Составление описаний маршрутов велосипедных походов
Маршруты могут быть разной дпитепьности и протяженности, на-чиная от коротких велопрогулок в 20-30 км для начинающих и роди-телей с детьми и кончая протяженными месячными путешествиями, длящимися весь отпуск. Это огромное поле деятельности велотури-стов, пока очень слабо «вспаханное». Между тем объективная по-требность в сборниках веломаршрутов весьма велика. Тут в первую очередь надо мобилизоваться самим туристам, потому что составле-ние описания требует терпения. Причем чем короче маршруты, тем большему числу владельцев велосипедов они нужны. Но именно в походах выходного дня опытным велотуристам не хватает времени, да и желания составлять описаиия маршрутов и достопримечатель-ностей объектов. (В многодневных-то походах, как правило, ведется описание маршрута для отчета). И в какой-то степени это понятно: человек, вырвавшись из города на несколько часов, стремится ос-вободиться от дополнительных забот, кроме того в любую работу надо втянуться, а короткий однодневный поход не дает на это вре-мени. Поэтому, если человек (или группа велотуристов) поставил перед собой цель составить сборник веломаршрутов, имеет смысл потратить на это дело отпуск, соединив обследуемые маршруты в единую цепочку и организовав по ним многодневное путешествие, методично, шаг за шагом, проезжая маршруты с блокнотом и запис-ной книжкой. При этом некоторые участки придется проезжать не раз, чтобы найти наилучший вариант. Но в целом работа пойдет быстрее, так как исключаются подъезды к маршрутам. А если за составление описаний возьмутся две группы, то за отпуск можно составить весьма солидный сборник.
Вокруг городов, из которых лучами расходятся несколько желез-ных дорог, можно составить серии маршрутов, представляющих со-бой кольцо. Из однодневных маршрутов получится кольцо поменьше, из двухдневных - побольше.
Группы по разработке маршрутов не должны быть большими. Оптимальный вариант - 3 человека, причем удобно, если один ве-дает составлением технического описания маршрута (дороги и их покрытие, повороты и развилки, расстояния и т. д.), другой - сбором информации в музеях, третий ведет беседы с местными жителями (хотя вовсе не значит, что все друг другу не помогают). Понятно,
_______ Общественно-полезная работа велотуристов
разработке маршрутов сопутствует изучение путеводителей, истори-ческой и географической литературы.
Близкая работа - составление схемы наиболее удобных для ве-лосипеда дорог своей области. Все знают, что приятнее всего ехать по местным дорогам и лесным тропам. Но их, как правипо, нет на картах, о хороших дорожках знает обычно лишь небольшой контин-гент фанатов велосипеда. С их стороны будет очень любезно, если они поделятся своими знаниями с начинающими велотуристами, осо-бенно семейными.
Вообще, учитывая, что детям моложе 14 лет Правила дорожного движения запрещают выезжать на автодороги страны, очень акту-альна деятельность членов велотуристских клубов по разработке специальных маршрутов по дорогам с редким автодвижением и тро-пам, по которым могут ездить дети.
При разработке описания многодневного маршрута надо выдер-жать чистоту «жанра», не следует увлекаться рассказом о том, как группа прошла маршрут, чем занимались ее члены. Конечно, можно написать об эмоциональном состоянии, которое они испытывали, увидев, например, красивый пейзаж, но лучше сделать акцент на том, что предстоит увидеть тем, кто отправится путешествовать по маршруту. Не следует забывать указывать протяженность отдельных участков маршрута до поворотов, развилок и перекрестков, о смене покрытия дорог и т. д. Должен быть в описании экскурс в историю тех мест, по которым пролегает маршрут, но главное - указать на то, что путешественник может посмотреть.
Рдзрдботкд ВЕЛомдршрутов для турбдз, кемпингов и прокдтных пунктов
Это еще бопее конкретная краеведческая задача велотуристов. Подавляющее большинство в стране так называемых «плановых» веломаршрутов, которые один за другим открывались в нашей стра-не в восьмидесятых годах, разработаны самодеятельными велотури-стами. Однако чаще всего бывало так, что привлеченные к этой работе туристы пройдут маршрут, составят отчет - и на этом их миссия кончалась. Между тем объективно фронт работ для турбазы, имеющей велосипеды, гораздо шире.
Правда, сейчас турбазы переживают нелегкие времена, многие веломаршруты не действуют, но мы должны рассчитывать на то, что этот увлекательный и полезный вид активного отдыха возродится, правда, может быть, в другом виде, например, прокатных пунктов, где можно получить велосипед и отправиться по определенному маршруту. Но его же нужно предварительно разработать. Поэтому мы считаем уместным рассказать, что могут сделать велотуристы.
Прежде всего ценно, если они составят схему троп и удобных для велоезды дорог в окрестностях турбазы (тургостиницы, кемпин-га) или прокатного пункта, чтобы неопытным велосипедистам как можно меньше ездить по автомобильным дорогам с интенсивным движением.
Маршруты в районе турбаз, кемпингов и прокатных пунктов нуж-ны разные: протяженностью ориентировочно 4-25 км для прогулок и 40-60 км для однодневных походов. Хорошо, если каждый маршрутМНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД
имеет свою тему, доминанту. Один знакомит с архитектурными па-мятниками или историей местности, другой - с природой района, третий наибольший упор делает на купание, спортивные игры. По-этому желательно чтобы маршрут целенаправленно вел к какому-то объекту: к озеру, монастырю, музею, к высокой точке, с которой открывается красивый вид, и т.д.
Остановки при разработке маршрутов надо намечать в особенно интересных местах: на опушках, откуда открывается живописная панорама окрестностей, на берегах рек и озер, на лесных полянах, около родников, водопадов, у старинных парков или деревьев-старожилов, у музеев и т. д. Велотуристы, разрабатывающие мар-шруты, должны порекомендовать установить в этих местах лавочки или даже навесы от дождя, выполненные в стиле лесной архитекту-ры. Следует также указать места, где желательно маршруты благо-устроить, засыпать лужи песком и щебнем, сделать лавы через реки или ручьи и т.д.
Короткие маршруты для самостоятельного катания полезно про-маркировать, а на длинные составить описания с четким указанием, где как проехать, на какую дорогу свернуть и т.д.
Кроме маршрутов можно предлагать туристам просто интересные места в окрестностях турбазы или прокатного пункта в границах велосипедной доступности, куда они смогли бы доехать самостоя-тельно, с указанием расстояния до них, удобного пути и необходи-мого времени, чтобы добраться до самой дальней точки и вернуться обратно. Такие места тоже должны быть отмечены на общей схеме дорог и троп, о которой сказано выше.
Чтобы разработать хороший многодневный веломаршрут, может потребоваться не одни выезд на местность, составление вариантов, которые могут потом пригодиться и при проведении походов. По уровню обслуживания многодневные маршруты могут быть четырех основных классов, что должно учитываться при их разработке. Осо-бенности походов каждого класса вкратце таковы.
Самый низший класс, четвертый. Походы совершаются на своих велосипедах, в сопровождении велогида (инструктора) или без него. Туристы приезжают с велосипедами на турбазу (в кемпинг), получа-ют продукты и через 1-3 дня выезжают по одному из нескольких маршрутов. При этом могут быть два типа маршрутов: линейные и кольцевые. На кольцевой маршрут группе может быть выдано сна-ряжение. Сопровождение велогида-инструктора целесообразнее пре-дусматривать именно на кольцевом маршруте.
Третий класс обслуживания: путешествие совершается на вело-сипедах турбазы (кемпинга) под руководством велогида-инструктора. Снаряжение и продукты (на весь маршрут или до другой базы, при-юта) туристы везут сами на багажниках велосипедов, ночлег - в палатках, пища готовится на костре. Ночлеги могут устраиваться на заранее подготовленных стоянках.
Второй класс обслуживания: велотуристы едут по маршруту на-легке, весь поход их сопровождает автомашина, которая везет за-пасные части или даже запасные велосипеды, походное снаряжение, личные вещи туристов. Пищу готовят на газовых плитах, примусах или на костре на оборудованных стоянках.
Первый класс предусматривает обслуживание с самым высоким
________Общественно-полезная работа велотуристов
уровнем сервиса. Туристы ночуют на турбазах, приютах, в кемпин-гах и гостиницах, их вещи везет автотранспорт. Питаются они в столовых и кафе. Такие маршруты возможны там, где много турбаз и приютов либо есть возможность заключить договор с гостиницами и кемпингами, арендовать на лето помещения.
Могут быть комбинированные варианты.
Каждый класс маршрутов адресуется опредепенному контингенту туристов, некатегорийные маршруты, проложенные по дорогам с малым автомобильным движением и лесным тропам, особенно нуж-ны семейным туристам. Протяженность активной части подобных маршрутов может быть в среднем 150-200 км. Дневной переход для родителей с детьми по хорошим дорогам (асфальт, плотно укатанная песчано-щебеночная дорога, гладкая тропа) должен составлять в среднем 30-40 км, для взрослых - 40-60 км, на худших дорогах нормы уменьшаются.
Более тренированных туристов можно ориентировать на маршру-ты I и II категорий сложности с ночевками и питанием в полевых условиях, с перевозкой груза на багажниках велосипедов. Катего-рийные маршруты могут быть только третьего и четвертого класса, причем чем выше категория маршрута, тем больше объем самооб-служивания туристов.
Необходимые сведения о дорогах, местности и достопримеча-тельностях группа, разрабатывающая маршрут, собирает по опреде-ленной программе, как и при подготовке описаний самодеятельных маршрутов. Каждому участнику экспедиции дается задание: один ведет хронометраж движения и записывает пройденный километраж, заносит в блокнот показания двух-трех счетчиков или велокомпью-теров на привалах, у поворотов с одной дороги на другую, на раз-вилках, в местах смены покрытия дорог, в населенных пунктах, при пересечении рек, в удобных для привалов и ночлегов местах. Для подстраховки эту задачу можно возложить на двух человек.
Они же составляют техническую характеристику маршрута: со-стояние дорог, встречающиеся на пути труднопроезжие участки, крутые подъемы и спуски, время работы паромов, отмечают места, удобные для привалов и ночлегов.
Третий член экспедиции занят составлением культурной про-граммы: отмечает интересные для осмотра экскурсионные, истори-ческие объекты, узнает адреса музеев и время их работы.
Непременно нужно брать на заметку грибные и ягодные места и потом здесь планировать остановки групп. Кто-то из членов группы расспрашивает местных жителей.
Привалы и стоянки предпочтительнее планировать в таких мес-тах, где есть площадки для игр в мяч.
При подготовке окончательного отчета нужно дать рекомендации относительно пути следования (с вариантами на случай ухудшения погоды) и режима движения туристских групп. В описании следует четко и последовательно отметить (с обязательным указанием рас-стояния) все повороты с одной дороги на другую, перекрестки, где могут возникнуть затруднения в определении направления дальней-шего движения, названия и местоположение промежуточных насе-ленных пунктов, ручьи, речки и характер переправ через них, места смены покрытия дорог, труднопроезжие (например, заболоченные) МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД
участки, места для биваков, родники, колодцы и другие источники питьевой воды, места, удобные для купания, ягодники и т. д. Удобно нитку веломаршрута представить в виде таблицы.
Разведывательная группа может взять на себя труд составить историческую и географическую справки о районе, по которому поедут туристы, написать о его природе, растительности, животном мире, о местных обычаях, легендах, о выдающихся людях, родив-шихся, живших или работавших в районе маршрута. Полезно вклю-чить интересный рассказ местного жителя.
Хорошо, если кого-то из разработчиков маршрутов, имеющих ин-структорскую подготовку, разведывательная деятельность сподвигнет затем на работу велогидом-инструктором. Это еще одна форма об-щественно-полезной деятельности велотуристов.