Теоретические подходы к исследованию туристских предпочтений студенческой молодежи
Только в городе Рязани в настоящее время насчитывается около 20 различных академий, университетов и институтов, 5 военных учебных заведений.
Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определённую социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причём это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
Студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодёжь. Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоёв и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определённые положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодёжи. [27, С.24]
Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции, не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учёбы, роль которой в обществе возрастает.
Студенчество, являясь составной частью молодёжи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для её представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.
Студенчество как социальная группа, является объединением молодых людей с определёнными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодёжи, обладает присущими только ей особенностями: обучающая - образовательная деятельность, выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность социального поведения членов группы, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей, социальный престиж.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего - социальный престиж профессии. К наиболее престижным профессиям 51,8 % респондентов относят профессию юриста, 33,3 % - врача, 30,2% - экономиста, 28,0 % - предпринимателя. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодёжи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодёжи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста. [27, С.30]
Стремясь завершить обучение в ВУЗе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования и любимой специальности, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социального продвижения молодёжи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.
Таким образом, можно выделить следующие черты студенчества:
- временный статус;
- являясь составной частью молодёжи, имеют специфический род занятий;
- определённый вид дохода;
- общее стремление в получении высшего образования;
- определенные ценности и идеалы;
- общность быта;
- стремление к выполнению в обществе социальных ролей интеллигенции. [27, С.26]
В данной работе нам представляется интересным проследить, как сформируется современное студенчество, из каких слоев.
Проблема воспроизводства студенческой молодёжи может рассматриваться в различных аспектах. Поскольку студенчество формируется из молодых представителей различных слоев, то в периоды трансформации социальной структуры общества оно может служить индикатором этих процессов.
Само оно также является их активным участником: ведь высшее образование выполняет функцию индивидуальной или групповой социальной мобильности и воспроизводства слоёв, занимающихся высококвалифицированным и сложным трудом.
Однако есть еще и социокультурный аспект этой проблемы: в какой социальной среде имеются оптимальные материальные и культурные условия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего образования. Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоёв оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие - менее конкурентоспособными.
Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? Каковы основные социальные источники пополнения? Остаются ли они достаточно эгалитарными или имеют тенденцию к элитаризации? В чем выражаются наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство? Из проведенного нами социологического исследования видно:
1. Среди родителей студентов нет безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов, т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества, выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного» типа.
2. Социальный состав студенчества достаточно пёстрый: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты, появившиеся в ходе реформ. Студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя - молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя - владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса (9 %).
3. Доминирующей же группой являются студенты - выходцы из семей специалистов с высшим образованием - 61 %.
4. Среди студентов значительно уменьшилась доля детей рабочих и вспомогательного персонала. Их доля составляет 7 %. [30, С. 117]
Важной особенностью социального состава студенчества является высокая занятость родителей в государственном или негосударственном секторах экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество признаком? Дело в том, что у людей, связанных с частным сектором, жизненные перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у слоев, «завязанных» на госсектор. Студенты, выходцы из семей трудящихся в госсекторе, привыкли мыслить по-государственному, в интересах страны, а не лично о себе.
Еще одна линия расслоения студенчества «пролегла» между студентами. Конечно, и раньше были вузы, отличавшиеся как престижностью, в которых обучались студенты из разных стран, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей студентов, выходцев из рядов советской элиты).
Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается неизменным. В данном исследовании 34 % составляют юноши и 66 % девушки: а их доля в ВУЗе - в среднем 30 и 70 % соответственно. Процесс феминизации высшего образования остается «стихийно стабильным», хотя ситуация социального наполнения безработицы (большинство незанятых - женщины с высшим образованием) давно требует регуляции. [30, С.119]
Как показывает наше исследование, в ВУЗах приток студентов из родного города стал больше, чем ранее. С одной стороны, их «стартовая позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьёй, нет необходимости испытывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской молодёжи оказывается менее динамичной и самостоятельной, её статус надолго остаётся зависимым от положения родительской семьи. И в самоопределении через ВУЗ элемент личной инициативы проявляется позже.
Сокращается доля студентов жителей села. Из данных эмпирического опроса выявилось, что в Мед. университете на втором курсе из ста опрошенных обучается 12 % сельских жителей, 35 % из небольших городов области и страны, 10 % из других крупных городов, 43 % - из Рязани. Их шансы поступить в университет в сравнении с шансами выпускников городов ниже. Сказывается реальный разрыв в качестве довузовской подготовки и формирующийся на этой основе своеобразный «комплекс провинциальности». Усиливающийся разрыв на получение высшего медицинского образования для молодёжи из разных типов поселения в перспективе угрожает воспроизводству кадров молодых врачей, где и ранее ощущалась нехватка специалистов. Правда, студенты из сельских районов после окончания учебного заведения в последние годы чаще стали возвращаться в родные места. Хотя в настоящее время это можно считать вынужденной акцией. Три из каждых четырех студентов из сельской местности не против закрепиться в городе, однако это желание не обеспечивается гарантиями трудоустройства, жилья. Отсюда увеличение в перспективе миграционной подвижности молодёжи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения в будущем более стабильной социальной позиции. Однако кризисное состояние, хроническое недофинансирование муниципальных образований мешает местным органам обеспечить обучение «своих» студентов в учебном заведении и гарантировать выпускникам трудоустройство в «родном городе». Просматривается и более опасная перспектива: катастрофическая нехватка в городах и районах области высококвалифицированных врачей по многим специальностям. [30, С.121]
Важный аспект социального неравенства в студенческой среде - различия, как мы уже отметили выше, в качестве довузовской образовательной подготовки. Во многом они обусловлены социально-территориальными причинами. За последние годы несколько сократился приток в университет выпускников общеобразовательных школ и возрос - выпускников специализированных классов, школ.
Одной из актуальнейших проблем на протяжении всего существования студенчества является проблема материального обеспечения.
Ответы на вопросы анкеты мы стремились рассматривать комплексно. Когда речь идёт о «нехватке средств», подразумеваются все источники доходов (помощь родителей, дополнительные заработки, стипендия и т. д.).
Насколько успешны попытки современных студентов обрести собственный материально-бытовой статус? Обучение, даже «бесплатное», в университете ныне требует от семьи немалых затрат. Обеспеченность семей родителей студентов университета объективно несколько выше, чем в среднем. Основным источником доходов для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. По данным социологического исследования ее получают 75 % студентов. Один из источников существования - стипендия, но размер её таков, что источником средств к существованию её может назвать лишь очень маленькая доля студентов. Проблема даже не в мизерности стипендии. Серьёзнее по своим негативным социальным последствиям другое — общество как бы демонстрирует безразличие к жизни и становлению будущих квалифицированных специалистов. Наши исследования показали, что 75 % студентов находятся на полном обеспечении родителей, 16 % получают стипендию.
Наряду с экономическим положением родительских семей, с начала 90-х годов начал «работать» ещё один фактор стабилизации уровня жизни студентов: дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер, что по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как, наряду с учебной, становятся второй основной деятельностью студенчества. Прямой связи с уровнем жизни семьи студента не наблюдается, т. е. подрабатывают как остронуждающиеся, так и те, кто имеет высокий уровень жизни.
Вероятно, дополнительные заработки становятся новым стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т. е. выполняют не только свою прямую функцию).
Мониторинг выявил растущую значимость дополнительных заработков, которые практикует 13 % наших студентов. Но изменился характер дополнительной работы. Если раньше преобладали временные, случайные заработки, сегодня большая часть работающих студентов совмещает учёбу с относительно постоянной работой. Ныне главное для многих - уже в вузовский период иметь возможность для постоянного заработка. Смягчить негативные последствия необходимого отвлечения от учёбы на заработки можно, лишь усиливая связь дополнительной работы с получаемой в ВУЗе подготовкой.
У половины же «подрабатывающих» студентов такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 8 % опрошенных, еще 5 % используют свои профессиональные знания частично.
Расходы студентов, естественно, связаны с удовлетворением первоочередных потребностей, в число которых входят: питание, покупка одежды. У 37 % студентов основная часть средств идёт на оплату жилья. В тоже время тенденция приёма в ВУЗы местной молодёжи оборачивается тем, что 46 % студентов не нуждаются в затратах на жильё, на приобретение товаров длительного пользования, ибо опираются на поддержку родительской семьи.
Таким образом, материально студенты в основном зависит от родителей, хотя 13 % стараются обеспечить себя самостоятельно, устраиваясь на работу.
Поэтому молодёжь, образующая важный сегмент рынка туризма, предпочитает, в основном, относительно дешёвые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, весёлый вечерний отдых (бары, диско, дискуссионные клубы, встречи по интересам, лотереи, конкурсы и т.д.). Для этого сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию и наличию свободного времени (например, каникулы).
Отдельная категория молодёжи предпочитает неорганизованный туризм на побережье Черного моря - в палаточных городках и автокемпингах. Среди активных туров большим успехом пользуются приключенческие, учитывающие свойственную молодёжи страсть к приключениям и интерес ко всему таинственному. Это поиски "дворянских" и "пиратских" кладов, древних захоронений, упоминающихся в исторических документах, а также военных трофеев в местах сражений. Военные трофеи чаще встречаются в западных регионах России, оккупированных фашистами во время Второй мировой войны, а захоронения - в местах распространения южных кочевых племен.
К главным мотивам совершить турпоездку эксперты относят следующие:
· изучение и знакомство с новой культурой и образом жизни, природным и культурным наследием, национальной кухней, традициями и обычаями:
· знакомство с достопримечательностями, музеями, театрами, развлечениями, тематическими парками, ночной жизнью, возможность посетить хорошие рестораны, дансинги, и др. увеселительные заведения;
· возможность побыть немного в другом образе жизни, покутить, потратить свободные деньги, которые копились длительный период, хоть немного чуть-чуть почувствовать себя человеком более высокого уровня;
· смена общей обстановки, снятие стресса, отдых;
· посещение театров, представлений, фестивалей, карнавалов;
· встречи с новыми интересными людьми;
· изучение условий для потенциального бизнеса в данной стане;
· шоппинг;
· приобретение сувениров и подарков;
· отдых на море, спорт;
· зимний спорт и отдых;
· лечение, оздоровительные цели;
· религиозные цели;
· встречи с родственниками и друзьями.