Тема: Исторические типы морали и этических учений. Эволюция моральных норм от родового строя до новейшего времени и отражение их в этических учениях. - 4 часа
Вопросы для самостоятельной подготовки:
2.1. Когда появилась мораль и как она проявлялась в первобытном обществе?
2.2. В чем особенности моральных норм рабовладельческого и феодального общества?
2.3. Какие изменения в развитии моральных норм происходят в эпоху Возрождения и Просвещения?
2.4. Чем характеризуются этические учения античности, средневековья и нового времени.
2.5. Что такое гедонизм, эвдемонизм?
2.6. Заполните таблицу: «Общее и особенное в этических учениях на разных этапах исторического развития».
2.7. Можете ли вы сказать по отношению к себе также как Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю». Какие моральные следствия вытекают из данного заявления?
2.8. Являются ли правила пользования услугами метрополитена (электротранспорта и др.) правилами морали?
Семинар 3.
Тема: Трудовая мораль индустриального и постиндустриального общества. Категорический императив Канта и его современное значение. Этика пользы в утилитаризме Милля. Гуманистическая этика А.Швейцера. – 4 часа.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
3.1. Чем характеризуется трудовая мораль эпохи индустриального развития?
3.2. Как изменилось отношение к труду в постиндустриальную цивилизацию?
3.3. В чем суть этики Канта, Гегеля, Фейербаха?
3.4. Что означает категорический императив Канта и как можно применять его сегодня к анализу современных моральных проблем?
3.5. Что такое утилитаризм и ригоризм в этике?
3.6. Дайте характеристику утилитаристской концепции Милля и покажите ее современное значение для профессиональной этики.
3.7. В чем смысл гуманистической этики А. Швейцера и как его взгляды могут повлиять на деловые отношения в сфере сервиса?
3.8. Объясните суть «Конвенциональной морали и этического релятивизма».
3.9. Защита анлиза первоисточника ( по выбору студента)
Семинар 4.
Тема: Теоретическая и нормативная этика. -2 часа.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
4.1. Сущность нормативной этики как связующего звена между этической теорией и моралью как формой общественного сознания.
4.2. Основные принципы общей этики и их проявление в трудовой деятельности
4.3.. Трудовая этика России.
4.4. Отношение к труду, делу с точки зрения западных, российских и восточных традиций – сравнительный анализ.
4.5. Заполнить таблицу: «Сравнительный анализ трудовой этики в России и западной Европе?».
Таблица
.
Сравнительный анализ западной и российской этической мысли
Критерии для сравнения | Российская этическая традиция | Западная этическая традиция |
Религиозное мировоззрение | ||
Отношение к труду и делу | ||
Отношение к богатству | ||
Представление об общественном и личном благе | ||
Представление О свободе и ответственности | ||
Типичные качества личности предпринимателя |
Семинар 5.
Тема: Высшие нравственные ценности. – 2 часа.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
5.1.Какие ценности в этике называются высшими и почему?
5.2. Талион, золотое правило нравственности и заповедь любви: их ценностное и регулятивное своеобразие.
5.3. Персоналистическая мораль.
5.4. Нравственные типы личности.
5.5. Чем определяется моральный облик человека: словами или поступками? Почему вы так считаете?
Опишите обычаи и нравы студенческой среды. Насколько они близки (далеки) от требований профессионального общения.
5.7.Тип личности российского делового человека и современные морально- этические проблемы в бизнесе.
Семинар 6.
Тема: Представление о высшем благе в этике и их прикладное значение.- 2 часа.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
6.1.Счастье или польза?
6.2. Этика пользы в различных учениях.
6.3. Утилитаризм в системе ценностей современного человека.
6.4. Утилитаризм и справедливость.
6.5. Основные теории справедливости: эгалитаризм, «капиталистическая» справедливость, «коммунистическая» справедливость, концепция Д.Роулза.
6.6. В каких исторических, социально-культурных традициях, ситуациях встречаются суждения:
« бедность не порок»
« старших надо уважать»
«джентльмен должен держать слово»,
« что хочу - то ворочу»
Семинар 7.
Тема: Назначение профессиональной этики.- 4 часа.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
7.1. Виды профессиональной этики.
7.2.Особенности деловой этики и этикета в социально-культурном сервисе и туризме.
7.3. Основные понятия, принципы и методы профессиональной этики работников сервиса: принцип моральной ответственности перед профессией, коллегами, клиентом и обществом, гуманизм, лояльность. Принципы профессиональной морали: профессиональный долг, профессиональная совесть, профессиональное достоинство и пр.
( по каждому подобрать эмпирический материал и дать собственный комментарий)
Семинар 8.
Тема: Кодексы профессиональной этики. – 4 часа.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
8.1. Происхождение этических кодексов и их типология.
8.2. Кодексы в сфере туризма, гостиничного бизнеса и социально-культурных услугах: мировой и отечественный опыт
8.3. Анализ Глобального кодекса туризма и его развитие на современном этапе.
8.4. Какие этические проблемы современного туризма нашли отражение в различных кодексах?
Семинар 9.