Характеристика и тенденции развития познавательного туризма
Туризм способствует развитию здоровой, гармонично развитой личности (в этой связи: раскрывает и удовлетворяет массу потребностей человека; развивает интерес к культурному и духовному наследию человечества и т.д.).
В социально-экономической субстистеме “туризм” особое внимание должно быть уделено потребителю туруслуг – человеку со всем многообразием его туристских потребностей и потребностей вообще и мотивов поведения.[6, С.252]
В 1899 г. в журнале “Русский турист”, который издавал санкт-петербургский “Туринг-клуб”, довольно много уделяли внимания определению туризма и туриста как новым явлениям российского общества и приводили различные высказывания российских и зарубежных специалистов. Во Франции был даже объявлен конкурс на лучшее определение туризма. Так, некто А. Бруновский выделял среди туристов три категории: пассивных, активных и идеалистов, т.е. лиц сочувствующих двум первым. Под активными - он подразумевал туристов, совершающих путешествие с какой либо конкретной целью: лечебной, научной, образовательной. Под пассивными туристами он понимал определённую категорию рабочих и служащих, занятых на своей работе и наблюдающих за первыми “как птицы бьющиеся в клетке во время отлёта, и не имея возможности самим пуститься в путь, жертвуя время и деньги туризму”.
Наконец под туристами-идеолистами Бруновский определял индивидуумов, которые “скорбят, что наш молодой интеллигент, собираясь занять должность земского или уездного начальника, податного или фабричного инспектора, судьи или прокурора, не знает совершенно той народной массы, на которую или он будет работать, или она на него, которая на него возлагает надежды, а он иногда Швейцарию знает лучше своего уезда. И вот идеалист, понимая, что эту ненормальность можно устранить только путём развития туризма, кладёт часть своего труда и досуга, в надежде тем посильно послужить благу своей Родине”. [5, С.61]
В настоящее время Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" даёт следующее определение туризму:
Туризм- временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну (или другую местность в пределах своей страны) в свободное время с целью получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, физкультурно-спортивных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия в месте временного пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника.
Отметим, что:
а) значительная часть ограничений в понятиях будет носить чисто экономический характер, обусловленный местом туризма в современном развитом обществе и особенно правовым режимом;
б) сами определения будут служить целям и принципам международной туристской статистике, которые в свою очередь действуют по категориям, определяемых в целях именно экономики, планирования, учёта и др.;
в) будут учитываться требования единообразного международного понимания существа определений категорий, подлежащих статистической оценке и сравнению.
В различных государствах в национальных законах и нормативных актах, регулирующих туризм и смежные с ним сферы деятельности, к определению туризма и туриста подходят не достаточно единообразно. При этом на установление категорий и толковании понятий довлеющие влияние оказывает, прежде всего, политика и уже после экономика.
Это понятийное определение туризма, к которому теоретики и практики шли долгим и тернистым путём, содержит пять чётко выраженных важных признаков, ограничивающий туризм от путешествий и иных действий и процессов:
а) временное перемещение и посещение дестинаций и непременное возвращение обратно,
б) дестинация – это другая местность, отличная от места постоянного проживания индивидуума или другая страна,
в) цели туризма, отличаются сугубо гуманистическим содержанием и направленностью,
г) совершение туристских посещений в свободное время (от работы),
д) запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой на местном финансовом источнике, т.е. турист не должен отнимать рабочее место у местного населения дестинации.
При желании, продолжая теоретизировать в изучении определения туризма, можно выделить и другие признаки явления, имеющие не столь ключевые позиции и общность. [5, С.51]
Туризм – глубокое социальное явление в жизни мирового сообщества, основанное на гуманитарных целях и принципах.
В туризме, при рассмотрении его как общественного явления в целом, следует различать:
а) мотивы и цели потребителя, т.е. туриста,
б) мотивы и цели организаторов туризма место отправки и дестинации.
В число организаторов туризма входит и государство, также могут входить негосударственные структуры, например, религиозные, спортивные и иные. Следует иметь в виду, что участником туризма в случае приёма является прямо или опосредованно также и местное население дестинации. Каждый из участников имеет свои интересы и стремится либо получить выгоды или иные положительные виды эффектов, либо наоборот оградить свою культуру, обычаи, религию, ресурсы и иное достояние от чужеземцев. Именно поэтому в методах туризма определено непременное воспитание и обучение как собственно туристов, так и подготовка местного населения к приёму таковых. Если все заинтересованные и участвующие, цели и методы их достижения находятся в гармонии, то туризм состоится, и все получат удовлетворение, а государство – доход в виде налогов и иные дивиденды, а если имеют место противоречия – то нет, и примеров этому не счесть.
Цели путешествия являются одним из главных и определяющих признаков туризма. В классической теории туризма признаётся всего пять основных целей, по которым туризм отграничивается от путешествия вообще:
· оздоровительные (восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение),
· познавательные (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, истории и настоящем человечества, культуре других народов и стран, функцию расширения кругозора выполняет экскурсия как форма познания и вид досуга. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. По сравнению с путешествиями на других видах транспортных средств поездки на автомашинах и автобусах представляют туристам гораздо большую познавательную возможность.)
· физкультурно-спортивные (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей),
· профессионально-деловые (бизнес-поездки, участие в конгрессах, конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение, кроме многосеместровой продолжительной учёбы),
· религиозные (паломнические и культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов),
· и иные, являющиеся разновидностью выше перечисленных, например, посещение родственников и мест исторического проживания.
Цели туризма являются важнейшими категориями, которые позволяют чётко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные иммиграционные, таможенные, налоговые и иные льготные режимы и преференции, устанавливаемые государствами исключительно для туризма.
В данном случае мы отвлекаемся от суперглобальных целей путешествия, как то получение удовольствия и положительных эмоций и конкретизируем способы достижения такового. Рассматривая туристское путешествие и его мотивацию, можно выделить множество целей, присутствующих одновременно и имеющих различные приоритеты у собственно путешествующих. В каждом туре или путешествии есть главная цель, ради которой оно и предпринимается. Утрата этой цели или её недостижение – лишает это путешествие оснований быть причисленному к данному виду туризма (в смысле получения льгот или преференций) или турист не получает удовлетворения. Таким образом, в любом путешествии или туристской поездке есть главная, самая главная, цель, по которой и определяют принадлежность этого путешествия к тому или иному виду или разновидности туризма, относят в ту или иную категорию статистики самого туриста или его тур, предоставляют льготы и преференции. [5, С.68]
Первым шагом в туристском маркетинге является разделение рынка туристов на сегменты на основе некоторых значимых критериев. Затем необходимо сконцентрировать усилия на создание продукта, установлении цены и стимулировании спроса на обслуживание тех сегментов рынка, которые характеризуются наибольшим спросом на наши товары и услуги, т.е. на целевых рынках.
Сегментация рынка– это разделение рынка на части (сегменты), которые характеризуются общностью требований потребителей. Любой из этих сегментов может быть выбран в качестве целевого рынка с последующей разработкой отдельного товара и комплекса маркетинга на данный момент.
Сегмент – та часть рынка, на которой потребители предъявляют одинаковые требования к товару.
Некоторые части рынка могут быть недоступны или нежелательны для потребителей. Именно поэтому имеющиеся ресурсы компании должны быть сосредоточенны там, где они могут дать наибольший эффект для достижения её целей.
Целевые рынки определяются:
1) по географическим; 2) социодемографическим (возраст, доход, образование, расовая принадлежность, национальность, размер и жизненный цикл семьи, пол, религия, род занятий); 3) психографическим (духовные ценности, мотивы поведения, интересы, отношения, желания) и другим критериям.
1. Сегментация по географическим критериямпредполагает разделение спроса на различные географические единицы в зависимости:
· от страны постоянного проживания: на внутренний, въездной и выездной туризм;
· географические цели поездки: по частям света, странам регионам, кантонам, городам.
Турцентры могут иметь свои сегменты, определённые по нескольким критериям. Самым распространённым является географический критерий. Сегменты на основе данного критерия – туристы, преодолевающие длительные расстояния с целью отдыха на курорте; региональные посетители (туристы, которые проживают в пределах региона, где располагается данный турцентр, и могут туда прибыть в течение 4 ч) и туристы, являющиеся местными жителями. Близость туристского направления является важным фактором: как правило, чем ближе турцентр к своему целевому рынку, тем больше вероятность привлечения большого количества посетителей. Для развития определенного турцентра турорганизацииобычно обращаются с рекламным обращением к крупнымнаселённымцентрам, находящимся поблизости от него.
2. Использование социодемографических критериев позволяет получить различные сегменты, каждый из которых требует к себе специального подхода.
Социодемографические критерии – это возраст, пол, профессия туриста – главы семьи, величина населённого пункта, где постоянно проживают туристы, количество членов семьи, сопровождающих туриста, тип семьи, национальность, религиозные убеждения, доход семьи в целом и на одного её члена, наличие или отсутствие в семье личных транспортных средств. Растущее значение приобретает женский туризм, профессиональный, специализированный туризм (для банковских служащих, работников сельского хозяйства, различных отраслей промышленности), а также молодёжный туризм и туризм “юниоров”.
В зависимости от типа семьи спрос разделяется на семейный туризм (семей с детьми и без детей), туризм одиночек, туризм семей из пяти и более человек.
По уровню доходов туры бывают коммерческие, экономические, эксклюзивные, люкс-туры, социальные, среднего уровня, дешёвые.
По возрастному признаку туры подразделяются на подростковые, молодёжно-студенчесие, для людей среднего возраста, для людей “третьего” возраста.
В зависимости от этапа жизненного цикла семьи: молодые одиночки, семьи без детей, семьи с детьми, одинокие люди.
3. Сегментация туристского рынка по психографическим критериям означает, что при анализе потребителей исследуются их мотивы поведения, психологические особенности или образ жизни. Психографические, или психолого-поведенческие, критерии туристского поведения: мотив поездки; психологический портрет туриста; сезонность, организация и форма поездки (групповая и индивидуальная); используемые транспортные средства; средства размещения; удалённость турцели; длительность поездки (имеет большое значение для производителей туристских услуг, так как замечено, что туристы, предпринимающие короткие туры, готовы к большим расходам и склонны к более интенсивный экскурсионной программе). К этим критериям относятся источники финансирования поездки (социальный туризм – отдых малообеспеченных слоёв населения, который субсидируется системой социального страхования; инсентив-туры – поощрительные поездки для сотрудников фирмы, их семей, финансируемые фирмой); консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки (турагент, туроператор). При психолого-поведенческой сегментации потребителей разделяют на группы по признакам образа жизни и целевым установкам относительно их свободного времени, по характеристики личности и поведенческим особенностям, а также по стереотипам в отношении потребления турподукта.
В зависимости от мотивации туристской поездки (цели путешествия) различают следующие сегменты туризма: деловой, спортивный, курортный, оздоровительный, приключенческий, развлекательный, познавательный, образовательный, экзотический, хобби-тур. [6, С.81]
Привлекательность территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от её историко-культурного потенциала. Он представлен историческими памятниками, мемориальными местами, народными промыслами, музеями т.е. сочетанием объектов материальной и духовной культуры. Историко-культурное наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни. Практически каждая местность может представлять познавательный интерес для туристов.
Существуют разные способы включения историко-культурных ресурсов в систему туристского обслуживания. Наиболее распространённые формы – организация музеев и прокладка экскурсионно-туристских маршрутов.
Аттрактивность культурных комплексов зависит от их художественной и исторической ценности, моды и доступности для посещения. В рекреационном ресурсоведении разработаны методики оценки культурных комплексов в туристских целях.
Туризм как отрасль хозяйства имеет ярко выраженную ориентацию на использование природных и историко-культурных ресурсов. Он часто выступает пионером в освоении новых территорий. В хозяйственный оборот вовлекаются ранее нетронутые естественные комплексы, которые используются очень интенсивно. Неграмотная эксплуатация природного и культурного потенциала, несоблюдение норм антропогенной нагрузки приводят к его разрушению. В недавнем прошлом неконтролируемое посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке отрицательно отразилось на температурном балансе последних, их фонтанировании, и долина гейзеров была закрыта для туристских посещений. [2, С.337]
К обслуживанию туристов, перемещающихся по всему миру, привлекается ещё большее количество специалистов многих смежных с туризмом отраслей, которые и составляют суть индустрии инфраструктуры туризма. Уже сегодня каждый 15-ый человек на планете трудится в сфере туризма и смежных.
Отметим, что это очень важно, так как в сфере туризма, даже без учёта мультипликативного эффекта, к обслуживанию привлекается численность работников, значительно большая, чем количество собственно самих туристов, поэтому туризм обеспечивает создание большого количества рабочих мест. Это явление занимает первое место среди факторов и следствий, дающий положительный эффект обществу от этого вида деятельности. Имеется довольно много методик, которые предлагают способы определения занятых в туризме категорий работающих. В крупных туристских центрах каждые десять-двенадцать туристов обеспечивают постоянной работой двух служащих. Например, прибытие круизного лайнера с туристами в Петропавловск-Камчатский – значительное событие в жизни местного населения. Работой обеспечиваются 50-60 человек, а за три дня пребывания туристов местные учителя, выступающие гидами, проводниками, получают вознаграждение, равное месячному заработку по основному месту работы.
Влияние туризма на показатели занятости населения весьма ярко проявляются в периоды резкого спада активности. Например, после террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. резко сократились туристские потоки, и только в США работу потеряли более 1,2 млн служащих туристской индустрии, одновременно в Великобритании потеряли работу 900 тыс. чел., а в Европе более 1 млн.
Анализ доходности от туризма приводит к интересным сравнения. Так, на каждого жителя США приходится в два раза больше туристов, чем на россиянина, а при примерно равных ценах на туристское обслуживание – доходность от туристской отрасли в США в пять раз выше. Возможно есть чему поучится, если хотим. Из 250 тыс. жителей курорта Санкт-Петербург (Флорида, США) – 60 тыс. заняты в сфере туризма и обслуживают ежегодно 5 млн состоятельных и высокоплатёжных туристов, преимущественно из стран Южной Америки.
Ещё более породоксально положение в Андорре, где вся страна, территория которой всего 480 кв. км и где проживает 50 тыс. жителей, работает на туризм, все жители застилают постели, готовят еду, поют и пляшут с утра до вечера на потребу туристу, продают им товары. Последнее – весьма привлекательно для 12 млн туристов, поскольку Андорра является зоной беспошлинной торговли. Надо отметить, что в российском Санкт-Петербурге площадь туристского центра 608 кв. км (без учёта курортного района), есть изумительные и известные на весь мир достопримечательности и музеи, но по количеству принимаемых туристов Андорру не догнать ещё много, много лет. Других видов деятельности в карликовой стране, расположенной в небольшой горной долине, нет или они не имеют значительного веса в экономике государства. Так или иначе, по статистике – годовой заработок среднего жителя Андорры существенно выше заработка среднестатистического жителя западноевропейских стран и сильно отличается от доходов россиянина, страна которого обладает несоизмеримо большими туристскими ресурсами, чем Андорра. [5, С.36]
Ряд факторов определяли ситуацию на выездном рынке России в начале 90-х годов:
· наличие огромного отложенного спроса после снятия российскими властями ограничений на выезд за границу и упрощения процедуры оформления выездных документов. Реализация зарубежной поездки зависела теперь от самого человека, его финансовых возможностей и наличия заграничного паспорта;
· постепенное расширение слоя населения, обладающего достаточной платёжеспособностью для зарубежного путешествия. По данным Госкомстата России, в 1993 г. 10% россиян можно было отнести к категориям лиц с высоким уровнем дохода;
· изменения структуры потребления населения в пользу непродовольственных товаров и услуг. По расчётам экономистов, доля затрат на минимальный набор продуктов питания, включающий 19 наименований, уменьшилась в средней зарплате с 90% в январе 1992 г. до 26% к концу 1993 г.;
· переориентация граждан с внутреннего рынка туризма на внешний вследствие существенного повышения путёвок на российские курорты, роста транспортных тарифов и дезорганизации пассажирских перевозок в России и странах СНГ, а также опасной обстановки в традиционных зонах отдыха бывшего СССР;
· использование зарубежных поездок для решения материальных и бытовых проблем. Шопинг остаётся одним из главных мотивов путешествия за границу для многих россиян;
· расширение деловых контактов и сотрудничества по линии новых коммерческих структур, активизация научных и культурных обменов. [2, С.165]
В туризме потребитель стал более избирательным в вопросах цены и качества услуг. Накопив туристский опыт, он ищет свежих впечатлений и удовольствий. Потенциальный турист подвержен влиянию моды, легко меняет свои симпатии, предпочтения, интересы, мотивы поведения на рынке. Сегодня любители путешествий не ограничиваются отдыхом на берегу тёплого моря, но посещают атомные электростанции, покоряют Северный полюс, готовятся к полётам в космос.
Усложнение туристских потребностей приводит к дальнейшей диверсификации туризма. (Диверсификация – форма концентрации производства. Предполагает объединение функционально и технологически разнородных предприятий, принадлежащих к близким, родственным отраслям.) В рамках путешествий с целью отдыха и развлечений ускоренными темпами развиваются познавательный, спортивный, приключенческий, сельский туризм, круизы и всевозможные их комбинации. В деловом туризме заметно расширились сегменты конгресс- и инсентив-туров.
В XXI в. процесс диверсификации туризма углубится, появятся новые рыночные сегменты и ниши. Будет происходить дальнейшая персонификация запросов потребителей. Туризм вступает в эпоху индивидуальности. [2, С.151]
Интенсивно развивает международный туризм Китай, который вошёл в пятёрку ведущих стран мира по доходам от туризма, динамика развития показателя составляет 10%. Китай занимает всё более прочное место на туристском рынке. Впечатляет туристский поток приёма иностранных туристов, преимущественно (до 75%) из Юго-Восточной Азии – почти 40 млн. туристских прибытий. Китай по прогнозу экспертов к 2010 г. может принимать до 120 млн. туристов ежегодно. Интенсивно развивается внутренний туризм и выездной туризм. Китайская экономика растёт фантастическими темпами – почти на 10% в год. Китайцы-предприниматели стремительно богатеют, что даёт им возможность для разнообразных путешествий. На события фестивального характера в Шанхай прибывает из провинции до 10 млн. туристов в месяц. Первыми, кто испытал на себе небывалый наплыв гостей из Китая, стали Гонконг и Макао (Ломынь). Вслед за ними рост числа китайских туристов ощущает Европа и Россия. Китайский туристский бум наиболее заметен на Дальнем Востоке, где есть соглашение о безвизовом обмене и о приграничном туризме России и Китая. Владивосток каждый год посещает от 300 до 500 тысяч китайских гостей. В основном такие туристы приезжают по профсоюзной путёвке – для них это награда за ударный труд на родине.
После вполне успешного 2005 г. Африканский регион в 2006 г. вышел в лидеры, показатели роста туристских прибытий (8,9%) превысили среднемировые практически вдвое. Наилучшие результаты у стран южнее Сахары (+10,8%), результаты выше средних продемонстрировала также Северная Африка (+5,8%). Прекрасные показатели у таких ведущих туристских направлений, как Южная Африка, Кения и Марокко.
Азиатско-Тихоокеанский регион (+7,6%) сохранил необычно высокий уровень роста благодаря восстановлению Таиланда и Мальдивских островов после цунами 2004 г. и успешной работе новых туристских направлений: международные прибытия в Южную Азию выросли на 10,1%. Половиной этого роста субрегион обязан Индии.
Европейский регион показал запланированный рост (+4%). Германия оказалась в привилегированном положении благодаря чемпионату мира по футболу 2006 г. Хорошие показатели Италии и Испании также внесли вклад в общий положительный результат.
На фоне необычайно успешных 2004 и 2005 гг. рост международных прибытий на Ближний Восток в 2006 г. оценивается в 4%, и это – несмотря на общую геополитическую ситуацию и, в частности, ливано-израильский кризис. Рост в Американском регионе в целом (+2%) может показаться разочаровывающим, однако региональные результаты демонстрируют большое разнообразие. Подъём, наблюдавшейся в США, не смог компенсировать отставание Канады и Мексики. С другой стороны, достижения Центральной (+6,1%) и Южной (+6,0%) Америк свидетельствуют о том, что Латинская Америка идёт по пути укрепления положительных тенденций последних лет: Гондурас, Колумбия, Парагвай, Перу и Чили показали рост в двузначных цифрах. [5, С.36]
Туризм использует разнообразную ресурсную базу (природное и культурное наследие, дикие животные, объекты истории, культуры, досуга и рекреации и т.п.). Курортный и познавательный отдых продолжает лидировать, наблюдается активный всплеск интереса к нейтральным видам туризма. Среди наиболее популярных и перспективных специалисты выделяют природный туризм, приключенческий и экстремальный туризм, культурно-познавательный и культурно-религиозный туризм, лечебный и медицинский туризм, включающий разнообразные оздоровительные программы, клубный отдых, гурманистические (кулинарные) туры. Туристское предложение по содержательности постоянно изменяется, следуя вкусам потребителя. [5, С.46]
Туризм обогащает всех участников. В конечном счёте, туризм – это люди и их общение между собой. Формула туризма проста: путешествуют миллионы, их принимают миллионы, работают в сфере туризма и смежных также миллионы людей. По мере развития туризма повышается занятость и уровень жизни местного населения дестинаций. Образуются новые виды дохода, улучшается социальная среда, развивается и формируется новый класс работающих с профессиональной ориентацией на сферу услуг. Развиваются масштабы и качество профессиональной подготовки персонала предприятий индустрии туризма. Генерируется процесс сохранения и возрождения древних национальных традиций, сохранение наследий.
Туризм всё теснее переплетается с другими секторами мировой экономики, в том числе с сектором информационных технологий. Туризм вносит большой вклад в достижение целей тысячелетия. Активно привлекаются средства местных сообществ на восстановление и поддержку природного и культурного наследия как источников, так и составляющих важных и привлекательных туристских ресурсов. [5, С.77]
Гуманитарные цели туризма должны превалировать над всеми иными.
Туризм оказывает существенное влияние на социальную, культурную, образовательные области и сферы жизни государства. В рамках международных связей и стремлений к миру, основанному на справедливости и уважении чаяний отдельный личностей и общества в целом, туризм выступает и способствует положительным и постоянным фактором, содействующим взаимному познанию и пониманию, а также в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия между народами. Современный туризм возник в связи с проведением социальной политики, приведшей к предоставлению трудящимся ежегодных оплачиваемых отпусков, что одновременно является признанием основного права человека на отдых и досуг. Он стал фактором социального равновесия, взаимопонимания между людьми и народами и развития личности. Туризм имеет огромное культурное и духовное содержание. Именно туризм стал средством познания и ознакомления с достижениями человеческого разума, открыл доступ к историческим и культурным ценностям народов.
На практике духовное содержание туризма должно преобладать над сегментами экономического и материального характера и влиять на полное гармоничное развитие человеческой личности, способствовать повышению познавательной и воспитательной роли и вклада, обеспечению равных прав человека в определении своей судьбы и образа жизни, освобождение человека, пониманию этого процесса как уважение человеческих достоинств и индивидуальности, признанию самобытности культур и уважению моральных ценностей народов. Защита исторических, культурных и религиозных мест при любых обстоятельствах, особенно при возникновении конфликтов, представляет собой одну из важнейших обязанностей государств и мирового сообщества. На самом деле все вышеперечисленные цели могут тесно переплетаться между собой и взаимодополнять друг друга, что ярко проявляется в событийном туризме.