Экономики Республики Коми
Республика Коми обладает высоким производственным, природно-
ресурсным и трудовым потенциалом.
Основу природно-ресурсного потенциала республики составляет разно-
образное по качеству и условиям залегания территориальное сочетание мине-
рально-сырьевых ресурсов. В разведанных на территории республики месторо-
ждениях сосредоточено около 80% общероссийских запасов кварцево-
жильного сырья, около 50% титана, 30% бокситов, 4,5% угля, около 3% нефти.
Наиболее значимыми в Республике Коми являются топливно-
энергетические ресурсы, что обусловлено расположением на ее территории
значительной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и крупного
Печорского угольного бассейна. Печорский угольный бассейн является вторым
в России бассейном по ресурсам и содержит всю гамму углей, обеспечивающих
возможность существования и развития сырьевой базы коксохимии и энергети-
ки.
Рудные полезные ископаемые, выявленные в республике, отличаются
большим разнообразием состава и содержанием полезных компонентов. В на-
стоящее время в республике выявлены, разведаны и оценены месторождения
руд черных (марганцевые, хромитовые, титан), цветных (бокситы, медные, по-
лиметаллические руды), редких (вольфрам, молибден, висмут, ниобий, тантал),
благородных металлов (золото, платиноиды, серебро), а также алмазов.
В республике широко распространены нерудные полезные ископаемые,
которые могут быть использованы в качестве горнохимического (фосфориты,
каменные и калийные соли, барит), минерально-строительного (известняки,
глины, доломиты, гипс, мраморы, кварциты, пески, гравий), горнотехнического
и пьезооптического (жильный кварц, пьезокварц, горный хрусталь), ювелирно-
го камнецветного сырья.
На территории республики сосредоточено около 3,5% площади всех ле-
сов России и около 50% площади лесов Европейского Севера России. Леса и
кустарники занимают 78% территории республики. Для лесоэксплуатации вы-
делено более трех четвертей лесного фонда с запасами 3 млрд. куб. м.
Территория республики обладает значительными ресурсами пресных,
минеральных и промышленных подземных вод.
В целом промышленность республики представляет собой комплексную
многоотраслевую систему и имеет выраженную топливно-сырьевую направ-
ленность. Темпы развития топливно-энергетического комплекса республики
оказывают основное влияние на общую динамику промышленного производст-
ва.
Нефтегазовый комплекс Республики Коми представлен нефтедобываю-
щей, нефтеперерабатывающей и газовой отраслями. Предприятия нефтеперера-
батывающей промышленности специализируются на выпуске автомобильных
бензинов, дизельного топлива, авиационного керосина, мазута, битумов, ваку-
умного газойля и других видов продукции.
Предприятия газовой промышленности производят добычу и переработку
природного газа и нестабильного конденсата. Основные виды производимой
продукции: технический углерод, сжиженный газ, стабильный газовый конден-
сат, газ стабилизации, сухой газ.
Добыча угля осуществляется подземным и открытым способами. Практически все добываемые угли подвергаются переработке (обогащению) на обога-
тительных фабриках и установках.
Достаточно значимый вклад в развитие экономики республики вносит
электроэнергетика. Работают отрасли машиностроения и металлообработки,
легкой, пищевой, полиграфической промышленности. Наиболее перспектив-
ными и динамично развивающимися являются отрасли горнорудного комплек-
са.
Лесопромышленный комплекс наряду с топливно-энергетическим ком-
плексом является базовым в экономике республики. Лесопромышленный ком-
плекс республики представлен организациями лесозаготовительной, дерево-
обрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Заготовка древе-
сины сосредоточена в бассейнах рек Вычегда, Сысола и Мезень.
Деревообрабатывающая отрасль республики представлена лесопильным
производством, производством фанеры, плит древесноволокнистых, древесно-
стружечных и средней плотности МДФ, производством деревянных строитель-
ных конструкций, включая столярные изделия и деревянной тары. Освоен вы-
пуск новых видов продукции – плит средней плотности МДФ и ламинирован-
ных древесностружечных плит. Основные виды выпускаемой продукции цел-
люлозно-бумажного производства: офисная и офсетная бумага, газетная бума-
га, картон для плоских слоев гофрированного картона «топ-лайнер» и «крафт-
лайнер».
В связи с суровыми природно-климатическими условиями сельское хо-
зяйство республики ориентировано на внутренний потребительский рынок и
специализируется на молочно-мясном скотоводстве, выращивании картофеля и
овощей.
Транспортный комплекс Республики Коми является составной частью
транспортно-коммуникационной системы России и представлен почти всеми
видами современного транспорта (железнодорожным, внутренним водным, ав-
томобильным, воздушным и трубопроводным). Наиболее значительную роль в
экономике республики играет трубопроводный транспорт.
Республика Коми занимает лидирующие позиции по развитию связи и
имеет самый высокий уровень цифровизации связи (более 84% от общей емко-
сти АТС) среди регионов Северо-Западного федерального округа. Жители Рес-
публики Коми имеют возможность пользоваться всеми современными видами
телекоммуникационных услуг связи, в том числе скоростным широкополосным
доступом в сеть Интернет и цифровым IP-телевидением.
Республика Коми обладает высоким инвестиционным потенциалом. При-
влекательность инвестиционного имиджа республики подтверждается ведущи-
ми мировыми рейтинговыми агентствами.
Работа по привлечению новых инвестиций увязывается, главным обра-
зом, с реализацией проектов, направленных на модернизацию структуры эко-
номики республики с упором на развитие перерабатывающих производств,
обеспечивающих глубокую переработку сырья в лесопромышленном комплек-
се и топливной промышленности; создание новых производств в горнорудном
комплексе; развитие транспортной инфраструктуры.
Республика Коми относится к числу крупных экспортеров. По поставкам
фанеры, бумаги и картона она занимает ведущие позиции в России.
В товарной структуре экспорта большая часть приходится на основные
виды топливно-энергетических ресурсов – нефть и нефтепродукты, сжиженный
газ.
Основные покупатели продукции – Нидерланды, Польша, Украина, Гер-
мания, Великобритания, Финляндия, Швеция, Швейцария.
Доля Республики Коми в общей сумме поступлений налогов, сборов и
иных обязательных платежей в бюджетную систему России в 2011 году соста-
вила 1,1%, по Северо-Западному федеральному округу - 11,2%, что соответст-
вует 3 месту в округе (после Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
Республики
Коми субсидии на компенсацию части затрат субъектов инновационной дея-
тельности, связанных с началом предпринимательской деятельности в сфере
инноваций (гранты), в порядке, определенном в приложении 3.4 к Программе;
3) сотрудничество с российскими «институтами развития», направлен-
ными на поддержку инновационной деятельности:
реализация соглашений о сотрудничестве в сфере развития инновацион-
ной деятельности, заключенных между Правительством Республики Коми и
Некоммерческим партнерством «Национальное содружество бизнес-ангелов»;
Коми НЦ УрО РАН, ФГБОУВПО «Сыктывкарский государственный универси-
тет» и ОАО «Российская венчурная компания»; Фондом содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере;
4) организация деятельности Межведомственной комиссии по развитию
науки и инновационной деятельности при Экономическом Совете Республики
Коми;
5) содействие в разработке и продвижении инвестиционных проектов,
направленных на внедрение инновационных технологий, разработка механиз-
мов их трансфера в производство Республики Коми.
По задаче 2 «Развитие регионального научного сектора как основы инно-
вационной экономики»:
1) формирование перечня тем научно-исследовательских работ, плани-
руемых к финансированию за счет средств республиканского бюджета Респуб-
лики Коми в 2013 - 2020 годах;
2) финансирование прикладных научных исследований, имеющих важное
значение для социально-экономического развития Республики Коми (государ-
ственный заказ на выполнение прикладных научных исследований);
ПАСПОРТ
долгосрочной республиканской целевой программы
«Въездной и внутренний туризм на территории Республики Коми
(2013-2015 годы)»
Ответственный исполнитель ДРЦП
Министерство экономического развития Республики Коми
Соисполнители ДРЦП
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми;
Министерство образования Республики Коми;
Управление Республики Коми по занятости населения;
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми;
Министерство культуры Республики Коми;
Министерство национальной политики Республики Коми;
Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации;
Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации;
органы местного самоуправления (по согласованию).
Цель ДРЦП
Развитие въездного и внутреннего туризма в Республике Коми
Задачи ДРЦП 1.
Развитие приоритетных проектов в сфере туризма в Республике Коми.
2. Обеспечение доступности и контроля качества услуг в сфере туризма.
3. Продвижение туристского продукта Республики Коми на российских и международных туристских рынках.
Целевые индикаторы и показатели ДРЦП
1. Количество туристских проектов Республики Коми.
2. Количество муниципальных образований в Республике Коми, на территории которых реализуются проекты по формированию туристской инфраструктуры.
3. Количество коллективных средств размещения (гостиницы, санаторно-курортные организации, организации отдыха, туристские базы).
4. Количество классифицированных объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, расположенных на территории Республики Коми.
5. Численность иностранных граждан, прибывших в Республику Коми с целью поездки – туризм.
6. Численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, включая граждан Российской Федерации и иностранных граждан с целью приезда –туризм.
Этапы и сроки реализации ДРЦП
Сроки реализации ДРЦП - 2013-2015 годы.
Объемы
бюджетных
ассигнований
ДРЦП
На реализацию ДРЦП потребуется 45 000,0 тыс. рублей
из республиканского бюджета Республики Коми, в том
числе по годам:
2013 год – 15 000,0 тыс. рублей;
2014 год – 15 000,0 тыс. рублей;
2015 год – 15 000,0 тыс. рублей.
Ожидаемые
результаты
реализации ДРЦП
Основные результаты реализации ДРЦП к 2015 году:
1) создание туристских кластеров Республики Коми;
2) формирование имиджа региона, привлекательного для туристов;
3) привлечение дополнительных инвестиций в сферу въездного и внутреннего туризма на территории Республики Коми;
4) увеличение числа классифицированных объектов туристской индустрии с 3 до 7 единиц;
5) повышение уровня обеспеченности сферы туризма квалифицированными кадрами;
6) увеличение количества и улучшения качества услуг, оказываемых организациями сферы въездного и внутреннего туризма
7) расширение сферы деятельности субъектов туристской деятельности;
8)повышение привлекательности и конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса Республики Коми;
9) увеличение количества муниципальных образований в Республике Коми, на территории которых реализуются проекты в сфере туризма, с 4 до 5 единиц.