Опции и программа обучения
Одна из первых ролей в зимнем туризме принадлежит организации обучения туристов горнолыжной технике. Для желающих овладеть техникой спуска на лыжах или улучшить ее открыты горнолыжные школы, занятия в которых проходят под руководством инструкторов со специальной подготовкой.
Начиная с самых первых альпийских инструкторов, таких, как Матиас Здарски, Георг Бильгери, Ганс Шнейдер, горнолыжные учителя привлекают к себе внимание и завоевывают авторитет прежде всего знанием дела, отточенной техникой спусков на лыжах, влюбленностью в горы и преданностью своей профессии. Вопросы подготовки инструкторских кадров стали важной государственной задачей. Первостепенное значение имеет выбор рациональной, передовой методики обучения.
Вплоть до последних лет наиболее яркие, независимые методические направления развивали австрийские и французские горнолыжники. Острое соперничество этих двух школ возникло давно, еще в 30-х годах, в борьбе за туристов. Чтобы привлечь к себе горнолыжников на отдых, использовались все возможные средства рекламы, часто построенные на успехах своих команд и чемпионов на международных соревнованиях.
Многие начинающие горнолыжники-туристы стремились подражать победителям-кумирам. Потребовалось много времени, прежде чем стало ясно глубокое различие между техникой начинающего туриста и чемпиона-спортсмена. Был сделан вывод, что методика массового обучения не имеет прямой связи с победами горнолыжных команд.
О спортивной технике можно смело сказать, что она быстро стала интернациональной. "Секреты" национальных команд не могли сохраняться сколько-нибудь долго. Ведь на международных соревнованиях, которые проходили довольно часто, новые приемы были в поле пристального внимания тренеров и самих спортсменов соперничающих команд. Но стиль каждого спортсмена (как, впрочем, и туриста) всегда особенный, часто неповторимый. Техника чемпиона, ее отдельные элементы, как и вся двигательная структура, предмет для специального изучения. Цель такого анализа - поиск оптимальных движений и разработка методов обучения новым приемам.
Основы спортивной техники были едиными, однако методические школы массового обучения туристов еще долго оставались в узких национальных рамках.
Более полувека Австрия и Франция были основными "законодателями мод" в методике обучения. Остальные горнолыжные школы лишь в той или иной мере заимствовали французскую или австрийскую методику. Иногда пытались "примирить" их, то есть свести в единую систему отдельные элементы двух принципиально различных направлений.
В пятидесятые годы австрийскую методическую школу возглавлял профессор Стефан Крукенхаузер. Во всех горнолыжных центрах страны инструкторы давали уроки австрийской техники со всеми ее строгими принципами. Сводились они к следующему.
· Плуг и упор являются обязательными начальными приемами торможения и поворотов.
· Овладение техникой поворотов на параллельных лыжах происходит путем постепенного уменьшения угла постановки лыжи в упор.
· В основе техники поворотов на параллельных лыжах лежит винтовое движение тела, сопровождаемое выталкиванием наружу поворота задников лыж и контрразворотом плеч.
· При обучении обязательна строгая и безупречная демонстрация инструктором технических приемов.
Последнее качество было всегда свойственно австрийским инструкторам. Они выигрышно выделялись среди других точностью, единообразием и синхронностью движений.
Устраиваемые австрийцами на снежных праздниках, конгрессах и семинарах по горнолыжному спорту групповые демонстрации всегда приводили в изумление многочисленных зрителей. Австрия по праву заслужила репутацию горнолыжной державы номер один.
На эти же годы приходится высокий взлет австрийской спортивной команды, связанной с именем Тони Зайлера. Австрийцы буквально летели от победы к победе. Тогда, казалось, весь мир жил австрийским ведельном (так называются короткие сопряженные повороты). На киноэкранах, на страницах журналов (причем не только спортивных) часто можно было видеть изящные фигуры горнолыжников и гармонично плавные, будто вычерченные лекалом на снегу, следы коротких поворотов.
В 60-х годах на международной спортивной арене лидерство прочно удерживают французы. Апогеем их триумфа стал чемпионат мира 1966 года, впервые проводившийся летом в Чилийских Андах. Чемпионами мира стали Жан-Клод Килли, Ги Перийя, Мариэль Гойчель, Анни Фамоз. 16 медалей, то есть две трети всех наград (не превзойденный до сих пор результат), увезли с собой французы. Через два года Килли становится трехкратным олимпийским чемпионом.
На крыльях побед своей команды французская методическая школа пропагандирует систему массового обучения, принципиально отличающуюся от австрийской национальной школы. В основе французской техники лежала легкая христиания — наиболее совершенный способ поворота на параллельных лыжах.
Знаменитая арльбергская техника — незыблемый тридцатилетний фундамент австрийской школы — к тому времени устарела. Основным поворотом в арльбергской методике была христиания из упора, то есть поворот на параллельных лыжах из упора. Система обучения предусматривала строгую последовательность упражнений. От прямых и косых спусков ученик быстро переходил к движению в плуге - простейшему способу торможения и смены направления движения на небольшой скорости. После поворота упором изучалась христиания из упора — надежный, экономичный поворот, обеспечивающий лучшую устойчивость при входе; эффективный на достаточно большой скорости, на разнообразном по профилю рельефе.
Но лучшие лыжники уже тогда признавали, что для надежного выполнения поворота на высокой скорости наиболее благоприятное ведение лыж — узкое и параллельное. Как утверждалось в методике школы Арльбер-га, переход от упоровой техники к движению на параллельных лыжах при возрастании скорости происходит сам собой автоматически. На самом деле ничего подобного: наблюдалось: лыжник, "воспитанный на упоре", никогда не оставлял этой привычки. И если даже угол выставления лыжи в упор был минимальным, едва уловимым, то навык переноса веса тела с одной ноги" на Другую был неискореним. В лучшем случае лыжник постигал педалирование — поворот с почти параллельным ведением лыж.
Первая французская методика 1938 года в противовес австрийской школе предлагала динамичный поворот чистая христианин, во всех фазах которого лыжи сохраняли чисто узкое ведение. Биомеханика поворота включала приседание-кувырок в качестве способа разгрузки, сочетаемое с вращением тела для сообщения лыжам разворачивающего импульса при входе в поворот. Строго упорядоченная система упражнений подводила к освоению чистого поворота на параллельных лыжах.
Разработка в 60-х годах нового способа поворота на параллельных лыжах — легкой христианин явилась логическим завершением развития французского методического направления, которое подробно изложено в книге Жана Франко "Лыжи Франции" (М., "Физкультура и спорт", 1966). До сих пор этот поворот является одним из самых эффективных приемов спуска, особенно на глубоком снегу и в условиях тяжелого снежного покрова. В этом повороте разгрузка лыж достигается движением сгибание - разгибание - сгибание, а импульс разворота сообщается лыжам вращательным броском - так называется разворот-разгибание, выполняемый вверх с наклоном тела вперед внутрь поворота (рис. 23).
Большое преимущество нового типа поворота состояло в естественности используемых положений и движений, обусловливающих раскованное, свободное скольжение, индивидуальное исполнение и использование приема в сложных условиях спусков в глубоком снегу, на разном рельефе и на спортивных трассах слалома и слалома-гиганта.
На рис. 24, взятом из книги Ж.Франко, представлена полная схема выполнения приема. На ней выделены отдельные фазы движения: исходный спуск (траверс), подготовка поворота, вход в поворот, ведение и конец поворота. В плане (вид сверху) исполнения приема показаны положения лыжника, его действия (отдельные элементы), степень загрузки лыж (более плотная штриховка — лыжи загружены сильнее, нет штриховки — лыжи разгружены). Контурограмма спуска в профиль соотнесена со схемой движения в плане. Под ней расположена диаграмма давления, производимого лыжником на склон. Диаграмма показывает преимущество используемого способа разгрузки лыж путем сгибания — разгибания — сгибания, создающего продолжительный период облегчения — столь важное свойство в наиболее сложной фазе входа в поворот, когда необходимо синхронизировать с разгрузкой такие элементы, как наклон тела, вращательный импульс и перекантовка лыж.
Рос. 23. Легкая христиания — поворот на параллельных лыжах
Французская методика не отвергала ни плуг, ни упор, по-прежнему рассматривая эти приемы как необходимые элементы начального этапа обучения в групповых занятиях. Вместе с тем открывался путь изучения техники поворотов на параллельных лыжах, минуя упор. Это было важно для построения учебного процесса при занятиях с детьми и в спортивных коллективах.
С развитием массового туризма специалисты все более сходились во мнении, что методика обучения должна быть Диной, чтобы применять ее повсеместно. Ведь туристы путешествуют, меняют горнолыжные центры и страны. В этих условиях важно обеспечить преемственность обучения, быстро и надежно обучать туриста-горнолыжника. Эта идея привела к образованию в 1951 году Международного союза по обучению горным лыжам – ИНТЕРСКИ.
Рис 24. Диграмма-схема выполнения полного (от склона) поворота на параллельных лыжах :
1- фаза подготовки поворота; 2 – фаза начала поворота; 3 – фаза ведения поворота (давление, прозводимое лыжником на снег, выделено черными стрелками)
В состав союза входят все страны, в которых развит горнолыжный туризм и спорт. Каждые четыре года на своих конгрессах их представители выступают с докладами, проводят демонстрации методов обучения на снегу, показывают фильмы, обмениваются достижениями.
Начиная с X конгресса ИНТЕРСКИ, состоявшегося в январе 1975 года в Высоких Татрах в Чехословакии, существует единый подход к трактовке основных приемов горнолыжной подготовки в разных странах. Соперничество французской и австрийской методических школ стало бессмысленным.
Принципы и методы школы массового обучения сводятся к следующему.
· Плуг и упор являются обязательными элементами начального обучения.
· В технике поворотов на параллельных лыжах угловое положение и загрузка внешней лыжи — важнейшие навыки.
· Совершенствование техники связано с освоением приемов переноса опоры с внутренней на внешнюю лыжу, плоского и резаного ведения, конькового поворота и авальмана.
· На начальном этапе особое внимание уделяется дидактическому принципу доступности обучения. В частности, первые технические элементы отрабатываются при
широком ведении лыж.
· При выборе техники приемов и упражнений предпочтение отдается наиболее естественным стойкам и движениям.
Обучение в горнолыжных школах организовано на групповой основе по классам — последовательным этапам программы. В одних странах нумерация классов по мере усложнения техники возрастает, в других, наоборот, убывает и первый класс считают высшим. В третьих странах (США, Испания) классы обозначены буквами, начиная с А. После записи в горнолыжную школу туристов разбивают на равные по силам группы (10 человек). Они проходят обучение под руководством инструктора по программе того или иного класса.
Задачи обучения
Предлагаемая программа рассчитана на групповое обучение начинающих и более опытных горнолыжников в туристских учреждениях, профсоюзных здравницах, в горнолыжных клубах и секциях трудовых коллективов предприятий и учреждений, в детско-юношеских спортшколах. Вместе с тем программа в целом или отдельные части могут быть использованы при индивидуальном и самостоятельном обучении горнолыжников. В ней подробно изложена апробированная на практике последовательная система упражнений и приемов, постепенное
овладение которыми создает необходимый базис двигательных навыков, чувства равновесия, ориентировки и координации движений, открывающих путь к овладению совершенной техникой красивых и надежных спусков на лыжах с гор.
Программа обобщает многолетний опыт туристских организаций и спортколлективов, учитывает лучшие достижения зарубежных школ и соответствует принятым в мире методическим основам и принципам поклассного построения курса обучения.
Программа разделена на три класса с дополнительным спортивным классом (табл. 3).
Основные программные установки и задачи каждого из последовательных этапов обучения (классов) можно представить в следующем виде.
Первый класс (начинающие горнолыжники).
Задачи: овладение простейшими движениями на лыжах.
Основные приемы: поворот из упора; шаг-поворот.
Результат обучения: возможность безопасного спуска
по простейшим ("зеленым") трассам.