Сущность и признаки экскурсии
За всю историю отечественного экскурсоведения существовало немало различных определений экскурсии, отражающих ее сущность. В конце XIX века экскурсию определяли как «проходку, прогулку, выход на поиск чего-либо, для собирания трав и прочее» .
Один из основателей отечественного краеведения Н. П. Анциферов в 1923 г. понимал экскурсию как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» .
Профессор Б. Е. Райков рассматривал экскурсию следующим образом: «Под экскурсией мы разумеем изучение объектов в их естественной обстановке (локальный принцип) и в связи с передвижением своего тела в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собою связанные, и составляют сущность экскурсии. Моторность и локальность – «душа» экскурсии» .
В советскую эпоху экскурсии были средством так называемого коммунистического воспитания, которое имело синтетический характер и включало воспитание любви к партии, вождям, революции, атеистическое воспитание, непримиримость к буржуазному миру. Определение школьной экскурсии, данное А. В. Родиным и Ю. В. Соколовским в работе «Экскурсионная работа по истории», несет в себе соответствующий идеологический отпечаток: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка), и служащая цели коммунистического воспитания подрастающего поколения» .
Наконец, в начале XXI века экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода» .
Таким образом, за столетнюю историю экскурсоведения существовали разные определения экскурсии, но это, на наш взгляд, не дает оснований для выводов о наличии противоположных точек зрения на данный феномен. Расхождение в определениях обусловлены функционированием экскурсий в разные культурно-исторические периоды. Каждое определение вбирает в себя ряд параметров и особенностей экскурсии, актуальных для той эпохи, в которую оно появилось. С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.
По мнению Б. В. Емельянова, определение экскурсии как методически продуманного показа достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними, - недостаточное и не раскрывающее в полной мере ее сущности. Ученый считает, что «экскурсия – это сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче» . Действительно, экскурсия может конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к получению дополнительных знаний.
Поскольку экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности. Деятельность в процессе экскурсии подразделяется на два вида. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главными из которых являются подготовка и проведение экскурсии. Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение к теме экскурсии; дать экскурсии свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них.
На основании сказанного неверным представляется утверждение о том, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Действительно, большая часть работы во время экскурсии выполняется экскурсоводом, тем не менее в экскурсионном процессе – работала серьезная и сложная для обеих сторон – и для экскурсовода, и для экскурсантов.
Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:
1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.
3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов).
4. Протяженность экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.
6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).
7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео- или кинофильма, лекцию, устный журнал и т. п.
Помимо общих признаков у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий – это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных – демонстрация действующих объектов (механизмов, станков).