Опасности, связанные со спецификой гор
Факторы высокогорья. В первые дни пребывания на высокогорной туристской базе лыжник проходит процесс акклиматизации — приспособления организма к условиям гипоксии (кислородного голодания). Вследствие понижения барометрического давления на больших высотах уменьшается содержание кислорода во вдыхаемом воздухе и соответственно меньше его поступает в кровь, в органы и ткани. Как следствие, учащается дыхание и сердечная деятельность; увеличивается объем воздуха, поступающего в легкие; органы кроветворения больше продуцируют эритроцитов, увеличивая тем самым кислородную емкость крови.
Следующие два основных условия необходимо выполнить горнолыжнику, чтобы лучше пройти период акклиматизации и в конечном счете с удовольствием покататься на лыжах.
Первое — ехать в горы с хорошим самочувствием. Даже небольшие хронические заболевания и травмы, на которые обычно не обращают внимания, переносят "на ногах", в условиях высоты могут обостриться и вызвать осложнения.
Второе — быть тренированным. Адаптация к большим физическим нагрузкам (то есть способность выполнять интенсивные и продолжительные спуски на лыжах) в среднегорье (1000 — 2000 м над уровнем моря) и тем более в высокогорье во многом обусловлена уровнем физической подготовленности. Это означает, что тренировки горнолыжника должны начинаться задолго до выезда в горы.
В горах следует постепенно увеличивать тренировочные нагрузки (до определенного уровня), контролируя их интенсивность по самочувствию. Обычно к концу первой недели у большинства здоровых, подготовленных горнолыжников общее состояние хорошее, работоспособность высокая. После периода так называемой второй волны акклиматизации, которая приходится примерно на третью неделю, работоспособность восстанавливается вновь, но уже на другом уровне.
Холод и ветер - неизменные спутники горнолыжника на трассах. Современная обувь и одежда хорошо уберегают от простуды и обморожений. Однако при невнимании к себе легко заболеть, тем самым испортить свой отпуск. Поэтому в снаряжении горнолыжника не должно быть мелочей.
Разумеется, нужно быть одетым по погоде. Верхняя одежда должна быть достаточно легкой, непродуваемой, негромоздкой и не затруднять движения (предпочтителен эластичный материал для брюк). Рекомендуется пользоваться шерстяным нижним бельем, кальсонами или колготками. Лицо от ветра и мороза уберегают большие очки-маска.
В весеннее время в высокогорье незаменима ветрозащитная анорака с капюшоном. Наиболее целесообразны модели анорак, упаковывающиеся в карман, пристегивающийся к поясу. При неожиданном ветре куртку можно быстро надеть. У горнолыжника обычно бывает по нескольку кожаных перчаток на разную погоду: меховые на мороз, без подкладки на оттепель. Лыжникам при пользовании буксировочными подъемниками со съемными бугелями рекомендуется носить кожаные рукавицы.
Большую услугу в горах может оказать небольшой рюкзак или поясная сумка, которые не мешают спускам.
Там можно хранить веревочку, бинт, легкий пуловер, лыжную мазь, сменные фильтры. Для спусков по глубокому снегу используют специальные гетры, надеваемые поверх брюк и ботинок, чтобы исключить возможность попадания снега в ботинки.
Горное солнце известно своим коварством. Летом и весной у туристов нередко лущится кожа, появляются ожоги на лице, возникают и ожоги глаз с временной потерей зрения. Особенно болезненно проходят ожоги губ с появлением кровоточащих трещин.
Чтобы уберечься от ожогов, рекомендуются кремы типа "Щит", "Нивея", "Луч", которые накладываются на лицо и губы толстым слоем. При сильном солнечном свете (в марте — мае на высоте более 1500 м) используют марлевые повязки с прорезями для глаз и козырьки для носа. Необходимо носить солнцезащитные очки (фильтры). Неправы те горнолыжники, которые "ради загара" отказываются от очков и терпят яркое солнце. Последствия вредного влияния солнечного облучения на глаза могут проявиться не сразу, а через несколько лет. В некоторых случаях, например в тумане, молочной мгле, особенно при ярком рассеянном свете, спускаться без солнцезащитных очков просто невозможно: в глазах возникает резь, нестерпимая боль.
Холод, ветер и солнце в высокогорье подвергают кожу лица самым серьезным испытаниям. Прежде всего она быстро теряет влагу и становится уязвимой. Поэтому рекомендуется в течение дня по нескольку раз накладывать на лицо фильтрующие кремы на водной основе. Вечером, хорошо вымыв лицо, нужно применять питательные мази.
Другая, не менее важная, предосторожность относится к сети капилляров на лице. Эти мельчайшие кровеносные сосуды при перемене температуры претерпевают сильные изменения (сужаются и расширяются). В условиях пониженного барометрического давления на высоте, мороза и яркого солнечного света наиболее пагубное влияние на сосуды оказывает алкоголь. Возможны необратимые явления в капиллярной сети, ведущие к постоянной красноте лица, которое становится еще более уязвимым под жесткими солнечными лучами.
Таким образом, полноценное питание, воздержание от спиртных напитков, уход за кожей лица с использованием защитных и питательных кремов создают предпосылки для хорошего самочувствия.
Учебные склоны и трассы. Безопасность горнолыжника в большой степени зависит от состояния склонов и трасс.
Подготовку трасс к зимнему сезону начинают задолго до наступления зимних холодов. В летне-осенний период проводят работу по исправлению и планировке рельефа, ремонтируют и сооружают новые защитные ограждения. Склоны очищают от кустарников и мешающих деревьев, убирают камни, другие опасные предметы, оголенные склоны задерновывают и засевают травой, проводят дренажные и другие работы по уходу за трассами.
С выпадением снега и началом горнолыжного сезона уход за трассами сводится главным образом к поддержанию равномерного снежного покрова по всей ширине склонов, обеспечению всех мер безопасности. С этой целью работники службы трасс проводят утрамбовку, исправление и выравнивание снежного покрова. В опасных местах срезают снежные бугры, закапывают ямы, на оголенные участки подвозят и насыпают снег. Ведется систематический контроль за безопасностью спусков на серпантинах-дорожках, на крутых склонах и в лесной зоне. Для накопления снега в обдуваемых ветром местах устанавливают плетни или щиты.
Большую профилактическую роль в создании условий для безопасного катания играет своевременная информация о состоянии погоды, снега и готовности трасс. У нижних станций подъемников рядом со схемой трасс вывешивают сведения об открытых и закрытых трассах, метеоусловиях и т.п.
На горнолыжных трассах, как на автодорогах, используют запрещающие и предупреждающие знаки (рис. 54). К указательным знакам относится разноцветная маркировка трасс по степени сложности. О приближении к финишу можно судить по цифрам на знаках, расставляемых на разном расстоянии друг от друга в зависимости от видимости. По мере приближения к финишу номера уменьшаются до нуля. Это особенно удобно на больших трассах в случае тумана и густого снегопада.
Состояние снежного покрова. Состояние снега — фактор первостепенной важности не только в методическом аспекте, но и для обеспечения безопасности. В учебном процессе состояние снежного покрова условно разделяют на три категории. Первый: мягкий, морозный, утоптанный снег. Он предоставляет лучшие условия для разучивания приема: облегчает раскантовку лыж и начало соскальзывания, вход в поворот и регулирование дуги поворота. Вторая: глубокий или влажный снег, Для выполнения приема требуется большой импульс, строгая согласованность составляющих элементов. На таком снегу совершенствуют технику, проверяют эффективность исполнения приема. Третья: жесткий снег, леденистый наст. Это наиболее сложные условия, в которых лыжник улучшает точность кантования и ведения лыж в повороте, отрабатывает строго дозированную разгрузку и загрузку лыж для тонкого ввода лыж в резаное скольжение.
Рис. 54. Знаки на горнолыжных трассах (слева — направо, сверху —вниз):
виражи; крутой поворот; сужение трассы; ямы, неровности на склоне; развилка (раздвоение) трассы; перекресток (пересечение трасс); встречное движение; опасность (внимание/); лавинная опасность; пересечение с трассой кресельного подъемника; пересечение с трассой лыжебуксира; трасса спуска (выход на трассу); обрыв' трасса закрыта.
Разбитый, кочкообразный, разнородный по плотности снежный покров (не говоря уже о проталинах, залысинах в нем) — самые неподходящие условия для изучения новых элементов. Инструктор вместе с группой перед началом урока растаптывают участок и приглаживают лыжами снег.
Задача спасслужбы и службы трасс - следить за cнежной и метеорологической обстановкой в районе, за систематичностью раскатки лыжниками склонов и трасс. Опытные лыжники горноспасательной службы контролируют состояние снега на склонах, дают заключение об отсутствии лавинной опасности.
Подготовка трасс и склонов после снегопада — сложное и трудоемкое дело в любом горнолыжном центре, но особенно в южных и высокогорных районах, где свежевыпавший снег быстро "закисает". Туристская администрация района, ее контрольно-спасательная служба и служба трасс предпринимают в таких случаях следующие действия.
С началом снегопада усиливают внимание к трассам, склонам. В случае ухудшения видимости (особенно при туманном, рассеянном свете) повышают контроль за лыжниками, строго ограничивают маршруты спусков.
Если имеются лавиноопасные зоны, систематически регистрируют метеоусловия (количество осадков, температура воздуха, направление и сила ветра). Постоянно поддерживают связь с лавинной службой.
При наличии объективной опасности лавинная служба закрывает трассы и склоны. В местах возможных выездов на трассы устанавливает запрещающие знаки, а при необходимости — заграждения.
Как только минует опасность, трассы открывают. Наряду со снятием запрещающих знаков вывешивают оповещения у станций подъемников, сообщают об открытии трасс по радио.
Чтобы избежать раскатывания траншей и глубоких ям, стремятся рассредоточить лыжников по всей ширине разрешенных трасс. С этой целью горнолыжники из спасслужбы прокладывают следы спусков по краям трасс, увлекая тем самым на целинный снег остальных катающихся. На крутых склонах, где быстро образуются опасные бугры и ямы, не допускают узких коридоров спусков.
Раскатывание лыжами склонов - одно из наиболее надежных средств борьбы с лавинной опасностью, входящее в обязанности спасслужбы и службы трасс. Во время снегопада и сразу же после него на раскатывание склонов мобилизуются инструкторы турбаз и наиболее опытные горнолыжники. Организует раскатывание и непосредственно руководит им районная контрольно-спасательная служба.
"Наступление" на целинный снег следует вести поэтапно, постепенно переходя с верхних склонов к нижним, с гребневых направлений к лощинам и мульдам, прихватывая со сторон трасс новые снежные полосы.
Как только снег начинает "закисать" (увлажняться), его немедленно утрамбовывают с помощью снегоуплотнительных машин и утаптывают лыжами. Процесс утаптывания должен быть тщательно продуман туристской администрацией. Его проводят одновременно на всех трассах, в нем участвуют все туристские и спортивные учреждения, которым выделяют отдельные трассы, склоны, полосы.
На подготовку склонов туристские группы поднимаются под лозунгом "трудового десанта" или "снежного аврала". Утаптывание идет сверху вниз в строгом порядке следования групп. При этом должны быть предусмотрены все меры предосторожности (желательно не допускать расположения лыжников друг под другом). При хорошей организации "снежного аврала" даже на самых обширных лыжных трассах, таких, как, например, Чегет на Кавказе, работа по утрамбовке снега занимает немного времени. Во время утаптывания склонов любые спуски по трассам запрещены.
В период малоснежья главную опасность на трассах представляют обнаженные участки грунта, камни, пни, кусты и т.п. В этих условиях легко получить травму, повредить лыжи. Оголившиеся опасные места засыпают снегом и поливают водой, чтобы снег прочно удерживался на месте. В любом случае надо стремиться удалить торчащие камни, выкорчевать пни и кусты. Большой эффект при недостатке снега приносят так называемые снежные пушки, которые начинают появляться в горнолыжных центрах.
Никакое другое состояние снега не таит столько опасности для лыжника, как обледенение. При падении лыжнику бывает трудно самому затормозить и остановить скольжение. Особенно коварны склоны, если при сохранении мороза на леденистый наст ложится свежий снег.
Основная задача обеспечения безопасности при обледенении состоит в том, чтобы устранить опасные места наезда на камни, скалы и деревья. Препятствия ограждают сетками, щитами, соломенными тюками, матами и разного рода "отсекателями". В таких условиях выставляют запрещающие и предупреждающие знаки, оповещают горнолыжников другими средствами.
Снежные лавины.Угроза схода лавин, к сожалению, будет существовать для горнолыжников, особенно на нетронутых снегах высокогорья. Следует также помнить, что "белая смерть" (так еще называют лавины) при особых снежных условиях может прийти и на обычные трассы и склоны. Поэтому знать о лавинах надо каждому.
Лавины из сухого снега образуются после больших снегопадов при морозе. Неустойчивость снежного покрова объясняется слабым сцеплением снежных кристаллов между собой. Массы сухого пылевидного или порошкообразного снега устремляются вниз лавиной вследствие механического сотрясения склона или просто воздушной волны, резкого звука. Для лыжников эти лавины особенно опасны тем, что огромной силы (до 700 — 800 кг/м2) воздушный вал, идущий впереди снега, может значительно превосходить скорость 200 км/ч. Лавина нередко движется широким фронтом, выкатывает в долину и даже перехлестывает на противоположные склоны. Лавины из сухого снега чрезвычайно опасны. Уйти от них сложно, а порой невозможно. Лыжник в воздухе, наполненном снежной пылью, рискует задохнуться.
Лавины из влажного снега возникают обычно в результате потепления (повышение температуры воздуха выше 0° С, воздействие солнечных лучей, теплых ветров). Скорость движения лавины значительно меньше (30 — 80 км/ч), однако плотность снежной массы велика (400 кг/м3), и, попав в ее толщу, можно погибнуть от удушья: при остановке снег уплотняется еще сильнее и человек оказывается в непроницаемом панцире. Лавина из влажного снега, двигаясь по принципу снежного кома, на своем пути захватывает большие массы снега.
Лавины из снежных досок образуются после уплотнения поверхностного слоя снега под воздействием ветров. Снежные доски возникают под карнизами и гребнями, на перегибах склонов. Такие участки имеют вид надежного, хорошо скрепленного снега, обнаружить снежные доски порой нелегко.
Под коркой твердого наста нередко находится рыхлый горизонт неустойчивой снежной крупы. Достаточно незначительного содрогания склона при проезде лыжника или воздушного толчка, чтобы сорвать лавину из огромных снежных глыб-досок (рис. 55). Лавина имеет большую скорость, выйти из нее, сохранить ориентировку, а тем более устойчивость бывает крайне сложно.
Бывают лавины смешанного типа. Например, лавина из сухого снега, идущая с высоты 3000 — 4000 м, в нижней части увлекает влажный снег и при выкате в долину уже имеет характер лавины из мокрого снега.
Всем туристам, альпинистам и горнолыжникам хорошо известно правило: лавины сходят там, где они сходили раньше. Поэтому перед тем как отправиться в поход по новому маршруту или в высокогорье для спуска по новым склонам, лощинам и ледникам, где не проложены горнолыжные трассы, следует изучить лавинную "предысторию" района. Такие знания совершенно необходимы инструкторскому составу турбаз. В туристских кабинетах должна быть вывешена схема лавиноопасных зон района.
Рис. 55. Виды снежных лавин: слева из сухого снега, справа из снежных досок
При рассмотрении особенностей маршрута прежде всего следует установить, не попадает ли он под пути возможного схода лавин. Наиболее опасны участки, находящиеся под кулуарами, желобами, под лавиносборниками (своеобразными воронками), под перевальными и гребневыми склонами. Большую опасность представляют собой вогнутые участки рельефа. Отрыв снега чаще всего происходит на перегибах, в местах перехода с пологого ската на крутой. Поэтому пересекать такие склоны следует несколько выше линии возможного отрыва. В лавиноопасной ситуации и в других случаях, когда нет твердой уверенности в устойчивом залегании снега, спускаться на лыжах надо по гребневым направлениям, выбирая выпуклые формы склонов для пересечения опасных зон.
Места выходов лавин легко определить по характеру высокой растительности (деревьев, кустарников) ниже зоны альпийских лугов. Лавины уничтожают хвойные деревья (ель, пихту, сосну) и пригибают массой снега к клону стволы лиственных деревьев (березу, бук и др.). Так что наличие темно-зеленых хвойных полос свидетельствует об отсутствии лавин или редком их сходе (можно приблизительно судить по возрасту деревьев). Светло-зеленые массивы угнетенных (саблевидных — выгнутых в сторону долины) лиственных пород деревьев и кустарников указывают на обычные пути схода лавин.
Следует избегать спусков со склонов, находящихся под снежными карнизами. Нависающие массы снега могут обрушиться в любой момент и вызвать мощную лавину.
Оценивая состояние снега, всегда полезно знать, как формировался снежный покров в течение сезона. Если на склоне систематически катались лыжники и особенно если при этом образовались бугры, то это солидная гарантия устойчивости снежной подложки. Определить лавиноопасность целинного снега значительно труднее. Самый надежный способ — прорыть шурф вглубь вплоть до поверхности склона. Тогда можно определить характер снежных слоев и степень перекристаллизации снега на разной глубине. Ощупать неустойчивые глубинные слои перекристаллизованного снега можно иногда, протыкая снег перевернутой лыжной палкой.
Большую опасность представляет свежевыпавший порошкообразный снег, особенно если он "плывет" вниз под лыжами, обнажая плотный слой снежной подложки. Наличие полуметрового свежевыпавшего или метелевого снега — предупреждение об опасности.
О неустойчивости влажного снега свидетельствуют снежные катышки, "улитки". Такой снег также может сползать под тяжестью лыжника. Превращение снежной поверхности в плотный наст может происходить под влиянием ветра или мороза. При этом характерна темная матовая окраска, отличающая его от окружающего снега. Это признак вероятного образования лавин из снежных досок. Трещины в снежном покрове указывают на то, что напряжения уже не могут быть сняты путем пластических деформаций снежной толщи. Трещины могут предвещать лавины из снежных досок и сухого снега. Серьезным предупреждением о неустойчивости снежного покрова служит ухающее оседание наста под тяжестью лыжника. Это значит, что в нижних слоях снежного покрова возникли воздушные полости.
Всякая резкая смена погоды: сильный снегопад, метель или дождь, оттепели или приход теплых ветров, повышение влажности воздуха — отрицательно сказывается на устойчивости снежных масс на склонах. Не случайно большая часть лавинных обвалов происходит на южных склонах в самое теплое время дня — от 12 до 16 ч. Наступление мороза после теплых дней стимулирует в снежной толще интенсивные процессы перекристаллизации. Таким образом, температура и влажность воздуха, освещенность склона, направление и сила ветров - основные метеофакторы, влияющие на развитие лавинных процессов.
На раскатанных горнолыжных трассах лавинная угроза практически отсутствует, если, конечно, склоны не находятся в зоне возможного схода лавин. Известно немало случаев, когда лавины спускались сверху прямо на горнолыжные трассы. После обильных снегопадов лыжник может более или менее спокойно себя чувствовать лишь на склонах крутизной не более 15 - 17°. Считают, что лавинная опасность начинается примерно с 23°, хотя лавины сходят и со значительно более пологих склонов.
Практические советы лыжнику о том, как избежать лавинной опасности, сводятся к следующему.
1. Никогда не спускайтесь на лыжах в одиночку за пределами открытых трасс. Следуйте указаниям о состоянии склонов, объявляемым на станциях подъемников. Трассы могут быть временно закрыты контрольно-спасательной службой для подготовки трасс, а также для искусственного спуска лавин.
2. Если вы уезжаете от группы, сообщите инструктору и товарищам, куда вы направляетесь и когда вернетесь.
3. После обильного снегопада следует переждать два-три дня, прежде чем кататься на открытых больших склонах вне гребневых маршрутов.
4. Не катайтесь вне маркированных трасс в период потепления, во время или после теплых сильных ветров.
5. Весной используйте для катания утро (до 10 — 12 ч. в зависимости от погоды и экспозиции склона). Под лучами солнца снег быстро "закисает" (особенно в горах) и становится лавиноопасным.
6. Избегайте спусков во второй половине дня (за исключением северных и западных склонов, которые защищены от утреннего и дневного солнца).
7. Запомните признаки непосредственной лавинной угрозы: снег под лыжами "плывет", ускользает вниз; снежный наст оседает со звуком "у-у-ух"; по склону скатываются снежные катышки — "улитки"; на склонах видны свежие следы снежных оползней, лавин; проваливаясь, лыжи как бы теряют опору на рассыпчатом, словно крупа, снегу.
8. Опасайтесь спусков по мокрому глубокому снегу, когда в момент остановки снег, словно цемент, намертво "схватывает" лыжи.
9. Если вы сомневаетесь в снежной ситуации, выберите более безопасное направление спуска (при этом наряду с рельефом следует знать характер поверхности склона). Не допускайте падений. Дуги поворотов выполняйте плавно, связывайте повороты без резких закантовок, гладко, без сбрасывания вниз снега и без сотрясения снежного покрова. Стремитесь держать направление поворотов вниз по склону без длинных траверсов.
10. Предпочитайте спуски вдоль гребней, на выпуклом рельефе, по склонам с чередующимися участками скал и выполаживаний.
11. Если вы еще неуверенно себя чувствуете в глубоком снегу, катайтесь только там, где проложены следы другими лыжниками.
12. Опасайтесь попасть под лавину, которую могут вызвать сверху другие лыжники.
13. Избегайте спусков по кулуарам — обычным маршрутам схода лавин.
14. Если резко снизилась видимость, уходите вниз, в гостиницу (убежище).
15. При необходимости пересечь лавиноопасный склон делайте это в его верхней части и соблюдайте следующие условия:
отстегните от ботинок ремни — улавливатели лыж; освободите кисти от темляков палок; снимите одну лямку рюкзака; привяжите к поясу лавинный шнур;
в группе сохраняйте дистанцию между лыжниками 40 — 50 м.
При попадании в лавину. Горнолыжник должен следовать правилу: лучше отказаться от спуска по сомнительным снежным полям, чем недооценить лавинную угрозу и попасть в лавину. Горы не прощают легкомыслия.
Выход на лавиноопасные склоны категорически запрещается. Но если лыжник оказался в лавинной ситуации или попал в движущуюся снежную массу, то не следует паниковать. Действия лыжника в сложной снежной обстановке сводятся к следующему.
Будьте предельно внимательны. Сорвать лавину может лыжник, свалившийся снежный карниз и т.п. Почти всегда начало лавины сопровождается шумом. Лыжник, заметивший лавину, должен крикнуть: "Лавина сверху (справа)!"
Увидев надвигающийся поток снега, оцените его направление и скорость его движения и попытайтесь уйти от лавины.
Если стоит морозная погода и над лавиной клубится снежная пыль, то это - лавина из сухого снега. Стремитесь уйти в сторону, на край потока и спрятаться под препятствие (скалу, камень, дерево, куст, бугор, выступ). Закройте рот и нос шерстяной шапочкой, платком, чтобы не задохнуться в снежной пыли. Закрепитесь, чтобы не быть сорванным лавиной. (Катаясь в такую погоду, следует надевать капюшон, тщательно застегиваться.)
Лавина из влажного снега имеет меньшую скорость. Правильно выбрав путь, лыжник может уехать от нее, если он сначала покатит вниз, чтобы разогнаться, а затем длинной отлогой дугой на большой скорости выскочит вбок на гребень или на контруклон. Однако при этом лыжник рискует упасть или въехать в лавинный поток, если он неправильно выбрал направление спуска.
Если лыжник оказался в зоне зарождения лавины или если лавина еще не набрала силу и скорость, то удержаться на склоне можно, врубив в снег снятую лыжу, палку или даже засунув глубоко в нижние слои руку. Пригнувшись, дать лавине пройти сверху по спине.
При невозможности уехать от лавины постараться сместиться к ее краю, быстро освободиться от лыж, палок, рюкзака и всеми силами удерживаться на склоне, а будучи захваченным снежным потоком, оставаться на поверхности, подбираясь к его краю с помощью активного сопротивления, плавательных движений.
Основное условие сохранения жизни в остановившейся снежной массе — обеспечить воздух для дыхания. Поэтому следует во что бы то ни стало в последний момент, когда движение снега замедляется, сгруппироваться, подтянув ноги к животу, прикрыть рот руками и постараться расширить в снегу воздушное пространство перед лицом и грудью.
Будучи засыпанным, бороться за жизнь, одолевая страх и возможность шока. Известны случаи, когда спасали людей из лавины после их пребывания под снегом в течение нескольких часов (и даже дней).
Лыжники, не попавшие в лавину, обязаны без промедления организовать поиск засыпанных лавиной и сразу же оповестить о случившемся контрольно-спасательную службу. От того, как быстро и оперативно развертываются спасательные работы, зависит жизнь пострадавших. В таких случаях счет времени идет на минуты и даже на секунды.
Меры предосторожности при спусках на ледниках. При спусках по ледникам лыжник больше всего рискует встретить опасности.
Никогда не следует спускаться в одиночку. Если что-5 случится на спуске, например, вы попадете в расселину или получите травму, извлечь вас будет некому.
Не спускайтесь по незнакомым и неизученным маршрутам на ледниках: неизвестно, куда они выводят.
Перед спуском надо хорошо просмотреть маршрут снизу, а во время подъема по канатной дороге убедиться в его безопасности и выбрать запасные варианты спусков в сложных местах.
Будьте осторожны при преодолении рантклюфтов (береговых трещин в месте сближения ледника со скалами) — снежный мост может оказаться недостаточно прочным.
Избегайте спусков по наметенному ветром снегу: он может скрывать глубокую трещину.
Никогда не спускайтесь в тумане или в вечерней мгле.
Будьте особенно осторожны на перегибах ледника: здесь наиболее вероятны поперечные трещины. Пересекать выпуклые участки ледников опасно.
Ради предосторожности не следуйте вплотную за впереди едущим лыжником. Дистанция должна быть достаточная, чтобы успеть остановиться в любой момент.
Снежные мосты через трещины проезжайте в прямом направлении быстро.
Если ваш спутник провалился в трещину, не приближайтесь тут же к краю, чтобы увидеть его, — снег может нависать карнизом над обрывом. Постарайтесь правильно оценить обстановку: можете ли вы сами извлечь товарища из трещины (без веревки, с веревкой), можете ли ему бросить теплые вещи. Отметьте, четко обозначьте место на леднике и срочно отправляйтесь сообщить о происшествии в пункт КСС. Помощь должна прийти как можно скорее, поскольку лыжник может пострадать от переохлаждения.
Если вы заблудились на леднике и не можете найти спуск в долину, поднимитесь вверх по своим следам и перейдите на другой маршрут.