Экскурсия как вид деятельности
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского
Кафедра туризма
Реферат
«Системы классификации экскурсий.»
Проверила: Голубничая С. Н.
Выполнила: Романенко А. С.
Донецк 2015
План
Введение
1. Экскурсия как вид деятельности
2. Сущность и признаки экскурсии
3. Классификация экскурсий
Вывод
Список использованной литературы
Введение
Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу -- свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы 20-ого столетия.
В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.
В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование.
Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория - это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.
В экскурсионной теории важное место занимают вопросы, связанные с экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и методикой. Понятия метод, методология и методика взаимосвязаны и обусловлены.
Развитие экскурсионной теории, начатое в 20-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение первого периода это развитие базировалось на основах школьной педагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для школьников. При этом ученые-экскурсионисты и методисты исходили из задач и требований общеобразовательной школы. Исключением служил раздел музейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскурсионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей). Научные сотрудники музеев и ученые Московского научно-исследовательского института культуры в своих публикациях рассматривали некоторые вопросы экскурсионной теории, но до середины 70-х годов серьезной разработки экскурсионной теории не было.
Нужно согласиться с ними в том, что теория экскурсионного дела уже в 30-х годах развивалась в условиях творческих исканий и дискуссий и что в целом теория экскурсионного дела находится в стадии становления.
Более интенсивное развитие экскурсионной теории началось в 70-х годах. Это объясняется передачей экскурсионного дела профсоюзам, которые создали специализированное подразделение - Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.
Развитие экскурсионной теории связано также с расширением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т. е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.
Однако и в настоящее время экскурсионная теория не стоит на месте. Важные явления в жизни туристско-экскурсионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев -- это новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными. Возникновение и развитие теории являются результатом обобщения познавательной деятельности, повседневного труда тысяч экскурсоводов. «Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета».
Экскурсия как вид деятельности.
Туризм как вид социально-экономической деятельности объединяет в себе интегрированные знания о закономерностях наиболее ценимых социальных результатов (оздоровление, повышение физического и духовного потенциала человека, общения с природой, умение, уровень знаний). Именно экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя туристской услуги целый комплекс знаний ряда отраслей науки: экономики, истории, географии, этнографии, экологии и прочее.
Деятельность человека в свободное время требует определенных материальных затрат как членов общества, так и общества в целом. Современные масштабы туризма выдвигают на новый план проблемы рациональной организации экскурсионного обслуживания. Рост объема свободного времени еще не означает рационального его потребления. Общество должно уметь отдыхать и в этом ему помощник - туризм. Именно данная отрасль социальной инфраструктуры позволяет удовлетворить потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания. Как раз такие познания достигаются при участи в экскурсионно-туристских мероприятиях: Осмотре музейных и выставочных экспозиций, исторических, культурных инженерных, этнографических и природных достопримечательностей; занятие видами туризма (водным, велосипедным, пешеходным) и пр.
При получении туристских и экскурсионных услуг происходит удовлетворение потребностей человека в физической, психической, материальной и духовной связи с другими людьми.
Общаясь на экскурсиях походах, на других рекреационных мероприятиях, люди контактируют друг с другом, что нарушает монотонность и однотипность общения в сфере производства.
Удовлетворение потребностей человека находиться в прямой зависимости от количественного и качественного совмещение форм и видов экскурсионного обслуживания.
Экскурсионное обслуживание является частью комплексной туристской услуги, которую следует рассматривать как результат деятельности туристских учреждений или предприятий по удовлетворению запросов и потребностей экскурсантов. Спрос на экскурсионное обслуживание непосредственно связан с категорией потребительского спроса.
К проведению экскурсии допускается экскурсовод (гид) прошедший специальную подготовку или переподготовку, сдавший каждую тему проводимой экскурсии. Руководством для экскурсовода (гида) является методическая разработка. Методическая разработка экскурсии - обязательный документ, который при наличии текста экскурсии дает право на проведение ее по данной теме и оплату.
Экскурсия - коллективное посещение под руководством экскурсовода достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительными целями.
Экскурсант - временный посетитель, прибывающий в той или иной стране (местности), с целью посещения достопримечательных мест, музеев с учебными или культурно-просветительскими целями. Условно можно выделить три основные категории экскурсантов, которые: хотят все знать - им интересно все новое в экономики, науки, техники, искусстве, архитектуре и т.д. Для них почти каждая экскурсия открытие; уточняет свою точку зрения, как правило, они посещают экскурсию по конкретной теме; используют экскурсию как досуг.
По своему существу экскурсионная деятельность рассчитываться на группу участников.
Экскурсионная группа - совокупность людей, сформированная
Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов - экскурсовода, объектов и экскурсантов. Основное в этом взаимодействии - максимальная активность этих компонентов. Важнейшей задачей экскурсионной методики является активизация экскурсовода, объектов и экскурсантов.
Достижение этой цели будет способствовать деление экскурсантов по следующим признакам:
· создание экскурсионных групп с учетов возраста;
· формирование групп экскурсантов с учетом рода их занятий, различных профессий;
· создание групп в зависимости от проведения культурного досуга участников экскурсии;
· формирование групп с учетом формы обучения.
Организация проведения экскурсии с учетом указанных признаков требует особой подготовки и специализации экскурсоводов. Поэтому экскурсовод должен ясно представлять, что хочет увидеть и узнать экскурсант, какое впечатление на него окажет увиденное и услышанное. В этом и состоит мастерство экскурсовода и в конечном итоге качество оказываемых услуг - проведение экскурсии.