Сегментация туристского рынка

Лекция № 4. Туристский кругооборот. Сезонность функционирования туристского рынка.

1. Субъекты туристского рынка
2. Туристский кругооборот
3. Сегментация туристского рынка
4. Сезонность функционирования туристского рынка
5.Устойчивый туризм

Субъекты туристского рынка

Субъекты туристского рынка - юридические и физические лица, являющиеся производителями и потребителями туристского продукта.

^ Потребители туристского продукта – граждане, желающие путешествовать, то есть туристы.

Производители туристского продукта – туристские фирмы (туроператоры и турагенты), которые работают с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей туристов.

Таким образом, на туристском рынке действуют три группы субъектов потребители представляющие спрос, и турагенты и туроператоры – представляющие предложение.

Под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридически лицом или предпринимателем.

Туроператор – хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который занимается разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, устанавливает цены на туры турагентам для выпуска по ним путевок и их реализации.

Туроператорам отводиться отдельная роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты, формируют пакеты услуг туризма и продают их (прямо или косвенно) различным пользователям – туристам с целью получения прибыли.

Туристский кругооборот

Туристский кругооборот – это система экономических и юридических отношений, возникающих между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Туристскийкругооборот осуществляется по следующей схеме.
Сегментация туристского рынка - student2.ru
Рис. 1. Схема туристского кругооборота

Сегментация туристского рынка

Ни одно предприятие на рынке, независимо от его размера и ассортимента предлагаемых

услуг не сможет удовлетворить потребности всего туристского рынка. В настоящее время существует множество способов удовлетворения турпредприятием потребностей клиентов. Но для того, чтобы процесс оказания услуг протекал эффективным способом – предприятие старается выделить группу потребителей, для которых оно в основном и будет работать на туристском рынке (естественно эта группа должна быть многочисленна и платежеспособна). Этот процесс называют сегментацией рынка

Сегментация– деление всего рынка потребителей туристских услуг на определенные

группы потенциальных потребителей в соответствие с качественными и количественными

особенностями спроса.

Цель сегментации – обеспечить адресность туристской услуги, т. е. предложить услугу которая будет максимально соответствовать потребностям выбранной части потребителей, что в дальнейшем позволит выбрать и оптимальную стратегию для развития предприятия туриндустрии. Одновременно с этим сегментация позволяет занять более устойчивое положение на рынке и минимизировать маркетинговые затраты предприятия.

Способ оценки обоснованности выбора того или иного сегмента называется критерием сегментации.

Так как все люди разные, обладают различными желаниями, потребностями и мотивами для приобретения услуг - единого, уникального, для всех критерия сегментации не существует. Есть общепринятые правила для выделения какого-либо сегмента на рынке, которые в дальнейшем позволят предлагать для данного рыночного сегмента услуги, полостью отвечающие запросам этих потребителей. К таким принципам можно отнести

- доступность (предприятие может «работать» с выбранным сегментом: информировать о существующих предложениях, получать отзывы, рекомендации и предложения о существующих услугах и пр.);

- сходство требований внутри группы (например, для путешествующих с детьми-

дошкольниками, требования по обеспечению безопасности, анимационным и развлекательным программам для детей, особенностями питания, возможности услуг беби-ситтера и пр. практически одинаковы);

- перспективность (т. е. выбранный сегмент (количество потребителей) будет расти);

- значимость (количество потребителей в выбранном сегменте значительно. Например, желающие съездить и посмотреть выездную игру любимой футбольной команды);

- измеримость (количество потребителей можно «посчитать»);

- наличие заметных отличий от других групп;

- устойчивость существования (выбранный сегмент будет существовать длительное время.

Рыночный сегмент– это часть рынка, группа потребителей, обладающая определенными сходными признаками и существенно отличающаяся от других потребителей.

Существуют три группы критериев сегментации услуг для туризма:


  1. социально-демографические характеристики: возраст, пол, семейное положение, социальное положение, образо­вание, чистый доход семьи, постоянное местожительство, религия;

  2. поведение: цели и причины путешествия, используе­мый транспорт, расстояние путешествия и оплата путеше­ствия;

  3. мотивация и процесс принятия решения: подготови­тельные этапы к путешествию, факторы, влияющие на при­нятие решения.


Таким образом, можно будет удовлетворить любые по­требности людей в зависимости от возраста и доходов.

Эксперты Всемирной туристской организации на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня обра­зования) выделяют четыре сегмента туристского рынка:

1) лица со средним или даже относительно низким уровнем доходов.

2) лица с уровнем доходов выше среднего.

3) лица с высоким уровнем дохо­дов.

4) высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни, нравов и обычаев других народов.

Таким образом, осуществляя сегментацию, туристские фирмы выявляют группы клиентов, объединенных по тем или иным признакам. Каждому из рыночных сегментов дол­жно соответствовать специфическое туристское предложе­ние. Такой подход позволяет не только удовлетворять имею­щийся спрос, но и формировать его.

Сегментация определяет потенциальные возможности предприятия на рынке и после ее

проведения предприятию необходимо найти и определить привлекательный целевой рынок, которые будут служить целью маркетинговой стратегии

Целевой рынок– наиболее выгодная группа сегментов рынка услуг (либо один сегмент), на которую направлена маркетинговая деятельность предприятия.

Выбор целевого рыночного сегмента сложное и ответственное мероприятие, предполагающее выполнение определенной последовательности действий :

1) определение потенциала сегмента рынка, т. е. его количественной характеристики (емкости сегмента); сегмент должен быть изначально достаточно емким и иметь перспективы для дальнейшего роста;

2) оценка доступности и существенности сегмента рынка, т. е. информированность о препятствиях на выбранном сегменте, а также о возможности внедрения и продвижения собственных услуг на выбранный сегмент;

3) анализ возможностей освоения сегмента рынка, который включает в себя оценку риска,

выявление позиций основных конкурентов, определение возможностей реакции конкурентов на появление нового предприятия (новой услуги) на рынке, а также прогнозирования возможного объема продаж и прибыли.

Наши рекомендации