Особенности развития этики предпринимательства в России

этика бизнес ответственность управленческий

Современная этика бизнеса в России не должна формироваться на голом месте, ведь российское предпринимательство имеет свои, очень интересные исторические традиции. Правда, мнение о них далеко не однозначное. В одной стороны, российские предприниматели старались следовать «Принципам ведения дел в России», которые были выработаны деловым сообществом и которые провозглашали главными добродетелями честность, верность своему слову и отечеству. С другой стороны, существовало мнение о российских купцах как о плутах, причем с позиции заморских купцов они выглядели совсем уж нелицеприятно.

Как идеи православия повлияли на формирование этики бизнеса в России? Чрезвычайно интересным представляется мнение русского философа Николая Бердяева. Он пишет: « Русский человек может быть святым, но не может быть честным. Честность - западноевропейский идеал. Русский идеал - святость… Русское православие, которому русский народ был обязан своим нравственным воспитанием, не ставило слишком высоких нравственных задач перед личностью среднего русского человека. Смирение было единственной формой дисциплины личности. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться. Русский человек привык думать, что бесчестность - не великое зло…»

М.Л. Лучко рассказывает об истории российской бизнес - этике. «Еще Петр I пытался в свое время «привить» в России правила честных деловых отношений и внутри страны, и в отношениях с иноземцами, сурово карая провинившихся силой своей власти. Говоря о российских традициях в предпринимательской этике, нельзя не сказать и о том, что девизом русских купцов и промышленников в XIX в. становиться принцип «Честь превыше прибыли!».

Попытки укрепить на государственном уровне нравственных основ предпринимательства в России стали более заметными в XVIII - XIX вв. Еще в 1733 г. российская Коммерц-коллегия издает указы, в которых регламентируются правила торговли внутри России с иностранными купцами, а также принципы биржевой этики. Уже тогда начинают прилагать усилия по борьбе с недобросовестной конкуренцией и нечестной торговлей. Причем параллельно с принятием законов и указов, предусматривающих административные и уголовные наказания за проступки деловых людей, пытались воздействовать на провинившихся путем морального осуждения в обществе».

Еще не так давно, если верить данным социологических исследований, имидж российских предпринимателей находился на критически низком уровне. При этом сам бизнес как сфера деятельности воспринималась в целом положительно, но формы его воплощения в России оценивались «как совершенно неприемлемые».

Отношения к нашим отечественным предпринимателям меняется не так уж быстро. Пока нельзя сказать, что общественное мнение о них в целом благоприятное. А это не способствует развитию нормального бизнеса у нас в стране, так как в «агрессивной внешней среде обитания» российским предпринимателям сложно рассчитывать на большие коммерческие успехи. Еще более негативная оценка российских бизнесменов нередко звучит из уст их зарубежных партнеров. «То, что на Западе считается бесчестно, в России считается здравым смыслом». (А. Крейг Копетас, американский ученый, журналист).

Именно различие в понимании основ этичного поведения в сфере предпринимательства на практике часто служит главным препятствием к развитию долговременных деловых контактов с зарубежными партнерами. Это отнюдь не означает , что в странах с развитой рыночной экономикой бизнес всегда ведется честно. Однако никто не отрицает, что на Западе уже сложилось представление о правилах игры, нарушение которых приводит к выталкиванию нечестных предпринимателей из их среды и с рынка вообще. Это если речь идет о неписанных этических правилах, а уж если были нарушены законы…

Наши бизнесмены в подавляющем большинстве не только не имеют такого представления. Они даже не подозревают, насколько сильно влияет соблюдение норм этики бизнеса на формирование положительного имиджа компании и на ее коммерческий успех. До сих пор считается, что «роскошь этичного бизнеса» могут позволить себе лишь немногие, ведь этика и прибыль - понятия почти противоположенные.

Сегодняшний день дает немало примеров необязательности, непорядочности, а то и просто обмана в относительно молодом российском бизнесе.

М.Л. Лучко в книге «Этика бизнеса - фактор успеха» рассказывает о том, как разрабатывались кодексы в российских компаниях. «Этические кодексы российских компаний составлялись с учетом выработанного зарубежного опыта. В них, как правило, представлены разделы, посвященные отношениям с основными группами стэйкхолдеров: сотрудников компании, ее клиентов, деловых партнеров, конкурентов, госструктур. Рассматриваются в кодексах и такие важные вопросы, как конфликт интересов, взяточничество, отношение к охране окружающей среды ит.п.

Отрадно сознавать, что большинство крупных компаний уже имеют свои этические кодексы. И пусть часто это - дань моде, срисовывание картинки западных компаний, но без такого этапа в формировании нормальных правил игры не обойтись. Сначала надо хотя бы осознать необходимость своих правил бизнеса, правил деловой этики, или этических кодексов, задуматься над тем, зачем все это нужно; потом - кодексы должны рано или поздно заработать.

Много крупных российских компаний уже осознали важность проблем социальной ответственности и, перенимая опыт зарубежных фирм, разработали в последние годы свое видение.

Отрадно, что российское бизнес-сообщество осознало необходимость, во-первых, изучать вопросы этики бизнеса и социальной ответственности; во-вторых, пропагандировать удачный опыт; в-третьих, помочь нашим предпринимателям понять, что в нынешних условиях уже нельзя отмахиваться от этих проблем, надо просто проанализировать все «плюсы» и все трудности соблюдения этических норм бизнеса. Конечно, не смотря на разные этические кодексы в компаниях, несмотря на благотворительные программы и социальные проекты, этика бизнеса в сегодняшней России находится пока на относительно низком уровне.

Причины:

Религиозные факторы. Как правильно заметил Николай Бердяев, в традициях православной религии было ценить в верующем не «честь и честность», а «святость и смирение».

Исторические факторы. Капитал начал развиваться только с 70-годов XIX в. А этика бизнеса и деловая культура, так же, как и этика и культура вообще, тесно связаны с экономической и культурной стадией развития общества. Национальные факторы. Российское общество - многонационально. Неоднородный этнический состав населения, разные группы которого имеют свои традиции, религиозные верования и национально - психологические особенности, - все это затрудняет выработку единых норм этики бизнеса в России.

Синдром советского прошлого.

Трудности переходного периода. В условиях разрушения старой системы ценностей новая появляется не так быстро, поэтому пока нельзя говорить о зрелой, сформировавшейся российской системе этических норм бизнеса.

Трудность «первоначального накопления капитала».

Несовершенство законодательной базы. С создавшихся условиях многое предприниматели стараются обмануть государство. Предсказуемость государственной политики весьма относительна.

Всеобщая безнаказанность.

Наши рекомендации