Методическая разработка экскурсии
Методическая разработка экскурсии – это основной документ экскурсовода, по которому он работает с экскурсантами. Методическая разработка экскурсии разрабатывается самим экскурсоводом. Подбирается информационный материал, защищается на методсовете экскурсбюро, комплектуется портфель экскурсовода, апробируется и запускается в производство.
Здесь виде примера даны методические разработки экскурсий по горной Адыгее, по которым в советский период работали экскурсоводы Адыгеи.
Методическая разработка авто-пешеходной экскурсии на тему:
«В край легенд и преданий».
По маршруту Майкоп – Лагонаки.
продолжительность - 12 часов.
Ведение - 6 часов.
Расстояние в оба конца 180 км.
Маршрут | Остановка | Объект показа | Время | Наименование подтем, перечень основных вопросов | Организац. указания | Методич. указания | ||||
При встрече с группой | В автобусе | Знакомство с группой. Вступительная беседа. Тема, цель и продолжительность экскурсии, характеристика маршрута. | Без мегафона до начала движения | |||||||
Краткая характеристика Адыгеи, её природы, природных памятников, охрана природы и туризм. Правила поведения экскурсантов на экскурсии в природу. | Рекоменд. использовать поэму Беретаря о Лагонаках | |||||||||
ул. Гоголя, Пушкина, | по ходу автобуса | Майкоп - город-сад. Вклад тружеников г. Майкопа в дело благоустройства и озеленения родного города. Природоохранная деятельность природоохранных организаций города Майкопа и Республики Адыгея. | Логич. переход. использ. многонациональный состав жителей города | |||||||
по дороге к Шунтуку | по ходу автобуса | п. Тульский | Легенда о заселении Кавказа. Древнейшие племена на территории Кубани (Адыгеи). Происхождение адыгов. Кавказская война. Укрепления времен Кавказской войны (Майкоп, Тульский), возникшие на берегу р. Белой. | |||||||
по ходу автобуса | р. Белая | р. Белая (Шхагуаше). Легенды о Шхагуаше. | Короткая справка о реке | |||||||
по дороге на Абадзехскую | по ходу автобуса | хут. Шунтук | Краткая справка о хуторе Шунтук. Топонимика названия. Стоянка первобытного человека. | Отметить о ВИР. Подробнее о нем в Гузерипле | ||||||
по ходу автобуса | ст. Абадзехская | Справка о станице Абадзехской. Быт и строй Абадзехии. Обычаи старые и новые. | Отметить, что традиции абадзехов в области горного садоводства получили широкое развитие за годы советской власти. | |||||||
по дороге в Хаджох | по ходу автобуса | Сады | Абадзехский плодовый совхоз - специализированное хозяйство. Яблоня - древнейшая культура. Перспективы развития садоводства Адыгеи. | предельно кратко | Логич. переход, легенда о Хаджохе | |||||
Памятник | пос. Каменномостский (Хаджох). Объяснение названий. Справка о поселке. Памятники поселка: 1) обелиск на братской могиле защитников этих мест от фашистских захватчиков | Замедл. движение автобуса | ||||||||
Мост | У каньона | каньон | 2) каньон на р. Белой - уникальный памятник. Его происхождение, возраст, значение. | о технике безопасности 2-3 мин. перед осмотром | ||||||
Аминовская площадка | Русско-кавказская война. Судилище горцев - Аминовская площадка. | |||||||||
по дороге в Даховскую | по ходу автобуса | Ущелье Мешоко | Ущелье Мешоко. Объяснение названия. Стоянка древнего человека (3 тыс. лет до н.э.) | |||||||
Ущелье Руфабго | Ущелье Руфабго. Водопады Руфабго («Бешеный», «Строптивый») - излюбленное место отдыха. | Портфель экскурсов. | ||||||||
Девичий камень | Происхождение камня. Легенда | Со стороны реки вести рассказ | ||||||||
по ходу автобуса | Панорама ст. Даховской | ст. Даховская: основание, географическое положение. Исторические памятники станицы: пещера первобытного человека, остатки дольменов эпохи ранней бронзы. Современное состояние ст. Даховской. | ||||||||
по дороге на Лагонаки | Трезубец Лагонаки | Кавказские горы. Возникновение, общая характеристика (Тхач, Ачежбок). Легенда о Трезубце или о происхождении Кавказа. Кавказ в творчестве писателей и поэтов. | ||||||||
15-й км | . | Родник | Родники - волшебные сказки природы. Значение родников (воды) в жизни человека. «Лес и вода» - краса природы (Аксаков). | Материалы по охране природы. О правилах поведения экскурсантов и требования к ним. | ||||||
от 17 км. | Лес | Горный лес, его особенность, общая характеристика. Зональное распределение растительности. | ||||||||
в лесу | пихта, бук, граб, явор | Характеристика отдельных пород деревьев (кавказской пихты, бука, граба, явора). Реликтовые растения. Растения, занесенные в Красную книгу. Животный мир наших лесов. Охрана природы. | ||||||||
от 25 км. | Большая Азишская пещера. Образование, возраст, значение, необходимость охраны. Крупнейшие пещеры мира и России. Фауна пещер. | Портфель экскурсовода | ||||||||
На панораме. | Плато горные | Лагонаки, хребты, НБ | Происхождение и названия. Особенности рельефа. Легенды о Лаго и Наки. Турбаза «Лаго-Наки». Перспективы развития горнолыжного отдыха. Общие сведения о горных хребтах и горах Абаго, Тыбге, Джуге, Пшекиш, хр. Ду-ду-гуш, Инженерном. | |||||||
Отдых | ||||||||||
Выводы на обратном пути. | ||||||||||
Аминовская площадка | У камня площадки | Аминовская площадка | История народов Кавказа. Кавказская война. Злодеяния Мухаммед-Амина. «Судилище Мухаммеда». | Напомнить о правилах поведения на туристской тропе | Использовать прием реконструкции и соучастия (в сцене казни на Аминовской площадке) | |||||
Через мост на левый берег | На левом берегу реки | «Шум - панорама гор» | Панорама гор. Объяснение названий «Уна-Коз», «Азиш-Тау», «Мешоко». Ущелье Мешоко и водопады Руфабго. | Говоря о Мешоко, рассказать о раскопках экспедициях А.Д.Столяра и профессора Веселовского. Использовать портфель экскурсовода. | ||||||
Заключительная беседа: (5минут) | Проводится на обратном пути. Краткие выводы по экскурсии. Ответить на вопросы экскурсантов, прорекламировать другие маршруты Майкопского района. | |||||||||
Горное садоводство - древнее занятие абадзехов, успехи тружеников плодосовхоза. О рациональном использовании природных богатств и дальнейшем подъеме сельскохозяйственного производства. | Прием сравнения | |||||||||
Санитарная остановка (пос. Каменномостский) | ||||||||||
спуск к реке | у р. Белой | р. Белая | Характеристика р. Белой (пороги, притоки, каньоны, водопады, химический состав воды, видовой состав рыб в реке, использование реки в народном хозяйстве). | Метод рассказа | ||||||
Технологическая карта экскурсии «По Хаджохскому каньону «Шум».
ГОСТ Р 50681-94