Инфраструктура зимнего курорта
Деятельность горнолыжных комплексов невозможна без применения различного рода подъемных устройств. Они позволяют продуктивнее использовать горнолыжные трассы, а следовательно, намного повышают оздоровительный эффект зимнего отдыха и качество обслуживания горнолыжников. Можно сказать, что престиж того или иного горнолыжного центра прямо зависит от количества и качества его канатных дорог, их производительности. Не секрет, что, собираясь в горы, любители лыж стремятся попасть прежде всего туда, где есть большие и разнообразные трассы, где много длинных подъемников и где меньше очередей на них: ведь не ехать же в отпуск, чтобы простаивать в очередях.
Проектирование пассажирских канатных дорог, как уже указывалось, подчиняется общему замыслу прокладки горнолыжных трасс, так как они являются лишь средством обслуживания трасс. Поэтому именно требования наиболее удобного расположения подъемников относительно горнолыжных трасс определяют выбор типа как отдельных канатных дорог, так и их систем.
Канатные дороги в горнолыжных комплексах делятся на воздушные и наземные. У каждого из этих видов транспорта есть свои достоинства и недостатки.
К воздушным канатным дорогам относятся: кабинные, гондольные и кресельные.
Кабинные дороги маятникового типа. Эти дороги со встречным движением пары кабин установлены всего в двух горнолыжных районах: в Приэльбрусье и Домбае. Вагоны, вместимостью по 30 — 40 человек, двигаются навстречу друг другу, подвешенные на мощный несущий канат, влекомый тяговым канатом.
Маятниковые дороги очень дороги, сложны в эксплуатации, производительность их невелика, поэтому возле них выстраиваются большие очереди. Для таких дорог необходимы большие посадочные нижние и верхние станции с мощными механизмами, прочными промежуточными пролетами. Чтобы повысить пропускную способность маятниковых дорог, в современных конструкциях используют вагоны вместимостью до 160 человек, увеличивают скорость движения до 10 м/с. и выше. Несмотря на дороговизну, использование маятниковых дорог в ряде случаев необходимо: они меньше зависят от рельефа местности, быстро перевозят на большие расстояния. К неудобству этого типа дорог относятся необходимость снимать лыжи при пользовании ею, а также значительные переходы по лестницам и коридорам станций. Зато в кабинах пассажиры защищены от мороза и ветра.
Гондольные дороги. Оборудованные кабинами на два — четыре человека и более, эти дороги, так же как и кресельные, относятся к одноканатным кольцевым дорогам непрерывного движения. Современные гондольные дороги имеют высокую производительность благодаря высокой скорости, которая на станциях посадки и высадки замедляется. Гондольных канатных дорог в нашей стране пока нет.
Кресельные дороги. Они нашли наибольшее распространение как более простые в эксплуатации и дешевые по сравнению с маятниковыми. Их используют как зимой, так
и летом, что способствует повышению их рентабельности. Скорость движения дороги зимой 2,5 — 3 м/с. (летом она несколько уменьшается). Посадка и высадка производятся обычно на лыжах. Так удобнее, к тому же сокращается время на ненужные переодевания. На посадочной и верхней станциях сооружают специальные настилы из дерева или пластических материалов, для того чтобы облегчить перемещения лыжников и не портить лыжи. Работники подъемников следят за тем, чтобы на местах посадки и высадки всегда было достаточно снега.
Согласно техническим требованиям высота кресел над склоном не должна превышать 8 м. Как исключение, на сильно пересеченном рельефе высота может достигать 15 м. Однако общая длина таких участков не должна быть более 10 процентов общей протяженности подъемника. Таким образом, проектирование кресельной канатной дороги сильнее привязано к рельефу, нежели выбор направления для маятниковой дороги.
В холодную ветреную погоду подъем в кресле может быть не очень приятным. Но в хорошую, ясную погоду это доставляет много удовольствия — можно любоваться окрестными пейзажами или спокойно отдыхать, загорая. Длина кресельных подъемников обычно от 1 до 2,5 км. Их становится в наших горнолыжных районах все больше. Несмотря на то что сооружение кресельного подъемника довольно дорогостоящее дело, в Красноярском крае в городе Канске энтузиасты-горнолыжники соорудили своими руками небольшую кресельную дорогу.
В Гудаури установлены самые современные модели кресельных подъемников производства австрийской фирмы "Допельмайер" общей протяженностью 7 км. Скорость их движения 7 м/с. Посадка лыжников идет на малой скорости (до 2 м/с) в результате перевода кресел на медленное качение по обводному рельсу вокруг шкива нижней станции. Автоматика предусматривает включение калитки для пропуска из очереди пассажиров, аварийную остановку механизмов и т. п. Кресла-лавки рассчитаны на трех и четырех пассажиров.
Наземные, или буксировочные, подъемники (лыжебуксиры). Являются простейшим видом пассажирских канатных дорог, наиболее распространенным средством подъема горнолыжников. При пользовании ими горнолыжник скользит по снежной поверхности. Обычно лыжебуксиры имеют длину от 200 до 1600 м.
Кольцевой тяговый несущий трос приводится в движение с помощью электромотора. Внизу лыжники с помощью постоянно закрепленных на тросе буксировочных устройств (на маршрутах от 500 м и более) или индивидуальных съемных бугелей (для подъема на 200 — 300 м) прицепляются к восходящей части троса. Сооружение лыжебуксира с индивидуальными прицепными устройствами — довольно несложное дело. Таких подъемников, установленных энтузиастами, насчитывается уже более тысячи. Короткие буксировочные подъемники со съемными прицепными устройствами называют малыми, или короткими, лыжебуксирами.
К большим лыжебуксирам (или длинным) относят буксировочные подъемники со стационарными, то есть заранее закрепленными, прицепными устройствами в виде штанг телескопического типа, самосматывающихся на барабане тросов с опорной поперечиной на конце. Эта модель лыжебуксира сложнее и дороже, но она более удобна и менее опасна, чем простейшая модель со съемными бугелями, переноска которых доставляет много неудобств горнолыжникам. Испачканный в машинном масле (от троса) бугель может испортить одежду. По этим причинам многие горнолыжники стремятся переделать короткие лыжебуксиры в подъемники со стационарными прицепными буксировочными устройствами.
Выбор подъемного устройства, проектирование его и установка на склонах определяются особенностями рельефа горнолыжных трасс, их пропускной способностью, экспозицией склонов, растительностью, направленностью ветров, наличием обзора местности с разных участков и сверху трассы. Для установки лыжебуксира следует выбирать место, на котором дольше всего держится снег по всей его протяженности. Ведь если под воздействием солнца или сильных ветров оголяется какой-либо, пусть небольшой, участок склона на пути подъема, лыжебуксир становится ненужным до конца зимы. Наиболее целесообразно сооружать лыжебуксиры на северных склонах холмов, берегов рек, оврагов и балок.
Горнолыжники, как самые заинтересованные лица, должны всячески помогать обслуживающему персоналу следить за правильной эксплуатацией дорог. Нарушения правил могут привести к нежелательной остановке дороги, к поломкам и, более того, стать причиной срыва и падения троса, что чревато серьезными травмами для всех находящихся на подъемнике.
Канатные дороги
Как показывает практика, основной причиной травм на подъемниках является неумелое пользование механизмами или просто пренебрежение правилами безопасности.
На кресельных и особенно буксировочных подъемниках несчастные случаи происходят гораздо чаще, чем на маятниковых канатных дорогах кабинного типа. На кресельных подъемниках пассажиры должны быть особенно внимательны при посадке и высадке, а на буксировочных подъемниках, кроме того, лыжнику следует соблюдать требования безопасного скольжения.
При первых попытках подъема по канатной дороге следует предупредить контролера и обязательно воспользоваться его помощью (или помощью опытного лыжника).
В горнолыжных центрах рекомендуют лыжникам правила пользования различными типами подъемников. Лица, нарушившие правила, могут быть лишены права подъема администрацией канатной дороги.
Лыжебуксиры.На одноместных буксировочных подъемниках лыжники поочередно подходят к стартовой площадке по размеченному пути, держа в темляках обе палки одной рукой. Обеими руками или одной свободной рукой берут шест (веревку, фал) бугеля и готовятся к троганию с места, удерживаясь силой рук. Лыжи, расставленные в стороны примерно на 30 — 50 см, параллельны друг другу и направлены вверх по линии подъема. Перед началом движения конец шеста (веревки) с перекладиной помещают между ног под ягодицы, несколько наклоняются вперед, не расслабляясь.
При скольжении нужно сохранять упругое выпрямленное положение, не перегибаясь в пояснице и не откидываясь назад. Свободной рукой удерживаться за фал или шест. Держать лыжи широко, параллельно друг другу.
На подъемниках с пристегиванием бугеля надо быть особенно внимательным к мягкому троганию с места, постепенно протравливая фал бугеля руками. Во время движения не допускать ослабления фала и рывков, что может привести к преждевременному отстегиванию бугеля. Требуется осторожность: соскочивший бугель может попасть в лыжника. На верхней площадке, для того чтобы отстегнуть бугель, достаточно лишь ослабить его, освободив перед этим перекладину из-под ног, или просто отпустить его — бугель тут же упадет в снег.
Во время скольжения вверх лыжники обязаны строго соблюдать все указания и знаки на трассе и следовать точно по размеченной колее, не съезжая в стороны и не делая при подъеме поворотов.
На буксировочной дороге с двухместными бугелями (широкими Т-образными перекладинами на конце шеста) правила остаются теми же.
Рис. 11. Трогание с места на лыжебуксире.
Изменяется только порядок трогания с места.
Лыжники на стартовой площадке развернуты лицом друг к другу, а лыжи параллельны и направлены строго по пути подъема. Оба лыжника свободными (внутренними по отношению к шесту) руками одновременно берутся за приближающийся шест, разворачиваются лицом по направлению движения, разместив перекладину под ягодицами. Пружинящим рывком шеста начинается движение. Чтобы не упасть при трогании, ни в коем случае не следует расслабляться, наоборот, необходимо несколько напрячься и хорошо держаться руками за шест. Двухместными бугелями можно пользоваться и в одиночку (рис. 11). В случае падения нужно быстро освободить колею подъема.
Внимание! Самые серьезные аварии происходят при сбрасывании троса с опор. Чтобы избежать несчастного случая, категорически запрещается:
использовать нестандартные бугели (прицепные);
отклоняться от маршрута и делать повороты на лыжах;
отпускать шест и покидать подъемник, не достигнув верхней площадки;
подниматься строго под нитью троса.
Не допускайте этого сами и не позволяйте делать другим, ибо риску подвержены все, кто остается на подъемнике.
Если ваше падение произошло возле опоры, постарайтесь придержать руками бугель и освободить его только после опоры.
Канатно-кресельные подъемники. На парнокресельной дороге по размеченному пути на посадочную площадку выходят по два человека. Обе палки лыжники держат в одной руке. Стоя рядом на площадке (лыжи развернуты по линии подъема), лыжники поворачиваются спиной друг к другу, готовясь поймать свободными руками поручни приближающегося кресла. Одновременно усаживаются в кресла.
Усевшись в кресло, нужно застегнуть перед собой страховочные цепочки (опустить штангу) и не отстегивать их до прибытия наверх. Следует быть внимательным к тому, чтобы не зацепиться носками лыж за площадку или опору.
При подъеме не допускать резких движений тела и ног, чтобы не вызвать раскачивания троса во избежание аварий. Носки лыж держат приподнятыми, поставив лыжи на подножку.
При приближении к верхней площадке дороги отстегивают страховочную цепочку (поднимают штангу) и готовятся к высадке, направляя лыжи в параллельном положении по снежной поверхности площадки. Поставив лыжи на снег, постепенно переносят вес тела на лыжи. Наклонив туловище вперед, спокойно, без суеты рукой выводят вбок из-под себя кресло (отталкиваются от него) и направляются к выходу по указателям.
В случае если лыжник по той или иной причине не успел сойти с кресла в указанном месте, он должен оставаться в кресле вплоть до автоматической остановки подъемника или остановки его служащим.
На канатно-кресельном подъемнике запрещается:
выходить на посадочную площадку без контроля служащих;
пользоваться механизмами управления кресельной дороги;
переставлять, разбирать приборы или каким-то другим способом вмешиваться в работу оборудования дороги; заходить на территорию станции, куда не разрешен доступ пассажирам;
садиться в свободные кресла, проходящие над трассами;
садиться или сходить с подъемника в иных местах, кроме указанных площадок;
раскачиваться в кресле на подъеме, спрыгивать по пути.
Маятниковые подвесные дороги. Посадка в кабину происходит по указанию контролера. Количество поднимаемых в кабине не должно превышать норму. Находясь в кабине, пассажиры стоят или сидят, избегая резких движений, которые могли бы вызвать раскачивание. Высаживают из кабины при полной остановке, после открывания контролером двери.
На маятниковой дороге запрещается:
занимать место контролера в кабине;
включать механизмы и сигнализацию;
пытаться открыть или закрыть двери кабины;
курить.
…………………………………………………………………………………..