Приложение: паспортные, таможенные, визовые и фискальные формальности и др
Для того, чтобы принять решение, определить объем необходимых инвестиций, составляется экономическое обоснование в форме — бизнес-плана. В рыночных условиях каждый бизнес-план дает ответы на наиболее типичные вопросы, которые и отражают его будущие финансово-экономические показатели, например, каков будет возможный спрос на разрабатываемой туристской фирмой вид продукции или услуги, какие для этого необходимы производственные ресурсы, затраты и каковы источники их поступления.
В процессе составления бизнес-плана разработчикам необходимо представлять существующую ситуацию на туристском рынке в сфере оказания образовательных услуг, обладать достоверными и наиболее полными данными, по такими аспектам как: возможный рынок сбыта продукции, спрос на предлагаемые товары и услуги, наличие или отсутствие конкурентов и оценка их положения на данном сегменте рынка; наличие и отсутствие партнеров, их надежность, насыщенность туристско-образовательного рынка,
спад или подъем интереса к данному виду туризма, мода, сезонность или наличие каких-либо других экономических или организационных факторов, способных существенно повлиять на реализацию проекта, возможности увеличения или сокращения штата, фонд оплаты труда, наличие срочных договорных отношений или постоянно оформленных, планирование сроков выполнения фирмой своих обязательств по бизнес-плану и финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.
В большинстве случаев бизнес-планов представляет собой несколько листов текстовой, табличной или иной графической информации, которые последовательно раскрывают перед инвестором возможные выгоды от вложения в данный проект. Объемы и детализация бизнес-плана определяются составителем, руководством туристкой фирмы и зачастую зависят от степени инновационности проекта. Основной характеристикой бизнес-плана является его сжатость и представление наиболее важных, резюмирующих положений по каждой части. Это позволяет увидеть преимущества и особенности проекта, оценить его слабые стороны. Малоопытному разработчику можно рекомендовать перед тем, как составлять сжатый проект бизнес-плана, написать более подробный его вариант, из которого уже в дальнейшем выделить наиболее привлекательные, с точки зрения составителя аспекты и выводы.
В несколько усеченном (для облегчения решения образовательных задач) виде бизнес-план по разработке туристского путешествияможет включать следующие разделы.
Титульный лист,где фигурирует наименование туристской организации, ее местонахождение, юридический адрес, учредители проекта;
1. Вводная часть или вступление (состав участников, характеристика проекта, его основные цели, ориентировочная стоимость и потребности в финансировании).
2. Анализ положения дел в области проводимых работ по проекту (результаты анализа текущего состояния, тенденций и прогноза развития сферы данного вида туризма, сильные и слабые стороны вводимых новшеств, а также вероятные категории потребителей, на которых рассчитан проект).
3. Материальная часть - суть предлагаемой программы (четкое определение и описание нового туристского продукта, образовательная ценность, его уникальность или отличительные черты, необходимой производственной базы, требуемого персонала).
4. Анализ рынка и план маркетинга (особенности туристского рынка или его сегмента, где можно организовать успешную реализацию предлагаемого туристского продукта, и предполагаемую структуру возможных потребителей услуги, конкурентоспособность нового продукта по качеству, цене, каналам реализации и другим показателям, возможностям конкурентов, предлагаемые элементы маркетинговой стратегии, в том числе способы продвижения продукта, рекламы, политика цен, возможные каналы сбыта и др.)
5. Технологическая часть - производственный план (производственные процессы, применяемые информационные технологии, необходимое оборудование, другие вопросы, связанные с производством и реализацией туристского продукта - предполагаемые поставщики, подрядчики или партнеры, возможные объемы и пр.).
6. Организационный план (схема реализации туристского продукта, количество и квалификация персонала, в том числе необходимость его обучения, привлечения консультантов со стороны).
7. Финансовый план (балансовый план, расчеты по планируемым доходам и издержкам, прогнозу денежных поступлений и прибыли, другие показатели: точка окупаемости, порядок использования и распределения доходов).
9) Оценки рисковвключают в себя анализ сильных и слабых сторон проекта, вероятность появления непредвиденных факторов, которые могут существенно ухудшить работу предприятия и финансово-экономические показатели, возможные пути преодоления кризисных ситуаций, альтернативные пути реализации туристского продукта, степень надежности поставщиков и партнеров;
10) В приложенииуказывается список основных документов.
Необходимо указать, что бизнес-план может выйти за представленные выше рамки и иметь иной вид, который, по мнению разработчика, наиболее полно отражает технологические особенности создания и реализации туристско-образовательного продукта.
Ценообразование
Результатом ценообразования является цена на турпродукт.
Обоснованное формирование цены — необходимое условие для успешного экономического развития предприятия, поскольку от него зависит доход организации.
Ценообразование в туристской деятельности имеет свои особенности:
1) Высокая степень влияния конкурентов — туристский рынок характеризуется своей динамичностью, с каждым годом появляются сотни новых туристических фирм, способных предложить что-то особенное, поэтому при ценообразовании важно фирме важно постоянно быть в курсе цен конкурентов, для того, чтобы сохранять свою конкурентоспособность на рынке.
2) Цена туристской путевки в значительной степени зависит от того групповой или индивидуальный тур (чем больше человек в группе, тем цена одной путевки ниже).
3) Необходима ориентация цены турпродукта на определенные сегменты потребителей, поскольку цена, которую способен заплатить турист, различна у разных типов покупателей (важно установить, какой капитал на каждый турпродукт будет устраивать клиента).
4) Стоимость операций имеет особое влияние на спрос. Цена на пакет услуг, предоставленный туристской организацией, должна быть ниже затрат туриста, путешествующего самостоятельно (при условии использования им тех же услуг), иначе потребительская привлекательность турпродукта значительно снижается.
5) Между моментами установления цены и купли-продажи тур-продукта часто проходит достаточно длительный период времени. Необходимо уметь предвидеть изменение цен на рынке туруслуг, для того чтобы цена реализации соответствовала как требованию прибыльности деятельности фирмы, так и требованиям потребителей.
6) Сезонная дифференциация цен и тарифов. В определенные периоды года могут быть выделены определенные туристские районы, в которых устанавливается низкий сезон.
7) Цена может зависеть от страны пребывания туриста (одни и те же услуги, предоставляемые турфирмами, могут различаться — для внутренних и иностранных рекреантов (цены для иностранных туристов, как правило, выше, чем для отечественных).
8) Возможны государственные ограничения, призванные регулировать цены в транспортном секторе.
9) Реклама — оказывает весомое влияние на процесс формирования цен (хотя снижение цены и стимулирует спрос, но верно организованная рекламная кампания может позволить повысить уровень цен на тур).
Виды цен в туризме:
• нетто и брутто цены. Нетто цена является выражением размера денежной суммы, которая подлежит обязательной оплате туроператору. В брутто-цену включается также и комиссионное вознаграждение турагентам;
• пакетная (инклюзив) цена и тарифы туроператора. Пакетная цена устанавливается на полностью укомплектованный турпакет (включающий все туристические услуги, обслуживание от и до пункта отправления). Тарифы туроператоров устанавливаются на конкретные услуги поставщиков туристических услуг, включая коммерческий интерес туроператоров и комиссию агентам;
• групповая и индивидуальная цена. Групповая цена устанавливается на туристическое обслуживание нескольких человек (например, цена для группы в 20 + 1 человек бесплатно — 23 900 руб.), индивидуальная цена устанавливается в отношении каждого конкретного туриста;
• дискриминационная цена (цена, устанавливаемая только для определенного контингента граждан: например, детям от 6 до 12 лет или от 0 до 6 лет, пенсионерам, студентам, группам от 10 человек).
Кроме того, различные цены устанавливаются в зависимости от модификаций тура — класс перевозчиков, категория отеля, система питания.
Туроператоры практикуют различные методы ценообразования: затратный метод (или бухгалтерский метод), метод с ориентацией на уровень конкуренции, метод с ориентацией на спрос (или метод предельной полезности тура), ценностный метод. Рассмотрим каждый из них.
Затратный метод ценообразования (на основе издержек) основан на калькулировании полной себестоимости турпродукта. Он используется предприятиями, которые стремятся получить прибыль от вложений. Возможны следующие варианты затратного ценообразования:
- совокупность издержек и прибыли — прибавление определенной надбавки к суммарным затратам;
- издержки как процент от цены продажи, например, если фирме требуется, чтобы издержки в цене составляли 20%, умножают их на 5.
- целевое ценообразование, используется когда фирма старается определить цену, при которой будет достигнут баланс доходов и расходов.
Затратный метод расчетаориентирован на затраты и плановую прибыль. Расчет цен основан на калькуляции полных, прямых, стандартных издержек при производстве туристского продукта и услуг. При этом методе норма прибыли, покрывающая косвенные издержки туроператора, учитывается на уровне установленной отраслевой рентабельности. Такая стратегия ценообразования основана на издержках, которые включают не только прямые затраты на производство турпродукта (его себестоимость), но и косвенные затраты (налоги, оплата труда и пр.). Следует иметь в виду, что издержки туристской фирмы делятся на постоянные затраты (остаются неизменными при разных объемах реализации)и переменные затраты(их общая сумма меняется пропорционально объему реализации).
Цены определяются путем расчета издержек производства и обслуживания, накладных расходов и прибавления к этой сумме величины желаемой прибыли (спрос при этом не учитывается). Например, организационные и накладные расходы на тур составляют 10 тыс. руб. Прибыль, которую следует получить с каждого туриста для покрытия всех счетов, фондов и оплаты труда - 2 тыс. руб. Значит, цена тура должна составить 12 тыс. руб. Отметим, что расчеты обычно ведут не в рублях, а в условных единицах, соотнесенных с курсами американского доллара или евро. Курс рубля на валютных торгах постоянно меняется, необходимо при калькуляции общей суммы рублевых затрат учитывать инфляционный процесс, чтобы не потерпеть убытки из-за повышения курса валют на день платежа. Большинство российских туристских фирм в продажной цене тура учитывают так называемую валютную надбавку, которая оценивается в размере до 5 % от цены пакета услуг.
Преимуществом затратного метода является простота расчета и наличие условий для снижения ценовой конкуренции туристской организации.
Конкурентный метод ценообразования ориентирован на цены основных конкурентов. Данный метод более эффективен: он позволяет туроператорам выйти на рынок с реальными ценами, способными выдержать конкуренцию и стимулировать потребительский спрос. Цена на разрабатываемый тур должна устанавливаться по крайней мере не выше, чем цена идентичных туров у конкурентов, зачастую в Ущерб коммерческим интересам туроператора. Для применения этого метода необходимо провести изучение цен на сопоставимые туры и туристские услуги у рыночных конкурентов, оценить и спрогнозировать потребительский спрос. Сначала определяют уровень цен для конечных потребителей путем изучения спроса и готовности потенциальных клиентов тратить на покупку тура определенные суммы. Средний уровень рыночных цен на туры и туристские услуги рассчитывается на основе их анализа. Далее определяют приемлемые издержки производства (организации услуги). Цена определяется следующим образом. Например, если фирма обнаруживает, что потребитель готов платить за рассмотренный выше предлагаемый ему тур не более 10 тыс. руб. на человека. А фирме, как было указано, необходимо для достижения прибыли и компенсации расходов на организацию обслуживания и сбыт получить 2 тыс. руб. Следовательно, издержки производства не должны превышать 8 тыс. руб. Для этого производится ценовая коррекция и проводится организационный менеджмент (изыскиваются возможности экономии, определяются соответствующие партнеры).
Метод ценообразования с ориентацией на спрос (метод предельной полезности тура) подразумевает субъективную оценку оператором готовности потенциальных потребителей заплатить определенную сумму денег за возможность посетить тот или иной курорт. Он основан на изучении потребительского спроса, платежеспособности и потребностей клиентов (т. е. цен, приемлемых для целевого рынка). Этот метод ценообразования особенно актуален для разработки туров-новинок (не имеющих и не имевших аналогов на туристическом рынке региона), в случае отсутствия на рынке идентичных предложений конкурентов, если рынок неэластичен (потребители неохотно меняют свои предпочтения в случае изменения рыночных цен), и если оператор имеет имидж известной и стабильно работающей фирмы. Этот способ ценообразования выигрывает своей максимальной ориентированностью на потребителей, но его эффективность сильно зависит от субъективных оценок туроператора (требуется длительный опыт работы на региональном туристическом рынке, чтобы устанавливать реальную цену), зачастую устанавливая цену, оператор не опирается на реальную себестоимость, велика вероятность ошибки (недооценка или переоценка тура).
При ценностном методе ценообразования определении цены учитывает лишь уровень спроса. Турфирма формирует цену исходя из того, что потребитель сам определяет ценность товара (услуги), его преимущества и недостатки по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов.
При разработке своей ценовой стратегии фирма должна грамотно использовать все методы в различных ситуациях или относительно различных туруслуг и турпродуктов. Это обеспечивается гибкостью ценовой политики и позволяет в некоторых случаях сэкономить довольно большие средства. Таким образом, цена туристского продукта не может быть ниже, чем себестоимость и не может по своей величине превышать потребительскую стоимость этого продукта.
Калькуляция полной себестоимости турпродукта предполагает подсчет и сложение всех издержек, связанных с разработкой и реализацией единицы турпродукта. При таком подходе могут рассчитываться полная себестоимость единицы турпродукта или средние валовые издержки. Объектом калькуляции себестоимости турпродукта при групповом типе тура служит стоимость обслуживания группы туристов, а при индивидуальном типе тура — стоимость обслуживания одного туриста. В современном туризме большим спросом продолжают пользуются групповые туры — цена на оказание туруслуг сразу нескольким туристам, как правило, оказывается ниже цены на индивидуальное обслуживание в среднем на 10-20%. Однако, в мире фиксируется тенденция увеличения индивидуальных туристов.
Калькуляция — это документ, используемый при затратном методе ценообразования, в котором суммируются все виды затрат, и на их основании складывается продажная цена турпродукта. Различают фактическую (отчетную), плановую (нормативную) и сметную калькуляции. Фактическая калькуляция отражает сумму всех фактически понесенных затрат на разработку и реализацию тур-продукта, составляется уже после разработки продукта. Плановая калькуляция составляется на плановый период (показатели рассчитывают на основе норм, актуальных для текущего периода). Сметная калькуляция рассчитывается при разработке новых видов продукции и отсутствии норм расхода.
При калькуляции себестоимости туристского продукта учитываются следующие статьи расходов: расходы на проживание, питание, транспортные расходы, страховка, визы (если нужна), расходы на экскурсионную программу (если включена), косвенные расходы туроператора.
Расходы на проживание рассчитываются исходя из стоимости номера, в котором размещается турист. Стоимость номера не является постоянной и зависит от класса гостиницы, количества заселяемых человек, времени заезда, времени проживания и других факторов.
Расходы на питание рассчитываются в зависимости от вида туризма. При выездном туризме стоимость питания зависит от выбранного режима питания (полный пансион, полупансион, завтрак). Стоимость питания может включаться в стоимость проживания, а также указывать отдельно от стоимости номера (в большинстве гостиниц завтрак входит в стоимость номера в сутки). При въездном туризме стоимость питания рассчитать очень сложно, так как это определяется большим числом факторов.
Транспортные расходы включают стоимость проезда до туристской территории (возможно использование различных транспортных средства: авиасредства, поезд, автобус, теплоход и т. д.); стоимость перевозки туристов (от места сборов до аэропорта вылета и от аэропорта прилета до места проживания); стоимость транспортных расходов на экскурсионное обслуживание. В калькуляцию включаются транспортные расходы, входящие в обязательную программу тура. При расчете учитывается групповая скидка, предоставляемая перевозчиком. Скидка может составлять от 5 до 30%. Ее величина зависит от компании перевозчика, наличия договоров между перевозчиком и тур-оператором. При использовании несколько видов транспорта, а также при сложной схеме движения туристов расчет транспортных затрат усложняется.
Страховка. Турфирмы могут включать в стоимость путевки страховые полисы. В этом случае фирма удерживает со страховой компании комиссию в размере 10-15%. Если страховка оплачивается туристом по желанию и не является обязательной, она оформляется как дополнительная услуга.
Визы. Стоимость виз определяется исходя из количества человек в группе. Зарубежные фирмы оформляют приглашения на определенное количество туристов. Консульство страны выдает визу. Она может быть общей для всей группы или оформлена на отдельных туристов. Распространена практика индивидуального оформления виз каждым туристом.
Расходы на экскурсионную программу. Данная статья включает только расходы на экскурсии, входящие в основную программу тура. Стоимость экскурсий зависит от цены входных билетов в места экскурсий, а также от стоимости работы сопровождающего экскурсовода, гида. В калькуляцию включается либо стоимость одного группового билета, либо произведение стоимости одной экскурсии на число туристов. Стоимость услуг гида-переводчика может подсчитываться отдельной калькуляционной статьей либо включаться в косвенные расходы фирмы.
Процедура ценообразования включает, кроме непосредственно установления цены на различные виды и модификации тура, формирование целой стратегии ценового поведения оператора на туристическом рынке, целями которой является выживание оператора в конкурентной борьбе, получение максимальных прибылей, захват новых рынков, укрепление рыночных позиций и расширение рыночных возможностей фирмы,
В ценообразовании принципиальное значение имеют издержки туроператора, поскольку, основываясь на них, возможно подсчитать минимальный объем работы (количество отправлений туристов), необходимый для достижения оператором нулевой рентабельности, определить отпускную цену туров, норму прибыли оператора. Издержки бывают постоянными (независящими от объема работы оператора) и переменными.
К постоянным издержкам, чаще всего, относят стоимость аренды офисного помещения (в ряде случаев, это основная статья расходов оператора), оклад работников, коммунальные платежи (свет, вода, отопление), платежи за связь (телефонные переговоры, Интернет), запланированный рекламный бюджет, стоимость определенных прав туроператора (например, цена его регистрации в Интернет-системах бронирования или информирования), запланированный бюджет повышения квалификации работников, резервный фонд оператора.
Переменные издержки меняются от тура к туру и зависят от объема работы оператора в отчетном периоде. Частично, ими выступает стоимость услуг поставщиков туристических услуг, входящих в тур (авиабилеты, стоимость проживания, питания, трансфера и др.). При этом, необходимо отметить, что себестоимость тура (а следовательно, часть переменных издержек по туру) в разных случаях рассчитывается по разному:
а). предварительно — когда точная себестоимость тура известна еще до непосредственной реализации тура, применяется в отношении индивидуальных туров и определяется простым суммированием стоимостей туристических услуг поставщиков;
б). планово — точная себестоимость не может быть известна до момента непосредственной реализации тура, применяется при организации групповых туров (в этом случае, до момента полного формирования группы, когда выясняется окончательное количество человек в ней, неизвестна стоимость, например, услуг перевозчиков, неизвестен размер скидки на проживание и экскурсионное обслуживание и др.).
Косвенные расходы туроператора. В данную статью входят затраты по управлению и содержанию фирмы: содержание офиса, заработная плата персонала, амортизация основных средств и нематериальных активов, платежи по аренде, выплата процентов банкам и т. д.
Полная себестоимость определяется как сумма прямых и косвенных затрат. Нормативный уровень накладных затрат берется из анализа фактических данных за предыдущие периоды.
Помимо стоимости услуг поставщиков, к переменным издержкам туроперейтинга можно отнести: стоимость тура для сопровождающего групп (проезд, проживание, питание, командировочные сопровождающего и др.); стоимость обслуживания тура (затраты рабочего времени сотрудников и денежные расходы по организации продажи конкретного турпакета).
Помимо расчетов себестоимости тура, основываясь на анализе постоянных и переменных издержек, формируется норма прибыли туристического оператора. Величина нормы прибыли зависит от ряда рыночных факторов:
• стратегия фирмы на рынке (ценовая и конкурентная стратегии);
• рыночные возможности туроператора (его известность, доля рынка, интенсивность рекламных кампаний, имидж и др.);
• уровень конкуренции на региональном туристическом рынке;
• объем работы туроператора;
• возможности и тип тура (массовое, популярное направление, тур-новинка, эксклюзивный тур и др.).
На практике размер нормы прибылей туроператоров в зависимости от туристического направления и его рыночных возможностей варьируется от 20 %. В любом случае, планируемая норма прибыли должна покрывать постоянные и переменные издержки оператора, отвечать коммерческим интересам фирмы, обеспечивать формирование резервного фонда, давать возможность оператору выплачивать комиссионное вознаграждение собственным агентам.
Учитывая размер издержек и планируемую норму прибыли, туроператором определяется критическая точка рентабельности его работы, то есть минимальное количество отправлений туристов за отчетный период, обеспечивающее нулевую рентабельность (покрытие постоянных и переменных издержек фирмы). Расчет нулевой рентабельности происходит на двух уровнях: на уровне тура (применяется только в отношении группового тура) и на уровне фирмы.