Рекреационное районообразование и районирование

(по Д.В. Николаенко)

Районообразование – процесс объективный. Он длится на протяжении столетий в рамках определенного социокультурного стандарта освоения территории. Меняется техническая основа освоения, развивается транспорт, но сохраняется преемственность в освоении территорий. Освоение пространства – фундаментальная пространственно-временная характеристика человеческой активности.

Наиболее фундаментальной причиной районообразования является процесс освоения территорий в социокультурных образованиях. Это явление носит фундаментальный характер и детерминирует массу частных проявлений в пространстве. Социокультурное освоение территорий – причина №1 формирования любых отраслевых и интегральных районов. Из нее вытекают более конкретные следствия, в частности, определение именно тех специализаций районов, которые и находят место в реальности.

При освоении целостного пространства социокультурного образования имеет место разделение труда между различными его районами, когда за тем или иным регионом закрепляются соответствующие функции. В целом, пространство СКС осваивается по единым стандартам и любые отклонения от доминирующего социокультурного стандарта нивелируются. Однако это не означает, что освоение совершенно равномерно и однообразно, – конкретные формы освоения отдельных регионов целостного пространства СКС очень сильно различаются, и рекреационное освоение – только часть общего процесса.

Важно, что в процессе районообразования закрепление за территорией определенной функции не носит финалистского характера: эти функции весьма изменчивы, и одна и та же территория может приобретать закономерный калейдоскоп меняющихся во времени функций. Конкретные особенности подобного процесса зависят от общего течения процесса социокультурного освоения целостного пространства СКС.

Соотношение начальных предпосылок освоения территории и закрепления за ней новой специализации – очень сложный и неоднозначный процесс. Потребность освоения явно доминирует в нем над всеми остальными факторами. Рекреационное районообразование – частный случай общего процесса районообразования. Оно также связано с определенным типом освоения территории, которая приобретает рекреационные функции и, следовательно, специализацию в рамках общего разделения труда целостного пространства СКС. Продолжительность процесса определения рекреационной специализации может быть существенно различной в зависимости от конкретных (исторических) условий. Особенности этого процесса зависят от массы факторов. То есть процессы районообразования носят достаточно долговременный характер даже в случае определения рекреационной специализации, которая, как правило, не играет особенно значимой роли в хозяйстве и не является доминирующей даже в самих рекреационных районах.

Освоение района в рекреационных целях – явление достаточно редкое, но периодически имеющее место. Как правило, рекреационное освоение оказывается привязанным к внутренним буферным пространствам и совпадает по времени с периодами начального интенсивного освоения тех или иных территорий. Когда нужно в минимальные сроки освоить территорию в соответствии с определенным, новым для нее социокультурным стандартом, развитие рекреации оказывается весьма эффективным путем. Оно позволяет за исторически короткий промежуток времени заселить удаленную территорию и наладить в ней ротацию значимых количеств населения из хоумленда, что исключительно важно для закрепления территории за СКС и приведения ее к определенному типу и уровню социокультурной освоенности.

Процесс рекреационного районообразования в предельно общем виде можно описать следующим образом:

Первый этап. Существует не освоенная, но стратегически важная для СКС территория с потенциальными рекреационными ресурсами (ресурсы будут найдены обязательно: для этого достаточно элементарного природного отличия от хоумленда). Как правило, такие территории на исторически короткое время попадают в пространство государственного контроля СКС. Чаще всего они расположены на ее периферии и перерабатываются во внутренние буферные зоны СКС.

Второй этап. Начинается быстрый рост нового рекреационного района. В массовом сознании утверждается установка, что его рекреационные ресурсы уникальны, так что даже странно подумать, как население хоумленда СКС, недавно установившей государственный контроль над новой территорией, могло существовать без них ранее. Часто пионерное рекреационное освоение начинается с развития курортов, ориентированных на лечебные цели, и район, недавно бывший театром военных действий, становится модным курортом, собирающим привилегированных представителей данной СКС. В норме – привлечение первых лиц СКС для популяризации нового рекреационного района. Рекреация привлекает большое количество населения из хоумленда, которое осваивается в новом районе и остается постоянно жить там. Рекреационный путь освоения сочетается с высокой ротацией населения из хоумленда. В регион инвестируются мощные средства, создается специализированная рекреационная инфраструктура, ориентированная на обслуживание населения всей СКС.

В качестве типичного примера можно привести рекреационное освоение района Кавказских Минеральных Вод. В других СКС происходят аналогичные процессы.

Третий этап. Когда район достигает высокого уровня социокультурного освоения, наступает период снижения его рекреационной популярности. Казалось бы, нонсенс: в регион инвестированы колоссальные средства, создана прекрасная рекреационная инфраструктура, у населения СКС сложились фиксированные образы данного места именно как центра рекреации и оно, не задумываясь, указывает на этот район как на наиболее желанный вариант ежегодного отдыха. Но... все начинает рушиться, и конкретные причины упадка могут быть самыми разными.

В рамках третьего этапа наиболее существенно следующее:

· процесс рекреационного освоения периферийной территории связан с фундаментальными процессами преобразования пространства СКС. Это не изолированный район: происходящее в нем – только часть более общего процесса;

· перерастание узко специализированного рекреационного района в полифункциональный район. Рекреация начинает губить в нем рекреацию: парадоксальная ситуация, когда рекреация, давшая толчок бурному развитию района, перестает играть ведущую роль даже в нем самом и начинает все более преобладать промышленное и сельскохозяйственное освоение. Рекреацией теперь пренебрегают даже местные власти и субъекты экономической деятельности. В регионе достаточно иных, вполне развитых экономических функций, и даже полное исчезновение рекреации не уничтожит его экономику. Регион становится самодостаточным.

Четвертый этап. Стабилизация и переориентация рекреационного района: от славы и невероятной популярности второго этапа и мизерности третьего этапа совершается очередной шаг в освоении. Рекреационные районы очень редко полностью теряют свои первоначальные функции, и развивающаяся со временем полифункциональность никогда окончательно не вытесняет рекреацию. Однако сохранить популярность второго этапа удается очень редко. Количество рекреантов в районе драматически сокращается, и их потоки на долгое время стабилизируются.

В рамках четвертого этапа наиболее существенно следующее:

· специализация района в области рекреации может меняться по мере его эволюции. По сравнению со вторым этапом, отличие может быть очень существенным. Основное же заключается в том, что на данной территории достигнут определенный тип освоенности, в строгом соответствии с доминирующим социокультурным стандартом;

· сохранившиеся рекреационные специализации достигают высокого уровня развития. Они являются реально значимыми на рынке рекреационных услуг, поскольку уже не имеют возможности пользоваться преимуществами прежнего, отчасти искусственно поддерживаемого авторитета. Они должны доказывать право на существование качеством своего сервиса. В случае выполнения этого условия район становится стабильным, устойчивым рекреационным центром.

Особенность рекреационного районообразования заключается в том, что оно затрагивает и природные, и общественные явления и объекты. В целом, это интегральный процесс, протекающий на их стыке: определенные предпосылки в виде благоприятных природных условий накладываются на соответствующие социальные и экономические потребности освоения, что при некоторых условиях ведет к формированию рекреационного района. Главный фактор этого процесса определяется потребностями социокультурного освоения территории.

Рекреационный район не может не быть привлекательным в природном отношении – он должен быть "уникальным". "Уникальность" генерируется особым образом и в реальности означает лишь разнообразие, контраст с привычными условиями среды доминирующей СКС, которая ведет освоение данной территории.

В процессе освоения "уникального" региона в рекреационных целях проявляется следующая диалектика. Пока стоит задача его освоения, акцент делается на необычной природе региона. Заданная установка подтверждается даже научными фактами. Создается ТРС, которая обслуживает громадные потоки рекреантов. Когда же определенный уровень освоенности достигнут, на первое место выступает нестабильность региона, о которой ранее никогда не вспоминали. Оказывается, в нем имеют место этнические и региональные конфликты. Опять же, их масштаб явно преувеличивается – как прежде природная уникальность и ценность региона.

На развитие рекреационных районов существенное влияние оказывают многие факторы, например: уровень экономического развития территории; транспортная доступность территории в пределах СКС; наличие достаточного количества трудовых ресурсов; существование системы расселения. Это реальные факторы конкретного процесса развития рекреационного района. С другой стороны, их отсутствие не играет столь уж существенной роли и не снимает задачи освоения определенного района в качестве рекреационного. Основное в этом процессе – потребность СКС в освоении той или иной территории, и если она начинает осваиваться в качестве рекреационного района, то проблемы решаются независимо от того, насколько благоприятны указанные выше факторы.

Первичной причиной районообразования является потребность социо-культурного освоения определенной территории. Выбор конкретного направления ее освоения зависит от потенциала территории и особенностей СКС. Это может быть индустриальное развитие, рекреационное или любое другое. В зависимости от сделанного выбора начинается процесс рекреационного, индустриального или иного районообразования. Любой из них – только следствие, частная форма общего процесса освоения заданной территории.

В случае с рекреационным районообразованием имеет место стандартная схема: существует определенная территория, которой предстоит быть освоенной в рамках СКС; если ее потенциал способствует развитию рекреации, то процесс начинается – и не потому, что возникает острая, неожиданно развившаяся потребность отдыхать именно в данном районе и именно таким образом, который предлагает этот район. Процесс рекреационного освоения начинается и развивается только потому, что пришло время освоения территории. Выбор же конкретного пути, действительно, отчасти зависит от ее потенциала. Итогом процесса освоения является соответствующее развитие территории как промышленного, столичного или рекреационного района. После прохождения некоторого пика наступает стабилизация освоения в выбранном направлении: столица может быть перенесена в другой город; интенсивное развитие промышленности истощает ресурсы территории, порождает региональный экологический кризис и утрачивает темпы и перспективы; рекреация вытесняет рекреацию в силу роста полифункциональности и неожиданно выяснившейся нестабильности региона. Конкретное выражение различно – социокультурная механика процесса освоения едина.

Рекреационное районообразование базируется на природной основе. Однако природная основа достаточно избыточна, а возможности и потребности рекреационных районов весьма ограничены. Итогом этого противоречия является то, что выбор конкретного района под рекреационное освоение во многом определяется потребностями социокультурного освоения территории. Кандидатов на рекреационное развитие среди различных районов значительно больше, чем реальных возможностей их освоения.

Это касается как начальных стадий освоения территории в рекреационных целях, так и этапа поддержания достигнутого уровня рекреационной освоенности. Ежегодная рекреационная активность населения СКС – ресурс весьма ограниченный, который поэтому перераспределяется в зависимости от потребностей этой социокультурной системы. Во многом процесс рекреационного освоения территорий, пусть даже действительно уникальных, определяется особенностями СКС. Освоение по определенным социокультурным стандартам безусловно стоит на первом месте.

Роль природной основы в процессе формирования рекреационного района не вполне однозначна. Во многих случаях природная среда играет исключительно важную роль. Уникальные природные ресурсы, естественно, крайне привлекательны. И при освоении территории нового района всем бы хотелось иметь там свой “Ниагарский водопад”. Но в целом, рекреационные районы могут формироваться и на основании природных ресурсов, катастрофически неблагоприятных для развития рекреации. Пример – Лас-Вегас как рекреационный центр мирового значения, расположенный в пустыне Невада. Объяснить сказочную историю его возникновения и развития можно только тем, что задачи освоения территории безусловно доминировали при определении функции района. В истории различных СКС немало примеров такого рода: необязательно Лас-Вегас, но обязательно – неожиданно быстрое освоение территории, казалось бы, совершенно неподходящей для придаваемой ей функции. Формирование рекреационных центров и районов в значительной степени определяется и объясняется именно потребностями социокультурного освоения территорий СКС.

Районирование – научная процедура, связанная с изучением процесса районообразования. Районирование базируется (или, по крайней мере, желательно, чтобы базировалось) на строгой теории и методологии. Рекреационное районирование – вид частного, отраслевого районирования, отражающий только один аспект (рекреацию), который может быть адекватно описан на фундаментальной основе. Освоение отдельных территорий под цели рекреации – скромная часть общего процесса формирования пространства СКС. Основой корректного понимания процессов рекреационного районообразования и его районирования служит соответствующее адекватное описание процессов социокультурного освоения территорий.

Процедуру районирования нельзя рассматривать изолированно, поскольку оно не является результатом исключительно интеллектуальных усилий специалистов – это отражение реальности. На первом месте, безусловно, находится процесс, протекающий в реальном пространстве. Он-то и генерирует сами районы, а затем задает стандарты их вычленения. Процедура районирования – только размышление по поводу районов в соответствии со строго заданными критериями. Изменения в районообразовании влекут естественные и соответствующие перемены в области научного районирования, в том числе стимулируют развитие районирования как научной процедуры: объект непостоянен, и в нем происходят не только количественные, но и качественные изменения.

Рекреационное районирование является важной научной и практической процедурой. Это эффективный и совершенно необходимый научный метод, позволяющий многое понять в географии рекреационной деятельности и рекреационной сферы обслуживания. В СССР рекреационное районирование позволяло наиболее эффективно распределять инвестиции в создание ТРС. Оно было очень полезно для практики, а пользовались им, в основном, крупные государственные организации. В условиях новых реалий стран СНГ рекреационное районирование существенно меняется и становится инструментом не только крупных, но и средних и даже мелких управленческих решений: на основании рекреационного районирования и знания тенденций рекреационного рынка можно эффективно планировать и осуществлять инвестиции на уровне отдельных туристских компаний и банков.

& О П Ы Т

Туристский ресурс

Наши рекомендации