Раздел 3.Организация экскурсионного обслуживания
3.1. Экскурсионные услуги туристической организации.
Приоритетным направлением в СОДО «Визит-Тур» является выездной туризм, поэтому экскурсии чаще организовываются в Европу (Польшу: Варшава, Краков; Чехию: Прага и др.), Россию (Санкт-Петербург), Украину (Львов).
Термин «дифференциация» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференциация экскурсионного обслуживания решает следующие задачи: способствует максимальному удовлетворению разносторонних запросов экскурсантов; содействует изысканию резервов по расширению тематики экскурсионного обслуживания; повышает качественный уровень и эффективность всей экскурсионной деятельности.
Дифференциация экскурсионного обслуживания осуществляется с учетом следующих признаков: возраст (дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры); род занятий (педагоги, медицинские работники, рабочие, учащиеся и др.); вид досуговой деятельности (театр, кино, музыки, фото и т.д.); форма обучения (семинары, курсы, конференции и т.д.); место проживания (горожане, сельчане, местное население, туристы).
Дифференциация экскурсионного обслуживания с учетом указанных признаков дает возможность варьировать тематикой экскурсий, реализуя вербальный (словесный) и невербальный (зрительный ряд, наглядные пособия) материал различной степени сложности, выполняя одно из основных требований экскурсионной деятельности - учет запросов и интересов различных категорий участников экскурсии. [6]
Экскурсионный маршрут представляет собой путь следования экскурсионной группы. Необходимо стремиться сделать его компактным, чтобы не допускать слишком длинных проездов или проходов между объектами показа. Их время не должно превышать 10 - 15 мин.
При разработке маршрута следует избегать повторных проездов по одной и той же улице или мимо одного и того же экскурсионного объекта. Разработка маршрута заканчивается составлением схеме маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на неё объектами показа (в условных знаках) и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии. На схеме ещё может быть указана скорость движения автобуса: «медленная» (около 30 км/ч), «средняя» (40 — 45 км/ч), «быстрая (около 60 км/ч). Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами. [5]
3.2. Организационно-правовое, документальное обеспечение экскурсионного обслуживания.
ГОСТ 28681.2-95 настоящий стандарт устанавливает обязательные и рекомендуемые требования к качеству туристских услуг, оказываемых туристскими предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. [8]
Говоря о порядке и условиях прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей профессиональную квалификацию экскурсоводов в Республике Беларусь то их определяет постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2007 г. № 895 «Об утверждении положений о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, и о порядке ведения Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь». (см. приложение 10).
Должностные обязанности экскурсовода:
- собирает и изучает исторические материалы и документы.
- изучает материалы архивов, статистические данные, иные документы и материалы, содержащие сведения об объектах экскурсий.
- разрабатывает технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений, ответов на вопросы.
- получает информацию о месте и времени прибытия туристов.
- организует встречу туристов в условленном месте, идентифицирует (устанавливает количество группы, удостоверяет принадлежность туристов к группе), проводит протокольные мероприятия.
- выбирает оптимальное месторасположение туристической группы для проведения экскурсии.
- проводит инструктаж по соблюдению мер предосторожности при осмотре достопримечательностей, экспозиций, др.
- отвечает на общие и профессиональные вопросы туристов по теме экскурсии.
- заполняет экскурсионные путевки и иную экскурсионную документацию.
- при заболеваниях туристов, травмах, наступлении иных медицинских случаев оказывает первую медицинскую помощь.
- организует вызов соответствующих служб “скорой помощи”, спасателей.
- организует отъезд туристической группы с места экскурсии (проверяет наличие необходимых документов; состав группы).
Руководитель туристской группы обязан:
- знать программу и условия обслуживания туристской группы в каждом пункте маршрута, содержание и правила оформления документов, связанных с обслуживанием туристов;
- оформлять прибытие и отправление туристской группы по маршруту следования;
- сообщать в туристскую фирму о задержке отправления транспорта (автобуса), об отказе группы от дальнейшего путешествия и других изменениях в маршруте;
- заблаговременно знакомить туристов группы с программой обслуживания;
- обеспечить выполнение программы и условий обслуживания туристской группы на маршруте;
- проводить путевую информацию в пути следования туристской группы;
- принимать возможные меры по соблюдению туристами правил и установленного распорядка пребывания на маршруте и проводить разъяснительную работу по обеспечению безопасности;
- принимать меры по оказанию медицинской помощи туристам в пути следования, а при необходимости содействовать их госпитализации и сообщить об этом в туристскую фирму (организацию);
- постоянно находиться с группой во время путешествия, оказывать содействие в проведении организационных и других мероприятий по приему и обслуживанию туристов;
- сдать в течение трех дней после окончания путешествия письменный отчет о расходах и обслуживании туристской группы на маршруте, выполнении предусмотренной программы и качестве обслуживания, а также о допущенных туристами нарушениях распорядка, правил поведения на маршруте.
Перед отправлением на маршрут руководитель туристской группы получает в туристской организации план-задание к наряду с указанием всех реквизитов группы: № группы, маршрута, тура, путевок; количество человек в группе; сроки обслуживания; наименование, телефон и адрес организации, купившей путевку (или данные туристов-индивидуалов); место встречи с группой; дата и время отправления; марка и № автобуса; содержание и график обслуживания; адрес принимающего бюро; Ф.И.О. и телефон ответственного лица туристской фирмы.
План-задание к наряду оформляется менеджером или методистом туристской фирмы и, заверенное его подписью, выдается руководителю тургруппы (гиду).
- Памятку руководителя тургруппы.
- Копию расчета стоимости путевки.
- Бланк списка туристов.
- Доверенность на обслуживание туристов, выписанную на его имя в принимающую турфирму (бюро).
- Бланк отчета.
- Бланк отзыва туристов о маршруте.
- Путевую информацию.
По окончании тура руководитель тургруппы ставит свою подпись, дату и время на путевом листе водителя автобуса, что служит отчетом для водителя о совершенной поездке.
3.3. Сбор и изучение материалов об объектах экскурсионного показа (исторических, краеведческих, архитектурных, культурных, дополнительных).
Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии и заключительная ступень.
Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью.
В ходе разработки новой экскурсии используются различные источники: книги, брошюры, статьи, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Параллельно с этим составляется список используемых материалов. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста.
Для правильной подготовки экскурсии необходимо составить технологическую карту экскурсии.
Технологическая карта экскурсии представляет собой итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом – сдачей приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указываются тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель – указать экскурсоводу верный путь к достижению позитивного результата при проведении экскурсии.
Кроме того, технологическая карта экскурсии представляет собой основной документ, который требуется при сертификации туристско-экскурсионной организации, претендующей на ведение экскурсионной деятельности. [6]
3.4. Разработка индивидуальных и изучение контрольных текстов экскурсий.
Текст экскурсии - это материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию.
Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.
У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Ознакомление с контрольным текстом, поможет экскурсоводу отобрать материал для рассказа, определить оптимальное количество примеров, используемых при освещении подтем, сделать правильные выводы по подтемам экскурсии в целом.
Индивидуальный текст отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам.
Индивидуальный текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.
Успех рассказа зависит от того, насколько индивидуальный текст приближен к общепринятой речи, как в нем учтены речевые особенности того конкретного экскурсовода, которому этот текст принадлежит. [7]
Заключение
За годы работы СОДО «Визит-Тур» зарекомендовало себя как ответственное, перспективное предприятие, которое ориентировано на потребности клиента. Среди преимуществ туристического предприятия «Визит-Тур» можно отметить разнопрофильный характер фирмы, грамотных специалистов, дружный коллектив и удобное расположение - в центре Минска.
На предприятии ведутся рекламные акции по продвижению своей продукции на белорусском рынке, что способствует возрастанию спроса и повышению популярности компании.
За время прохождения практики были изучены основные виды туристической деятельности, нормативно-правовая база туристического предприятия, его хозяйственная деятельность, в частности были получены навыки в заполнении разного рода документации предприятия. Кроме того, была предоставлена возможность принимать активное участие в подготовке раздаточного материала к туристической выставке, а также дальнейшего его распространения.
Также в период прохождения практики была освоена работа с принтером, факсом и ксероксом, что способствовало улучшению качества работы и ускорению ее выполнения. На протяжении всего периода прохождения практики оказывалась поддержка в выполнении заданных поручений, чувствовалась атмосфера дружелюбия и взаимопомощи. Сотрудники туристического агентства подробно инструктировали практикантов перед непосредственным исполнением ими нового задания, что способствовало улучшению и ускорению работы.
Таким образом, во время технологической практики были приобретены полезные навыки и умения, которые, несомненно, помогут в дальнейшем процессе получения необходимых в сфере туризма профессиональных качеств.
Литература
1. Закон Республики Беларусь «О туризме» № 326 от 25.09.1999 г.
2. Государственный стандарт «Туристские услуги. Общие требования» от 01.07.2001 г.
3. ГОСТ 28681.2-95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования.
4. Дурович А. Организация туризма. – Новое знание, 2008.
5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М: Советский спорт, 2007.
6. Савина Н.В. Экскурсоведение. – Минск: БГЭУ, 2009.
7. Савина Н.В. Экскурсоведение: учебно-практическое пособие. – Минск: Политиздат, 2001.
8. Моделирование бизнес-процессов предприятия, компания 1-й Архитектор бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: iteam.ru. – Дата доступа: 15.03.2013.
9. Официальный сайт СОДО «Визит-Тур» [Электронный ресурс]./ О компании. Режим доступа: visit-tour.by. Дата доступа: 10.03.2013.