Инвентарь и амуниция горнолыжника

Еще четверть века назад горные лыжи делали полностью из дерева. Лучшие модели склеивались из отдельных пластин, брусочков. Однако и они не выдерживали испытаний скоростью и перегрузками (которые в спуске могут достигать двух тонн!).

С появлением металлических и пластиковых лыж, синтетических ботинок в горнолыжном спорте произошла настоящая революция. Он стал доступен практически для всех.

Однако если говорить о самой главной революции, которая фактически дала рождение горным лыжам, следует назвать событие, произошедшее в 20-х годах 20 века, когда австриец Р. Леттнер первым приколотил на ребра деревянных лыж металлические полоски — канты. Именно эта деталь позволила надежно управлять лыжами на спусках. Окантованные лыжи хорошо цеплялись за склон, давали возможность регулировать соскальзывание и траекторию движения в повороте. Вторым существенным шагом в развитии конструкции горных лыж следует считать внедрение пластиковых материалов (стеклопластика) , впервые использованных также австрийцем. Кнайслом в своих знаменитых “Белых звездах” в конце 50-х годов.

Развитие горнолыжного инвентаря происходит столь стремительно, что некоторые положения данной книги могут устареть уже к моменту ее публикации.

Горные лыжи

Конструкция горных лыж. Современные лыжи имеют сложную конструкцию и технологию изготовления. До недавнего времени различали две основные конструкции горных лыж - лыжи типа сэндвич (разрез приведен на рис. 12) и лыжи на основе торсионной коробки (рис. 13). Заметным достижением в конструкции горных лыж стало появление конструкции, получившей название “монокок”. Эта конструкция, впервые предложенная французской фирмой SALOMON, состоит из несущего цельноформованного верхнего профиля, который в комбинации с нижней пластиной выполняет основные динамические функции лыжи (рис. 14). Эта конструкция была быстро освоена в различных модификациях практически всеми ведущими производителями лыж. Идею “монокока” стали использовать в сочетании с другими конструктивными элементами ( торсионной коробкой ( фирма К2) , сэндвичем ( DYNASTAR), боковыми стенками (ROSSIGNOL) и т.д. ).

Материалы, применяемые при производстве горных лыж, представляют практически всю гамму современных технологий, включая авиационную и космическую. Это сверхпрочные волокна - кевлар, углеволокно (на основе кристаллов углерода), кварцевое волокно (на основе кристаллов кремния), современные авиационные сплавы, композитные материалы, сотовые конструкции, разнообразные пластмассы, высоколегированные стали. Продолжают использоваться и традиционные материалы - дерево и стеклопластик. Нижняя часть лыжи - скользящая поверхность состоит из сложной комбинации различных сортов полиэтилена с разнообразными добавками.

Хорошие лыжи оптимально распределяют динамическую нагрузку в спусках и на виражах, на буграх и в ямах, на льду и в снегу, на большой и малой скорости. Сложная технология изготовления, использование специальных материалов предопределили высокую стоимость этого предмета экипировки горнолыжника.

В последнее время большое распространение получили «черные подошвы». К материалу скользящей поверхности примешаны мельчайшие графитовые добавки, придающие ей черный цвет и улучшающие скольжение на длинных трассах при отсутствии смазки. Электропроводность нового материала в отличие от чистого полиэтилена такова, что на подошве в меньшей степени накапливается электростатический заряд, притягивающий к себе тончайшие ледяные кристаллики со снежной поверхности трассы и затрудняющий скольжение. Кроме того, такие подошвы меньше загрязняются (грязь тоже ухудшает скольжение). Однако на такой поверхности хуже сохраняется мазь, что привело к созданию комбинированных подошв, у которых на графитовой поверхности имеются вкрапления полиэтилена. Некоторые фирмы (например, DYNASTAR) продолжают экспериментировать с чисто полиэтиленовыми скользящими поверхностями для спортивных слаломных лыж. Сравнительно небольшая длина спуска в слаломе позволяет сохранить мазь по всей поверхности за время прохождения спортсменом трассы.

По краям скользящей поверхности на ребрах закреплены стальные канты, играющие главную роль при управлении лыжей. Верхний декоративный слой («рубашка») и боковые грани защищают лыжи от механических повреждений.

По надписям и обозначениям на поверхности лыж можно получить важную информацию. Каждая пара лыж имеет на боковой грани, либо на верхней поверхности свой номер. Там же указана длина лыж в сантиметрах.

Некоторые фирмы (SALOMON) вместо длины лыж указывают условный коэффициент, определяющий длину лыжи. Практически на всех последних моделях лыж имеется отметка, определяющая положение середины подошвы ботинка. В некоторых случаях наносят семейство отметок для различных размеров подошвы ботинка. Иногда на декоративный поверхности указано назначение лыж. Фирмы ФРГ и Австрии используют обозначения буквами L, А и S. Буква L определяет лыжи для начинающих. Лыжи с буквой А рекомендуются для хорошо катающихся в разных условиях рельефа и снега. Лыжи с буквой S предназначены для спортсменов. В последнее время такая маркировка используется все реже.

К сожалению, нет единой маркировки лыж вообще, да и в отдельных фирмах также. Каждый год на мировом рынке появляются лыжи с новыми «рубашками». Это делается ради коммерческих целей. Ведь существенное изменение конструктивных или технологических элементов, влияющее на динамические характеристики, происходит гораздо реже: раз в три-четыре года. Поэтому нет никакой необходимости гнаться за новыми модными моделями лыж.

Современные горные лыжи сохраняют свои качества достаточно долго. В процессе эксплуатации лыжи с деревянными составляющими теряют свои свойства быстрее лыж с чисто пластиковыми и металлическими конструктивными материалами. Наряду с усталостью материалов вторым фактором, определяющим долговечность лыж, является состояние кантов лыж, что, во многом, определяется качеством трасс (наличием камней). В целом фирмы не стремятся существенно увеличивать долговечность лыж, чтобы стимулировать покупку нового инвентаря. В среднем, время физического износа лыж(потери товарного вида) соответствует времени морального старения конструкции и составляет от 3 до 8 лет. Лыжи, которые использовались спортсменами высокого уровня на соревнованиях (стартовые лыжи) , как правило, имеют сточенные канты ( если смотреть со стороны скользящей поверхности) для улучшения скольжения и выдерживают несколько попыток прохождения трасс. Такие лыжи покупать туристам не рекомендуется .

Подбор лыж. Ассортимент современных лыж настолько разнообразен, что горнолыжник-спортсмен, а тем более любитель бывает в затруднении, какие из них выбрать. Помочь в этом не всегда могут даже специалисты. Посудите сами: более 40 фирм производят лыжи, причем лыжи разных моделей. Горные лыжи можно разделить на следующие категории:

1) лыжи, используемые в соревнованиях (спортивные лыжи);

2) лыжи для туристского катания и не применяемые профессиональными спортсменами;

3) специальные лыжи.

Спортивные лыжи делятся на лыжи для слалома, слалома-гиганта, супергиганта, скоростного спуска, фристайла (фигурное катание, спуски по буграм, акробатические прыжки с трамплина). Среди спортивных лыж для любителей можно рекомендовать только слаломные лыжи, лыжи для слалома-гиганта и лыжи для спуска по буграм. Такие лыжи, несмотря на их престижность (особенно для людей с высоким достатком), подойдут только хорошо подготовленным, техничным лыжникам, склонным к высоким скоростям и не боящимся жестких склонов. Лыжи, созданные для чемпионов, рассчитаны на большие скорости и леденистые трассы. При выборе спортивных лыж для горожан, приезжающих в горы, французские эксперты отдают предпочтение лыжам для слалома-гиганта. Для удовлетворения высоких амбиций и облегчения управляемости лыжами в поворотах многие ведущие фирмы разрабатывают специальные универсальные лыжи, которые в каталогах фигурируют вместе со спортивными лыжами и имеют в дизайне все атрибуты спортивных лыж (надписи racing, equipe, competition и т.д.). Эти лыжи, пожалуй, в наибольшей степени подходят для туристов, стремящихся к быстрым спускам и мечтающим побеждать в любительских соревнованиях.

Собственно туристские лыжи условно можно разделить на пять основных групп:

· лыжи для спортивных, агрессивных лыжников;

· лыжи класса эксперт;

· лыжи для прогрессирующих лыжников;

· лыжи для начинающих лыжников;

· лыжи для детей и юниоров.

Лыжи для спортивных лыжников-любителей примыкают по своей классификации к спортивным лыжам. Эти лыжи обладают хорошей управляемостью, неплохо ведут себя на жестком снегу и менее чувствительны к техническим погрешностям по сравнению со спортивными моделями. К этому же классу можно отнести туристские разновидности лыж для спусков по бугристым трассам (могул). Качество сцепления с леденистыми трассами на больших скоростях у них хуже, чем у спортивных лыж.

Отдельно следует отметить лыжи “эксперт”. Подобные лыжи выпускаются с учетом всех последних достижений в технологии производства лыж. Они, как правило, обладают высокой послушностью и стабильностью в поворотах. Такие лыжи удовлетворяют требованиям техничных лыжников, стремящихся к комфортным спускам по разнообразным трассам и при различном состоянии снега. Дизайн лыж “эксперт” выдержан в сдержанном респектабельном стиле. Цена этих лыж может превосходить цену спортивных лыж.

Лыжи для прогрессирующих лыжников предназначены, в первую очередь, для увлеченных, агрессивных лыжников, стремящихся улучшить свою технику.

При разработке лыж для начинающих лыжников и детей на первое место ставились требования к легкости выполнения поворотов и максимальной управляемости на небольших скоростях.

К специальным видам горных лыж следует отнести облегченные лыжи для горнолыжных походов (ски-тур) и лыжи для экстремальных спусков с крутых склонов (ски-экстрим). Выпускаются также специальные лыжи для техники телемарк и спусков по целинным склонам.

Многообразие требований к горным лыжам приводит к разнообразию в геометрии и динамических характеристиках лыж. В первую очередь это касается длины лыж. Более короткие лыжи обладают лучшей поворотливостью и маневренностью. Стремление обеспечить начинающих лыжников удобными лыжами привело к созданию в 70-х годах большого числа разновидностей укороченных лыж. Таким лыжам была присвоена своя классификация: мини-лыжи, лыжи-компакт, лыжи средней длины (медиан). Однако эта мода довольно быстро за рубежом прошла и 80-е годы ознаменовались преобладанием классической геометрии горных лыж. В 90-х годах в связи с бурным развитием технологии производства лыж французские фирмы DYNASTAR и ROSSIGNOL выпустили спортивные лыжи с узкой талией. Эти лыжи обладают более высоким отношением ширины носка(а также пятки) к ширине талии лыжи. При этом удалось сохранить амортизирующие свойства лыжи (устранить вибрации при спуске) и обеспечить высокие требования к скручиванию лыжи (определяющие цепкость лыжи на льду). Лыжи с узкой талией обладают высокой маневренностью и хорошим сцеплением на леденистых трассах. Появление подобных лыж повлияло и на технику: большее значение приобрел технический элемент - наклон коленей. Для освоения этого элемента и использования эффекта узкой талии в целях улучшения маневренности фирма ELAN первой выпустила туристские лыжи с ультра-узкой талией. Эти лыжи, получившие название “параболик”, обладают прекрасными свойствами на мягком и глубоком снегу и хорошо приспособлены для начинающих и средних лыжников. По своей длине такие лыжи могут быть отнесены к классу лыж компакт. Один из ведущих специалистов по горнолыжной технике и инвентарю - Жорж Жубер, первым проанализировавший особенности лыж с узкой талией, отмечает 8 преимуществ таких лыж при выполнении поворотов (журнал SKI (Франция)№319).

Как и все новшества в горнолыжном инвентаре, идея лыж с узкой талией была быстро перенята другими фирмами и используется как при производстве спортивных так и туристских лыж. В туристских лыжах “ультра-узкая” талия снова возродила семейство укороченных лыж близких по длине к старому поколению лыж компакт.

Для правильного выбора лыж прежде всего нужно учесть уровень подготовки лыжника (новичок, среднего уровня, спортсмен), его сложение (крепкий—коренастый или худой—высокий), возраст, пол и т. д. Необходимо знать намерения лыжника, то есть чего он хочет достичь на этих лыжах (например, научиться простейшим поворотам для спусков по пологим трассам, овладеть способами надежных спусков, изучить технику фристайла и т. п.).

Короткие лыжи (мини) были предназначены для последовательного или, как говорят, эволютивного, обучения, методика которого предусматривает частую смену лыж от длины 135 см (иногда 100) до 160 см. Лыжи компакт (compact), имели длину от 150 до 190 см. Как уже отмечалось, второе рождение этих лыж связано с новой технологией производства и реализацией идеи узкой талии. Популярность таких лыж возрастает в связи с их высокой маневренностью, в том числе, и на глубоком, разбитом снегу. Также такие лыжи являются весьма подходящим инструментом для освоения резанного скольжения и перехода на классические лыжи.

Лыжи средней длины (median, mid, inter-mеdiaire) в настоящее время не выпускаются. Им на смену пришли лыжи, используемые для спусков по буграм.

Чем лыжи короче, тем легче ими управлять, легче делать повороты. Более длинные лыжи имеют преимущества при спуске по жесткому, леденистому склону, они более устойчивы при движении на большой скорости. Для обычного катания с гор длина лыж подбирается по рекомендации изготовителя, в которой учитывается рост, вес лыжника, его подготовка. На рис. 15 приведена номограмма подбора лыж разного предназначения (параболик, туристские, спортивные) в зависимости от веса, роста лыжника и его подготовки. Прочертив линию через свой вес и рост, вы получите строчку с рекомендуемыми размерами лыж. Начинающему следует выбирать лыжи строкой ниже (стрелка вниз), а более опытному или динамичному лыжнику лучше остановиться на лыжах строкой выше(стрелка вверх); женщинам—на две строки ниже. Лыжнику, весящему 75 кг и имеющему рост 170 см, можно порекомендовать, следуя этому правилу, лыжи параболик длиной 170—180 см, туристские лыжи— 185—195 см и слаломные лыжи — 200—203 см.

На рис. 16 приведена схема вычисления коэффициента PR (Power Reference System) , применяемого для маркировки лыж фирмы SALOMON. За основу взяты вес лыжника(А), его техническая подготовленность(В) и агрессивность(С). Искомый коэффициент является суммой коэффициентов А,В,С. Так лыжнику, весящему 75 кг (А=5,5) , способному кататься по любым трассам при хорошем состоянии снега (В=1) и спускающемуся быстро и агрессивно (С=0,75), нужны лыжи, имеющие коэффициент PR7 (А+В+С=7,25). При этом для различных категорий лыж геометрическая длина лыж будет различной при одинаковом коэффициенте PR (спортивные лыжи будут длинней, а лыжи “эксперт” и “могул” - короче).

Лыжи должны быть ровными, без деформаций. При резком сдавливании двух лыж, приставленных друг к другу скользящими поверхностями, раздается глухой звук — шлепок, что свидетельствует об их хорошем качестве. На первых этапах обучения не следует выбирать жесткие лыжи. Простейший способ проверки мягкости лыж: поставить их вертикально скользящими поверхностями друг к другу и двумя пальцами одной руки (большим и указательным) попытаться их сжать в центральной части. При нормальной жесткости этого усилия достаточно, чтобы лыжи коснулись друг друга. Этот совет является ориентировочным, так как кроме общей стрелы прогиба на маневренность лыж сильно влияет распределение жесткости по длине лыжи.

Мягкие лыжи (в особенности лыжи с мягким носком) легче входят в поворот. Энергичному лыжнику подойдут более жесткие лыжи.

На туристской базе, в горнолыжном клубе или секции инструктор поможет подобрать начинающему и более опытному лыжнику инвентарь. Следует быть внимательным при выборе лыж для хороших горнолыжников. Установлено, что опытные специалисты могут чувствовать даже такие изменения, как 2 процента длины, 4 процента ширины и 5 процентов жесткости лыж. Например, с уменьшением длины лыжи на 10 см вес ее становится меньше приблизительно на 130 г, она уже на 1 мм и на 3 процента жестче.

Распределение жесткости по длине лыжи зависит от ее типа и назначения. Так у спортивных слаломных лыж более мягкая центральная часть (конек лыжи) по сравнению с лыжами для слалома-гиганта. Туристские лыжи имеют более жесткую центральную часть и более мягкие носок и задник по отношению к спортивным лыжам. Это связано со спецификой склонов, на которые, в первую очередь, рассчитаны лыжи. Туристские лыжи обычно используются на более мягком снежном покрове, чем спортивные лыжи.

Уход за лыжами. От состояния скользящей поверхности лыж зависит легкость управления ими на спусках, надежность и точность выполнения маневров. У хороших лыж скользящая поверхность идеально ровная и гладкая. Для надежного выполнения резаных поворотов и уверенных, безопасных спусков по жестким трассам необходимо тщательно следить за состоянием кантов лыж. В современных лыжах применяется переменный угол заточки кантов ( прямоугольный профиль в центральной части и более острый(на 3-6 градусов) в районе носка и задника. Сохранить оптимальный угол заточки кантов в полной мере можно лишь при использовании специальных станков, которые широко используются за рубежом и стали появляться в России. При отсутствии соответствующего оборудования приходится проводить подготовку лыж вручную. Сами фирмы-производители инвентаря рекомендуют ограничиваться косметической обработкой лыж. Это обработка сводится к затачиванию кантов мелким абразивным бруском, исправлением выбоин на скользящей поверхности с помощью расплавленного полиэтилена с последующим циклеванием.

Более существенная ручная заточка кантов производится с помощью напильника и специальных приспособлений, использующих фрезерованные напильники и твердосплавные режущие элементы. Канты должны быть на одном уровне со скользящей поверхностью и иметь строго прямоугольный профиль по всей длине лыжи (в районе носка и пятки целесообразно затачивать их и под более острым углом). Сначала затачивают канты в тех местах, где нарушена линия, образовались зазубрины или ржавчина. Лыжу устанавливают в специальный верстак на ребро и с помощью мелкого напильника затачивают (рис. 17) желательно от носка к пятке. После этого затачивают канты со стороны скользящей поверхности. Наиболее точно и эффективно это делают с помощью развертки — она обрабатывает сразу всю поверхность, включая оба канта.

Перед окончательной циклевкой скользящей поверхности необходимо заделать выбоины и борозды на поверхности с помощью расплавленного полиэтилена. Для этого вначале очищают поверхность от остатков мази и поджигают полиэтиленовую палочку. После того, как первые капли со следами копоти останутся на поверхности какого либо металлического предмета (например, цикли) переходят к заливке. Полиэтилен должен не капать, а стекать небольшой струей в борозду.

Для лучшего вплавления полиэтилена можно использовать паяльник.

Циклевку скользящей поверхности выполняют циклей или просто ровной стальной пластиной (рис. 18). Необходимо добиться совершенно гладкой плоскости подошвы. Окончательно доводят канты мелким наждачным камнем (абразивом) и пемзой.

Перед первым выходом на снег лыжи необходимо смазать горячим способом (рис. 19). В этом случае будут заполнены микропоры, которые имеются на скользящей поверхности, что увеличит долговечность лыж. В дальнейшем лыжи рекомендуется регулярно смазывать. Во-первых, это улучшает скольжение, а, во-вторых, смазанные лыжи лучше сохраняются, продлевается срок их службы.

Выбор той или иной мази определяют следующие четыре фактора.

· Температура воздуха. Чем холоднее, тем меньше смазывают лыжи (особенно при свежевыпавшем снеге).

· Структура снега. Чем ниже температура снега, чем он зернистее, тем сильнее стирается при скольжении мазь. Для таких условий мазь следует накладывать горячим способом с помощью утюга. При легком, пушистом снеге предпочтительно накладывать мазь кистью,

· Влажность снега. Мокрый снег усиливает поглощение мази. Мазь наносят несколькими слоями и тем толще, чем мокрее снег.

· Влажность воздуха. Если показатель влажности воздуха превышает 75 процентов, то кристаллы снега будут округляться. В таком случае мазь выбирают на более высокую температуру воздуха (на 3—4° С).

К этим четырем факторам следует добавить еще пятый, который вызван требованиями нового времени, — учет состава химических веществ, которыми опыляют трассы для укрепления снежного покрова («снежный цемент»).

Существует специальная таблица, позволяющая определять выбор мазей из шести известных марок «Токо» (желтая, красная, синяя, зеленая, белая, скификс), разработана методика их применения в зависимости от указанных условий. Но специалисты предпочитают свои системы, которые созданы ими на основе многолетнего опыта.

Вот рекомендации по использованию мазей при различных температурах воздуха:

выше минус 1°—красная;

от минус 1 до минус 8°—синяя;

от минус 8 до минус 10°—1/3 зеленой+2/3 синей;

от минус 10 до минус 12°— 1/2 зеленой + 1/2 синей;

от минус 12 до минус 15°—2/3зеленой + 1/3 синей;

ниже минус 15°—зеленая.

Перед нанесением смазки лыжи должны быть сухими и иметь температуру окружающей среды (комнаты или улицы). Мазь плохо закрепляется на скользящей поверхности мокрых или очень холодных лыж. Другое условие: перед смазкой скользящая поверхность лыж должна быть гладкой, без шероховатостей.

Чтобы очистить скользящую поверхность новых лыж от жирных следов и частичек окислов, надо воспользоваться специальным обезжиривающим составом или тонкой металлической губкой. После этого накладывают горячим способом слой синей мази и немного позже снимают ее с помощью скребка, оставляя ровный тонкий слой, который будет служить основой для остальных мазей. При таком условии мази хорошо закрепляются на лыжах. Если лыжи не новые, а были уже в ходу, то сначала снимают старую мазь скребком, металлической губкой или же, прогрев скользящую поверхность утюгом, ватным тампоном.

После нанесения грунтового слоя накладывают специальную мазь. Существуют два основных способа нанесения мази: горячий и холодный.

При горячем способе используют утюг или кисть. Для слалома (иногда для слалома-гиганта) наносят мазь для нижней части трассы, тщательно разглаживая горячим утюгом, чтобы она затекла во все микропоры лыж. Затем таким же разглаживанием наносят слой другой мази — для верхней части трассы, если температура снега требует этого.

Кистью наносят мазь для соревнований по скоростному спуску и слалому-гиганту (рис. 19). Компоненты подобранных мазей, предварительно размельченных, смешивают вместе и подогревают до полного растворения (не доводя до кипения, ибо некоторые сорта при этом разлагаются). Далее мазь наносят послойно кистью, ширина которой составляет половину ширины лыжи (4—5 см), в направлении от задников к носкам. Чем влажнее снег, тем большее количество слоев следует наносить (но без излишеств). Во избежание налипания снега на лыжи сверху и с боков наносят не большой слой специальной мази (лучше скификс).

Иногда приходится смазывать лыжи холодным способом. В таком случае после нанесения мази на скользящую поверхность ее тщательно растирают по всей подошве пробкой-растиркой, причем для влажного снега втирают мазь слегка, а для низкой температуры—сильнее. Эту операцию лучше проводить в теплом помещении: мази, сделанные на восковой основе, легче растираются.

В последнее время появились жидкие мази, которые обладают отличным сцеплением со скользящей поверхностью лыжи и хорошими скользящими свойствами в широком диапазоне температур. Эти мази весьма удобны для туристов. Процесс смазки весьма прост. Вначале из тюбика или пакетика выдавливают на чистую поверхность небольшое количество мази, затем с помощью губки или специальной салфетки равномерно распределяют ее по всей поверхности лыж. Через некоторое время (1-2 минуты) той же салфеткой можно отполировать поверхность лыж.

Для катания на жестких леденистых трассах лыжи требуют особого ухода. Как уже отмечалось лучше всего проводить подготовку лыж в специальных станках. Для ручной подготовки горнолыжник должен иметь скребок, наждачную бумагу, напильники, кисть, пемзу и набор мазей.

Сначала с помощью штангенциркуля или линейки проверяют состояние скользящей поверхности: она не должна быть ни выпуклой, ни вогнутой. Скользящую поверхность обрабатывают острым скребком так, чтобы она стала совершенно плоской и даже слегка вогнутой в носковой части. При этом требуется большая точность шлифовки.

Затем тщательно затачивают напильником канты со стороны скользящей поверхности вровень с нею. Напильник надо все время держать точно по направлению канта, для того чтобы не нарушить прямолинейность острия канта. Малейшие зазубрины на ребре канта могут привести к существенным ошибкам при кантовании лыж.

Поставив лыжу набок и зажав ее в тисках или с помощью другого приспособления, затачивают боковую грань кантов. Напильник надо все время держать совершенно плоско, чтобы угол заточки оставался повсюду одинаковым и равным 90°(в районе носка и пятки рекомендуется для жесткого снега более острый угол). После этого канты обрабатывают пемзой для окончательной заточки и удаления мельчайших неровностей. Для мягкого снега канты вместо пемзы обрабатывают наждачной бумагой.

Наконец, наносят соответствующую мазь, после чего скребком счищают почти весь слой, дав скользящей поверхности пропитаться мазью. В итоге поверхность выходит зеркально гладкой.

Хранение и переноска лыж. Опыт показывает, что горные лыжи могут быть долговечны, если им уделять хотя бы минимальное внимание. И наоборот, неправильное хранение может стать причиной их быстрого износа. В период зимнего катания следует систематически контролировать состояние лыж и своевременно их ремонтировать. После тренировки лыжи развязывают, чтобы не подвергать их длительному напряжению на прогиб — это может ухудшить их упругостные качества. Каждому горнолыжнику рекомендуется сделать дома простейшие стеллажи для хранения лыж.

По окончании сезона нужно тщательно вымыть лыжи горячей водой с мылом и дать им просохнуть, удалить старую смазку с помощью растворителей. Следует осмотреть скользящую поверхность лыж, подремонтировать ее, залив полиэтиленом выбоины, царапины, подточить канты, удалить с них ржавчину. Затем заливают скользящую поверхность лыж, боковые грани и канты толстым слоем любой лыжной мази или парафина. Хранят лыжи в сухом прохладном помещении в вертикальном положении, без нагрузки, без прямого воздействия на них солнечных лучей.

Лыжи доставляют новичкам много хлопот еще до того, как они донесут свой инвентарь до склона. Удобнее всего переносить лыжи на перевязи (как ружье). Сделать ее из толстой тесьмы несложно, закрепив ее выше и ниже креплений. Это наиболее безопасный способ переноски лыж в общественных местах. В автобусе, метро, трамвае и другом транспорте лыжи держат перед собой в вертикальном положении кверху носками, поставив задниками на пол.

На открытых местах, на склонах, где мало людей, лыжи легче переносить связанными на плече, направив носками вперед (рис. 20) или подложив накрест под ними палки, опирающиеся на другое плечо.

В длительных поездках, когда лыжи сдают в багаж, их следует плотно привязать друг к другу скользящими поверхностями, проложив между ними бумагу или использовав специальные ремешки (“липучки”). Для того чтобы избежать повреждений от случайных ударов при транспортировке, лыжи помещают в чехол.

Ремонт лыж. Для правильного ремонта необходимо знание конструкции лыж. О внутреннем устройстве лыж в общих чертах говорилось выше, с ним также можно познакомиться по каталогам, лыжным журналам, а лучше всего, по сломанным лыжам.

Сложность конструкции современных лыж ( особенно с использованием технологии монокок) не позволяет провести сложный ремонт самостоятельно. Как правило, для современных лыж возможен лишь мелкий косметический ремонт. Наиболее просто поддаются ремонту лыжи конструкции сэндвич.

Здесь будут даны некоторые рекомендации по наиболее доступным технологическим приемам самостоятельного ремонта лыж.

При ремонте лыж используют эпоксидные смолы ЭД-20, ЭД-40, ЭД-16 и ЭД-16. Этот доступный клеящий материал в достаточной мере водо- и морозоустойчив, надежен и удобен в работе. В состав клея добавляют пластификатор (дибутилфталат), для того чтобы клеевые соединения сохраняли прочность при возможных деформациях. Рекомендуется следующая пропорция различных компонентов клея:

Эпоксидная смола 100 ч

Дибутилфталат 20—25 ч

Отвердитель (полиэтиленполиамин) 10—15 ч

В подогретую до 50—60° С (например, в водяной бане) эпоксидную смолу добавляют пластификатор. Потом малыми дозами в остывшую смесь постепенно примешивают отвердитель. Клей разводят в металлической посуде для отвода тепла, выделяющегося в процессе полимеризации смолы. «Время жизни» клея (до его затвердения) зависит от количества отвердителя и может быть20—40 мин. Перемешивать массу удобно с помощью ручной дрели, вставив в патрон вместо сверла кусок изогнутой проволоки (по типу кухонного миксера). Иногда необходимо разжижить клей, чтобы он мог проникнуть в узкие щели. Для этого его разбавляют ацетоном — не более 10 частей (при этом срок затвердевания увеличивается).

Слой клея наносят на хорошо высушенные, очищенные от грязи и обезжиренные ацетоном (или другим растворителем) поверхности. Склеиваемые части соединяют и сжимают струбцинами. Чтобы не повредить скользящую поверхность и декоративное покрытие лыж, используют прокладки из дерева или мягких металлов. После зажатия струбцинами удаляют излишки клея тампоном, смоченным растворителем. Через сутки струбцины снять и окончательно очистить поверхности. Ремонтом рекомендуется заниматься в сухом, теплом помещении. Работу выполняют в перчатках во избежание раздражений на коже от попадания клея.

Сами по себе эпоксидные смолы недостаточно прочны (предел прочности на растяжение и изгиб не превышает 400—800 г/см2. Прочность можно повысить путем армирования смолы стекловолокном. Наилучшие показатели достигаются, если предварительно удалить «замасливатель» со стекловолокна (парафин, крахмал, желатин). С этой целью стекловолокно кипятят в течение 2—4 ч, а затем сушат при температуре 300—400° С.

Для придания клею нужного цвета в смолу при разведении добавляют красящий пигмент (нитрокраску).

Для заделывания дыр, борозд на скользящей поверхности применяют специальные кофиксные свечи, а при их отсутствии пробки от шампанского или другие предметы из высокомолекулярного полиэтилена. Поврежденное место тщательно очищают от грязи и остатков мази ацетоном или спиртом и заливают расплавленным на горящей свече кофиксом (пробкой). Чтобы избежать копоти, которая портит вид лыжи, можно пользоваться паяльником. Для этого перед наплавлением полиэтилена (или кофикса) следует прогреть поврежденное место. Затем избытки наплавленного материала удаляют ножом (лезвием бритвы) и отциклевывают поверхность.

Для заделывания выбоин в боковых гранях применяют эпоксидный клей с наполнителем или лучше эпоксидную шпатлевку ЭП-00-01. Чтобы поверхность совпадала с уровнем боковой грани, рекомендуется прижать мягкий клей (шпатлевку) синтетической изоляционной лентой(скотчем) до затвердевания.

Для ремонта той или иной части лыжи при расслоении ее зажимают в струбцинах по краям трещины так, чтобы ограничить расслоение, не дать ему увеличиться. Лыжу изгибают до появления зазора в трещине для обработки. С помощью ножа или надфеля очищают внутреннюю полость трещины от грязи и остатков клея. Тщательно очищают и обезжиривают склеиваемые поверхности. В высушенную полость заливают эпоксидный клей и, придав лыже первоначальную прямолинейную форму без прогиба, вновь сжимают ее струбцинами для склеивания. Начинать установку струбцин необходимо от центра трещины и постепенно добавлять струбцины в обе стороны.

Укрепить расслоившийся носок лыжи лучше всего с помощью заклепки в самом углу носка. Если у лыжи более серьезное повреждение (к примеру, выщерблена часть материала), то это место лучше всего заделать несколькими слоями стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем.

Если лыжа искривлена в результате удара при наезде на препятствие или в яме, ее следует расслоить до носка и механически выровнять отдельно каждый слой до первоначальной формы. Тщательно очистив и смазав клеем поверхности, лыжу притягивают струбцинами ко второй лыже, выверяя профиль изгиба.

БОТИНКИ ГОРНОЛЫЖНИКА

Конструкция ботинок. К горнолыжной обуви предъявляют большие требования. Ботинки должны передавать малейшие движения ног и верхней части тела, значит, они должны быть жесткими и плотно сидеть на ногах. Они должны быть удобными, не терять своих качеств при значительных перепадах температур, выдерживать удары при столкновениях с кусками льда, снега. Важно также, чтобы ботинки защищали от снега и влаги.

Обувь горнолыжника претерпела самые значительные изменения со времени возникновения горнолыжного спорта. Сейчас вряд ли кто может себе представить, что раньше обувь была кожаная и низкая — такие ботинки плохо передавали управляющие усилия ног и верхней части тела. Чтобы удержать лыжу на канте, были необходимы большие усилия голеностопа. Динамика быстрых поворотов требовала укрепления самого слабого звена в биомеханической системе «лыжник — лыжи», каким являлось соединение лыжи с ногой. В конце 60-х годов появились первые пластиковые ботинки, которые быстро завоевали популярность, поскольку их эффективность в управлении лыжами значительно выше.

На рис. 21 показано устройство горнолыжного ботинка. Он состоит из двух частей: внешней — жесткой пластмассовой конструкции и внутренней — мягко облегающего ногу чулка. Ступня плотно зажимается в ботинке благодаря системе замков-зажимов. Их может быть от одного до пяти на одном ботинке.

Внутренний ботинок-чулок изготовляется таким образом, чтобы он мягко, пластично облегая ступню, учитывал все ее индивидуальные особенности. С этой целью используют специальные пластические материалы. Число различных материалов во внутреннем ботинке может достигать двух десятков. Для того чтобы внутренняя часть ботинка принимала форму ноги, в число этих материалов включают термопластичные пластмассы, обладающие самомоделирующими свойствами. В отдельных моделях используют нагнетание вспенивающихся пластических масс, которые, затвердевая, принимают форму ноги. Имеются также модели ботинок, использующие перед первым надеванием принудительный нагрев с помощью специальных электрических нагревателей. После электрического подогрева эти ботинки принимают точную форму вставленной в ботинок ноги. Известны и другие технологии точного формования внутренней поверхности чулка по ноге. Двумя взаимоисключающими свойствами должен обладать внутренний ботинок: с одной стороны, нога в нем должна чувствовать себя комфортно, мягко, с другой стороны, чулок должен сидеть совершенно плотно, без малейшего смещения.

До последнего времени существовало две основных конструкции горнолыжных ботинок, которые, в первую очередь, определяли вид внешнего ботинка. Это классические ботинки с передним входом (рис. 21) и ботинки с задним входом (рис. 22) , впервые разработанные фирмой SALOMON. Имеются также конструкции, использующие симбиоз этих двух конструкций (ботинки с верхнем входом и т.п.).

Наши рекомендации