Формирование в вузе межэтнической толерантности менеджеров сферы туризма
Специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва – 2012
Известно, что профессиональная деятельность менеджера сферы туризма реализуется в сложной поликультурной среде, приоритетным аспектом которой является межэтническая толерантность во взаимоотношении с клиентами, субъектов в решении проблем в профессиональной сфере. Основа его профессиональных качеств закладывается в вузе.
Соответственно, современные образовательные технологии должны обеспечивать трансформацию знаний в способы деятельности, увеличивающие возможности личности в удовлетворении своих и общественных потребностей.
Изучение литературы показало, что отдельные вопросы, связанные с подготовкой менеджеров сферы туризма, формирования межэтнической толерантности специалистов в вузе нашли в ней свое отражение. В частности, философские аспекты формирования межэтнической толерантности рассмотрены в трудах Р.Р. Валитовой, В.И. Гараджи, В.В. Шалина и др.; социологических исследованиях – В.М. Соколов, Л.М. Дробижева и др.; этнопсихологии – А.А. Деркач, В.Г. Крысько, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишков и др.; психологии – G.W. Allport, J.W. Berry, D.T. Campbell, В.С. Агеев, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Э. Эриксон и др.; социальной психологии – Г. Лебон, В.Ф. Петренко и др. Практический опыт межнационального общения молодежи в различных сферах ее жизнедеятельности освещен Д.Н. Груновым, Ф.С Савченко, В.А. Шаповаловым и другими.
Значительное количество исследований посвящено состоянию и тенденции развития этнической толерантности в многонациональном коллективе (Н.Г. Анциферова, М.А. Арапова, А.М. Ерохин, Е.А. Коротков, О.А. Михайлова и др.); управлению межэтническими отношениями студентов (О.С. Богданова, А.А. Бодалев, А.Ю. Гончарук, В.А. Тишков и др.); совершенствованию межличностных отношений в студенческой среде (Б.З. Вульфов, Л.Ю. Гордин, Ю.П. Сокольников, Л.Ф. Суржикова и др.); развитию эмоционально-рациональных отношений (А.В. Зосимовский, Л.И. Рувинский и др.); анализу межличностных отношений обучаемых (Р.Ф. Бенедикт, Р.Е. Кемпбелл, Р. Линтон, М. Мид, Б.А. Фишер, Дж. Эммин и др.); особенностям формирования личности и ее социализации (А.Ю. Белогуров, Д.Н. Клоков, В.Л. Литвинова, А. Маслоу, Е.А. Найденова, М.К. Оксузян, Н.А. Платонова, Н.Г. Степанова, В.А. Тишков, Р.З. Хайруллин, В.В. Шалиев и др.); этнокультурные и социальные особенности формирования межэтнической толерантности как фактора этнического самопознания и самосознания (Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, П.И. Кушнер, В.М. Соколов, В.А. Шаповалов и др.); роли социальных институтов в данном процессе (Е.С. Баразгова, Ю.Р. Вишневский, И.С. Кон, Е.Л. Омельченко и др.).
Вместе с тем, в литературе не получили достаточного отражения такие вопросы как формирование в вузе межэтнической толерантности менеджера сферы туризма; педагогическая система диверсифицированного и сбалансированного профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства; отсутствие тренинговых центров, оснащенных современным и постоянно обновляющимся оборудованием для проведения лабораторных, практических работ, прохождения практик; численная диспропорция в подготовке менеджеров сферы индустрии с социальным заказом; отсутствие системы дополнительного профессионального образования под заказ отрасли, практики трудоустройства выпускников по полученной профессии, независимой оценки итогового экзамена выпускников с привлечением работодателя; слабая вовлеченность туристического бизнеса и гостеприимства в процесс подготовки будущих кадров.
Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между необходимостью формирования межэтнической толерантности менеджеров сферы туризма и недостаточным вниманием к разработке ее содержательно-технологического обеспечения в вузе. Представленное противоречие определило проблемуисследования, сущность которой заключается в необходимости разработки содержательно-технологического обеспечения формирования в вузе межэтнической толерантности менеджера сферы туризма в процессе его профессиональной подготовки. В соответствии с проблемой определена тема диссертационного исследования – «Формирование в вузе межэтнической толерантности менеджеров сферы туризма».
Успешность в выполнении профессиональных задач менеджера, обусловленных во взаимодействии с представителями различных культур, во многом определяется уровнем сформированности его межэтнической толерантности, основы которой закладываются в вузе
Эффективность ее формирования в вузе может быть обеспечена, если:
- формирование межэтнической толерантности менеджеров является частью общей системы профессиональной подготовки студентов, направленно на развитие профессионально-личностного образования, реализующееся во внеучебной и учебной работе со студентами;
- содержание профессиональной подготовки наиболее полно отражает потребности поликультурного формирования мировоззрения по отношению к основным этническим группам, клиентам сферы туризма региона, обеспечивает осознанное отношение к ним;
- технология поэтапного формирования межэтнической толерантности будущего менеджера носит этнокультурную направленность и реализуется в процессе подготовки в вузе;
- созданы организационно-педагогические условия, необходимые для наиболее полной реализации модели формирования в вузе межэтнической толерантности менеджеров сферы туризма.