Системы размеров обуви
Общепринятая система | Метрическая система, см | Европейская система | Система США |
22,5 | 3—3,5 | ||
2,5 | |||
23,5 | 3,5 | 4.5 | |
24,5 | 5—5,5 | ||
6,5 | |||
25,5 | 6,5 | 7—7,5 | |
26,5 | 8-8.5 | ||
27,5 | 9,5 | ||
28,5 | 10—10,5 | ||
11,5 |
Ботинки фирмы SALOMON имеют также свою собственную систему размеров - размер определяется периметром охвата подъема( длина замкнутой линии в мм, проходящей через пятку и высшую точку подъема стопы). Так размер 42,5 соответствует размеру примерно 340 по системе SALOMON.
Примеряют ботинки на тонкий носок, плотно застегнув все замки. Если пальцы не упираются в переднюю стенку ботинок, то размер подходит.
Нога должна чувствовать себя удобно, без болевых ощущений в отдельных местах. Следует походить в ботинках, поприседать, сделать несколько движений на равновесие. В плохо подогнанных ботинках ноги затекают. Необходимо тщательно, насколько это возможно, проконтролировать, совпадает ли рельеф внутреннего ботинка с формой вашей ступни, ее размерами. Только плотное, всестороннее облегание ботинка позволяет точно и быстро управлять лыжей. Ощущение «ватного» окружения ступни, которая, как говорят, «плывет» в ботинке,— плохой признак. Однако ступня не должна быть сдавлена, словно «забетонирована».
Чрезмерная жесткость (или недостаточная гибкость) верхней части ботинок значительно затрудняет компенсаторные действия для поддержания динамического равновесия в поперечной и особенно в продольной плоскостях. Такой дефект часто является причиной потертостей и наминов голени.
Правильное центрирование тела лыжника над лыжами легко проверить в приседаниях. Если лыжник в застегнутых ботинках(без лыж) легко делает глубокие приседания, касаясь ягодицами ботинок, то в этом случае наклон голенищ правилен (центр тяжести тела проецируется на середину подошв) и лыжник может легко выполнять движения вверх-вниз, столь важные в горнолыжной технике. Для компенсации равновесия можно ослабить жесткость голенищ, однако при этом ухудшается устойчивость при управлении лыжами. Сохранение жесткости ботинок при правильном центрировании тела открывает лыжнику большие дополнительные возможности управления лыжами по сравнению с прежними кожаными ботинками. Это одно из свойств инвентаря, которое определило прогресс горнолыжной техники за последние несколько десятилетий.
При подборе ботинок обращают внимание и на такие достоинства, как теплоизоляция, герметичность (снего- и водонепроницаемость), небольшой вес, удобство одевания и снимания, легкость разъединения внутреннего ботинка, простота в обращении с замками и другими приспособлениями, надежность пластмассы, материалов, замков и устройств.
Подгонка и мелкий ремонт ботинок. После приобретения ботинок необходимо провести их подгонку и регулировку. Если вы начинающий горнолыжник, то приобретая соответствующие ботинки для начинающих, вы автоматически решаете многие проблемы. Как уже отмечалось такие ботинки наиболее мягкие и низкие. Эти ботинки спроектированы на стойку, близкую к обычному вертикальному положению человека, а мягкий внутренний ботинок компенсирует анатомические особенности ступней. Количество регулировок в таких ботинках минимально или они вообще отсутствуют. Приобретая ботинки более высокого уровня нужно заранее представлять особенности своей конституции. При наличии некоторых отклонений (несимметричности ног, искривлениях и т.п.) необходимо выбирать ботинки с наличием соответствующих регулировок. При выгнутых, или так называемых кавалерийских, ногах лыжник в прямом спуске опирается преимущественно на внешние канты. Из-за этого ухудшается скольжение. В косом спуске нарушаются условия кантования, так что верхняя лыжа перекантована, а нижняя идет более плоско и проскальзывает. Устранить этот недостаток можно с помощью боковой регулировки (кантинга). Используя эту регулировку, нужно наклонить верхнюю часть ботинка наружу. Такая регулировка очень важна для спусков по жестким трассам.
Для Х-образной формы ног со сдвинутыми внутрь коленями компенсаторные исправления положения верхней части ботинок выполняют путем ее наклона внутрь.
Недостаточный наклон вперед голенищ затрудняет выполнение сгибаний-разгибаний. При попытках присесть лыжник сильно вытягивает вперед руки, чрезмерно наклоняет туловище и часто сваливается назад из-за потери равновесия. Это очень серьезный недостаток обуви, поскольку движения лыжника вверх-вниз являются основными, их следует выполнять быстро и легко. Такие трудности возникают также, если ботинки велики. В этом случае для корректировки используют продольную регулировку. Обычно спортивные модели имеют более выраженный наклон вперед по сравнению с туристскими моделями, что следует учитывать при выборе ботинок.
Однако не следует стремиться к значительному увеличению подвижности ботинок в продольном направлении. При этом также возрастает вертикальная подвижность и теряются компенсаторные возможности при амортизации резких ударов. А последние являются очень важным преимуществом современных пластиковых ботинок.
При постоянных болевых ощущениях, а также при несоответствии формы ступни колодке совершенно необходима подгонка внутреннего чулка. Следует остерегаться образования костных или тканевых наростов на ноге, которые могут появиться при продолжительном использовании плохо формованной обуви. В таких случаях необходимо обратиться к врачу и принять профилактические меры. Если у вас уже образовались костные наросты, то лучше выбирать туристские ботинки с повышенным комфортом или использующие пенный наполнитель.
Локальные места сдавливаний можно, в крайнем случае, устранить с помощью нагревания этого места во внешнем ботинке (внутренний ботинок должен быть вынут) и выпрессовывания данного места наружу ботинка. В просторную обувь вставляют стельки, носят толстые шерстяные носки.
Ремонт современных ботинок осуществляется в основном косметический и при невозможности быстро приобрести другие ботинки.
Наибольшие трудности при ремонте горнолыжных ботинок доставляют трещины в лопнувших на морозе ботинках, а также полученные в результате ударов. Попытки склеивания обычно ничего не дают. Радикальное средство — приклепать на место повреждения с двух сторон фиксирующие металлические пластины. Предварительно нужно остановить продвижение трещины с помощью высверленного отверстия.
Ремонт внутреннего ботинка сводится чаще к наклейке кожаных или матерчатых заплат и восстановлению поврежденных швов.
Ремонт металлических замков и других деталей требует порой тонкой токарно-фрезерной работы по вытачиванию деталей. Наиболее досадны потери тросиков от замков. Поэтому рекомендуется их изготовить заранее про запас.
Уход за обувью. Горнолыжную обувь следует как можно меньше использовать для переходов без лыж и на лыжах в движении попеременным ходом по ровному месту. При этом возникают деформации, дополнительные напряжения во внешнем ботинке, приводящие к трещинам, чулок излишне трется о твердые стенки ботинка. К месту катания ботинки лучше нести в небольшом рюкзаке.
После катания ботинки просушивают. Для этого вынимают внутренний ботинок. Не следует помещать ботинки очень близко от источника тепла или ставить их надолго на горячую батарею: при температуре выше 50° С в пластмассе могут произойти необратимые изменения. Для высушивания хорошо положить во внутренний ботинок скомканную газету.
Перед длительным хранением тщательно очищают ботинки от грязи, моют внутренние ботинки щеткой теплой водой с мылом, а внешние — горячей. Такая мера необходима прежде всего для удаления с обуви разных нефтехимических продуктов и солей, которые ведут к разрушению материалов, и особенно кожи. Нефтепродукты оставляют на пластике следы, удалить которые можно только растворителями. Поэтому надо быть осторожным в местах автостоянок и у подъемников, чтобы не угодить ногами и лыжами в масла, солярку и пр.
Проверенные, исправные (без трещин, складок) и высушенные внутренние ботинки обрабатывают специальными мазями, аэрозолями и дезодорантами для их лучшей сохранности и вставляют во внешние ботинки, которые застегивают на замки в тех же позициях, что и при катании. Рекомендуется вложить плотно скомканную бумагу в верх голенища, чтобы создать необходимую распорку для застегивания верхних замков. Ботинки не надо вставлять в крепления лыж.
Горнолыжную обувь хранят в прохладном, сухом месте вне прямого попадания солнечных лучей.
КРЕПЛЕНИЯ
Устройство креплений. Крепления самых разных конструкций служат двум основным предназначениям: плотно прижимают ботинки к лыжам, передавая от ног управляющие команды — усилия, обеспечивают безопасность катания. В момент возникновения больших нагрузок на ноги, могущих привести к травмам, крепления срабатывают, то есть открываются, высвобождая ноги.
На рис. 23 показаны обычные крепления, состоящие из двух частей: головки и пятки. Конструктивно пятка может быть смонтирована в форме чемоданчика или на вращающейся плате. Передняя и задняя части креплений плотно прижимают ботинок. В хороших спортивных креплениях имеется возможность амортизации боковых ударов. Крепление при резких ударах не срабатывает, а возвращает носок ботинка назад (угол амортизации может достигать нескольких градусов). Дополнительно к амортизации боковых ударов разработаны специальные амортизирующие элементы, которые входят в состав креплений и уменьшают вибрации лыж и смягчают вертикальные удары.
Современные крепления реагируют как на простые винтовые, так и на сложные диагональные критические нагрузки. Также они позволяют производить открытие креплений при падениях назад и вперед.
Для удержания освободившейся лыжи на креплениях предусмотрены специальные лыжные тормоза (ски-стопы), которые срабатывают когда лыжа освобождается от ботинка.
На головке и пятке размещены шкалы, по которым можно регулировать усилия для срабатывания.
Горнолыжные крепления удобны. Они легко закрываются при размещении в них ботинка и так же легко открываются после окончания катания.
Крепления, как лыжи и ботинки, разделяются на спортивные и туристские. Спортивные крепления, рассчитаны на высокие скорости и большие нагрузки. Лучшие модели спортивных креплений (SALOMON, TIROLIA и т.п. ) обладают специальными устройствами, встроенными в крепление, которые фильтруют вибрации (реактивный поршень у SALOMON ) и амортизируют удары пятки (амортизатор). Дополнительные системы подвески и демпфирующие платформы в совокупности с вышеуказанными элементами улучшают контакт лыж со снегом и уменьшают усталость на средних и высоких скоростях.
В туристских моделях креплений на первое место ставятся безопасность спусков, небольшой вес, и разнообразный дизайн. Если в спортивных креплениях используется большое число металлических деталей для увеличения срока службы в условиях соревнований, то туристские модели изготовлены в значительной степени из различных ударопрочных пластмасс и композитов.
Уровень срабатывания крепления определяется делением шкалы регулировок, для которой используется единый международный стандарт DIN. В спортивных креплениях диапазон регулировок по шкале DIN находится в пределах 6-14. Крепления для техничных лыжников обычно имеют диапазон регулировок 4-12. Шкала креплений для прогрессирующих лыжников имеет значения 3,5-10. Детские крепления для агрессивных, бесстрашных юных лыжников имеют диапазон 2-7, а для новичков в возрасте 3-5 лет - 0,5-2,5. Все приведенные цифры могут незначительно варьироваться в зависимости от фирмы-изготовителя.
Установка креплений производится по метке центра подошвы ботинка, обозначаемой на лыже. Все последние модели лыж имеют либо одну такую метку, либо несколько под каждый размер подошвы.
Если такая метка отсутствует, то ориентировочно можно определить ее положение следующим образом. Необходимо измерить полную длину лыжи D от пятки до носка вдоль скользящей поверхности и рассчитать величину d по формуле
d = 0,423*D
Это и будет расстояние от заднего конца лыжи до места расположения на ней середины ботинка. Предложенный Л. Н. Усачевым, этот способ можно применять для лыж классической геометрии длиной 180-205 см.
Установку креплений нужно производить либо у сертифицированного мастера , либо на фирме, продавшей крепление. При установке креплений необходимо использовать специальное устройство- кондуктор, который представляет собой раздвижной металлический шаблон с втулками для сверления установочных отверстий. Вначале на этот шаблон устанавливается ботинок и регулируется длина шаблона. Затем шаблон устанавливается на лыжу в соответствии с меткой середины подошвы и фиксируется своими зажимами. Далее специальным сверлом (имеющим фиксированную длину под шурупы крепления) с помощью электрической дрели через отверстия во втулках кондуктора делаются установочные отверстия. Только при такой установке может быть гарантирована идеальная вертикальность отверстий и их точное совпадение с отверстиями в креплениях. Для соблюдения точного диаметра отверстий необходимо использовать электрическую дрель (ручная дрель приводит к разбалтыванию отверстия).
Данная технология установки рекомендуется для всех современных креплений, о чем имеется соответствующее предупреждение в паспорте креплений. По этой причине в комплекте с креплениями, как правило, не прилагаются бумажные установочные шаблоны и инструкции по установке, которые были в более ранних моделях. Установка крепежных шурупов производится на специальный клей, который обеспечивает защиту установочных отверстий от проникновения влаги.
В случае отсутствия возможности провести установку креплений в соответствии с выше описанной технологией, в виде исключения, можно попытаться провести установку самостоятельно. Один из возможных способов установки следующий.
Вначале производится установка крепления на какой либо мягкий материал, например, доску. На доске проводится продольная линия соответствующая оси лыжи. Установочные отверстия должны располагаться симметрично относительно этой линии. Ботинок должен застегиваться креплением в среднем положении регулировки продольного перемещения задней части крепления. При установленном ботинке отмечается на доске середина его подошвы.
Далее положения отверстий с доски переносятся на лыжу штангельциркулем. При этом положение середины подошвы ботинка на доске должно совпадать с соответствующей меткой на лыже. Отверстия под шурупы делают электрической дрелью сверлом, диаметр которого совпадает с минимальным диаметром шурупа( в углублениях резьбы). Глубина отверстия должна соответствовать максимальной длине шурупа, выступающего из крепления. Для ограничения глубины отверстия используют или ограничитель на дрели, или одевают на сверло кусок трубки.
Шурупы устанавливают на какой либо водостойкий клей или эпоксидную смолу. В последнем случае рекомендуется шурупы перед завертыванием смазать какой-либо нейтральной смазкой (технический вазелин, автол и т. п.).
Регулировка креплений. Крепления теряют всякий смысл с точки зрения безопасности, если не выполнять простых, но совершенно обязательных операций по их регулировке.
Практика показывает, что каждый третий лыжник плохо регулирует крепления, а у половины катающихся регулировка вызывает сомнения, то есть ненадежна. Стало быть, проблема номер один обеспечения безопасности находится в руках лыжника и должна решаться им самим. Это — регулировка креплений.
К каждому креплению прилагается инструкция по использованию, в которой подробно описан выбор регулировки креплений в зависимости от параметров лыжника. При выборе регулировки крепления используют два основных метода. В первом за основу берется диаметр головки тибиа (диаметр колена под мениском). Во втором методе определяющими являются вес и рост лыжника, а также длина подошвы ботинка. В первом методе в качестве вспомогательных параметров учитывается возраст лыжника, трассы, которые он предпочитает и его скоростные возможности.
Далее в таблице 2 приводится приблизительная регулировка креплений, которую лыжник может изменить в ту или иную сторону на основании собственного опыта.
Таблица 2