Опции и программа обучения

Одна из первых ролей в зимнем туризме принадлежит организации обучения туристов горнолыжной технике. Для желающих овладеть техникой спуска на лыжах или улучшить ее открыты горнолыжные школы, занятия в которых проходят под руководством инструкторов со специальной подготовкой.

Начиная с самых первых альпийских инструкторов, таких, как Матиас Здарски, Георг Бильгери, Ганс Шнейдер, горнолыжные учителя привлекают к себе внимание и завоевывают авторитет прежде всего знанием дела, отточенной техникой спусков на лыжах, влюбленностью в горы и преданностью своей профессии. Вопросы под­готовки инструкторских кадров стали важной государ­ственной задачей. Первостепенное значение имеет выбор рациональной, передовой методики обучения.

Вплоть до последних лет наиболее яркие, независимые методические направления развивали австрийские и французские горнолыжники. Острое соперничество этих двух школ возникло давно, еще в 30-х годах, в борьбе за туристов. Чтобы привлечь к себе горнолыжников на отдых, использовались все возможные средства рекламы, часто построенные на успехах своих команд и чемпио­нов на международных соревнованиях.

Многие начинающие горнолыжники-туристы стреми­лись подражать победителям-кумирам. Потребовалось много времени, прежде чем стало ясно глубокое разли­чие между техникой начинающего туриста и чемпиона-спортсмена. Был сделан вывод, что методика массового обучения не имеет прямой связи с победами горнолыж­ных команд.

О спортивной технике можно смело сказать, что она быстро стала интернациональной. "Секреты" национальных команд не могли сохраняться сколько-нибудь долго. Ведь на международных соревнованиях, которые проходили довольно часто, новые приемы были в поле пристального внимания тренеров и самих спортсменов со­перничающих команд. Но стиль каждого спортсмена (как, впрочем, и туриста) всегда особенный, часто не­повторимый. Техника чемпиона, ее отдельные элементы, как и вся двигательная структура, предмет для специ­ального изучения. Цель такого анализа - поиск опти­мальных движений и разработка методов обучения но­вым приемам.

Основы спортивной техники были едиными, однако методические школы массового обучения туристов еще долго оставались в узких национальных рамках.

Более полувека Австрия и Франция были основными "законодателями мод" в методике обучения. Остальные горнолыжные школы лишь в той или иной мере заим­ствовали французскую или австрийскую методику. Иног­да пытались "примирить" их, то есть свести в единую систему отдельные элементы двух принципиально различ­ных направлений.

В пятидесятые годы австрийскую методическую школу возглавлял профессор Стефан Крукенхаузер. Во всех горнолыжных центрах страны инструкторы давали уро­ки австрийской техники со всеми ее строгими принци­пами. Сводились они к следующему.

· Плуг и упор являются обязательными начальными приемами торможения и поворотов.

· Овладение техникой поворотов на параллельных лыжах происходит путем постепенного уменьшения угла постановки лыжи в упор.

· В основе техники поворотов на параллельных лы­жах лежит винтовое движение тела, сопровождаемое вы­талкиванием наружу поворота задников лыж и контрразворотом плеч.

· При обучении обязательна строгая и безупречная демонстрация инструктором технических приемов.

Последнее качество было всегда свойственно австрий­ским инструкторам. Они выигрышно выделялись среди других точностью, единообразием и синхронностью дви­жений.

Устраиваемые австрийцами на снежных праздниках, конгрессах и семинарах по горнолыжному спорту груп­повые демонстрации всегда приводили в изумление мно­гочисленных зрителей. Австрия по праву заслужила репутацию горнолыжной державы номер один.

На эти же годы приходится высокий взлет австрийс­кой спортивной команды, связанной с именем Тони Зайлера. Австрийцы буквально летели от победы к победе. Тогда, казалось, весь мир жил австрийским ведельном (так называются короткие сопряженные повороты). На киноэкранах, на страницах журналов (причем не толь­ко спортивных) часто можно было видеть изящные фи­гуры горнолыжников и гармонично плавные, будто вычерченные лекалом на снегу, следы коротких поворо­тов.

В 60-х годах на международной спортивной арене лидерство прочно удерживают французы. Апогеем их триумфа стал чемпионат мира 1966 года, впервые про­водившийся летом в Чилийских Андах. Чемпионами мира стали Жан-Клод Килли, Ги Перийя, Мариэль Гойчель, Анни Фамоз. 16 медалей, то есть две трети всех наград (не превзойденный до сих пор результат), увез­ли с собой французы. Через два года Килли становит­ся трехкратным олимпийским чемпионом.

На крыльях побед своей команды французская мето­дическая школа пропагандирует систему массового обу­чения, принципиально отличающуюся от австрийской национальной школы. В основе французской техники лежала легкая христиания — наиболее совершенный спо­соб поворота на параллельных лыжах.

Знаменитая арльбергская техника — незыблемый тридцатилетний фундамент австрийской школы — к тому времени устарела. Основным поворотом в арльбергской методике была христиания из упора, то есть поворот на параллельных лыжах из упора. Система обучения пре­дусматривала строгую последовательность упражнений. От прямых и косых спусков ученик быстро переходил к движению в плуге - простейшему способу торможения и смены направления движения на небольшой скорости. После поворота упором изучалась христиания из упо­ра — надежный, экономичный поворот, обеспечивающий лучшую устойчивость при входе; эффективный на дос­таточно большой скорости, на разнообразном по профи­лю рельефе.

Но лучшие лыжники уже тогда признавали, что для надежного выполнения поворота на высокой скорости наиболее благоприятное ведение лыж — узкое и парал­лельное. Как утверждалось в методике школы Арльбер-га, переход от упоровой техники к движению на парал­лельных лыжах при возрастании скорости происходит сам собой автоматически. На самом деле ничего подобного: наблюдалось: лыжник, "воспитанный на упоре", никогда не оставлял этой привычки. И если даже угол выставления лыжи в упор был минимальным, едва уловимым, то навык переноса веса тела с одной ноги" на Другую был неискореним. В лучшем случае лыжник постигал педалирование — поворот с почти параллельным ведением лыж.

Первая французская методика 1938 года в противо­вес австрийской школе предлагала динамичный поворот чистая христианин, во всех фазах которого лыжи сохра­няли чисто узкое ведение. Биомеханика поворота вклю­чала приседание-кувырок в качестве способа разгрузки, сочетаемое с вращением тела для сообщения лыжам раз­ворачивающего импульса при входе в поворот. Строго упорядоченная система упражнений подводила к осво­ению чистого поворота на параллельных лыжах.

Разработка в 60-х годах нового способа поворота на параллельных лыжах — легкой христианин явилась ло­гическим завершением развития французского методичес­кого направления, которое подробно изложено в книге Жана Франко "Лыжи Франции" (М., "Физкультура и спорт", 1966). До сих пор этот поворот является одним из самых эффективных приемов спуска, особенно на глубоком снегу и в условиях тяжелого снежного покро­ва. В этом повороте разгрузка лыж достигается движе­нием сгибание - разгибание - сгибание, а импульс разворота сообщается лыжам вращательным броском - так называется разворот-разгибание, выполняемый вверх с наклоном тела вперед внутрь поворота (рис. 23).

Большое преимущество нового типа поворота состо­яло в естественности используемых положений и движе­ний, обусловливающих раскованное, свободное скольже­ние, индивидуальное исполнение и использование при­ема в сложных условиях спусков в глубоком снегу, на разном рельефе и на спортивных трассах слалома и сла­лома-гиганта.

На рис. 24, взятом из книги Ж.Франко, представле­на полная схема выполнения приема. На ней выделены отдельные фазы движения: исходный спуск (траверс), под­готовка поворота, вход в поворот, ведение и конец по­ворота. В плане (вид сверху) исполнения приема пока­заны положения лыжника, его действия (отдельные эле­менты), степень загрузки лыж (более плотная штрихов­ка — лыжи загружены сильнее, нет штриховки — лыжи разгружены). Контурограмма спуска в профиль соотне­сена со схемой движения в плане. Под ней расположе­на диаграмма давления, производимого лыжником на склон. Диаграмма показывает преимущество использу­емого способа разгрузки лыж путем сгибания — разги­бания — сгибания, создающего продолжительный период облегчения — столь важное свойство в наиболее слож­ной фазе входа в поворот, когда необходимо синхронизировать с разгрузкой такие элементы, как наклон тела, вращательный импульс и перекантовка лыж.

Опции и программа обучения - student2.ru

Рос. 23. Легкая христиания — поворот на параллельных лыжах

Французская методика не отвергала ни плуг, ни упор, по-прежнему рассматривая эти приемы как необ­ходимые элементы начального этапа обучения в груп­повых занятиях. Вместе с тем открывался путь изучения техники поворотов на параллельных лыжах, минуя упор. Это было важно для построения учебного процесса при занятиях с детьми и в спортивных коллективах.

С развитием массового туризма специалисты все более сходились во мнении, что методика обучения должна быть Диной, чтобы применять ее повсеместно. Ведь туристы путешествуют, меняют горнолыжные центры и страны. В этих условиях важно обеспечить преемственность обуче­ния, быстро и надежно обучать туриста-горнолыжника. Эта идея привела к образованию в 1951 году Международного союза по обучению горным лыжам – ИНТЕРСКИ.

Рис 24. Диграмма-схема выполнения полного (от склона) поворота на параллельных лыжах :

1- фаза подготовки поворота; 2 – фаза начала поворота; 3 – фаза ведения поворота (давление, прозводимое лыжником на снег, выделено черными стрелками)

В состав союза входят все страны, в которых развит горнолыжный туризм и спорт. Каждые четыре года на своих конгрессах их представители выступают с докладами, проводят демонстрации методов обучения на снегу, показывают фильмы, обмениваются достижениями.

Начиная с X конгресса ИНТЕРСКИ, состоявшегося в январе 1975 года в Высоких Татрах в Чехословакии, существует единый подход к трактовке основных при­емов горнолыжной подготовки в разных странах. Сопер­ничество французской и австрийской методических школ стало бессмысленным.

Принципы и методы школы массового обучения сво­дятся к следующему.

· Плуг и упор являются обязательными элементами начального обучения.

· В технике поворотов на параллельных лыжах угло­вое положение и загрузка внешней лыжи — важнейшие навыки.

· Совершенствование техники связано с освоением при­емов переноса опоры с внутренней на внешнюю лыжу, плоского и резаного ведения, конькового поворота и авальмана.

· На начальном этапе особое внимание уделяется ди­дактическому принципу доступности обучения. В част­ности, первые технические элементы отрабатываются при
широком ведении лыж.

· При выборе техники приемов и упражнений пред­почтение отдается наиболее естественным стойкам и дви­жениям.

Обучение в горнолыжных школах организовано на групповой основе по классам — последовательным эта­пам программы. В одних странах нумерация классов по мере усложнения техники возрастает, в других, наобо­рот, убывает и первый класс считают высшим. В треть­их странах (США, Испания) классы обозначены буква­ми, начиная с А. После записи в горнолыжную школу туристов разбивают на равные по силам группы (10 че­ловек). Они проходят обучение под руководством инст­руктора по программе того или иного класса.

Задачи обучения

Предлагаемая программа рассчитана на групповое обучение начинающих и более опытных горнолыжников в туристских учреждениях, профсоюзных здравницах, в горнолыжных клубах и секциях трудовых коллективов предприятий и учреждений, в детско-юношеских спорт­школах. Вместе с тем программа в целом или отдельные части могут быть использованы при индивидуальном и самостоятельном обучении горнолыжников. В ней подробно изложена апробированная на практике последовательная система упражнений и приемов, постепенное

овладение которыми создает необходимый базис двига­тельных навыков, чувства равновесия, ориентировки и координации движений, открывающих путь к овладе­нию совершенной техникой красивых и надежных спусков на лыжах с гор.

Программа обобщает многолетний опыт туристских организаций и спортколлективов, учитывает лучшие достижения зарубежных школ и соответствует принятым в мире методическим основам и принципам поклассно­го построения курса обучения.

Программа разделена на три класса с дополнитель­ным спортивным классом (табл. 3).

Основные программные установки и задачи каждо­го из последовательных этапов обучения (классов) можно представить в следующем виде.

Первый класс (начинающие горнолыжники).

Задачи: овладение простейшими движениями на лы­жах.

Основные приемы: поворот из упора; шаг-поворот.

Результат обучения: возможность безопасного спуска

по простейшим ("зеленым") трассам.

Наши рекомендации