Глава 4. Характеристика управляющей подсистемы в менеджменте гостиничной анимации
Требования к менеджерам анимационной службы
Методы подбора и управления персоналом анимационной службы
Учитывая огромное значение анимационной деятельности как для общества в целом, так и для доходов туркомплексов (за счет качественного обслуживания и удовлетворения потребностей туристов, повышения спроса на качественный турпродукт), ей необходимо уделить самое серьезное внимание.
Важен правильный подбор персонала в службу анимации, подготовка квалифицированных специалистов для этой сферы деятельности и постоянное повышенное внимание к работе этой службы в отеле (туркомплексе). Остановимся на каждом из этих пунктов в отдельности.
Подбор персонала
После того, как определена структура и количественный состав анимационной службы, начинается подбор персонала. От того насколько хорошо он будет подобран, зависит слаженность работы анимационной команды. Подход к подбору кадров у разных туркомплексов и отелей разный, иногда диаметрально противоположный. Например, некоторые престижные отели и курортные комплексы, имеющие свою профессионально разработанную программу, принимают на работу аниматорами только молодых людей, не имеющих опыта работы в данной сфере деятельности. Туркомплексы, не имеющие определенной программы, рады принять на работу опытных аниматоров.
Однако есть определенные требования, которых придерживаются все менеджеры анимационных служб. Это, прежде всего, требования, предъявляемые к некоторым личным качествам аниматоров:
· коммуникабельность, даже талант общения с людьми,
· качество прирожденного лидера,
· актерские задатки,
· терпеливость,
· ответственность,
· интеллигентность,
· дипломатичность,
· тактичность,
· дисциплинированность.
Еще больше, чем рядовые члены анимационной команды, этими качествами должны обладать менеджеры по туранимации. Все, кто решил работать в этой сфере, должны быть очаровательными и творческими людьми, владеющими иностранными языками, техникой PABLIC RELATIONS, т.к. они являются связующим звеном между руководством отеля и гостями.
Кроме требований к личностным качествам, определенные требования предъявляются к состоянию здоровья, физической форме аниматоров.
Поскольку рабочий день аниматора длиннее, чем у других работников туркомплекса (во время завтрака они должны уже развлекать гостей, а ложиться спать после того, как ушел последний посетитель с дискотеки, часто далеко заполночь), то необходимо, чтобы аниматоры были здоровыми людьми как физически, так и психически. При этом обязательно оговаривается, что претенденты ни в коем случае не должны страдать алкоголизмом (алкоголь в небольших количествах, как правило, аниматорам разрешен) или употреблять наркотики.
Аниматорам приходится проводить много времени на солнце, поэтому важно выяснить, что у претендентов нет аллергии на солнце.
Поскольку, аниматорам приходится часто выходить на сцену, заниматься спортивными играми и аэробикой, то необходимо, чтобы они были в хорошей физической форме. Больше всего это касается тех аниматоров, которые устраиваются в качестве танцоров. Многие отели сразу предупреждают, что в случае непредвиденных расходов, связанных с изменением веса танцоров более, чем на 10 %, часть этих расходов будет возмещаться за счет зарплаты самих аниматоров.
Как правило, есть ограничения по возрасту и даже социальному статусу аниматоров. При приеме на работу в качестве аниматоров предпочтение отдается холостым (незамужним) молодым людям, как правило, не старше 30 лет.
Наконец, самое важное для сохранения престижа и высокого стандарта отеля или туркомплекса – подбор грамотных, квалифицированных специалистов. Какими именно знаниями и умениями должен обладать тураниматор?
Общение с людьми разных национальностей обязывает знать 1-2 иностранных языка. Работа с разными возрастными категориями туристов обязывает разбираться в возрастной психологии и педагогике. Разнообразные виды деятельности (спортивные игры, танцы, выступление в шоу-программах, работа с детьми и пр.) заставляют овладевать многими умениями и навыками.
Таким образом, аниматоры должны быть разносторонне образованы и владеть навыками организации и проведения большинства вышеперечисленных видов анимационных программ во всех их конкретных формах. Для этого аниматоры должны получать соответствующее образование в учебных заведениях и проходить постоянное повышение квалификации на базе отеля (туркомплекса). Это в идеале, однако, если за рубежом существует специальное образование аниматоров, то в России такое образование получить сложно, поэтому обучение сезонных аниматоров проводится непосредственно в туркомплексе. Во время обучения производится оценка персонала на профессиональную пригодность.
Оценка персонала
На первом этапе знакомства с претендентами в анимационную службу после личной беседы изучаются анкетные данные, результаты тестирования, сертификаты, отзывы, рекомендации, характеристики и предлагаемые аниматором программы. Уже на этом этапе складывается определенное мнение о будущем аниматоре.
Однако, первого, по сути, заочного знакомства недостаточно, любого из претендентов необходимо смотреть во время практической деятельности. Для этого предоставляется возможность поработать в качестве аниматора хотя бы один пробный день. Второй этап позволяет быстро и эффективно отобрать профессионально пригодных специалистов, которые принимаются на работу.
Прием на работу
Прием на работу является очень ответственным моментом в работе с персоналом. Важно, чтобы условия, предлагаемые будущим работникам в самом начале знакомства, были оговорены в контракте и, впоследствии выполнены. Для этого необходимо заранее знать финансовые возможности туркомплекса (отеля), чтобы у аниматоров был стимул работать с полной отдачей.
Контракт – это юридический документ, в котором оговариваются условия работы, условия отдыха, проживания, питания, оплаты труда и пр. См. Приложение Чем подробнее будет этот документ, чем больше в нем будет предусмотрено спорных ситуаций, тем легче будет решать какие-либо конфликты и недоразумения. Контракт составляется в двух экземплярах и подписывается руководством туркомплекса и аниматором.