Туризм как социально-экономическая система

Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой — определить характер взаимодействия с внешней средой.

В соответствии с определением, разработанным Междуна­родной ассоциацией научных экспертов в области туризма, ту­ризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

В основе системы туризма, по мнению швейцарского иссле­дователя К. Каспара, лежат две субсистемы:

· субъект туризма, т.е. турист — потребитель туристских ус­луг со всем многообразием его потребностей и мотивов по­ведения;

· объект туризма, состоящий из трех элементов: туристского региона, туристских предприятий и туристских организа­ций.

Таким образом, под субъектом туризма понимается турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Последние предоставляются ему в определенном месте или регионе, являю­щемся целью его путешествия. Существуют два подхода к понятию

16

«туристский регион». В первом случае он характеризуется как географическая территория, имеющая определенные границы, в другом — как географическая территория, обладающая опреде­ленной привлекательностью для туристов (при этом на первый план выдвигается привлекательность, содержание понятия кото­рой различается в зависимости от конкретных групп туристов). Так, на одной и той же ограниченной территории (например, в гостинице) могут проживать туристы, имеющие совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекает море и пля­жи, других — исторические места и музеи, третьих — активный отдых и развлечения.

Следует учитывать, что не всякая территория может быть от­несена к туристскому региону. Чтобы называться таковым, она должна отвечать следующим основным требованиям:

· иметь объекты туристского интереса (памятники истории и культуры, музеи, флора, фауна и т.д.);

· предоставлять необходимые для удовлетворения потребно­стей туристов услуги (причем обязательно такого качества, которое клиент ожидает).

К этим услугам в первую очередь относятся доставка (транс­порт) до региона и обратно, обеспечение условий для прожива­ния, питания, организации досуга с соответствующим уровнем обслуживания.

Таким образом, туристский регион — это территория, распо­лагающая объектами туристского интереса и предлагающая опре­деленный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребно­стей туристов.

В качестве туристского региона могут рассматриваться как отдельная гостиница, так и город, местность, курорт, район, об­ласть, страна или даже группа стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия. ВТО определяет пять туристских макрорегионов:

· Европейский — страны Европы, включая все бывшие рес­публики СССР, а также государства Восточного Средизем­номорья (Израиль, Кипр, Турция);

· Американский — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна;

· Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Вос­точной Азии, Австралия и Океания;

· Южно-Азиатский — страны Южной Азии;

· Ближневосточный — страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия.

Приведенная классификация свидетельствует о том, что вы­деление туристских регионов может в значительной степени от­личаться от принятых схем географического районирования.

Отношение к туристскому региону для определенного туриста зависит от потребностей последнего и восприятия им этого регио­на. Так, для туриста, любителя игры в гольф, туристским регионом скорее всего окажется спортивный центр, имеющий соответст­вующую базу (как минимум, поле для игры в гольф, гостиницу, ресторан). Для туристов из Японии, которые в предельно корот­кий срок хотят увидеть всю Европу, туристским регионом будет являться весь европейский континент. При этом следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, чем на большее расстояние от места постоянного жительства туриста удалено место посеще­ния, являющееся целью поездки, тем шире данным лицом будет рассматриваться туристский регион (например, для туриста из Бе­ларуси, путешествующего по Германии, целая страна будет яв­ляться туристским регионом). Во-вторых, чем более узкой является цель поездки, тем меньшим в восприятии туриста представляется туристский регион (так, для ученого, заинтересованного лишь в участии в конгрессе, туристским регионом станет гостиница, в ко­торой будет проходить данное мероприятие. Для участника кон­гресса, одновременно интересующегося историей и культурой города, где проводится конгресс, туристским регионом станет весь город).

Предоставление услуг туристам в том или ином регионе обес­печивают предприятия, представляющие собой важный элемент подсистемы «объект туризма». Одни из них предлагают потреби­телям исключительно туристские услуги, для других же туризм является только одним из направлений их коммерческой дея­тельности. Формирование, продвижение и реализация комплекса туристских услуг, объединенных единым целевым назначением, обеспечивается туристскими предприятиями (туроператорами и турагентами), чья деятельность служит исключително туризму

18

и составляет основу его существования. Туристские предпри­ятия в процессе своего функционирования взаимодействуют с производителями туристских услуг (гостиницами, транспорт­ными организациями, предприятиями питания и т.д.)> ДДЯ кото­рых оказание услуг туристам является в большинстве случаев только одним из направлений их коммерческой деятельности. Предоставлением услуг туристам занимаются также предприятия, обслуживающие все население туристского региона (предпри­ятия торговли, связи, бытового и медицинского обслуживания, культурно-просветительские учреждения и т.д.).

Совокупность предприятий материального производства и не­производственной сферы, обеспечивающих производство, рас­пределение, обмен и- потребление туристских услуг, освоение и эксплуатацию туристских ресурсов, а также создание матери­ально-технической базы туризма, получила название турист­ская индустрия.

В процесс предоставления туристских услуг вовлечены также организации. К ним относятся государственные и общественные организационно-правовые структуры, регулирующие и координи­рующие развитие туризма в регионе, обеспечивающие условия (инфраструктуру, информацию, безопасность, свободу перемеще­ния, доступность и сохранение туристских объектов, формирование туристского имиджа региона и т.д.) эффективного функциониро­вания системы туризма. Указанные организации формируют тури­стскую политику и осуществляют на национальном, региональном и местном уровнях свою деятельность, направленную на удовле­творение разнообразных потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий при рациональном использовании имею­щихся туристских ресурсов и обеспечении высокого качества об­служивания туристов.

Таким образом, субъект и объект туризма представляют со­бой основу его социально-экономической системы.

Туризм является открытой системой, взаимодействующей и функционирующей в определенной среде, представленной по­литическими, экономическими, социальными, технологически­ми и природными (экологическими) факторами. Последние в зависимости от рассматриваемого объекта приобретают свое конкретное наполнение, а также различную степень воздействия на функционирование того или иного элемента системы.

Наши рекомендации