Теоретические подходы к исследованию туристских предпочтений студенческой молодежи

Только в городе Рязани в настоящее время насчитывается около 20 различных академий, университетов и институтов, 5 военных учебных заведений.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следо­вательно, материальных возможностей, студенчество связано общим ви­дом деятельности и образует в этом смысле определённую социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территори­альным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причём это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социаль­но-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельно­стью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе произ­водства, студенческий статус является заведомо временным, а обществен­ное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, вклю­чая и национальные особенности системы высшего образования.

Студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодёжь. Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интелли­генции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, соци­альных слоёв и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заклю­чающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научны­ми знаниями, и его основные социальные роли, определённые положени­ем студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к мо­лодому поколению - молодёжи. [27, С.24]

Студенчество выполняет особую роль в системе об­щественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции, не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учёбы, роль которой в обществе возрастает.

Студенчество, являясь составной частью молодёжи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризуется особыми усло­виями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, сис­темой ценностных ориентаций. Для её представителей подготовка к буду­щей деятельности в избранной сфере материального или духовного произ­водства является главным, хотя и не единственным занятием.

Студенчество как социальная группа, является объе­динением молодых людей с определёнными социально значимыми уст­ремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодёжи, обладает присущими только ей особенностями: обучающая - образовательная деятельность, выполне­ние в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность социального поведения членов группы, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей, социальный престиж.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего - социальный престиж про­фессии. К наиболее престижным профессиям 51,8 % респондентов относят профессию юриста, 33,3 % - врача, 30,2% - экономиста, 28,0 % - предпри­нимателя. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подго­товленной, образованной частью молодёжи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодёжи. Это в свою очередь предопределя­ет формирование специфических черт психологии студенческого возраста. [27, С.30]

Стремясь завершить обучение в ВУЗе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования и любимой специальности, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств соци­ального продвижения молодёжи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Таким образом, можно выделить следующие черты студенчества:

- временный статус;

- являясь составной частью молодёжи, имеют специфический род за­нятий;

- определённый вид дохода;

- общее стремление в получении высшего образования;

- определенные ценности и идеалы;

- общность быта;

- стремление к выполнению в обществе социальных ролей интелли­генции. [27, С.26]

В данной работе нам представляется интересным проследить, как сформируется современное студенчество, из каких слоев.

Проблема воспроизводства студенческой молодёжи может рассмат­риваться в различных аспектах. Поскольку студенчество формируется из молодых представителей различных слоев, то в периоды трансформации социальной структуры общества оно может служить индикатором этих процессов.

Само оно также является их активным участником: ведь высшее об­разование выполняет функцию индивидуальной или групповой социаль­ной мобильности и воспроизводства слоёв, занимающихся высококвали­фицированным и сложным трудом.

Однако есть еще и социокультурный аспект этой проблемы: в какой социальной среде имеются оптимальные материальные и культурные ус­ловия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего образования. Ведь для успешного прохождения кон­курса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоёв оказываются более конкуренто­способными для системы высшего образования (легче поступают в пре­стижный вуз, на престижный факультет), другие - менее конкурентоспо­собными.

Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчест­ва в настоящее время? Каковы основные социальные источники пополне­ния? Остаются ли они достаточно эгалитарными или имеют тенденцию к элитаризации? В чем выражаются наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство? Из прове­денного нами социологического исследования видно:

1. Среди родителей студентов нет безработных, неработающих пен­сионеров, инвалидов, т. е. социальная структура студенчества, по сравне­нию с социальной структурой общества, выглядит как более благополуч­ная, является структурой «улучшенного» типа.

2. Социальный состав студенчества достаточно пёстрый: в нем ши­роко представлены и традиционные, и новые страты, появившиеся в ходе реформ. Студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя - молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя - владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса (9 %).

3. Доминирующей же группой являются студенты - выходцы из се­мей специалистов с высшим образованием - 61 %.

4. Среди студентов значительно уменьшилась доля детей рабочих и вспомогательного персонала. Их доля составляет 7 %. [30, С. 117]

Важной особенностью социального состава студенчества является высокая занятость родителей в государственном или негосударственном секторах экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество признаком? Дело в том, что у людей, связанных с частным сектором, жизненные перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у слоев, «завязанных» на госсектор. Студенты, вы­ходцы из семей трудящихся в госсекторе, привыкли мыслить по-государст­венному, в интересах страны, а не лично о себе.

Еще одна линия расслоения студенчества «пролегла» между студен­тами. Конечно, и раньше были вузы, отличавшиеся как престижностью, в которых обучались студенты из разных стран, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей студентов, выходцев из рядов советской элиты).

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается неизменным. В данном исследовании 34 % составляют юноши и 66 % де­вушки: а их доля в ВУЗе - в среднем 30 и 70 % соответственно. Процесс феминизации высшего образования остается «стихийно стабильным», хотя ситуация социального наполнения безработицы (большинство незанятых - женщины с высшим образованием) давно требует регуляции. [30, С.119]

Как показывает наше исследование, в ВУЗах приток студентов из род­ного города стал больше, чем ранее. С одной стороны, их «стартовая пози­ция» во многом выгоднее: теснее связь с семьёй, нет необходимости испы­тывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим ме­стом жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской моло­дёжи оказывается менее динамичной и самостоятельной, её статус надолго остаётся зависимым от положения родительской семьи. И в самоопределе­нии через ВУЗ элемент личной инициативы проявляется позже.

Сокращается доля студентов жителей села. Из данных эмпириче­ского опроса выявилось, что в Мед. университете на втором курсе из ста опрошенных обучается 12 % сельских жителей, 35 % из небольших горо­дов области и страны, 10 % из других крупных городов, 43 % - из Рязани. Их шансы поступить в университет в сравнении с шансами выпускников городов ниже. Сказывается реальный разрыв в качестве довузовской под­готовки и формирующийся на этой основе своеобразный «комплекс про­винциальности». Усиливающийся разрыв на получение высшего медицин­ского образования для молодёжи из разных типов поселения в перспективе угрожает воспроизводству кадров молодых врачей, где и ранее ощущалась нехватка специалистов. Правда, студенты из сельских районов после окон­чания учебного заведения в последние годы чаще стали возвращаться в родные места. Хотя в настоящее время это можно считать вынужденной акцией. Три из каждых четырех студентов из сельской местности не против закрепиться в городе, однако это желание не обеспечивается гарантия­ми трудоустройства, жилья. Отсюда увеличение в перспективе миграцион­ной подвижности молодёжи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения в будущем более ста­бильной социальной позиции. Однако кризисное состояние, хроническое недофинансирование муниципальных образований мешает местным орга­нам обеспечить обучение «своих» студентов в учебном заведении и гаран­тировать выпускникам трудоустройство в «родном городе». Просматрива­ется и более опасная перспектива: катастрофическая нехватка в городах и районах области высококвалифицированных врачей по многим специаль­ностям. [30, С.121]

Важный аспект социального неравенства в студенческой среде - различия, как мы уже отметили выше, в качестве довузовской образователь­ной подготовки. Во многом они обусловлены социально-территориальны­ми причинами. За последние годы несколько сократился приток в универ­ситет выпускников общеобразовательных школ и возрос - выпускников специализированных классов, школ.

Одной из актуальнейших проблем на протяжении всего существова­ния студенчества является проблема материального обеспечения.

Ответы на вопросы анкеты мы стремились рассматривать комплекс­но. Когда речь идёт о «нехватке средств», подразумеваются все источники доходов (помощь родителей, дополнительные заработки, стипендия и т. д.).

Насколько успешны попытки современных студентов обрести собст­венный материально-бытовой статус? Обучение, даже «бесплатное», в университете ныне требует от семьи немалых затрат. Обеспеченность се­мей родителей студентов университета объективно несколько выше, чем в среднем. Основным источником доходов для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. По данным социологиче­ского исследования ее получают 75 % студентов. Один из источников существования - стипендия, но размер её таков, что источником средств к существованию её может назвать лишь очень маленькая доля студентов. Проблема даже не в мизерности стипендии. Серьёзнее по своим негатив­ным социальным последствиям другое — общество как бы демонстрирует безразличие к жизни и становлению будущих квалифицированных специа­листов. Наши исследования показали, что 75 % студентов находятся на полном обеспечении родителей, 16 % получают стипендию.

Наряду с экономическим положением родительских семей, с начала 90-х годов начал «работать» ещё один фактор стабилизации уровня жизни студентов: дополнительные заработки. Они приобрели настолько массо­вый характер, что по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как, наряду с учебной, становятся второй основной дея­тельностью студенчества. Прямой связи с уровнем жизни семьи студента не наблюдается, т. е. подрабатывают как остронуждающиеся, так и те, кто имеет высокий уровень жизни.

Вероятно, дополнительные заработки становятся новым стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т. е. выполняют не только свою прямую функцию).

Мониторинг выявил растущую значимость дополнительных заработ­ков, которые практикует 13 % наших студентов. Но изменился характер дополнительной работы. Если раньше преобладали временные, случайные заработки, сегодня большая часть работающих студентов совмещает учёбу с относительно постоянной работой. Ныне главное для многих - уже в ву­зовский период иметь возможность для постоянного заработка. Смягчить негативные последствия необходимого отвлечения от учёбы на заработки можно, лишь усиливая связь дополнительной работы с получаемой в ВУЗе подготовкой.

У половины же «подрабатывающих» студентов такая связь отсутст­вует. На возможность работать по близкой специальности однозначно ука­зывают лишь 8 % опрошенных, еще 5 % используют свои профессиональ­ные знания частично.

Расходы студентов, естественно, связаны с удовлетворением перво­очередных потребностей, в число которых входят: питание, покупка оде­жды. У 37 % студентов основная часть средств идёт на оплату жилья. В тоже время тенденция приёма в ВУЗы местной молодёжи оборачивается тем, что 46 % студентов не нуждаются в затратах на жильё, на приобретение товаров длительного пользования, ибо опираются на поддержку родитель­ской семьи.

Таким образом, материально студенты в основном зависит от родителей, хотя 13 % стараются обеспечить себя самостоятельно, устраиваясь на работу.

Поэтому молодёжь, образующая важный сегмент рынка туризма, предпочитает, в основном, относительно дешёвые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, весёлый вечерний отдых (бары, диско, дискуссионные клубы, встречи по интересам, лотереи, конкурсы и т.д.). Для этого сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию и наличию свободного времени (например, каникулы).

Отдельная категория молодёжи предпочитает неорганизованный туризм на побережье Черного моря - в палаточных городках и автокемпингах. Среди активных туров большим успехом пользуются приключенческие, учитывающие свойственную молодёжи страсть к приключениям и интерес ко всему таинственному. Это поиски "дворянских" и "пиратских" кладов, древних захоронений, упоминающихся в исторических документах, а также военных трофеев в местах сражений. Военные трофеи чаще встречаются в западных регионах России, оккупированных фашистами во время Второй мировой войны, а захоронения - в местах распространения южных кочевых племен.

К главным мотивам совершить турпоездку эксперты относят следующие:

· изучение и знакомство с новой культурой и образом жизни, природным и культурным наследием, национальной кухней, традициями и обычаями:

· знакомство с достопримечательностями, музеями, театрами, развлечениями, тематическими парками, ночной жизнью, возможность посетить хорошие рестораны, дансинги, и др. увеселительные заведения;

· возможность побыть немного в другом образе жизни, покутить, потратить свободные деньги, которые копились длительный период, хоть немного чуть-чуть почувствовать себя человеком более высокого уровня;

· смена общей обстановки, снятие стресса, отдых;

· посещение театров, представлений, фестивалей, карнавалов;

· встречи с новыми интересными людьми;

· изучение условий для потенциального бизнеса в данной стане;

· шоппинг;

· приобретение сувениров и подарков;

· отдых на море, спорт;

· зимний спорт и отдых;

· лечение, оздоровительные цели;

· религиозные цели;

· встречи с родственниками и друзьями.

Наши рекомендации