Выбор темы дипломной работы (дипломного проекта) и ее утверждение

Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, потребностью развития и совершенствования самого процесса оказания туруслуг, научной специализацией кафедры и ее преподавателей.

При выборе темы дипломной работы (дипломного проекта) следует руководствоваться:

- актуальностью проблемы,

- возможностью получения конкретных фактических данных,

- наличием специальной научной литературы,

- практической значимостью для конкретного предприятия туриндустрии.

Ежегодно не менее 20% дипломных работ должны иметь научно-исследовательский характер.

Все темы дипломных работ (дипломных проектов) разделены на несколько блоков:

I блок тем связан с решением задач туроператорской деятельности, а именно деятельности по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Этот блок тем неразрывно связан с анализом эффективности и разработкой мероприятий по реализации на практике сформулированных предложений. Рекомендуется при выборе темы из данного блока учитывать специфику туроператоров: операторов массового рынка/ специализированных операторов (специального интереса, специального места назначения, определенной клиентуры); инициативных/рецептивных.

При этом следует учитывать, что данный блок тем может иметь направления:

1. Разработка инновационных туристских продуктов в целях развития (лечебно-оздоровительного, рекреационного, культурно-познавательного, физкультурно-спортивного, профессионально-делового, религиозного…) туризма в РФ (на примере региона, области, города).

Инновации туроперейтинга акцентируют одну из составляющих практического туризма, то есть:

· подбор новых (или в новом ракурсе, новой последовательности) объектов туристского показа;

· разработка нового подхода к ресурсообеспечению существующих турпродуктов (выбор средств размещения, предприятий питания, перевозчиков и/или определение тактики взаиморасчетов с поставщиками услуг);

· доработка определенных составляющих, имеющихся на рынке турпродуктов для новой целевой группы (по возрастному, социальному или др. признаку).

Инновации касаются всех видов туризма (пляжного, экскурсионного, образовательного, рекреационного, религиозного, делового, тематического, лечебно-оздоровительного), подвидов, смешанных видов.

Инновации могут касаться организации дополнительных услуг (анимации, лечебно-оздоровительных, сопровождения инструктором и т.д.)

Инновации могут быть связаны с формированием комплекса турпредложений (продуктовой линейки).

Инновации могут заключаться в обосновании и разработке мероприятий по совершенствованию имеющихся на рынке турпродуктов и услуг.

II блок тем связан с решением задачи турагентской деятельности, а именно задач продвижения и реализации туристского продукта. В частности, могут решаться проблемы, связанные с турагентской деятельностью, например:

· совершенствование системы мониторинга в турагентстве,

· формирование и осуществление ассортиментной политики,

· совершенствование системы продвижения продукции туристской отрасли и его бренда на рынке;

· определение удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей в услугах и обслуживании;

· выявление тенденций изменения потребностей и потребительского поведения в будущем;

· формирование предложений по применению информационных ресурсов и/или систем бронирования в турагентской деятельности.

III блок тем (работы научно-исследовательского характера) связан с исследованием туристского потенциала территорий Российской Федерации и турресурсов других стран (городов, регионов), а также с комплексным исследованием транспортной инфраструктуры, системы средств размещения, предприятий общественного питания и подготовки кадров с точки зрения развития различных видов туризма на рассматриваемой территории. Тематика этого блока согласуется с ПУНПЛ «Организация туристической деятельности».

IV блок тем связан с решением комплексных задач в области туризма и сервиса (обеспечение безопасности в туризме, особенности технологии и организации различных видов туризма, оценка транспортного обслуживания и т.д.). Темы этого блока могут разрабатываться как на базе анализа практики действующего предприятия индустрии туризма и сервиса, так и на базе ПУНПЛ «Организация туристической деятельности» по предварительному согласованию.

Примерная тематика тем дипломных работ и дипломных проектов по блокам I , II, III и IVпредставлена в приложении А.

Порядок выбора темы дипломной работы (дипломного проекта):

1. Студент (студентка) руководствуется примерным перечнем тем дипломных работ и дипломных проектов, имеющимся на выпускающей кафедре, предварительно проконсультировавшись со своим научным руководителем.

2. Студент (студентка), желающий/ая выполнить дипломную работу (дипломный проект) на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен (должна) обосновать свой выбор и получить разрешение у заведующего кафедрой. Если одна и та же тема выбрана многими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми студентами, которые наиболее аргументированно обосновали свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему.

3. Выбор темы дипломной работы (дипломного проекта) и ее утверждение должны быть завершены до начала преддипломной практики у студентов дневной формы обучения или за неделю до окончания последней сессии у студентов заочной и очно-заочной форм обучения.

4. После выбора темы необходимо написать заявление (приложение Б) и получить у методиста кафедры форму задания на выполнение дипломной работы (дипломного проекта) (приложение В).

5. Следует иметь в виду, что формулировка темы дипломной работы (дипломного проекта) (с указанием научного руководителя и консультантов по разделам), утвержденная приказом ректора, изменению не подлежит.

6. Титульный лист дипломной работы (дипломного проекта) оформляется в соответствии с приложением Г.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА)

Дипломная работа (дипломный проект) — это самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы, рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры дипломной работы (дипломного проекта):

Введение - обоснование актуальности темы дипломной работы (дипломного проекта), определение целей и задач исследования.

I. Теоретическая часть - теоретические и методологические основы изучения проблемы.

1.1. Теоретический анализ проблемы исследования.

1.2. Теоретический анализ научных подходов к рассмотрению проблемы исследования.

1.3…..

1.4…..

II. Аналитическая часть - анализ современного состояния проблемы.

2.1. Общая характеристика

2.2. Анализ…

2.3. …

2.4. …

2… Выводы по аналитической части.

III. Практическая (проектная) часть- разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы.

3.1. Мероприятия по……

3.2. Информационное обеспечение дипломной работы (дипломного проекта).

3.3. Правовое обеспечение дипломной работы (дипломного проекта).

3…Выводы по практической части.

IV. Экономическая часть - экономическая оценка эффективности проекта.

4.1. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий/обзор или сравнительная характеристика стоимости.

4…Выводы по экономической части.

Заключение (выводы по дипломной работе (дипломному проекту))– окончательные выводы и основные результаты дипломной работы (дипломного проекта).

Библиография.

Приложения.

Краткое содержание составных частей дипломной работы (дипломного проекта)

Введение.Это вступительная часть дипломной работы (дипломного проекта). Объем введения составляет 3-5 печатных страниц. Обязательными составляющими элементами введения являются: актуальность дипломной работы (дипломного проекта), объект, предмет, цель работы (проекта), задачи, методология исследования, практическая значимость.

Актуальность подразумевает:

- исследуемая область требует дополнений в методологии изучения;

- исследуемая область требует получения новых данных;

- исследуемая область нуждается в новых методах.

Таким образом, обосновать актуальность – значит объяснить, почему нужно в настоящее время решать сформулированную в работе (проекте) проблему (почему новое научное знание необходимо для практики, какая проблема в существующей практике индустрии туризма и сервиса требует, по мнению дипломника своего решения, какова основная идея исследования, что было сделано для решения проблемы другими исследователями и что предстоит сделать дипломнику).

Объект исследования – это процесс или явление (система), которое породило исследуемую проблему. Объектом исследования могут быть:

- организационная структура предприятия индустрии туризма и сервиса (для дипломной работы (дипломного проекта), посвященной совершенствованию организационной структуры конкретного предприятия);

- система мониторинга, маркетинга, рекламы, связи с общественностью и т.д. (в работах, посвященных исследованию и выработке предложений по совершенствованию системы мониторинга, маркетинга, рекламы, связи с общественностью и т.д.);

- туристские ресурсы определенного вида туризма или определенной территории (для дипломных работ (дипломных проектов), посвященных анализу или сравнению туристических ресурсов определенного вида туризма или территории);

- определенный аспект деятельности предприятий индустрии туризма и сервиса, объединений предприятий туриндустрии, системы регулирования туриндустрией. (для дипломных работ и дипломных проектов, посвященных анализу, сравнительному анализу, разработке, совершенствованию определенного аспекта деятельности предприятий туриндустрии, системы регулирования туриндустрией).

Предмет исследования – это конкретное обозначения свойств объекта исследования (предмет всегда находится в семантическом поле объекта, но уточняет, конкретизирует, сужает его). Например, если для дипломной работы на тему «Разработка содержания сопроводительной информационной документации для туристов, выезжающих в арабские страны, с учетом кросскультурного фактора» объектом исследования является «Информационное обеспечение выездного туризма с учетом кросскультурного фактора», то предметом исследования - «Особенности информационного обеспечения туристов, выезжающих в Арабские страны».

Цель исследования – это конечный результат, который дипломник определяет в начале исследования и достигает в процессе его выполнения. Дипломная работа на тему «Разработка содержания сопроводительной информационной документации для туристов, выезжающих в арабские страны, с учетом кросскультурного фактора» предполагает следующую цель: «разработать содержание сопроводительной информационной документации для туристов, выезжающих в арабские страны, с учетом кросскультурного фактора».

Задачи исследования – это этапы достижения цели исследования. Каждая задача обозначает определенную часть дипломной работы (дипломного проекта): изучить теоретические основы (например, учета кросскультурного фактора в туризме); обосновать необходимость (например, учета кросскультурного фактора при формировании документационного сопровождения выездных туров в арабские страны); разработать (например, мероприятия по учету…); определить (например, факторы, способствующие повышению эффективности от внедрения мероприятий по учету…); осуществить (например, экономический анализ мероприятий по…)

Методология исследования – это система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении исследовательской деятельности. Методология исследования может базироваться на следующих подходах:

- системном – это исследование явления как совокупности составляющих его частей (например, в исследовании «Формирование нового турпродукта для молодоженов в Тунис» применяется системный подход к анализу такого явления как создание турпродукта, так как создание турпродукта – это комплекс мероприятий и явлений взаимосвязанных и взаимозависимых, компонентами системы (или комплекса) создания турпродукта являются: сам турпродукт как цель, приемы и методы практического туроперейтинга, потребитель продукта, создатель турпродукта – туроператор, обстоятельства турпродукта – направление выезда, поставщики услуг и т.д.);

- содержательном или формальном – извлечение из изучаемых явлений только относительно устойчивых и неизменных моментов (например, в исследовании «Оценка ресурсного обеспечения спортивного туризма в Карелии», скорее всего, будет применен формальный подход, с помощью которого на основе общеизвестных представлений о необходимых составляющих ресурсного обеспечения спортивного туризма будут систематизироваться и обобщаться факты, подтверждающие/опровергающие присутствие/отсутствие в Карелии необходимых компонентов системы спортивного туризма).

Практическая значимость заключается в полезности исследования для решения конкретных практических задач туристской индустрии. Описание практической значимости подразумевает направленность на конкретную целевую группу возможных потребителей результатов исследования (например, к целевой группе результатов исследования по теме «Формирование нового турпродукта для молодоженов в Тунис» могут быть отнесены туроператоры выездного туризма.)

I. Основная часть – 40-60 страниц печатного текста.

1. Теоретическая часть –первая глава основной части.Фактически в этой части исследования перед дипломником стоит задача – выполнить обзор литературы (нормативно-справочной документации, данных статистической отчетности, передового отечественного и зарубежного опыта) по предмету исследования, а также определиться в понятиях. Важно полно охарактеризовать современное состояние изученности проблемы, а также определить возможные подходы к ее решению.

Примерное содержание теоретической части:

- изложение сущности исследуемого явления, уточнение формулировок;

- характеристика нормативно-правовой базы изучаемого явления;

- анализ степени изученности исследуемой проблемы (обзор теоретических источников по теме).

2. Аналитическая часть –предполагаетанализ актуального состояния проблемы.

Аналитическая часть дипломной работы (дипломного проекта) должна содержать:

- систематизацию результатов изучения исследуемого аспекта деятельности туроператора (туроператоров);

- формулировку выводов по результатам проведенного исследования, констатация наличия проблемы;

- оценку перспектив разработки новых подходов к решению поставленной задачи (новой организации работы одного из отделов, нового тура, системы мониторинга, рекламной компании, системы документооборота и т.д.);

- результаты маркетинговых исследований о возможности и необходимости подготовки и реализации новых услуг;

- основные выводы по аналитической части.

3. Практическая (проектная часть) -конкретнаяразработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы. Практическая часть дипломной работы (дипломного проекта) должна содержать:

-мероприятия по совершенствованию деятельности туроператорских / турагентских фирм, созданию нового турпродукта, новых форм обслуживания, совершенствованию организационной структуры турпредприятия, разработке предложений по использованию турресурсов и т.д.(данный раздел практической части содержит результаты исследовательского поиска дипломника по конкретному проекту, способу решения сформулированной в предыдущей главе проблеме (например, технология создания нового турпродукта, способы реализации предложенных мер по упорядочению документооборота и т.д.);

-информационное обеспечение дипломной работы (дипломного проекта).

Примерный перечень вопросов по информационному обеспечению дипломной работы (дипломного проекта):

- анализ используемых информационных источников при формировании турпродукта, выработке предложений по совершенствованию работы турагентства, исследованию турресурсов и т.д.;

- оценка использования интернет-технологий (базы данных, электронная почта, сайт и т.п.) и предложения по их совершенствованию.

4. Экономическая часть– определение эффективности предлагаемых мероприятий (решений). Основной задачей экономической части является расчет основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия, которые будут достигнуты в результате внедрения мероприятий и рекомендаций, предложенных студентом в проектной части дипломной работы (дипломного проекта).

Для ВКР III блока могут приводятся экономические показатели развития аналогичных туристских территорий (с относительно более эффективным использованием турресурсов, но сходными геополитическими, климатическими и экономическими условиями, либо данные перспективных программ развития региона в области туризма).

Определение эффективности от реализации.Экономическая эффективность (абсолютная) предложенных в проектной части мероприятий определяется, как правило, сопоставлением результата (Р) и затрат (3).

Э = Р – 3

Результат от внедрения какого-либо мероприятия может быть выражен либо в виде прироста прибыли, либо в виде снижения издержек производства (обращения).

Социальная эффективность характеризуется экономией свободного времени населения, которая может выражаться в часах или быть оценена в стоимостном выражении.

Конкретные подходы к расчету эффективности мероприятий зависят от избранного в дипломной работе (дипломном проекте) направления исследования.

Так, если в работе предлагаются решения по внедрению новых видов услуг и/или форм их продвижения, совершенствованию ценовой стратегии (использование скидок, дисконтных карт и др.), проведению рекламных мероприятий, предоставлению дополнительных видов услуг клиентам и т.п., целесообразно рассчитать возможный дополнительный объем выручки и сумму дополнительной прибыли, полученных в результате реализации принятых решений.

В заключенииработы следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения составляет 3-5 печатных страниц.

Библиография должна содержать перечень использовавшихся в ходе работы первоисточников, расположенных в алфавитном порядке и отражающих тему дипломной работы (дипломного проекта).

Приложения включают материалы, дополняющие содержание работы, промежуточные расчеты, вспомогательные таблицы, нормативные документы (Устав, инструкции и т.д.), иллюстрации вспомогательного характера; паспорта туристских объектов.

Дипломная работа (дипломный проект) также может содержать специальные разделы, дополняющие ее основные части.

Наши рекомендации