Понятие «туризм», виды туризма. Внутренний туризм Украины, его особенности и виды

Университет прикладных наук имени Яноша Кодолани ПВНЗ «Международный економико - гуманитарный университет имени академика Степана Демьянчука»

Дипломная работа

на тему:

«Популяризация внутреннего туризма на примере концепции собственной туристической телепередачи «Украина туристическая» »

Студентки факультета европейского

Образования

Специальности «Туризм и

Отельно - ресторанные услуги»

Подильнык Лилии

Секешвехервар

План

  1. Введение…………………………………………………………………3ст.

1.1.Постановка проблемы………………………………………………5ст.

2. Туризм и телевидение как взаимосвязанные явления…………….7ст.

2.1. Понятие «туризм». Внутренний туризм………………………..…7ст.

2.2.Связь телевидения и отрасли туризм……………………………..13ст.

2.3.Особенности телепередач о путешествиях и туризме…………...17ст.

3. Методы исследования………………………………………………….23ст.

3.1 Анализ и оценка источников информации………………………...23ст.

3.2. Представление и применение источников исследования………..24ст.

4. Телепередачи о путешествиях ……………………………………………25ст.

4.1.Анализ телепередачи о туризме, их польза и вклад в отрасль на примере советских и современных украинских телепередач………………..25ст.

4.2. Популярность телепередач туристической тематики и ее роль….35ст.

4.3.Аудитория телепередач туристической тематики……………...…40ст.

4.4.Тематика туристических передач………………………………….46ст.

4.5.СВОТ-анализ………………………………………………………..52ст.

5. Телепередача «Украина туристическая» как модель телепередачи туристической тематики………………………………………………………55ст.

Выводы………………………………………………………………………...61ст. Аннотация……………………………………………………………………..63ст.

Литература ……………………………………………………………………64ст.

Приложение

Введение

В современном мире развитых информационных технологий, за частую новые познание человек получает с помощью средств массовой информации. Наибольшей популярностью среди них обычно пользуется телевидение. Телевидение, в большей степени, касается многих сфер социальной жизни. Более того, телевидение не только фиксирует моменты реальности, а затем отображает их, оно формирует эту реальность. Потому что, в большей степени, человек воспринимает мир и явления в нем с которими он мало знаком такими какими он увидел их по телевизору. Сейчас тяжело представить отрасль которая не имела бы никакой связи с ТВ. Не является исключением и туристическая отрасль. Стоит вспомнит только то множество рекламных роликов туристических фирм или курортов как все становится понятно. Именно сейчас вспоминается древняя пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» она же, как ни что лучше отражает действительную связь телевидения и туризма. Потому что туристический продукт по сравнению с другими продуктами и услугами рынка по своей специфике нуждается в применение визуальных средств, которые смогут наиболее полно показать объект туристической заинтересованности.

За последние годы туризм превратился в достаточно не безопасный способ времяпровождения . Во всем мире постояно происходят различные акции протеста, междоусобные войны с применением оружия, террористические акты, природные катаклизмы и невероятные явления не присущи тем или иным зонам. По этим и другим причинам множество людей ограничивают себя в поездках за границу. К тому же повышение цен и достаточно невысокий уровень зарплат также влияет на выбор мест, где каждый мог бы провести свой отпуск.

Вот поетому телепередачи об отдихе и о путешествиях с каждим годом становятся все более популярны. Ведь, с одной стороны, не выходя из дому, у каждого эсть возможность побывать не только в разных местах Украины, но и в разнообразных странах мира. К тому же такие передачи не только развлекательные но и интелектуально развивают человека. Можно получить массу впечетлений, а также узнать много чего нового, и для этого не нужно откривать учебники или искать нужную информацию в Интернете. А с другой стороны, многие зрители могут легко спланировать отдых в любое понравившееся место, сюжет о котором они увидели по телевизору. Ведь такие передачи могут вдохновить на путишествие, развеять мифы и заблуждения. Также ис таких передач можно почерпнуть много полезных советов о том куда лучше поэхать и в какой период года, на какие достопримечательности нужно обратить внимание, где лучше остановитса, какие расходы понесет та или инная поэздка и т.д.

На современному украинском телевидении есть телеканалы которые предоставляют своими зрителям возможность постоянно просматривать телепередачи об отдыхе и путишествиях. Но таких передач, существуэт еще небольшое количество по сравнению с другими странами Европы или бившых стран СНГ. К тому же телепередач о путишествиях только по Украине, где каждый интересный уголок страны «обследован» с разнообразных полезных для туриста сторон практически нет. Поетому украинские телезрители нуждаются в новом телепроекте. К тому же для туристической отрасли Украины, а именно внутреннего туризма вобщем это может быть не плохой инструмент популяризации.

Постановка проблемы

В зависимости от выбранного маршрута путешествия туризм бывает международным и внутренним. Внутренний туризм предполагает путешествие по территории страны проживания, не выезжая за ее пределы. Во многих зарубежных странах внутренний туризм с каждым годом становится более популярным, поскольку люди в первую очередь стремятся изучить свою страну и ее достопримечательности. В Украине ситуация совершенно иная. Большинство граждан имеют большое желание отдыхать только за пределами страны. Также украинские туристы все больше восхищаются, к примеру, странами Европы, Америки, Азии в то время, как о местных достопримечательностях знают достаточно мало. Все это говорит о том, что внутренний туризм на Украине нуждается в постоянной популяризации. И хорошим способом пропагандирования может стать трансляция цикла телепередач об украинских пуристически привлекательных уголках на телевидении.

К сожалению, за все время существования в Украине независимого телевидения конкретных исследований об изучении телепередач посвященных туризму и путешествиям еще практически не проводилось. Но такие телепередачи несут в себе полезную и одновременно интересную информацию.

Цель исследования заключается в том, что сквозь призму изучения телепередач о путешествиях, создать собственную телепередачу, которая смогла бы заинтересовать украинскую аудиторию. Она должна быть конкурентоспособной, а также эта передача должна максимально информировать телезрителя, о самых интересных, уникальных и неповторимых местах нашей страны, для того что бы вызвать интерес в украинских телезрителей и способствовать таким образом развитию внутреннего туризма на Украине. Поэтому для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задания, а именно:

- Изучить в общих чертах главные преимущества телевидения как средства массовой информации, а также изучить роль телевидения в современной жизни человека;

- Исследовать особенности туристической отрасли, и в частности внутреннего туризма;

- Изучить первые, а также современные телепередачи о туризме и путешествиях, которые транслируются на украинском телевидении;

- Проанализировать передачи о туризме и путешествиях. Изучить аудиторию, особенности жанра к которому они относятся, идеи программ, их тематическое наполнение, последствия программ, роль ведущего в программах, сделать сравнительные анализ украинских передач с зарубежными телепередачами такой типологии и т.д.

- Изучить степень влияния на аудиторию таких телепередач, а также степень заинтересованности телезрителя передачами о туризме;

- Смоделировать новую телепередачу о путешествиях по Украине, которая в большей мере сможет заинтересовать аудиторию, а также проинформировать аудиторию о интересных, малоизвестных исторически и культурно важных местах нашего государства. Убедить ее в том, что в Украине также есть на что посмотреть и где хорошо отдохнуть.

Объектом исследования в этой работеесть общее воздействиетелевидения на туристическую отрасль.

Предмет исследованиятелепередачи связаны с туризмом и путешествиями.

В этом исследовании я не буду рассматривать ТВ как одно из средств распространения рекламы туристического продукта. А рассмотрю телевидение как средство популяризации туристической отрасли в общем, сквозь призму современных телепередач о путешествиях, транслирующихся на украинском телевидении. Потому что такие телепередачи не только призваны развлекать телезрителя, но и могут быть действенными средствами пропаганды путешествий, отдыха, и туристических услуг на Украине.

Гипотеза моей дипломной работы заключается в том, что для популяризации внутреннего туризма на Украине нужно создать телепрограмму туристического направления.

А с ее помощью можно привлечь внимание граждан Украины к достопримечательностям нашей станы.

Теоретическая база

Понятие «туризм», виды туризма. Внутренний туризм Украины, его особенности и виды

В современных условиях перехода Украины к рыночной экономике в каждой отрасли происходит поиск новых путей и методов производства, осуществляется анализ современного состояния, определяются перспективы на будущее.

Эти процессы характерны также для туристической отрасли, которая направлена ​​на получение прибыли через удовлетворение туристических потребностей населения, оказание ему разнообразных туристических услуг в виде жилья, питания, транспортного и экскурсионного обслуживания и иного сервиса.
Туризм - это единственная производственная отрасль, о которой почти все вспоминают с удовольствием. Ведь слово «туризм» ассоциируется у людей с приятным местом, где удалось побывать в прошлом и которое хочется посетить в будущем.

Развитие туризма в Украине особенно актуально, поскольку именно благодаря нему мы можем улучшить социально-экономическую ситуацию. Сфера туризма поддерживает почти 50 смежных отраслей, и создает дополнительные рабочие места. Один турист дает работу 10 лицам, а создание одного рабочего места в туризме в 20 раз дешевле, чем в промышленности. Туризм в Украине может и должен стать сферой реализации рыночных механизмов, источником пополнения государственного и местных бюджетов. Италия, Испания, Франция, Греция, Кипр, Польша, благодаря развитию туризма сумели за достаточно короткое время преодолеть экономический кризис.

Туризм дает людям возможность не только ознакомиться с жизнью друг друга, но и сравнить разные экономические системы. Наряду с ростом туристских потоков в развитых районов туризма, повышается интерес к новым и еще недостаточно освоенным территориям, несмотря на высокие транспортные расходы и несколько ограниченные возможности туристического сервиса. Туризм также является одним из важных социально-экономических явлений современности, которое подчинено объективным законам развития общества. Как вид человеческой деятельности и отрасль экономики, туризм активно развивается, и в будущем его значение будет расти. В некоторых странах туризм стал весомой статьей доходов государства и относится к наиболее перспективным отраслей национальной экономики. В Украине он признан одной из отраслей, требующих приоритетного развития (М. Мальська, В.Худо,2007).

Итак, все-таки, что же такое "туризм"? В Законе Украины «О туризме» указано, что туризм - это временный выезд (путешествие) лиц с постоянного места жительства с познавательной, оздоровительной, профессионально-деловой, спортивной, религиозной и другой целью на срок от 24 часов до одного года подряд, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Понятие «Туризм» также можно определить, по мнению М. Мальськой, как вид рекреации, связанный с выездом за пределы постоянного места жительства, активный отдых, во время которого восстановление работоспособности сочетается с оздоровительно -познавательными, спортивными и культурно - развлекательными целями ( М. Мальска, В.Худо, 2007). Человек, который занимается туризмом, может преследовать одну из целей или их совокупность:

1) досуг, рекреация и отдых;

2) посещение знакомых и родственников;

3) деловые и профессиональные цели;

4) лечение;

5) религия и паломничество;

В мире туризм осуществляется в различных формах, что создает необходимость его классифицировать. Критериями классификации туризма может быть, к примеру, цель путешествия, способ передвижения, места размещения. В зависимости от выбранного туристом туристического маршрута туризм бывает международный и внутренний (http://zeleniyturizm.com.ua). В октябре в 1980 года на Филиппинах была проведена международная туристическая конференция, которая рассматривала вопрос и определении внутреннего туризма. Это понятие впервые было официально предложено членами Всемирной туристической организации из Индии. Однако до сих пор у разных странах внутренний туризм имеет свое особое обозначение (http://nonius.ru/vnutrennij-turizm).

Внутренний туризм отличается от международного, тем, что он не связан с переходом через государственную границу и, следовательно, необходимость в соблюдении туристических формальностей отпадает. Он представляет собой миграционные потоки лиц в пределах страны постоянного места жительства с туристической целью, национальная денежная единица, применяемая повседневно продолжает быть средством обращения, и родной туристу язык остается средством общения. Такое путешествие относительно легко организовать. По определенным анализам, на одну долю внутреннего туризма достается около 90 процентов всех туристических путешествий, а общий расход на внутренний туризм где-то в десять раз больше чем затраты на международные путешествия (http://www.ygolok.net).

Внутренний туризм обслуживает преимущественно граждан своей страны, иностранный - туристов из-за границы. Для каждой страны осуществления туристических путешествий ее граждан за границу является пассивным туризмом, а приезд иностранцев - активным. Но к сожалению, международный туризм находится под влиянием политических обстоятельств. Например, обострение отношений между государствами может привести к сокращению или даже свертыванию туристических связей. При таких условиях, когда замедляется или сокращается объем международного туризма, внутренний туризм является «амортизатором» для туристического хозяйства в целом. Хотя внутренний туризм и не обеспечивает притока иностранной валюты, но он оживляет экономическую конъюнктуру, способствуя развитию туристского хозяйства (М. Мальська, В.Худо,2007). В зависимости от потребностей отдыхающих, внутренний туризм классифицируется на несколько видов:

- Лечебный внутренний туризм. Лечебно оздоровительный туризм относится к наиболее древним видам туристской индустрии. Важнейшие принципы организации современного санаторно-курортного лечения, а именно: доступность лечения, направленность, единая система наблюдения за состоянием здоровья и эффективностью проводимого лечения до, во время и после пребывания на курорте делает этот вид туризма очень популярным в наше время(Бабкин А.В., 2008.)

Центрами лечебно-оздоровительного туризма в Украине является Южный берег Крыма и предгорья Карпат с их многочисленными здравницами. Путешествия за здоровьем в пределах своей страны являются одним из самых популярных видов отдыха ввиду их доступности и эффективности. Сегодня все большее количество людей осознает важность хорошего здоровья, и потому стараются сочетать отдых с его восстановлением и лечением хронических заболеваний. Курортный туризм базируется на лечении климатом, минеральными водами, грязями и другими природными факторами.

Кроме того, современные санатории, как правило, оснащены соляриями, плавательными бассейнами, в их структуру входят пляжи и парки с маршрутами для дозированной ходьбы. В Крыму главным фактором оздоровления является климатотерапия, а также морские купания. Карпаты славятся своими минеральными водами, поэтому местные санатории привлекательны для людей с заболеваниями пищеварительной системы.

- Рекреационный внутренний туризм. Вне всякого сомнения, рекреационный внутренний туризм является в Украине наиболее популярным. На территории страны сосредоточено множество достопримечательностей, историко-культурных памятников и экологически чистых районов. Благодаря этому туризм в развлекательных и познавательных целях год от года становится все более востребованным и разнообразным.

Рекреационный туризм делится на зрелищно-развлекательный, познавательный, обучающий, этнический, туристско-оздоровительный и активный. Зрелищно-развлекательный туризм предполагает поездки на карнавалы, праздники, ярмарки, премьеры, футбольные матчи и прочие мероприятия. Активный туризм включает в себя выезды на рыбалку, охоту или, например, турниры по пейнтболу. Достаточно популярный туристско-оздоровительный туризм подразумевает выезды к морю или несложные пешие походы.

- Спортивный внутренний туризм.Спортивный туризм имеет за цель спортивное усовершенствование в преодолении естественных препятствий. Это означает усовершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, физической подготовленности, необходимых для безопасного передвижения человека по местности. Для реализации спортивной цели осуществляют путешествия, насыщенные естественными препятствиями, что дает возможность классифицировать их как спортивные походы (Грабовський Ю.А., Скалій О.В., Скалій Т.В., 2009). Центрами спортивного туризма Украины являются Крымские и Карпатские горы. Основными его видами являются лыжный (горнолыжный), горный и водный туризм. В последнее время горнолыжный туризм получил большое развития в Карпатах, где организовано несколько специализированных курортов. Водный туризм в Украине не очень развит в силу отсутствия в большом количестве рек, пригодных для сплава.

Однако энтузиасты этого вида отдыха практикуют регулярные сплавы по Днестру, рекам Прикарпатья и Северскому Донцу. Наибольшую популярность имеет спортивный горный туризм, который отличается от обычных походов заранее запланированным преодолением сложных естественных препятствий – рек, каньонов, перевалов и т.д. В зависимости от труднопроходимости маршрута, походы классифицируются по степени сложности и за них присваиваются спортивные ранги.

- Деловой внутренний туризм. Деловой туризм предусматривает осуществления туров, в процессе которых решаются коммерческие дела, путешествия на конференции, симпозиумы, выставки и тому подобное. (Грабовський Ю.А., Скалій О.В., Скалій Т.В., 2009). С развитием бизнеса достаточно популярным видом внутреннего туризма стали профессионально-деловые поездки. В эту категорию можно включить и т.н. конгресный туризм – поездки на обучающие семинары, тренинги и курсы повышения квалификации.

Уже сейчас некоторые украинские туроператоры не только обеспечивают проживание и питание деловых туристов, но и оказывают услуги по сбору материалов об экономических и финансовых аспектах рынка, возможных торговых партнерах, организуют деловые встречи. Без сомнения, с дальнейшим развитием бизнеса, деловой внутренний туризм и его инфраструктура будут динамично развиваться.

Наши рекомендации