великому мыслителю, писателю Александру Ивановичу Герцену. Совсем недавно был сделан ремонт хирургического отделения, больница приобрела новое, современное оборудование. В январе 1999 года для жителей города и района произошло важное событие. В торжественной обстановке была открыта новая детская поликлиника, которая строилась без малого 10 лет. Сейчас строится новое здание поликлиники [16]
v Противотуберкулезный диспансер. Родниковский противотуберкулезный диспансер – одно из лучших медицинских учреждений области. С момента его открытия (1929г.) диспансер выполняет важнейшую социальную функцию, ставя заслон опаснейшему заболеванию – туберкулезу. Имена лучших родниковских врачей-фтизиатров, в первую очередь многолетнего руководителя диспансера Алексея Александровича Салеева, навсегда вписаны в историю областной и российской медицины.
v Санаторий-профилакторий «Орбита». Один из немногих настоящих достопримечательностей города, слава о котором идет по всей области. Имя доброго доктора М. Лущенко, руководителя "Орбиты" и кудесника редких способов лечения, а также имена всех врачей, медсестер и массажистов профилактория передаются больными из уст в уста. Скольким людям они облегчили страдания, скольких подняли на ноги. В группы лечения сюда всегда очередь. В "Орбите" лечат не только уколом, массажем или лазерным лучом, но и добрым словом, искренней заботой и проявлениями неподдельного интереса к любому больному.
III. 1.4. Объекты монументального искусства
v Стела. Стелой называют вертикально стоящую каменную плиту с надписью или рельефным изображением. Первая стела была установлена в 1977 году в честь 60-летия Октябрьской революции, автором эскиза был художник комбината Николай Куликов. Более 30 лет стела украшала въезд в город, но настало другое время: время новых форм и современных материалов.
Поэтому, оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий к 90-летию города Родники принял решение о проектировании и строительстве новой стелы, ведь это не просто какой-то знак или буквы, стела является визитной карточкой города, его символом, в котором должно отражаться все, чем славен и_богат_город.
В январе месяце преподавателям и учащимся художественного отделения Детской школы искусств» было предложено нарисовать рисунки. Они были переданы фирме «Спектр (рекламные технологии)», где группа проектантов в составе Куликовой Надежды, Шолева Дмитрия, Евсеева Константина, проанализировав все художественные работы, добавив свое видение символа города, предоставила генеральному подрядчику «Строитель – 11», директор Васильев Евгений Иванович, ряд эскизов предполагаемой стелы. На основании этих эскизов группа проектантов подрядной организации совместно с ведущими специалистами заказчика разработали проект стелы.
Проект и техническая документация стелы были утверждены администрацией МО «Родниковское городское поселение» и согласованы с главой администрации МО «Родниковский муниципальный район» С.В. Жубаркиным. Строительство стелы велось лучшими мастерами бригады строителей под руководством прораба Скоробогаткиной Татьяны Викторовны генерального_подрядчика_«Строитель-11».
Семиметровый шпиль стелы увенчивается гербом Родниковского района. Чтобы название города понятно читалось и было видно издалека, буквы заказали в фирме «Большая буква» г. Москва, где изготавливаются объемные буквы. Буквы идеально сочетаются с именем нашего города, они такие же прозрачные, светлые как чистая вода родников. Именно с чистой воды родников и получил название наш город.
v Памятник В.И. Ленину. Был установлен в центре города на площади, носящей его имя. Памятник является ее композиционным центром. Бронзовая фигура Ленина, опирающегося рукой на невысокую тумбу-трибуну, установлена на прямоугольном постаменте. На лицевой стороне – бронзовая доска с надписью «Ленин (1870-1924)». Бронзовые же рельефы на боковых сторонах – «1905 г.» на правой и «1917 г.» на левой – дополняют и конкретизируют образную характеристику вождя. В настоящее время скульптура и рельефы покрыты масляной краской. Открыт он был 1 августа 1930 года на средства рабочих. Изготовил памятник скульптор Б.Д.Королев, прославившийся, как один из родоначальников монументальной ленинианы.
Но тут родниковцам пришлось довольствоваться лишь эскизным вариантом памятника, хотя и бронзовым (с большой примесью монетного серебра). В 1960 году памятник был перенесен к городскому кинотеатру, на место папертей снесенного храма, где он и стоит на новом постаменте.
В одно время ставили вопрос о замене его другим, но он был построен на средства трудящихся и заменить его другим не разрешили.
III. 1.5. Храмы
v Храм Александра Невского. 5 ноября 1996 года в городе Родники был освящен новый храм, унаследовавший имя одного из алтарей своего предшественника, Ильинского храма, - Святого благоверного князя Александра Невского.
Вопрос выбора места под строительство церкви в условиях города Родники решался не просто. Казалось, что местные власти по-доброму озабочены решением этого вопроса, но на деле все оказалось сложнее. В исторической части города не было уже ни одного подходящего пустыря, ни одной свободной площадки. Предлагались варианты на окраинах города, что вызывало возражения. Казалось, что вопрос зашел в тупик. И тогда о. Виталий предложил властям отдать под церковь клочок земли, премыкающий к речке Юкше между Московской и Алексеевской улицами. Глава городской администрации издал соответствующее постановление, и подготовка к строительству церкви началась. Место привлекало и исторически: Московская улица возникла еще до революции на месте бывшей Поповки (церковная земля); здесь же на Алексеевской улице до 1930-х годов стояла часовенка в честь святых апостолов Петра и Павла, в день поминовения которых от Невской улицы – до часовни и обратно устраивались Крестные ходы. Словом, место было связано с Ильинской церковью и в прошлом освящено молитвами родниковцев.
Строительство нового храма в Родниках явилось сенсацией для Ивановской области (вновь построенная церковь – факт для области единственный). Возводился храм на средства, полученные от ведения треб, на пожертвования, на помощь, что оказывали некоторые предприятия – как частные, так и государственные. В этом ряду следует выделить директора машиностроительного завода «РУП» Н.П.Ворбьева, пожертвовавшего грузовик, стоимостью три миллиона рублей, за счет которого был приобретен кирпич на всю церковь. На машзаводе также бесплатно был изготовлен для храма Крест, который был водружен 13 июля 1996г.
18 сентября 1997года с благословения архиепископа Амвросия мощи преподобной Аниманисы с кладбища села Острецово были перенесены в город Родники. Обетованный храм Александра Невского встретил мощи святой под звон всех своих колоколов.[2]
v Часовня Параскевы Пятницы. Одним из святых мест города Родники является ключ-родник и часовня над ним в честь великомученицы Святой Параскевы-Пятницы-целительницы душевных и телесных недугов, хранительницы семейного благополучия, покровительницы невест.
В XV веке он был освящён Преподобным Тихоном Лухским. В часовне над родником звучали молитвы, обращённые к Святой Параскеве о помощи всем страдающим и болящим.
Местные жители многие столетия проявляли заботу о роднике и часовне, благоустраивали, украшали и сохраняли. [11]
v Церковь Рождества Христова (Ивановская область, Родниковский район, село Сосновец).
Стоит в центральной части села, на берегу небольшого пруда. Построена в 1858 году. Кирпичные стены оштукатурены. В эклектичной архитектуре здания своеобразно сочетаются традиционные приёмы древнерусской архитектуры с упрощёнными элементами нарышкинского барокко и классицизма.
Высокий двусветный четверик с более узкой полукруглой апсидой завершён пологой четырёхскатной кровлей с широко расставленным пятиглавием. Центральная луковичная глава с чешуйчатым покрытием поставлена на световой гранёный барабан, остальные, отнесённые на самые углы объёма и приподнятые на своеобразные постаменты, - глухие. Обширная двустолпная трапезная перед западным фасадом имеет трёхчастный, поперечно ориентированный притвор, средняя часть которого служит основанием для колокольни. В левом от входа помещении притвора находится лестница. Ярус звона поставлен на квадратный постамент и завершён сильно уменьшенным в плане низким восьмериком с шатром и лавкой.
Насыщенные декором фасады четверика расчленены на два яруса. Углы каждого из них акцентированы широкими филенчатыми лопатками с рустованными краями; в верхнем ярусе над лопатками круто изгибается профилированный венчающий карниз. Основными декоративными элементами служат наличники арочных окон и массивные порталы боковых входов с разорванными треугольными фронтонами, заимствованными из нарышкинского барокко.
Визуально сооружение делится по вертикали на две части широким карнизом нижнего яруса, украшенным горизонтальными филёнками с пышной, но несколько измельчённой резьбой, что придаёт ей эклектичный характер. Нижняя часть состоит из двух рядов - местного и праздничного. Разделяющие иконы витые колонны с цветочными гирляндами и коринфскими капителями опираются на мощные резные кронштейны. Утраченные ныне высокие царские врата в верхней части завершались пышной резьбой, частично сохранившейся. Верхняя часть иконостаса состоит из двух рядов - деисусного и пророческого, разделённых профилированным карнизом, раскрепованным над витыми колоннами (в верхнем ярусе более простой формы). Двухфигурные иконы середины 19-го века, арочные во втором и прямоугольные в третьем ярусе, сохранились. Завершается сооружение четырьмя сегментовидными иконами, скорее всего страстного цикла, между которыми в центре помещён крест, опирающийся на круглую икону "Распятие Христово" в резном обрамлении [15, с. 191-193].