Туроперейтинг туристских направлений

Типичная временная шкала рецептивной туроперейтинговой программы действующего тура

Виды деятельности Годы Сроки Конкретные виды работ
Планирование и переговоры 1-й год (предшествующий планируемому) Ноябрь - декабрь Переговоры с отелями, сервисной службой по трансферу, экскурсионными фирмами и другими поставщиками услуг, уже сотрудничавшими и новыми, выбранными на планируемый год Подготовка к печати нового сигнального буклета / каталога
Договорная кампания Обновление и переиздание буклетов и каталогов 2-й год (планируемый) Январь - февраль Оформление договоров с отелями сервисной службой по трансферу и внутримаршрутного транспорта, экскурсионными бюро и др.
  Продвижение   Февраль-март Печать буклета / каталога Буклет / каталог отпечатан Системы услуг сформированы
    Март - апрель Распределение буклетов / каталогов среди партнеров по сбыту
      Продвижение продаж
      Реклама в СМИ
      Продажа
      Апрель - май   Подготовка гидов, инструкторов, аниматоров и др
      Начало сезона и обслуживания туристов

Взаимоотношения с партнерами - поставщиками услуг оформляются в контрактной форме (путем заключения договоров). Каждому году работы (или другому рабочему периоду) предшествует договорная кампания, во время которой и заключаются договора. Перед договорной кампанией обычно составляется договорный план, включающий следующие разделы:

• наименование партнера

• основной предмет договора;

• срок действия договора

• сроки заключения договоров;

• особые сведения.

Этот план позволяет составить реальную картину - схему действия работников туристской фирмы по обеспечению услуг на туре. Состав договорного плана зависит от вида тура и предполагаемых услуг. При нескольких видах туров первоначально составляются отдельные субпланы по каждому виду тура, а затем - сводный план, где партнеры группируются по срокам заключения договоров или по географическому принципу. Перед составлением договорного плана необходимо уже четко представлять себе предполагаемых партнеров, а также быть готовым и заключению договоров на стадии переговоров.

При перспективной проработке договорной кампании туристские фирмы широко пользуются различными справочно-информационными сборниками туристско-гостиничной направленности. Справочники туристских агентств, гостинично-ресторанного бизнеса, издаваемые международными туристскими организациями, включают информацию по возможностям организации отдыха и путешествий, размещения и гостиничного обслуживания с указанием основных видов услуг, предоставляемых туристам. Регулярно издаются также национальные, местные и корпоративные справочники. Путеводители, справочники маршрутов, достопримечательностей, календари местных событий, т.е. все, что используется при организации туров и программ обслуживания, является литературой, которой пользуются туроператоры при разработке новых маршрутов и составлении договорного плана.

Массовый туризм начал развиваться и развивается в настоящее время, прежде всего в двух районах: европейском и североамериканском. На них приходится более 90% мирового спроса на туристские услуги и 75% мирового дохода, несмотря на то что они представляют только около 10% территории и примерно 17% населения. Поэтому усилия всех заинтересованных в развитии туристского экспорта стран направлены на эти два района спроса [32]. А их спрос постоянно растет по мере увеличения реальных доходов всех слоев населения. Относительно высокий уровень доходов населения, а также концентрация, особенно в Европе, значительного количества первоклассных идеальных туристских благ обусловливают то, что главные международные туристские пути начинаются и заканчиваются в странах обоих этих районов.

Туристское движение из стран с высоким доходом в страны с низким доходом является тенденцией, характерной только для двух названных развитых районов. Зато в туристском обмене между развивающимися и развитыми странами наблюдается обратная тенденция. Разница в доходах, приходящихся на одного жителя в каждой из этих стран, не является главной силой, определяющей направление туристского движения. Поэтому нужно рассматривать мотивы, определяющие направления туристского движения.

Прежде всего, возникает вопрос, какую роль играет цена туристских благ в международном туристском обмене. Влияние цены на величину туристских затрат довольно подробно было проанализировано в гл. II. Из анализа вытекает, что цена туристских благ оказывает влияние на направления туристского движения, но только в определенных условиях. Турист, который может выбрать страну одинаковой привлекательности с туристской точки зрения, поедет туда, где более низка стоимость проживания.

Силу воздействия различий в стоимости проживания нивелирует, однако, в значительной степени отдаленность стран, а также фактор туристской привлекательности в виде климата, исторических памятников и этнографических особенностей. Так, некоторые страны, заинтересованные в экспорте туристских услуг (в виде приезда иностранных туристов), стремятся к поддержанию низкой стоимости проживания за счет соответствующей политики в области заработной платы. Они не колеблются даже проводить денежные реформы в виде девальвации собственной валюты, чтобы таким путем создать более благоприятные условия конкуренции, как для международного торгового обмена, так и туристского.

Такой способ действий избирают страны, например Югославия, Греция, Испания, обладающие слабой экспортной способностью, что заставляет их выравнивать платежный баланс за счет туристских услуг.

Однако есть группа стран, которая применяет политику высокой стоимости проживания туриста, выражающуюся, прежде всего в высоком уровне личных затрат. Несмотря на возрастающее внутреннее туристское движение, эти страны не стремятся расширять предложение туристских услуг. Их интересуют лишь иностранные туристы, которые в состоянии покрыть относительно высокую стоимость проживания: местным туристам позволяют выезжать за границу. Эти страны стремятся прежде всего к тому, чтобы поступления от приезда иностранных гостей покрывали возможно больше затрат, связанных с выездами собственных граждан.

Такие страны, как ФРГ, Великобритания, Голландия, Бельгия, проводят политику высоких туристских цен. В Великобритании стоимость проживания одна из самых высоких в мире. Эта страна занимает место в первом десятке европейских стран по количеству приезжающих туристов и одновременно 3-4 место в Европе по поступлениям от туризма. Великобритания больше других принимает внеевропейских туристов. Заработанную валюту она переводит посредством экспорта собственных граждан в страны Западной Европы, более привлекательные с точки зрения туризма и в которых цены на услуги значительно ниже.

Канада имеет большое превышение в сальдо туристского баланса вследствие большого туристского потока из США и традиционное отрицательное сальдо в целом. Валюта переводится в европейские страны. Подобный маневр применяют такие страны, как ФРГ, Бельгия, Голландия. Политика высоких цен обеспечивает им меньшую клиентуру, но с более высокими расходами. Эта политика экономически вполне обоснованна. Указанные страны получают чистую валютную прибыль, обусловленную различиями между высокой стоимостью проживания в стране и низкой стоимостью отдыха собственного гражданина за границей. Подобную политику все чаще применяют такие страны с традиционным туристским рынком, как Франция, Швейцария, Австрия, Италия.

Проводимая Швейцарией политика высоких цен на туристские услуги препятствует развитию внутреннего туризма. В этой ситуации более экономичен выезд за границу. В течение ряда лет затраты на иностранный туризм швейцарцев были самыми высокими в мире. Австрия достигла к настоящему времени одного из наивысших в Европе показателей принятия иностранных туристов на душу населения. Для собственных граждан внутренний туризм стал слишком дорогостоящим. Средние дневные затраты в Австрии составляют около 12 долл., в то время как в Югославии - 6,7 долл. Исходя из этой позиции француз выезжает на отдых в Италию либо Испанию, итальянец - в Югославию, югослав - в Болгарию.

Политику высоких цен могут, однако, проводить страны, которые пользуются хорошей репутацией в международной торговле (например, ФРГ) и поэтому не должны за счет экспорта туристских услуг добиваться выравнивания платежного баланса. Подобным образом поступать могут также страны, которые, хотя и имеют отрицательное сальдо в торговом балансе, вместе с тем располагают обеспеченным экспортом туристских услуг, либо экспорт туристских услуг является для них традиционным (например, Франция, Швейцария, Австрия, Италия), либо обладает большой туристской привлекательностью, обусловленной родственными и другими связями (например, Великобритания, ФРГ).

В результате в международном туристском обмене наблюдается интересное явление, которое можно назвать обменом многоступенчатого каскада (рис. 3).

Явление многоступенчатого обмена основывается на том, что туристы из стран с самым высоким уровнем жизни (группа 1) выезжают в страны с низким уровнем жизни и более низкой стоимостью проживания (группа 2). Жители стран, включенных в группу 2, выезжают в страны группы 3, где стоимость проживания относительно еще ниже.

Жители США представляют на чертеже группу 1. Они выезжают главным образом в Канаду, Великобританию, ФРГ, Францию, Швейцарию, Австрию, Бельгию, Голландию, Италию, т. е. в страны Западной Европы, входящие в группу 2. Жители этой группы выезжают в страны с низшими затратами на проживание, и особенно в Испанию, Португалию, Югославию, Болгарию, Грецию.

Ясно, что описанное выше явление многоступенчатого каскада в международном туристском движении не исключает других направлений туристского движения, например непосредственно из страны группы 1 в страну группы 3 или в противоположном направлении. Это направление движения, однако, не является основным для баланса туристского обмена. В противном случае страны группы 2 не имели бы возможности импорта туристских услуг из стран группы 3.

Описанное явление - результат традиций и стоимости проживания. Его стабильность зависит в значительной мере от намерений группы наиболее зажиточных людей. Это правило перестает действовать, если представители стран 1 группы направляются в другие районы, например, вследствие введения ограничений. Подобная картина будет наблюдаться и тогда, когда они в основной своей массе минуют страны группы 2 либо из-за ослабления интереса, либо вследствие того, что уровень туристского обслуживания в странах 3 достигнет требуемого стандарта.

Явление одновременного экспорта и импорта туристских услуг объясняется также «туристской насыщенностью» и «туристским потенциалом».

Туристская насыщенность данной страны - это оптимальная вместимость туристов при постоянной площади данной страны и возрастающих затратах труда в обслуживании туристов. Туристское хозяйство из-за цен, которые турист готов платить, может стать менее рентабельным, чем, например, химическая промышленность или машиностроение. Невыгодно инвестировать средства в отели и рестораны: этот вид строительства характеризуется относительно большой капиталоемкостью, а отрасль - сезонностью и высокой трудоемкостью.

Таким образом, в каждой стране в зависимости от цены, которую оплачивает турист, от рентабельности, достигаемой при существующих затратах, а также эффективности инвестиций в другие отрасли формируется количество и качество предлагаемых туристских услуг.

Чем больше территория и занятость в стране и меньше альтернативных вариантов капиталовложений, тем больше туристская вместимость при данной инфраструктуре. Вместимость ограничивается в значительной степени тем, что производство туристских услуг требует больших инвестиций в инфраструктуру. Поэтому страны с низким уровнем благосостояния, несмотря на то, что они обладают большими потенциальными возможностями для роста занятости, не могут ее увеличить из-за недостатка средств производства. Основой благосостояния общества является непрерывное расширенное воспроизводство. Страны с высоким уровнем благосостояния (например, Швейцария) не хотят расширять туристскую вместимость из-за более высокой рентабельности других отраслей производства. Уже длительное время в этих странах отмечается недостаток средств размещения туристов, который называют «узким горлом европейского туризма».

Описанное выше явление дефицита в средствах размещения туристов является следствием того, что туристские услуги в этих странах становятся нормальной отраслью производства, которая для своего развития требует дополнительных средств. И эта отрасль должна иметь, по меньшей мере, одинаковую эффективность капиталовложений при сравнении с их эффективностью в других отраслях.

Страны с туристскими традициями являются в целом зажиточными странами. Высокая зарплата работников, сезонность туристского движения обусловливают то, что туристская индустрия менее рентабельна, чем другие области хозяйственной деятельности, в которых технический прогресс и масштабы производства обеспечивают лучшие экономические результаты. Поэтому частный капитал неохотно идет на капиталовложения в индустрию туризма. Правительства отдельных стран не стремятся ввести льготы и облегчения, способствующие более быстрому развитию туристской базы. В некоторых странах акцентируется внимание, прежде всего на валютных выгодах.

Специалисты этой группы стран понимают, однако, что чрезмерное увеличение капиталоемкости туристских инвестиций более вредно, чем недоинвестирование собственно туристского хозяйства. Но весьма далеко также от истины предположение, что собственно туристское хозяйство имеет, прежде всего, потребность в некапиталоемких инвестициях. Эти специалисты пришли к выводу, что некоторое недоинвестирование является основным условием рентабельности туристской индустрии, особенно тогда, когда велик конкурирующий спрос на капитал со стороны отраслей.

Эти страны достигают оптимального уровня насыщения, когда дальнейший рентабельный рост приездов иностранных туристов происходит за счет выезда собственных туристов.

Показатель туристской интенсивности из расчета на одного жителя в Швейцарии и Австрии в 5-6 раза выше, чем во Франции, и примерно в 15 раз больше, чем в ФРГ. Эти страны целенаправленно стремятся к ограничению либо вытеснению внутреннего туризма иностранным в период туристского сезона.

Явление туристского насыщения распространяется на все большее число стран. Это создает определенные перспективы для стран, желающих развивать активный туризм и имеющих низкий уровень заработной платы и низкие цены на туристские услуги. Испания, Югославия, Греция модернизируют гостиничное хозяйство, интенсифицируют рекламную кампанию, отменяют различные формальные ограничения на въезд в страну.

Географическое положение этих трех стран в значительной степени определяет успех развития в них иностранного туризма. Эти государства расположены на главных магистралях мирового туристского движения, исключительно привлекательных с туристской точки зрения. В этих условиях турист, имеющий на выбор Италию, Францию, Испанию, выберет чаще Испанию, либо посетит все страны во время одного путешествия.

От туристской вместимости, выражающей предложение туристских услуг, следует отличать туристский потенциал данной страны. Туристский потенциал зависит главным образом от числа лиц, которые хотят и могут приобрести туристские блага, что в свою очередь зависит от среднего дохода, приходящегося на одного жителя, а также от распределения дохода между различными социальными группами.

Следует различать потенциал массовый и элитарный. Массовый потенциал реагирует на цены, но обеспечивает большой по объему спрос, которому, к сожалению, нельзя противопоставить массовое предложение, порождаемое крупномасштабным производством и обеспечивающее низкие издержки производства

Элитарный потенциал часто предпочитает высокую цену низкой, однако объем его значительно скромнее.

Эти два понятия: «туристская вместимость» и «туристский потенциал» - исчерпывающе объясняют формирование направлений и напряженность международного туристского движения. Они объясняют также, почему бедные страны имеют отрицательное сальдо международного туристского обмена и почему туристский баланс Западной Европы формируется не в пользу менее развитых стран.

Исходя из этого можно утверждать, что заключения специальной сессии Международного союза экспертов туризма, содержащиеся в разработке о перспективах развития туристского экспорта из экономически менее развитых стран, в настоящее время пока еще преждевременны. В этих странах, по-видимому, еще длительное время будет складываться отрицательный баланс туристского обмена, если только социальные реформы не выровняют доходов либо не будут введены ограничения на выезд элитарных туристов. В этих странах продолжает доминировать стремление к выравниванию туристского баланса с индустриально развитой сферой, а не к созданию положительного сальдо, которое содействовало бы ускорению индустриализации.

Наши рекомендации