Понимание научного видения мира в краеведении
Понимание научного видения мира – это обобщённая и целостная картина мира региона, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
Научное видение мира в краеведении представляет собой способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, на своей «малой» родине, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения.
В структуре научного видения мира можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Знания как основной компонент в структуре научного видения мира, задают обобщённую модель мира и места в нём человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре научного видения мира знаний как когнитивно-содержательного его компонента всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации смыслообразующих связей и отношений реальности.12
Ценности в научном видении мира выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
Эмоционально-чувственные компоненты в структуре научного видения мира определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают научному видению мира характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.
Следует отметить, что научное видение мира всегда скоррелировано с конкретно-историческим типом культуры и в своих содержательно-нормативных структурах воспроизводит целостный образ социокультурного пространства эпохи, основные её смысловые и ценностные характеристики.
Существуют различные классификации форм и типов научного видения мира. В зависимости от субъекта-носителя научного видения мира выделяют личностную форму его объективации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определённой исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:
а) о нетеоретическом научном видении мира, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;
б) о философско-теоретическом научном видении мира;
в) о научном видении мира.13
С начала 1990-х традиционный краеведческий материал, а с ним и краеведы, почти неожиданно для себя оказались на гребне общественного и гуманитарного интереса к феномену провинции, к регионализму, вообще к локальным культурным практикам.
Само стремление искать формулы научного видения мира в краеведении характерно для нынешней ситуации и плодотворно по крайней мере как симптом острой и неудовлетворенной потребности в идее, которая могла бы объединить в целостной и осмысленной картине разнородные факты местной истории и культуры. Таким образом, сегодня научное краеведение пытается понять самое себя, обнаружить единство смысла в расходящихся частностях своего исторического и культурного опыта. Будущее краеведческих исследований связано с этими усилиями, если, конечно, они приобретут системный и методологически ответственный характер.
Накопленный краеведческий материал предстоит осмыслить в системе современных понятий и методологий гуманитарных наук. Надо разместить многобразные факторы ландшафта, истории, культуры и социальной жизни в таком теоретическом поле, где бы они обнаружили свои связи и смысл. Ориентиры для поиска адекватного инструментария достаточно очевидны. Отечественная гуманитарная традиция в работах Ю. Лотмана, Б. Успенского и В. Топорова о семиосфере, семиотике истории и пространства, о Петербурге и «Петербургском тексте» как феномене русской культуры уже имеет результативный и эвристически богатый прецедент научного видения мира, анализа и интерпретации таких гетерогенных, многосоставных и иерархически сложных явлений культуры, каким является город и вообще любой исторически и культурно освоенный и продуцирующий культурную информацию локус.14
Работы упомянутых исследователей демонстрируют богатые аналитические и объяснительные возможности культурно-семиотического подхода к действительности, к научному видению мира. Семиотический взгляд на вещи открывает неявные смысловые связи, взаимодействие, группировку и смыслопорождающую работу фактов, которые обычно рассматриваются в условно изолированных рядах языка, истории, культуры, психологии, социальной жизни, природы.
Заключение
Краеведение представляет собой научное комплексное изучение локальных объектов, осуществляемое силами местного населения. Краеведение выступает одним из способов восприятия окружающего мира. Сущность краеведения — в восприятии и познании края для его развития.
Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения научные природоведческие, исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т. д.
Научное видение мира составляет систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Понимание научного видения мира выступает как обобщённая и целостная картина мира региона, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
Научное видение мира в краеведении оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.